Рабочая программа по технологии для 3 класса

2
0
Материал опубликован 19 June 2022

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Поселковая средняя общеобразовательная школа





Рассмотрено

Руководитель ШМО

_______/Лушникова Т.И.

Протокол № 1

« »__________2021 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

__________/И.Н. Чехова


« »____________2021 г.

Утверждаю

Директор МКОУ Поселковой СОШ

______В.И. Калиничев

Приказ № 1

« »____________2021 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ТЕХНОЛОГИИ

3 «А» КЛАСС







Разработала учитель начальных классов

Ефременко Ольга Владимировна











2021 – 2022 уч. год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая учебная программа по технологии для 3 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), примерной учебной программы по предмету «Технология» (автор: Роговцева Н.И., М.: Просвещение, 2011 г.).

Преподавание ведется по учебнику: Технология. Учебник. 3 класс. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н. В.М.: «Просвещение», 2013 г. и последующие издания.

Цель изучения технологии в начальной школе:

- овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.

Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

- развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- развитие творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии изготовления любых изделий;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

- обучение приемам работы с природными, пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с конструктором, формирование умения подбирать необходимые для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.


Общая характеристика курса «Технологии» в 3 классе:


Теоретической основой данной программы являются:

- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы

- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Особенностью программы является то, что она обеспечивает изучение начального курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека, осваивающего природу на Земле, в Воде, в Воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Освоение содержания предмета осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

Особое внимание в программе отводится содержанию практических работ, которое предусматривает:

знакомство детей с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

овладение инвариантными составляющими технологических операций (способами работы) разметки, раскроя, сборки, отделки;

первичное ознакомление с законами природы, на которые опирается человек при работе;

знакомство со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

изготовление преимущественно объемных изделий (в целях развития пространственного восприятия);

осуществление выбора - в каждой теме предлагаются либо два-три изделия на основе общей конструкции, либо разные варианты творческих заданий на одну тему;

проектная деятельность (определение цели и задач, распределение участников для решения поставленных задач, составление плана, выбор средств и способов деятельности, оценка результатов, коррекция деятельности);

использование в работе преимущественно конструкторской, а не изобразительной деятельности;

знакомство с природой и использованием ее богатств человеком;

изготовление преимущественно изделий, которые являются объектами предметного мира (то, что создано человеком), а не природы.

Проектная деятельность и работа с технологическими картами формирует у учащихся умения ставить и принимать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения. Самостоятельное осуществление продуктивной проектной деятельности совершенствует умение находить решения в ситуации затруднения, работать в коллективе, брать ответственность за результат деятельности на себя и т.д. В результате закладываются прочные основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, приобретается опыт преобразовательной деятельности и творчества.

Продуктивная проектная деятельность создает основу для развития личности младшего школьника, предоставляет уникальные возможности для духовно-нравственного развития детей. Рассмотрение в рамках программы «Технология» проблемы гармоничной среды обитания человека позволяет детям получить устойчивые представления о достойном образе жизни в гармонии с окружающим миром. Активное изучение образов и конструкций природных объектов, которые являются неисчерпаемым источником идей для мастера, способствует воспитанию духовности. Ознакомление с народными ремеслами, изучение народных культурных традиций также имеет огромный нравственный смысл.


Место учебного предмета


В связи с утверждённым годовым календарным учебным графиком на изучение технологии отводится 1 час в неделю. Продолжительность учебного года составляет 35 недель, соответственно, на изучение тем по данному предмету отводится в количестве 35 часов.


Планируемые результаты освоения учебного предмета:


Личностные результаты

Создание условий для формирования следующих умений:

- объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,

- учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);

- учиться планировать практическую деятельность на уроке;

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);

- учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);

- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);

- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.

Познавательные УУД:

- наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;

- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;

- учиться понимать необходимость использования пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания и умения;

- находить необходимую информацию в учебнике, в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике – словарь терминов, дополнительный познавательный материал);

- с помощью учителя исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;

- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;

- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;

- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.





















Содержание учебного предмета



п/п

Название раздела/

блока

Кол-во часов


Количество практических работ

Характеристика основных видов деятельности ученика

1.

Давайте познакомимся

1 ч


Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах

(о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними).

Планировать изготовление изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Осмысливать понятия «городская инфраструктура», «маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод». Объяснять новые понятия.

Создавать и использовать карту маршрута путешествия.


2.

Человек и Земля

21 час

2

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования М 1 : 2 и М 2 : 1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания.

Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности.

Анализировать линии чертежа, конструкции изделия.

Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем.

Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материалы учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования


3.

Человек и вода

4 ч

1

Находить информацию о водном транспортев разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве водного транспорта, истории его создания, используя материалы учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. При помощи развертки конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования

4.

Человек и воздух

3 ч

1

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора.

Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта). Определять и называть основные детали вертолёта. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Применять приемы работы с разными материалами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов на аналогичные по свойствам материалы при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия


5.

Человек и информация

5 ч

2

Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную документацию.

Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения.

Создавать изделия по одной технологии. Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать качество

выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в театре.

Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных

программ, спектаклей при передаче информации


































Формы организации учебной деятельности:


Фронтальная

Индивидуальная


Виды учебной деятельности:


Проектная работа

Практическая работа

Аппликации из бумаги

Аппликации из пластилина

Работа с природным материалом

Лепка

Беседы

7. Работа с компьютером

Календарно-тематическое планирование (35 ч)


п/п

Тема урока

Дата

Примечание


1 четверть



Введение. Знакомство с учебником (1 ч)

1

1.Как работать с учебником. Путешествуем по городу

1


Человек и земля (21 ч)

2

1.Архитектура. Изделие «Дом»

1


3

2.Городские постройки. Изделие «Телебашня»

1


4

3.Парк. Изделие «Городской парк»

1


5

4.Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»

1


6

5.Проект «Детская площадка». Изделия «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели»

1


7

6.Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделия «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой»

1


8

7.Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Изделие «Украшение фартука». Практическая работа «Коллекция тканей»

1



2 четверть



9

8. Изготовление тканей. Изделие «Гобелен»

1


10

9. Вязание. Изделие «Воздушные петли»

1


11

10.Одежда для карнавала. Изделия «Кавалер», «Дама»

1


12

11.Бисероплетение. Изделия «Браслетик», «Цветочки», «Подковки».

1


13

12.Кафе. Изделие «Весы».

1


14

13.Фруктовый завтрак. Изделия «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке».

1


15

14.Сервировка стола. Изделие «Колпачок-цыпленок»

1


16

15.Бутерброды. Изделия «Бутерброды», «Радуга на шпажке»

1



3 четверть



17

16.Сервировка стола. Изделие «Салфетница». Способы складывания салфеток.

1


18

17.Магазин подарков. Изделия «Соленое тесто», «Брелок для ключей»

1


19

18.Соломка. Изделие «Золотистая соломка»

1


20

19.Упаковка подарков. Изделие «Подарочная упаковка»

1



21

20.Автомастерская. Изделие «Фургон Мороженое»

1



22

21.Грузовик, автомобиль.

1



Человек и вода (4 ч)


23

1.Мосты. Изделие «Мост»

1



24

2.Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Изделия «Яхта», «Баржа»

1



25

3.Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие «Осьминоги и рыбки». «Мягкая игрушка»

1



26

4.Фонтаны. Изделие «Фонтан». Тест «Человек и вода»

1




4 четверть




Человек и воздух (3 ч)


27

1.Зоопарк. Изделие «Птицы». Тест «Условные обозначения техники оригами»

1



28

2.Взлетная площадка. Изделие «Вертолет Муха»

1



29

3.Воздушный шар. Изделие «Воздушный шар». Тест «Человек и воздух»

1



Человек и информация (6 ч)



30

1.Переплетная мастерская. Изделие «Переплетные работы»

1



31

2.Почта. Экскурсия на почту.

1



32

3.Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль».

1



33,34

4.Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр»

2



35

5.Афиша. Изделие «Афиша». Итоговый тест

1








Планируемые результаты обучения


Обучающиеся научатся:

-определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;

-творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;

-понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);

-понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Обучающиеся получат возможность научиться:

-правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;

-с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;

-читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;

-выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;

-чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);

-выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;

-выполнять разметку по предмету;

-выполнять изображения в технике барельефа;

-лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;

-изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;

-создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;

-выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;

-выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;

-выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;

-выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;

-выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);

-анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;

-придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

-планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;

-выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;

-вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия в соответствии с поставленными условиями;

-создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;

-расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);

-выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений



Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса



Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология: Рабочие программы: 1-4 классы, Просвещение

Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Рабочие тетради для 3 класса.

3. Методическое пособие «Уроки технологии « Роговцева Н.И., Богданова Н.В.,Добромыслова Н.В.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.