Рабочая программа по внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания (раздел Политика)»
Муниципальное образование город Новороссийск
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новороссийский казачий кадетский корпус
Краснодарского края
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от «28» августа 2020го
протокол №______________
Председатель совета _________Ю.П.Постников
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы обществознания (раздел "Политика")»
Уровень образования (класс) среднее общее образование 10-11 класс
Количество часов 68, 1 час в неделю
Авторы программы: учитель обществознания, кандидат политических наук Т.В.Чешенова и учитель обществознания Т.Г. Гудкова
Программа разработана на основе:
Программы учебного (элективного) курса «Политический вектор развития современного общества» для образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования :10–11 классы / И.Л. Каменчук, С.А. Геращенко, И.М. Власова. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2018. – 24 с., кодификатора элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов при проведении ЕГЭ в 2020 году.
в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом ООП ГБОУ Новороссийский казачий кадетский корпус
Планируемые результаты освоения программы учебного курса «Актуальные вопросы обществознания» уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиций оценки достижения этих результатов.
Результаты изучения учебного курса обучающихся должны отражать:
развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного курса: развитие общей и политической культуры школьников, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Планируемые личностные результаты
Личностные результаты включают:
отражение российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
отражениегражданскойпозициикакактивногоиответственногочленароссийскогообщества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные политические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития политической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
развитие политического сознания и упорядочение политического поведения на основе усвоения политических ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику социально-политических отношений.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражают:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать всевозможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из источников разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение определять назначение и функции различных политических институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждения, видеть различные стратегии решения задач;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
-умение демонстрировать свое речевое и неречевое поведение в учебных и внеучебных ситуациях;
- способность сознательно организовать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., контролировать и корректировать деятельность, давать ей оценку;
- умение генерировать идеи и определять средства для их реализации;
-умение вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Познавательные универсальные учебные действия:
-моделирование социально-политических процессов;
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы);
-способность к решению творческих задач, участие в проектной и учебно-исследовательской деятельности;
-понимание различий между исходными фактами и гипотезами, теоретическими моделями и реальными объектами для их объяснения;
-овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей, процессов или явлений;
-овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
-чтение текстов с извлечением необходимой информации, умение анализировать информацию, сопоставлять факты, делать заключения и выводы;
-умение анализировать явления и события социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного поведения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
-умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в группах над задачами исследовательского характера;
-умение контролировать, корректировать и оценивать свои действия и действия партнеров;
-развитие и активное проявление коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
-владение навыками организации и участия в коллективной деятельности.
Планируемые предметные результаты
Врезультате обучения по Программе учебного курса «Актуальные вопросы обществознания» обучающийся научится:
описывать и оценивать важнейшие политические феномены современного общества;
аргументировать свою позицию по основным теоретическим проблемам политологии;
самостоятельно работать с различными источниками информации политической тематики, свободно излагать их содержание;
выделять субъекты политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;
высказывать аргументированные суждения Ο соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию Ο сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;
определятьрольполитическойэлитыиполитическоголидеравсовременномобществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
формулировать суждение Ο значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;
оценивать роль СМИ в современной политической жизни;
иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;
различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение Ο значении участия граждан в политике.
Обучающийся получит возможность научиться:
грамотно, с пониманием объяснять происходящие политические события;
использовать свои знания с целью разрешения политических проблем;
анализировать информацию Ο процессах формировании правового государства и гражданского общества в РФ;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ Ο функциях и значении местного самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
Содержание курса внеурочной деятельности, с указанием форм организации и видов деятельности
10 класс – 34 часа
Раздел 1. Политика. Политическая система (4час.)
Понятие «политика», её возникновение и признаки .1ч
Введение Аристотелем термина политика в IV в до н.э. Структура политики. Политические акторы. Виды политики: классификация по уровню и масштабам осуществления политики: мировая, национальная (внутренняя и внешняя), региональная. классификация по субъектам политики: политика государства, политика партии, ощественно-политического движения, лидера.
