МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 42 им. Х.Мамсурова
Утверждаю Согласовано Рассмотрено Директор МБОУ СОШ №42 Зам. директора по УВР на заседании ШМО __________ Ф.О. Дзагурова _____________ И.Э. Каргаева протокол № __
«__»_____________ 2021г. «__»___________ 2021г. от «__»_________ 2021г.
Руководитель ШМО __________Б.В. Гусалова
«__» ___________ 2021г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: ТЕХНОЛОГИЯ
Класс: 7"А", 7"Б", 7"В", 7"Г", 7"Д"
2021-2022 учебный год
Учитель – составитель: Ларин Д.В.
Программа разработана на основе программы Технология:
Программа: 5-8 классы / (универсальная линия) Алгоритм успеха. ФГОС. /Н.В.Синица, П.С. Самородский, В.Д.Симоненко, О.В.Яковенко и др
2021г
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена с учетом требований, предъявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования по технологии (ФГОС ООО 2010г). Основой послужили Примерная основная образо-вательная программа основного общего образования по технологии (ПООП ООО 2015 г.) и авторская рабочая программа по учебникам под ред. Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, А.Т. Тищенко, моди-фицированный вариант для неделимых классов под ред. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица - 2017 г., в со-ответствии с расписанием МБОУ СОШ №42, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2021/2022 учебный год, учебным планом МБОУ СОШ №42 им. Х.Мамсурова.
Рабочая программа учебного курса технологии предназначена для обучения учащихся 7-х неде-лимых классов средней общеобразовательной школы и рассчитана на один учебный год.
Программа включает цели и задачи предмета «Технология», общую характеристику учебного курса, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Функции программы по учебному предмету «Технология»:
• нормирование учебного процесса, обеспечивающее в рамках необходимого объёма изучаемого материала чёткую дифференциацию по разделам и темам учебного предмета;
• плановое построение содержания учебного процесса, включающее планирование последова-тельности освоения технологии в основной школе, учитывающее увеличение сложности материала, исходя из возрастных особенностей обучающихся;
• обще методическое руководство учебным процессом.
Рабочая программа составлена с учётом полученных обучающимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности..
Цели изучения предмета «Технология» в системе основного общего образования
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности. Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций. В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа по курсу «Технология» выполняет следующие задачи:
информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
•организационно-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
общеметодическое руководство. Задаются требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). Выбор направления обучения учащихся не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из образовательных потребностей и интересов учащихся. При разработке авторских программ по технологии возможно построение комбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской программой, должны соответствовать данной примерной программе. Независимо от вида изучаемых технологий содержанием рабочей программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
технологическая культура производства;
распространенные технологии современного производства;
культура, эргономика и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
методы технической, творческой, проектной деятельности;
история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Направление «Индустриальные технологии»
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
7 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2016 Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии. Рабочая тетрадь: 7 класс/Тищенко А.Т., Буглаева Н.А. – М.: Вентана - Граф, 2017 | 7 класс Тищенко А.Т. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс: методическое пособие/ А.Т. Тищенко. – 2-е изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2014 |
Направление «Технологии ведения дома»
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
7 класс Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. Технологии ведения дома 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.В. Синица, В.Д. Симоненко – М.: Вентана - Граф, 2016 Синица Н.В., Технология. Технологии ведения дома. Рабочая тетрадь 7 класс/Н.В. Синица – М.:Вентана - Граф, 2017 | 7 класс Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома: 7 класс: учебно-методическое пособие/ Н.В.Синица. – М.: Вентана - Граф, 2015 |
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет учащимся возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом. На изучение предмета «Технология» в 7 классе отводится 2 ч в неделю, итого 68 ч за учебный год ( 34 учебные недели). Предусмотрены практические работы и творческие проекты по каждому разделу.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по технологии
в 7 классе
При изучении технологии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения обучающимися предмета «Технология» в основной школе:
Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности.
Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей.
Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.
Самооценка своих умственных и физических способностей для деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации.
Планирование образовательной и профессиональной карьеры.
Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.
Метапредметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
Планирование процесса познавательной деятельности.
Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни.
Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.
Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса.
Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства.
Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость
Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных.
Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость.
Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками.
Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах.
Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства.
Соблюдение безопасных приёмов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной школе:
В познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
оценка технологических свойств материалов и областей их применения;
ориентация в имеющихся и возможных технических средствах и технологиях создания объектов труда;
классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
применение общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности;
применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов;
владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач.