Взаимосвязь политики с остальными сферами жизни общества1ч
Платон, Н. Макиавелли и Т. Гоббс о проблеме соотношения политики и морали. Право как важнейший источник легитимации политической власти. Право как ограничитель политической активности. Критерии оценки поведения: в праве (законно или незаконно)и в политике(польза или вред ).
Политическая система. Структура политической системы1ч
Понятие политической системы. Политические отношения; политическая организация общества (государственно-правовые органы, политические партии, массовые общественные организации, трудовые коллективы);средства массовой информации; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура как элементы политической системы
Функции политической системы1ч
Функции: конверсии, адаптации, мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей. Охранительная функция, внешнеполитическая, консолидирующая и распределительная функции
2 Политические институты (14 час.)
Государство как центральный институт в политической системе общества 2ч
Государство. Теории возникновения государства 1ч
Понятие государства. Различные теории происхождения государства. Государственный суверенитет. Формационный и цивилизационный подход к характеристике государства
Признаки и функции государства 1ч
Территория, население, суверенитет, налоги, законы, публичная власть, Функции внешние (обеспечение национальной безопасности; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами; защиту интересов страны на международной арене.) и внутренние (охрана существующего политического строя, порядка и законности, защита прав человека; хозяйственно-организаторская (регулирование экономики, поддержание экономической стабильности); разработка и реализация социальной политики (выполнение социальных программ); культурно-воспитательная)
Типы и формы государства 5ч
Политический режим .Типология политических режимов. 1ч
Процедуры и способы формирования институтов власти, стиль принятия политических решений; взаимосвязь власти и граждан, приемы и методы осуществления власти.
Авторитаризм и тоталитаризм 1ч
Понятия, сущность и особенности проявления авторитаризма и тоталитаризма. Линии сравнения. Сходства и различия
Демократия, ее основные ценности и признаки.1ч
Понятие демократии. Всеобщие институты демократии. Принцип равенства и свободы всех людей. Активное участие народа в политической жизни страны. Обеспечение всех прав и свобод человека, его относительная, независимость от государств.
Формы государственно территориального устройства 1ч.
Унитарное государство, федерация, конфедерация. Государственное устройство РФ. Виды федераций.
Формы правления 1ч.
Понятие формы правления. Критерии форм правления. Республиканская и монархическая формы правления.
Правовое государство 3ч.
Понятие, признаки, функции и условия существования правового государства 1ч
Разделение властей, верховенство закона и права, взаимная ответственность государства и личности, Конституционный Суд - гарант стабильности конституционного строя, реальность основных прав человека, прав и свобод личности.
Гражданство. Основания приобретения.1ч
Понятие гражданства. Приобретение гражданства по рождению. Прием в гражданство в упрощенном порядке. Прием в гражданство в общем порядке. Оптация. Следование гражданства недееспособных лиц гражданству попечителей, следование гражданства детей гражданству родителей, усыновителей (удочерителей), опекунов, попечителей.
Взаимная ответственность гражданина и государства1ч
Естественные права человека. Конституционные обязанности человека. Ответственность правительства перед представительными органами власти, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан, процедура импичмента.
Гражданское общество 1ч
Понятие, признаки, функции и условия существования гражданского общества
Политические партии 2ч
Понятие и сущность политической партии 1ч
Политическая партия как политический институт. Функции, структура и признаки политической партии
Типология политических партий1ч.
Классификация партий: по идеологическому признаку: консервативные, сепаратистские; по отношению к другим элементам политической системы (демократические, тоталитарные, авторитарные);по отношению к существующему режиму, по специфике внутренней структуры. Партийные системы
Общественно-политические организации1ч
Сущность, функции и признаки общественно-политической организации
3. Власть 15 час.