В трудовой сфере:
планирование технологического процесса и процесса труда;
организация рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объекта труда;
подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
анализ, разработка и (или) реализация прикладных проектов, предполагающих:
– изготовление материального продукта на основе технологической документации с применением элементарных (не требующих регулирования) и сложных (требующих регулирования/настройки) рабочих инструментов/технологического оборудования;
– модификацию материального продукта по технической документации и изменения параметров технологического процесса для получения заданных свойств материального продукта;
– определение характеристик и разработку материального продукта, включая его моделирование в информационной среде (конструкторе);
анализ, разработка и (или) реализация технологических проектов, предполагающих оптимизацию заданного способа (технологии) получения требующегося материального продукта (после его применения в собственной практике);
анализ, разработка и (или) реализация проектов, предполагающих планирование (разработку) материального продукта в соответствии с задачей собственной деятельности (включая моделирование и разработку документации);
планирование (разработка) материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований потребительских интересов;
разработка плана продвижения продукта;
проведение и анализ конструирования механизмов, простейших роботов, позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с помощью материального или виртуального конструктора);
планирование последовательности операций и разработка инструкции, технологической карты для исполнителя, согласование с заинтересованными субъектами;
выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
определение качества сырья и пищевых продуктов органолептическими и лабораторными методами;
приготовление кулинарных блюд из молока, овощей, рыбы, мяса, птицы, круп и др. с учётом требований здорового образа жизни;
формирование ответственного отношения к сохранению своего здоровья;
составление меню для подростка, отвечающего требованию сохранения здоровья;
заготовка продуктов для длительного хранения с максимальным сохранением их пищевой ценности;
соблюдение безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены;
соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
выбор и использование кодов и средств представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и мерительных инструментов и карт пооперационного контроля;
выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
документирование результатов труда и проектной деятельности;
расчёт себестоимости продукта труда.
В мотивационной сфере:
оценка своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования;
выраженная готовность к труду в сфере материального производства;
согласование своих потребностей и требований с другими участниками познавательно-трудовой деятельности;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
применение различных технологий технического творчества и декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, чеканка, роспись ткани, ткачество, войлок, вышивка, шитьё и др.) в создании изделий материальной культуры;
моделирование художественного оформления объекта труда;
способность выбрать свой стиль одежды с учётом особенности своей фигуры;
эстетическое оформление рабочего места и рабочей одежды;
сочетание образного и логического мышления в процессе творческой деятельности;
создание художественного образа и воплощение его в продукте;
развитие пространственного художественного воображения;
развитие композиционного мышления, чувства цвета, гармонии, контраста, пропорции, ритма, стиля и формы;
понимание роли света в образовании формы и цвета;
решение художественного образа средствами фактуры материалов;
использование природных элементов в создании орнаментов, художественных образов моделей;
сохранение и развитие традиций декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном творчестве;
применение методов художественного проектирования одежды;
художественное оформление кулинарных блюд и сервировка стола;
соблюдение правил этикета.
В коммуникативной сфере:
умение быть лидером и рядовым членом коллектива;
формирование рабочей группы с учётом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
публичная презентация и защита идеи, варианта изделия, выбранной технологии и др.;
способность к коллективному решению творческих задач;
способность объективно и доброжелательно оценивать идеи и художественные достоинства работ членов коллектива;
способность прийти на помощь товарищу;
способность бесконфликтного общения в коллективе.
В физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и приспособлениями;
достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прилагаемого к инструменту, с учётом технологических требований;
развитие глазомера;
развитие осязания, вкуса, обоняния.
Требования к оценке знаний, умений и
навыков учащихся.
Оценка устного ответа
Оценка 5 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ полный и правильный; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены 1-2 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или ответ неполный, несвязный.
Оценка 2 ставится в том случае, если при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка практических работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не закончено в срок.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Оценка 5 ставится, если учащийся:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка 4 ставится, если учащийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка 3 ставится, если учащийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится, если учащийся:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка 1 ставится, если учащийся:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.
Оценка творческих и проектных работ.