Виды, формы и признаки власти. 1ч
Политическая, экономическая, духовная, семейная власть. Структура властных отношений. Типологизация политической власти по М. Веберу.
Источники власти1ч
Источники личной власти по Дж. Френчуи Б. Рэйвену . Источники власти по М.Веберу
Делегирование властных полномочий через специально-уполномоченный государственный аппарат; использование механизма организованного принуждения применяемых за нарушение установленных ею норм; наличие специального аппарата для слежения за исполнением законов. Отличительные признаки политической власти от иных видов власти
Понятия легальности и легитимности политической власти.1ч
Разница понятий легитимность и легальность власти. Основание обретения легитимности власти. Признаки легитимности власти.
Законодательная власть 3ч
Понятие парламента. Его роль и значение. 1ч
Парламент как высший законодательный и представительный орган. Основные функции парламента. История появления парламента.
Структура парламента. Порядок формирования парламента1ч
Верхняя и нижняя палаты парламента, численность членов палат. Партийные фракции. Постоянные комитеты и комиссии. Формирование нижней палаты посредством прямых выборов.
Законодательный процесс 1ч
Понятие законодательного процесса. Стадии законодательного процесса. Законодательный процесс в Российской Федерации.
Исполнительная власть 2ч
Правительство. Состав и структура правительства. Формирование правительства1ч
Правительство как вершина системы исполнительной власти Российской Федерации. Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры. Порядок формирования Правительства гл. 6 Конституции РФ.
Полномочия (компетенция) правительства 1ч
Полномочия в сфере политического руководства, полномочия в области управления, полномочия правительства в сфере законодательства, внешнеполитические полномочия, чрезвычайные полномочия правительства и иные полномочия. Программы правительства
Судебная власть 2ч
Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме1ч
Суд как представитель одной из ветвей власти; правосудие; принципы правосудия; функция наказания (кары) за нарушение государственных предписаний; функция рассмотрения споров и конфликтов между государством и гражданином; разрешение конфликтов между государственными структурами.
Система общих судов. Негосударственные суды 1ч
Специализация судов общей юрисдикции. Классификация общих судов: англо-саксонская и континентальная модели. Третейские суды и религиозные суды как виды негосударственных судов
Глава государства 1ч
Глава государства. Выборы главы государства. Полномочия главы государства
Местная власть 2ч
Местное самоуправления. Структура и формы органов местного самоуправления 1ч
Понятие местного самоуправления. Выборный орган и исполнительный орган как элементы местного самоуправления
Правовое регулирование местного самоуправления. Полномочия местных органов самоуправления1ч
ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ «Принципы правового регулирования полномочий органов местного самоуправления». Права и обязанности, необходимые для реализации задач и функций местного самоуправления. Самостоятельность органов местного самоуправления в рамках закрепленных полномочий.