Технико-экономические требования | Оценка «5» ставится, если учащийся: | Оценка «4» ставится, если учащийся: | Оценка «3» ставится, если учащийся: | Оценка «2» ставится, если учащийся: |
Защита проекта | Обнаруживает полное соответствие содержания доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает на все поставленные вопросы. Умеет самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами. | Обнаруживает, в основном, полное соответствие доклада и проделанной работы. Правильно и четко отвечает почти на все поставленные вопросы. Умеет, в основном, самостоятельно подтвердить теоретические положения конкретными примерами | Обнаруживает неполное соответствие доклада и проделанной проектной работы. Не может правиль-но и четко ответить на отдельные вопросы. Затрудняется самостоятельно подтвердить теоретическое положение конкретными примерами. | Обнаруживает незнание большей части проделанной проектной работы. Не может правильно и четко ответить на многие вопросы. Не может подтвердить теоретические положения конкретными примерами. |
Оформление проекта | Печатный вариант. Соответствие требованиям последовательности выполнения проекта. Грамотное, полное изложение всех разделов. Наличие и качество наглядных материалов (иллюстрации, зарисовки, фотографии, схемы и т.д.). Соответствие технологических разработок современным требованиям. Эстетичность выполнения. | Печатный вариант. Соответствие требованиям выполнения проекта. Грамотное, в основном, полное изложение всех разделов. Качественное, неполное количество наглядных материалов. Соответствие технологических разработок современным требованиям. | Печатный вариант. Неполное соответствие требованиям проекта. Не совсем грамотное изложение разделов. Некачественные наглядные материалы. Неполное соответствие технологических разработок v современным требованиям. | Рукописный вариант. Не соответствие требованиям выполнения проекта. Неграмотное изложение всех разделов. Отсутствие наглядных материалов. Устаревшие технологии обработки. |
Практическая направленность | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению, предусмотренному при разработке проекта. | Выполненное изделие соответствует и может использоваться по назначению и допущенные отклонения в проекте не имеют принципиального значения. | Выполненное изделие имеет отклонение от указанного назначения, предусмотренного в проекте, но может использоваться в другом практическом применении. | Выполненное изделие не соответствует и не может использоваться по назначению. |
Соответствие технологии выполнения | Работа выполнена в соответствии с технологией. Правильность подбора технологических операций при проектировании | Работа выполнена в соответствии с технологией, отклонение от указанных инструкционных карт не имеют принципиального значения | Работа выполнена с отклонением от технологии, но изделие может быть использовано по назначению | Обработка изделий (детали) выполнена с грубыми отклонениями от технологии, применялись не предусмотренные операции, изделие бракуется |
Качество проектного изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу чертежа. Размеры выдержаны. Отделка выполнена в соответствии с требованиями предусмотренными в проекте. Эстетический внешний вид изделия | Изделие выполнено в соответствии эскизу, чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого, в основном внешний вид изделия не ухудшается | Изделие выполнено по чертежу и эскизу с небольшими отклонениями, качество отделки удовлетворитель-но, ухудшился внешний вид изделия, но может быть использован по назначению | Изделие выполнено с отступлениями от чертежа, не соответствует эскизу. Дополнительная доработка не может привести к возможности использования изделия |
Распределение учебного времени по разделам
и темам программы «Технология»
№ п/п | Название главы, темы | Количество часов |
Вводный урок | 1 | |
Входная контрольная работа | 1 | |
Раздел «Интерьер жилого дома» (10 ч) | ||
Освещение жилого помещения. | 2 | |
Предметы искусства и коллекции в интерьере | 2 | |
Гигиена жилища | 2 | |
Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении | 2 | |
Творческий проект «Умный дом». Защита проекта «Умный дом» | 2 | |
Раздел «Кулинария» (11 ч) | ||
Блюда из молока и кисломолочных продуктов | 2 | |
Изделия из жидкого теста | 2 | |
Виды теста и выпечки | 2 | |
Сладости, десерты, напитки | 2 | |
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет | 3 | |
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» (12 ч) | ||
Свойства текстильных материалов | 2 | |
Конструирование швейных изделий | 2 | |
Моделирование швейных изделий | 2 | |
Технология изготовления швейных изделий | 6 | |
Раздел «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» (6 ч) | ||
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов | 6 | |
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» (8 ч) | ||
Технологии художественно-прикладной обработки материалов | 8 | |
Раздел «Технологии ремонтно-отделочных работ» (2 ч) | ||
Технологии ремонтно-отделочных работ | 2 | |
Раздел «Художественные ремёсла» (10 ч) | ||
Ручная роспись тканей | 4 | |
Вышивание | 6 | |
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (7 ч) | ||
Исследовательская и созидательная деятельность | 2 | |
Творческий проект с использованием изученной технологии | 5 | |
Итого | | 68 |
Основное содержание курса
Технологии ведения дома
Раздел «Технологии домашнего хозяйства», «Электротехника»
Освещение жилого помещения. Предметы искусства и коллекции в интерьере
Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Типы ламп. Виды светильников. Системы управления светом. Типы освещения. Оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер.
Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки.
Гигиена жилища
Виды уборки, их особенности. Правила проведения ежедневной, влажной и генеральной уборки.
Бытовые электроприборы
Электрические бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении. Современный многофункциональный пылесос. Приборы для создания микроклимата: кондиционер, ионизатор-очиститель воздуха, озонатор.
Раздел «Кулинария»
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Значение молока и кисломолочных продуктов в питании человека. Натуральное (цельное) молоко. Молочные продукты. Молочные консервы. Кисломолочные продукты. Сыр. Методы определения качества молока и молочных продуктов. Посуда для приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов. Молочные супы и каши: технология приготовления и требования к качеству. Подача готовых блюд. Технология приготовления творога в домашних условиях. Технология приготовления блюд из кисломолочных продуктов.