Средства массовой информации как четвертая власть 1ч
Определение средств массовой информации, функции СМИ, место и роль СМИ в политике
Итоговое повторение и тестирование по разделу 1ч
Тематическое планирование курса
10 класс – 34 часа
№ п/п | Название раздела, подраздела, темы урока | Кол-во часов | В том числе | ||
Теоретич. часть | Практич. часть | Исслед. деят-ть | |||
34 | 19 | 10 | 5 | ||
1. | Политика. Политическая система | 4 | 2 | 1 | 1 |
1. | Понятие «политика», её возникновение и признаки | 1 | 1 | ||
2. | Взаимосвязь политики с остальными сферами жизни общества | 1 | 1 | ||
3. | Политическая система. Структура политической системы | 1 | 1 | ||
4. | Функции политической системы | 1 | 1 | ||
1.2. | Политические институты | 14 | 8 | 5 | 1 |
5. | Государство. Теории возникновения государства | 1 | 1 | ||
6. | Признаки и функции государства | 1 | 1 | ||
7. | Политический режим Типология политических режимов. | 1 | 1 | ||
8. | Авторитаризм и тоталитаризм | 1 | 1 | ||
9. | Демократия, ее основные ценности и признаки. | 1 | 1 | ||
10. | Формы государственно территориального устройства | 1 | 1 | ||
11 | Формы правления | 1 | 1 | ||
12 | Понятие, признаки, функции и условия существования правового государства. | 1 | 1 | ||
13 | Гражданство. Основания приобретения | 1 | 1 | ||
14 | Взаимная ответственность гражданина и государства | 1 | 1 | ||
15 | Гражданское общество | 1 | 1 | ||
16 | Понятие и сущность политической партии | 1 | 1 | ||
17 | Типология политических партий | 1 | 1 | ||
18 | Общественно-политические организации | 1 | 1 | ||
1.3. | Власть | 15 | 8 | 5 | 2 |
19. | Виды, формы и признаки власти | 1 | 1 | ||
20 | Источники власти | 1 | 1 | ||
21 | Политическая власть | 1 | 1 | ||
22 | Понятия легальности и легитимности политической власти | 1 | 1 | ||
23 | Понятие парламента. Его роль и значение | 1 | 1 | ||
24 | Структура парламента Порядок формирования парламента | 1 | 1 | ||
25 | Законодательный процесс | 1 | 1 | ||
26 | Правительство. Состав и структура правительства. Формирование правительства | 1 | 1 | ||
27 | Полномочия (компетенция) правительства | 1 | 1 | ||
28 | Понятие суда и судебной власти. Место и роль суда в государственном механизме | 1 | 1 | ||
29 | Система общих судов. Негосударственные суды | 1 | 1 | ||
30 | Глава государства. | 1 | 1 | ||
31 | Местное самоуправление. Структура и формы органов местного самоуправления | 1 | 1 | ||
32 | Правовое регулирование местного самоуправления. Полномочия местных органов самоуправления1ч | 1 | 1 | ||
33 | Средства массовой информации как четвертая власть | 1 | 1 | ||
34 | Итоговое повторение и тестирование по разделу | 1 | 1 | ||
Итого: | 34 |
11 класс 34 часа
РАЗДЕЛ 1. Политические процессы
Сущность и основные характеристики политического процесса 1ч.
Понятие политического процесса. Представление политических интересов групп и граждан институтам, принимающим политические решения. Выработка и принятие политических решений. Реализация политических решений. Открытый политический процесс и скрытый политический процесс. Внутренние и внешние факторы политического процесса.
Типология политических действий 1 ч.
Понятие политического действия . Характеристика политических действий Субъекты (агенты) политического действия Виды политических действий. Революция, бунт реформа, политический переворот , популизм. Позитивное и негативное, инерционное и творческое, организованное и стихийное, рациональное и иррациональное политические действия
Политическое участие 1 ч.
Понятие "политическое участие", формы политического участия; митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования. Типы политического участия: легальное - нелегальное, индивидуально - коллективное, постоянное -эпизодическое, традиционное - инновационное. Мотивы политического участия. Три основные функции политического участия: инструментальная, коммунитарная и образовательная.
Политическое поведение. 1ч.
Политическое поведение, характерные черты и особенности. Виды и формы политического поведения. Субъекты политического поведения. Факторы политического поведения.
Формы политического поведения.1ч
Классификация форм политического поведения: по отношению к политической системе (протестное, экстремальное, аффективное) с точки зрения публичности политических поступков (открытое, скрытое), по количеству участников (массовое, групповое, индивидуальное)
Выборы как основная институциональная форма участия граждан в политике 1ч
Выборы как способ смены правящих элит через волеизъявление населения, как инструмент легитимациии и стабилизации власти. Выбора как форма контроля населения за правящей элитой. Принципы демократических выборов.
Абсентеизм избирателей 1ч.
Понятие абсентеизма. Виды абсентеизма (политический и аполитичный). Причины абсентеизма. Факторы способствующие росту абсентеизма.