Изделия из жидкого теста
Виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Технология приготовления теста и изделий из него: блинов, блинчиков с начинкой, оладий и блинного пирога. Подача их к столу. Определение качества мёда органолептическими и лабораторными методами.
Виды теста и выпечки
Продукты для приготовления выпечки. Разрыхлители теста. Инструменты и приспособления для приготовления теста и формования мучных изделий. Электрические приборы для приготовления выпечки. Дрожжевое, бисквитное, заварное тесто и тесто для пряничных изделий. Виды изделий из них. Рецептура и технология приготовления пресного слоёного и песочного теста. Особенности выпечки изделий из них. Профессия кондитер.
Сладости, десерты, напитки
Виды сладостей: цукаты, конфеты, печенье, безе (меренги). Их значение в питании человека. Виды десертов. Безалкогольные напитки: молочный коктейль, морс. Рецептура, технология их приготовления и подача к столу
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Меню сладкого стола. Сервировка сладкого стола. Набор столового белья, приборов и посуды. Подача кондитерских изделий и сладких блюд. Правила поведения за столом и пользования десертными приборами. Сладкий стол-фуршет. Правила приглашения гостей. Разработка пригласительных билетов с помощью ПК
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов»
Свойства текстильных материалов
Классификация текстильных волокон животного происхождения. Способы их получения. Виды и свойства шерстяных и шёлковых тканей. Признаки определения вида ткани по сырьевому составу. Сравнительная характеристика свойств тканей из различных волокон
Конструирование швейных изделий
Понятие о поясной одежде. Виды поясной одежды. Конструкции юбок. Снятие мерок для изготовления поясной одежды. Построение чертежа прямой юбки
Моделирование швейных изделий
Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета
Моделирование швейных изделий
Приёмы моделирования поясной одежды. Моделирование юбки с расширением книзу. Моделирование юбки со складками. Подготовка выкройки к раскрою. Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод, с CD и из Интернета.
Швейная машина
Уход за швейной машиной: чистка и смазка движущихся и вращающихся частей
Технология изготовления швейных изделий
Правила раскладки выкроек поясного изделия на ткани. Правила раскроя. Выкраивание бейки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы ножницами, булавками, утюгом. Дублирование детали пояса клеевой прокладкой-корсажем. Основные операции при ручных работах: прикрепление подогнутого края потайными стежками — подшивание. Основные машинные операции: подшивание потайным швом с помощью лапки для потайного подшивания; стачивание косых беек; окантовывание среза бейкой. Классификация машинных швов: краевой окантовочный шов с закрытым срезом и с открытым срезом. Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. Притачивание застёжки-молнии вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней, встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Устранение дефектов после примерки. Последовательность обработки поясного изделия после примерки. Технология обработки вытачек, боковых срезов, верхнего среза поясного изделия прямым притачным поясом. Вымётывание петли и пришивание пуговицы на поясе. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная чистка и влажно-тепловая обработка изделия.
Раздел «Художественные ремёсла»
Ручная роспись тканей
Понятие о ручной росписи тканей. Подготовка тканей к росписи. Виды батика. Технология горячего батика. Декоративные эффекты в горячем батике. Технология холодного батика. Декоративные эффекты в холодном батике. Особенности выполнения узелкового батика и свободной росписи. Профессия художник росписи по ткани
Вышивание
Материалы и оборудование для вышивки. Приёмы подготовки ткани к вышивке. Технология выполнения прямых, петлеобразных, петельных, крестообразных и косых ручных стежков. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами, по диагонали. Использование ПК в вышивке крестом. Техника вышивания художественной, белой и владимирской гладью. Материалы и оборудование для вышивки гладью. Атласная и штриховая гладь. Швы французский узелок и рококо. Материалы и оборудование для вышивки атласными лентами. Швы, используемые в вышивке лентами. Стирка и оформление готовой работы. Профессия вышивальщица.
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности»
Исследовательская и созидательная деятельность
Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7 классе. Составные части годового творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта
Индустриальные технологии
Раздел «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов»
Понятие о конструкторской документации. Понятие о технологическом документации и технологическом процессе. Правила заточки дереворежущих инструментов. Точность измерений. Виды шиповых столярных изделий. Технология шипового соединения деталей. Принципы соединений деталей с помощью шкантов и шурупов, ввинчиваемых в нагели. Правила безопасной работы.
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»
Мозаика, ее виды ( инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри) Художественное и ручное тиснение по фольге. Технология изготовления декоративных изделий из проволоки. Технология художественной обработки изделий в технике просечного металла. Чеканка как способ художественной обработки металла.
Раздел «Технологии ремонтно-отделочных работ»
Основы технологии малярных работ.
Календарно-тематическое планирование по технологии 7 класс
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Формы организации учебно-познавательной деятельности | Система контроля | Д/З | Дата проведения | |||||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок (Повторение материала 6 класса). Вводный инструктаж по ТБ | Урок комб. | Знакомство с учебником, условными обозначениями, критериями оценки. Знакомство с правилами ТБ. | Р:Целеполагание,планирование, рефлексия, волевая регуляция. К:Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы | Ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности. Обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Правила ТБ | | | ||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
2 | Входная контрольная работа | |||||||||||||||||||||
Раздел «Интерьер жилого дома» 10ч | ||||||||||||||||||||||
3 | Освещение жилого помещения. | Урок открытия нового знания | Знания: о требованиях к уровню освещения, типах и видах светильников; способах размещения коллекций. Умения: выполнять эскиз (план) размещения светильников в жилом помещении с учетом всех требований, анализировать варианты размещения коллекций | П:Исследовательская деятельность, определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Р:Целеполагание,планирование, рефлексия, волевая регуляция. К:Диалог, сотрудничество, умение задавать вопросы | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно-эстетическая ориентация | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §1 | | | ||||||||||||
4 | | | ||||||||||||||||||||
5 | Предметы искусства и коллекции в интерьере | Урок открытия нового знания | Знания: о оформление интерьера произведениями искусства. Оформление и размещение картин. Понятие о коллекционировании. Размещение коллекций в интерьере. Профессия дизайнер. | П:Построение цепи рассуждений, умение делать выводы, исследовательская и проектная деятельность. Р:Рефлексия, оценка и самооценка. К:Диалог, про явление инициативы, сотрудничество, умения слушать и выступать | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям, воспитание трудолюбия | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §2 | | | ||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
7 | Гигиена жилища | Урок рефлексии | Знания: о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, бытовых приборах для уборки помещений и создания микроклимата. Умения: составлять план уборки помещения, выполнять уборку с использованием бытовых приборов | П:Определение понятий, сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция. К:Диалог, сотрудничество | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, познавательного интереса, эстетических чувств, смыслообразования; нравственно-эстетическая ориентация | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §3 | | | ||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
9 | Бытовые приборы для уборки и создания микроклимата в помещении | Урок открытия нового знания | Знания: о потребность в бытовых электроприборах для уборки и создания-микроклимата в помещении. Находить и представлять информацию о видах и функциях климатических приборов. Подбирать современную бытовую технику с учётом потребностей и доходов семьи | П:Сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, умение классифицировать, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, умения слушать и выступать | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §4 | | | ||||||||||||
10 | ||||||||||||||||||||||
11 | Творческий проект «Умный дом». Обоснование проекта | Урок развивающего контроля | Знания: о цели и задачах, этапах проектирования. Умения: находить информацию в поисковых системах Интернета, выполнять проект по теме« Интерьер» | П:Определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ, иследовательская и проектная деятельность, построение цепи рассуждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям, воспитание трудолюбия | Фронтальная индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
12 | Защита проекта «Умный дом» | Урок комб. | Знания: о правилах защиты проекта; функциональных возможностях приборов и систем управления «Умный дом». Умения: защищать проект, анализировать результат проектной деятельности по предложенным критериям | П:Построение цепи рассуждений, умение делать выводы, исследовательская и проектная деятельность. Р:Рефлексия, оценка и самооценка. К:Диалог, про явление инициативы, сотрудничество, умения слушать и выступать | Формирование самомотивации при защите проекта, смыслообразования; реализация творческого потенциала, развитие готовности к самостоятельным действиям, самооценки, умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позицией будущей социализации | Индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
Раздел «Кулинария» 11ч | ||||||||||||||||||||||
13 | Блюда из молока и кисломолочных продуктов | Урок общеметодологической направленности | Знания: о санитарно-гигиенических - требованиях, безопасных приемах работы на кухне, о питательной ценности молочных и кисломолочных продуктов, технологии приготовления блюд из молока, творога. Умения: соблюдать правила безопасной работы на кухне, знать технологию приготовления блюд из молока и кисломолочных продуктов | П:Сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, умение классифицировать, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, умения слушать и выступать | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §5 | | | ||||||||||||
14 | | | ||||||||||||||||||||
15 | Изделия из жидкого теста. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о требованиях, предъявляемых к качеству продуктов для выпечки изделий из жидкого теста, к качеству посуды и инвентаря; о технологии приготовления блинов, блинчиков, оладий. Умения: выпекать изделия из жидкого теста с соблюдением технологии приготовления | П:Определение понятий, смысловое чтение, сопоставление, анализ, иследовательская и проектная деятельность, построение цепи рас - суждений, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §6 | | | ||||||||||||
16 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