Избирательный процесс. Виды выборов 1ч.
Понятие избирательного процесса. Классификация выборов в зависимости от: видов избираемых органов, должностных лиц, (выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, выборы Президента РФ, выборы главы субъекта РФ, выборы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, выборы представительных органов и глав муниципальных образований, классификация выборов в зависимости от их уровня в системе власти (федеральные выборы, региональные выборы, муниципальные выборы), классификация по цели выборов: очередные, дополнительные, досрочные и повторные
Этапы избирательного процесса 1ч.
Назначение выборов; Образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; Предвыборная агитация; Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.
Избирательные системы1ч.
Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система. Пропорциональная избирательная система. Плюсы и минусы пропорциональной системы. Смешанная избирательная система
Повторительно-обобщающий урок 1ч.
Итоговое тестирование по разделу 1ч.
2 Политические элиты и политическое лидерство
Политическая элита 1ч.
Понятие политической элиты. Признаки политической элиты. Сущность политической элиты. Функции политической элиты. Рекрутирование политических элит.
Теория элит 1ч.
История возникновения. Предпосылки. Н. Макиавелли о теории элит. Идеи Г. Моска, В. Парето и Р. Михельса
Типология политических элит 1ч.
Классификация элит. В зависимости от источников влияния (наследственные, властные ,функциональные) по отношению к власти (правящая , оппозиционная) по типу рекрутирования (открытая , закрытая). Виды элит: высшая и средняя, маргинальная, административная.
Политическое лидерство1ч.
Понятие политического лидерства, теории политического лидерства: теория «личностных черт», ситуативная теория, теория конституентов, психологические теории лидерства.
Типы политических лидеров и их функции 1ч.
Типологизация политических лидеров. Стили лидерства. Функции политического лидерства
Повторительно-обобщающий урок 1ч.
Итоговое тестирование по разделу 1ч.
3 Политическая культура и идеология
Сущность и функции политической идеологии 1ч
Понятие политической идеологии. Уровни политической идеологии. Политические ценности. Функции политической идеологии: ориентационная, мобилизационная, интегрирующая.
Современные политические идеологии 1ч.
Основные идеи политических идеологий: Либерализм. Консерватизм. Коммунизм. Социалистическая демократия. Национализм
Политическая социализация 1ч.
Понятие политической социализации. Модели политической социализации. Этапы политической социализации.
Политическая культура и ее общая характеристика 1ч.
Понятие политической культуры. Специфика политической культуры в России.
Внутренняя структура и функции политической культуры1ч.
Политическая ориентация людей как базовый компонент политической культуры. Блоки ориентации: относительно институтов государственного управления; по отношению к «другим» через осознание принадлежности к нации, государству; относительно собственной политической деятельности. Функции политической культуры.
Типология политической культуры 1ч.
Классификация политической культуры, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой. Гражданская политическая культура как основа демократических политических режимов.
Политическое сознание 1ч.
Содержание политическою сознания. Уровни политического сознания. Структура политического сознания. Виды политического сознания. Политические установки и выводы. Функции политического сознания.
Политическая социализация как воспитание политической активности 1ч.
Политический менталитет. Закономерности становления политического сознания личности. "Агенты" политической социализации. Стадии политической социализации и факторы, влияющие на данный процесс.
Политика и мораль 1ч.
Взаимодействие права и морали на различных этапах развития социума. Соотношение понятий политики и морали в трудах Конфуция, Платона, Сократа и Аристотеля. Теоретическое разделение понятий политики и морали у Н. Макиавелли. Соотношение данных понятий в современном обществе.
Повторительно-обобщающий урок 1ч.
Итоговое тестирование по разделу 1ч.
4 Международные отношения и внешняя политика
Международные отношения, участники международных отношений 1ч.