17 | Виды теста и выпечки. | Урок открытия нового знания | Знания: о виды блюд из жидкого теста. Продукты для приготовления жидкого теста. Пищевые разрыхлители для теста. Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. готовить изделия из жидкого теста. Умения: дегустировать и определять качество готового блюда. Находить и представлять информацию о рецептах блинов, блинчиков и оладий, о народных праздниках, сопровождающихся выпечкой блинов | П:Построение цепи рассуждений, умение делать выводы, исследовательская и проектная деятельность. Р:Рефлексия, оценка и самооценка. К:Диалог, про явление инициативы, сотрудничество, умения слушать и выступать | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §7 | | | ||||||||||||
18 | ||||||||||||||||||||||
19 | Технология приготовления изделий из пресного слоеного теста. Технология приготовления изделий из песочного теста. | Урок развивающего контроля | Знания: о видах теста, о технологии приготовления различных изделий из теста. Умения: составлять технологические карты приготовления изделий из слоеного и песочного теста | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §8,9 | | | ||||||||||||
20 | Технология приготовления сладостей, десертов, напитков. | Урок развивающего контроля | Знания: о способах приготовления сладостей, десертов, сладких напитков, требованиях к качеству готового блюда. Умения: готовить сладкие напитки, десерты, используя технологическую карту. | П:Анализ, умение делать выводы, поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Р:Целеполагание, волевая регуляция, оценка и самооценка.. К:Диалог, организация учебного сотрудничества | Формирование нравственно-этической ориентации, познавательного интереса; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §10 | | | ||||||||||||
21 | Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет. Групповой творческий проект «Праздничный сладкий стол». Разработка меню | Урок общеметодологической направленности | Знания: о калорийности продуктов, сервировке сладкого стола, правилах этикета при подаче и употреблении десертов, фруктов, пирожных, об этапах выполнения проекта. Умения: сервировать сладкий стол | П:Сопоставление, рассуждение, анализ, построение цепи рассуждений, поиск информации. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §11 | | | ||||||||||||
22 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
23 | Выполнение и защита проекта «Праздничный сладкий стол» | Урок развивающего контроля | Знания: о сервировке праздничного сладкого стола, правил защиты проекта. Умения: готовить сладкие блюда, десерты, сервировать стол, защищать проект | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, проявление инициативы, дискуссия, сотрудничество, умения слушать и выступать | Формирование нравственно-этической ориентации, познавательного интереса, овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации | Индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
Раздел «Создание изделий из текстильных материалов» 12 ч | ||||||||||||||||||||||
24 | Текстильные материалы из волокон животного происхождения. П/Р «Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств» | Урок открытия нового знания | Знания: о технологии производства тканей из волокон животного происхождения, свойствах шерстяных и шелковых тканей. Умения: определять состав тканей по их свойствам; подбирать ткань для изготовления швейного изделия | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование нравственно-этической ориентации, познавательного интереса; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда; воспитание трудолюбия | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §12 | | | ||||||||||||
25 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
26 | Конструирование поясной одежды. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о видах поясной одежды, правилах измерения и условных обозначениях для построения чертежа поясного швейного изделия (прямой юбки). Умения: снимать мерки и записывать с помощью условных сокращений | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §13 | | | ||||||||||||
27 | Моделирование поясной одежды. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о способах моделирования поясной одежды. Умения: выполнять моделирование поясной одежды (прямой юбки) в соответствии с замыслом | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §14 | | | ||||||||||||
28 | Раскрой поясной одежды и дублирование детали пояса | Урок открытия нового знания | Знания: о дублирование детали пояса клеевой прокладкой- корсажем. Умения: Основные операции при ручных работах,: прикрепление подогнутого края потайными стежками –подшивание. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §16 | | | ||||||||||||
29 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
30 | Технология ручных работ. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о приемах выполнения ручных работ, терминологии, правилах безопасной работы. Умения: выполнять прямые, косые, крестообразные стежки для подшивания изделий | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §17 | | | ||||||||||||
31 | ||||||||||||||||||||||
32 | Технология машинных работ. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о приспособлениях к швейной машине, терминологии, применяемой при выполнении машинных работ, о правилах безопасного труда на швейной машине. Умения: выполнять образцы швов с использованием различных приспособлений к швейной машине | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §18 | | | ||||||||||||
33 | | | ||||||||||||||||||||
34 | Технология обработки среднего шва юбки с застёжкой-молнией и разрезом. | Урок открытия нового знания | Знания: о технология обработки среднего шва юбки с застежкой молнией и разрезом. Притачивание стежки – молнии и вручную и на швейной машине. Технология обработки односторонней , встречной и бантовой складок. Подготовка и проведение примерки поясной одежды. Умения: Обрабатывать средний шов юбки с застежкой молнией на проектном изделии. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §19 | | | ||||||||||||
35 | | | ||||||||||||||||||||
Раздел «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» 6ч | ||||||||||||||||||||||
36 | Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины. | Урок комб. | Знания: о конструкторской документации; о конструктивных элементах деталей. Умения: выполнения чертежей деталей из древесины. Формирование понятий: конструкторская документация: схема инструкция; единая система конструкторской документации (ЕСТД); конструктивные элементы: фаска, галтель. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
37 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
38 | Столярные шиповые соединения. | Урок комб. | Знания: о технологии шипового соединения деталей; Умения: изготовления изделий из древесины с шиповым соединением брусков; решения технологических задач на основе заданных алгоритмов. Формирование понятий: шиповое соединение, шип, проушина, гнездо. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
39 | Технология шипового соединения деталей. | Урок комб. | Знания: технологии шипового соединения деталей. Умения: решения технологических задач на основе заданных алгоритмов. Формирование понятий:разметка, запиливаниеи выпиливание шипов и проушин; выдалбливание проушин и гнезд; долото, стамеска; подгонка, склеивание и зачистка шипового соединения. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
40 | ||||||||||||||||||||||
41 | Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель | Урок комб. | Знание: соединения деталей с помощью шкантов и шурупами в нагель. Умения: осуществлять сборку деталей с помощью шкантов; соединять бруски из древесины шурупами в нагель. Формирование понятия: нагель | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации - изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
Раздел «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» 8ч | ||||||||||||||||||||||
42 | Художественная обработка древесины. Мозаика. | Урок открытия нового знания | Знания: о видах мозаики (инкрустация, интарсия, блочная мозаика, маркетри);о технологии изготовления мозаичных наборов Формирование представлений: о мозаике как способе художественного оформления изделий из древесины; об инструментах и материалах для выполнения мозаики в технике маркетри; о правилах безопасного труда при выполнении художественно-прикладных работ с древесиной | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
43 | ||||||||||||||||||||||
44 | Технология изготовления мозаичных наборов. Мозаика с металлическим контуром | Урок открытия нового знания | Знания: о изготовлении мозаичных наборов из шпона, украшения мозаики филигранью Формирование представлений: о мозаике с металлическим контуром (филиграни, скани) | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
45 | ||||||||||||||||||||||
46 | Тиснение по фольге. Басма | Урок открытия нового знания | Знания: о технологии художественного ручного тиснения по фольге; о технологии изготовления изделий в технике басмы; Умения: выполнения декоративных изделий в технике тиснения по фольге и басмы Формирование представлений: о металлопластике (тиснение по фольге) как одном из способов художественной обработке металла; о технологии ручного тиснения по фольге; о басме как способе выдавливания (прессования) рельефного рисунка на тонких листах металла | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
47 | ||||||||||||||||||||||
48 | Просечной металл | Урок открытия нового знания | Знания: о художественных изделиях, выполненных в технике просечного металла Умения: изготовления несложных изделий в технике просечного металла.Формирование представлений: о технике просечного металла как одном из способов его художественной обработки, об инструментах и материалах для выполнения этой работы | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
49 | Чеканка | Урок открытия нового знания | Знания: о художественных изделиях, выполненных в технике чеканки Умения: изготовления металлических рельефов методом чеканки Формирование представлений: о чеканке как способе получения рельефного рисунка на тонких листах металла | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразования, экологического сознания; воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
Раздел «Технологии домашнего хозяйства» 2 ч | ||||||||||||||||||||||
50 | Основы технологии малярных работ | Урок открытия нового знания | Знания: о правилах безопасной работы, при проведении несложных ремонтных малярных работ, экологических проблемах при проведении строительных работ Умения: самостоятельно проводить несложные ремонтные малярные работы, контролировать и оценивать их качество Формирование представлений: об основах технологии малярных работ, инструментах и материалах, применяемых для окрашивания поверхностей | П:Сопоставление, анализ, построение цепи рассуждений, смысловое чтение. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического и экономического мышления, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | Записи в тетради | | | ||||||||||||
51 | | | ||||||||||||||||||||
Раздел "Художественные ремесла" 10 ч | ||||||||||||||||||||||
52 | Ручная роспись тканей. | Урок открытия нового знания | Знания: о технологии ручной росписи ткани, материалах, красителях, приспособлениях. Умения: выполнить эскиз для росписи ткани. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно- практической деятельности, воспитание трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §23 | | | ||||||||||||
53 | ||||||||||||||||||||||
54 | Ручные стежки и швы на их основе. | Урок общеметодологической направленности | Знать: о технологии выполнения вышивки прямыми, петельными, косы- ми, петлеобразными, крестообразными стежками. Уметь: выполнять ручные вышивальные стежки | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §24 | | | ||||||||||||
55 | | | ||||||||||||||||||||
56 | Вышивание счётными швами. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о технологии счетных швов. Умения: выполнять вышивку швом крест | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §25 | | | ||||||||||||
57 | ||||||||||||||||||||||
58 | Вышивание по свободному контуру. | Урок общеметодологической направленности | Знания: о технологии гладьевых швов. Умения: выполнять вышивку гладьевыми швами | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §26 | | | ||||||||||||