Сущность и понятие международных отношений. Государство как главное действующее лицо международных отношений. Негосударственные участники международных отношений: межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (МНПО), транснациональные корпорации (ТНК) и другие общественные силы.
Внешняя политика государств 1ч.
Понятие и сущность внешней политики. Главное внешнеполитическое ведомство государства
Цели, функции и средства внешней политики 1ч
Безопасность государства, рост материального и политического, военного и интеллектуального, а также морального потенциала государства и высокий уровень престижа государства в международных отношениях как основные цели внешней политики. Функции внешней политики: охранительная, представительно-информационная, идеологическая, координации усилий государств по решению глобальных проблем, торгово-организаторская Дипломатия - важнейшее средство внешней политики.
Россия в мировом политическом процессе 1ч.
Характерные особенности России, определяющие ее влияние на положение дел в мире. Концепция внешней политики Российской Федерации. Приоритеты Российской Федерации в решении глобальных проблем.
Повторительно-обобщающий урок 1ч.
Итоговое тестирование по разделу 1ч.
Тематическое планирование курса
11 класс – 34 часа
№ п/п | Название раздела, подраздела, темы урока | Кол-во часов | В том числе | ||
Теоретич. часть | Практич. часть | Исслед. деят-ть | |||
Раздел 1. Политика | 34 | 21 | 9 | 4 | |
1. | Политические процессы | 10 | 7 | 2 | 1 |
1. | Сущность и основные характеристики политического процесса | 1 | 1 | ||
2. | Типология политических действий | 1 | 1 | ||
3. | Политическое участие | 1 | 1 | ||
4. | Политическое поведение. | 1 | 1 | ||
5. | Формы политического поведения | 1 | 1 | ||
6. | Выборы как основная институциональная форма участия граждан в политике | 1 | 1 | ||
7. | Абсентеизм избирателей | 1 | 1 | ||
8. | Избирательный процесс. Виды выборов | 1 | 1 | ||
9. | Этапы избирательного процесса | 1 | 1 | ||
10. | Избирательные системы | 1 | 1 | ||
2 | Политические элиты и политическое лидерство | 7 | 4 | 2 | 1 |
11 | Политическая элита | 1 | 1 | ||
12 | Теория элит | 1 | 1 | ||
13 | Типология политических элит | 1 | 1 | ||
14 | Политическое лидерство | 1 | 1 | ||
15 | Типы политических лидеров и их функции | 1 | 1 | ||
16 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 1 | ||
17 | Итоговое тестирование по подразделу | 1 | 1 | ||
3 | Политическая культура и идеология | 11 | 7 | 3 | 1 |
18 | Сущность и функции политической идеологии | 1 | 1 | ||
19. | Современные политические идеологии | 1 | 1 | ||
20 | Политическая социализация | 1 | 1 | ||
21 | Политическая культура и ее общая характеристика | 1 | 1 | ||
22 | Внутренняя структура и функции политической культуры1ч | 1 | 1 | ||
23 | Типология политической культуры | 1 | 1 | ||
24 | Политическое сознание | 1 | 1 | ||
25 | Политическая социализация как воспитание политической активности | 1 | 1 | ||
26 | Политика и мораль | 1 | 1 | ||
27 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 1 | ||
28 | Итоговое тестирование по подразделу | 1 | 1 | ||
4 | Международные отношения и внешняя политика | 6 | 3 | 2 | 1 |
29 | Международные отношения, участники международных отношений | 1 | 1 | ||
30 | Внешняя политика государств | 1 | 1 | ||
31 | Цели, функции и средства внешней политики | 1 | 1 | ||
32 | Россия в мировом политическом процессе | 1 | 1 | ||
33 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | 1 | ||
34 | Итоговое повторение и тестирование по разделу | 1 | 1 | ||
Итого | 34 |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей историко-краеведческого курса ГБОУ НККК от 28 августа 2020 года № 1 ___________ Т.В.Чешенова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _______________ С.И.Астрецова 28 августа 2020 года |