59 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
60 | Вышивка лентами. | Урок открытия нового знания | Знания: о технологии вышивки лентами. Умения: выполнять вышивку лентами | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Опрос, контроль учителя | §29 | | | ||||||||||||
61 | | | ||||||||||||||||||||
Раздел «Технологии творческой и опытнической деятельности» (7 ч) | ||||||||||||||||||||||
62 | Творческий проект «Выполнение образца вышивки швом крест». Обоснование проекта | Урок комб. | Знания: об алгоритме учебного проектирования, технологичекой последовательности изготовления изделия, декорированного вышивкой. Умения: определять проблему проекта, цель, задачи, планировать выполнение работы | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности, проявление технико-технологического и экономического мышления | Групповая, фронтальная индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
63 | Защита проекта | Урок комб. | Знания: о правилах защиты проекта. Умения: анализировать достоинства и недостатки проекта по предложенным критериям, выступать с защитой проекта. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации выполнения проекта, смыслообразования; развитие готовности к самостоятельным действиям, реализация творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности | Групповая, фронтальная индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
64 | Творческий проект с использованием изученной технологии. | Урок комб. | Понятие о творческой проектной деятель-ности , индивидуаль-ных и коллективных проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 7классе. Составные части творческого проекта семиклассников. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки доклада для защиты | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
65 | ||||||||||||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
66 | Защита проекта | Урок комб. | Подготовка презентации, пояснительной записки доклада для защиты творческого проекта | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Индивидуальная | Защита проекта | Проект | | | ||||||||||||
| | |||||||||||||||||||||
67 | ||||||||||||||||||||||
68 | Защита проекта | Урок комб. | Проводить презентацию проекта. | П:Сопоставление, рассуждение, анализ. Р:Целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка. К:Диалог, монолог, организация учебного сотрудничества | Формирование мотивации и самомотивации изучения темы, развитие готовности к самостоятельным действиям, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности | Индивидуальная | Защита проекта | | | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для учителя:
Фундаментальное ядро содержания общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения
Программа «Технология» 5-8 класс, М.:«Вентана-Граф», 2012
Учебник «Технология. Технология ведения дома. 7 класс» под редакцией В.Д.Симоненко, издательство «Вентана-Граф», 2013 г.
«Технология обработки ткани. 5, 6, 7,8 класс» В. Чернякова, Москва, «Просвещение», 2009гг.
«Кулинария. 7-9» В.И. Ермакова, Москва, «Просвещение» 1992г
Давыдова М.А. Поурочные разработки по технологии (вариант для девочек). 6 класс. М.: ВАКО, 2010.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
Метод проектов в технологическом образовании: монография / Под ред. В.А. Кальней. М.: Педагогическая академия, 2010.
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Для обучающихся:
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.В. Синица, В.Д. Симонен- ко. М.: Вентана-Граф, 2013.
Синица Н.В. Технология. Технологии ведения дома. 6 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.В. Синица. М.: Вентана-Граф, 2014.
Барановский В.А. Повар-технолог/Серия «учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д:
Феникс, 2003. – 416с.
Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО
«Мир книги», 2007. – 96с.
Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 159с.
Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культураи традиции», 2007. – 112с.
Додж В. Шьем одежду для кукол /Пер. с анг. Г.И.Левитан. – М.: ООО «Попурри», 2005.-
184с.
Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 32с.
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002. – 96с.
8. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001.
– 96с.
Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001. – 416с.
Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005. – 94с.
Симоненко В.Д. Основы потребительской культуры. Учебник для старших классов
общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 176с.
Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб.
«Полигон».1998. -31с.
Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000. – 192с.
Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. – Ростов н/Д:Феникс, 2006. –
480с.
Интернет-ресурсы
1. Сайт ≪Единое окно доступа к образовательным ресурсам≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
2. Сайт ≪Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
3. Сайт ≪Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru
4. Сайт ≪Образовательные ресурсы сети Интернет≫: [Электронный документ]. Режим доступа:http://katalog.iot.ru
5. Сайт ≪Сеть творческих учителей≫: [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.it-n.ru
6. Сайт ≪Федеральный государственный образовательный стандарт≫: [Электронный документ].Режим доступа: http://standart.edu.ru
Информационно-коммуникационные средства:
1)Обучающая система «Повар-кондитер» -5-7 классы;
2)Электронное пособие «Ремонт и обустройство дома своими руками»;
3)Обучающая система компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: № 31 «Женская одежда»;
4)Методическое пособие по воссозданию и реконструкции народного костюма в школе. Автор Хамитулина М.А.
5)Программы для вышивки крестом: PCStitch сайт программы: http:// pcstitch.comPCSPro.aspx7)Электронная библиотека технологии. (Кулинария, технология ведения дома, электротехника.), М.: Одиссей, 2004
Технические средства обучения:
1)Ноутбук.
2) Видеопроектор.
Учебно-практическое оборудование:
1) Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.