Многопрофильный технологический колледж
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Донбасский государственный технический университет»
Рабочая ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
15.02.19 СВАРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
2024
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и ПООП СПО по специальности 15.02.19 Сварочное производство
Организация разработчик: Многопрофильный технологический колледж
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донбасский государственный технический университет»
Разработчик: преподаватель профессионального цикла высшей категории Шишкина Л.Н.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии «Сварочного производства и автослесарного дела»
Протокол от «__» _________2024 года №___
Председатель методической комиссии
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УМР
___________
СОДЕРЖАНИЕ
| | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 | |
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 | |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 14 | |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. Паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
учебной ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Техническая механика
1.1 Область применения программы учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Техническая механика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 15.02.19 Сварочное производство, укрупненная группа специальностей 15.00.00 Машиностроение.
Учебная дисциплина является обязательной дисциплиной общепрофессионального цикла ООП
1.2 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ПОП-П).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь
практический опыт:
- работы в системах автоматизированного проектирования (САПР);
-разработки трехмерных моделей изделий для целей аддитивного производства; подготовки трехмерные модели изделия для переноса в устройства числового программного управления аддитивных установок разработки чертежей для создания электронной модели изделия;
- создания сборочных чертежей, рабочих чертежей и чертежей общего вида на основе электронной модели;
-анализа конструкторской документации на технологичность конструкции;
- подготовки электронной модели для изготовления с учетом особенностей оборудования и технологии изготовления;
уметь:
- читать кинематические схемы;
- определять передаточное отношение;
-определять напряжения в конструкционных элементах;
-производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость;
-производить расчеты на сжатие, срез и смятие;
-проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения;
знать:
-виды движений и преобразующие движения механизмы;
-виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах;
-кинематику механизмов, соединения деталей машин;
-виды износа и деформаций деталей и узлов;
-методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации;
-методику расчета на сжатие, срез и смятие;
-трение, его виды, роль трения в технике;
-назначение и классификацию подшипников;
-характер соединения основных сборочных единиц и деталей;
-типы, назначение, устройство редукторов;
1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 64часа;
самостоятельной работы обучающихся –12 часов.
2. Результаты освоения УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результатом освоения рабочей программы учебной дисциплины является овладение обучающимся видом деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями в соответствии с ФГОС СПО по специальности.
Код ОК ПК | Уметь | Знать | Практический опыт |
ОК 01 ПК 1.2. ПК 1.4 ПК 3.3 | читать кинематические схемы; определять передаточное отношение; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; производить расчеты на сжатие, срез и смятие; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения
| виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; кинематику механизмов, соединения деталей машин; виды износа и деформаций деталей и узлов; методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; методику расчета на сжатие, срез и смятие; трение, его виды, роль трения в технике; назначение и классификацию подшипников; характер соединения основных сборочных единиц и деталей; типы, назначение, устройство редукторов; | работы в системах автоматизированного проектирования (САПР); разработки трехмерных моделей изделий для целей аддитивного производства; подготовки трехмерные модели изделия для переноса в устройства числового программного управления аддитивных установок разработки чертежей для создания электронной модели изделия; - создания сборочных чертежей, рабочих чертежей и чертежей общего вида на основе электронной модели; анализа конструкторской документации на технологичность конструкции; - подготовки электронной модели для изготовления с учетом особенностей оборудования и технологии изготовления |
3. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тематический план учебной дисциплины ОП.06 ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА
Коды компетенций | Наименование тем | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины | ||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ОК 01 ПК 1.2. ПК 1.4 ПК 3.3 | Раздел 1. Основы теоретической механики | 42 | 36 | 20 | | 6 | |
ОК 01 ПК 1.2. ПК 1.4 ПК 3.3 | Тема1.1. Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил | 6 | 6 | 4 | | - | |
Тема 1.2. Пара сил. Плоская система произвольно расположенных сил | 10 | 8 | 4 | | 2 | | |
Тема 1.3. Пространственная система сил | 4 | 4 | 2 | | - | | |
Тема 1.4. Центр параллельных сил. Центр тяжести | 6 | 4 | 2 | | 2 | | |
Тема 1.5. Основные понятия кинематики. Простейшие движения точек и твердого тела | 4 | 4 | 2 | | - | | |
Тема 1.6. Сложное движение точек и твердого тела | 8 | 6 | 4 | | 2 | | |
Тема 1.7. Силы инерции при различных видах движения | 4 | 4 | 2 | | - | | |
| Раздел 2. Сопротивление материалов | 10 | 10 | 6 | | | |
Тема 2.1. Растяжение и сжатие материалов | 4 | 4 | 2 | | | | |
Тема 2.2. Практические расчеты на срез и смятие | 4 | 4 | 2 | | | | |
Тема 2.3. Прочность при динамических нагрузках. Устойчивость сжатых стержней | 2 | 2 | 2 | | | | |
ОК 01 ПК 1.2. ПК 1.4 ПК 3.3 | Раздел 3. Детали машин | 24 | 18 | 12 | | 6 | |
ОК 01 ПК 1.2. ПК 1.4 ПК 3.3 | Тема 3.1 Соединения деталей машин | 4 | 4 | 2 | | - | |
Тема 3.2. Фрикционные передачи и вариаторы | 6 | 4 | 2 | | 2 | | |
Тема 3.3. Ременные передачи | 4 | 2 | 2 | | 2 | | |
Тема 3.4. Зубчатые передачи | 4 | 2 | - | | 2 | | |
Тема 3.5 Червячная передача. Передача винт-гайка | 4 | 4 | 4 | | - | | |
Тема 3.6. Валы и оси. Опоры валов и осей. Муфты. | 2 | 2 | 2 | | - | | |
Консультация | 6 | 6 | | | | | |
Экзамен | 6 | 6 | | | | | |
Всего часов: | 88 | 76 | 38 | | 12 | |
3.2 Содержание обучения по учебной дисциплине ОП.06 Техническая механика
Наименование разделов и тем | Содержание, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Раздел 1. Основы теоретической механики | 36 часов | ||||||||
Тема 1.1 Основные понятия и аксиомы статики. Плоская система сходящихся сил | Содержание учебного материала | | |||||||
1 | Материальная точка, абсолютно твердое тело. Сила, система сил. Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики. Свободное и несвободное тело. Связи и реакции связей. Определение направления реакций основных типов связей. | 2 | |||||||
Практическое занятие | | ||||||||
1 | Проекции силы на оси координат. | 2 | |||||||
Практические работы | | ||||||||
1 | Определение равнодействующей системы сил. | 2 | |||||||
Тема 1.2. Пара сил. Плоская система произвольно расположенных сил | Содержание учебного материала | | |||||||
1 | Система сходящихся сил. Способы сложения двух сил. Разложение силы на две составляющие. Определение равнодействующей системы сил геометрическим способом. Силовой многоугольник. | 2 | |||||||
2 | Проекция силы на ось, правило знаков. Проекция силы на две взаимно-перпендикулярные оси. Аналитическое определение равнодействующей. Условие равновесия в аналитической и геометрической формах. Рациональный выбор координатных осей. | 2 | |||||||
Практическое занятие | |||||||||
1 | Определение равнодействующей плоской системы сходящихся сил. Определение усилий в стержнях из условия равновесия системы сил. | 2 | |||||||
Практические работы | |||||||||
1 | Определение реакций опор балки. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | | ||||||||
1 | Сложение сил методом силового многоугольника. | 2 | |||||||
Тема 1.3. Пространственная система сил | Содержание учебного материала | | |||||||
1 | Пространственная система сил. Пространственная система параллельных сил. Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Момент силы относительно оси. Пространственная система сходящихся сил, её равновесие. | 2 | |||||||
Тема 1.4. Центр параллельных сил. Центр тяжести | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Сила тяжести как равнодействующая вертикальных сил. Центр тяжести тела. Определение центра тяжести плоских фигур | 2 | |||||||
Практические работы | |||||||||
1 | Определение координат центра тяжести | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
1 | Центр тяжести простых геометрических фигур. | 2 | |||||||
Тема 1.5. Основные понятия кинематики. Простейшие движения точек и твердого тела | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Сущность понятий: «пространство», «время», «траектория», «путь», «скорость», «ускорение». Поступательное движение. Вращательное движение твердого тела вокруг неподвижной оси. Частные случаи вращательного движения точки. | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Способы задания движения точки: единицы измерения, взаимосвязь кинематических параметров движения естественный и координатный; обозначения. | 2 | |||||||
Тема 1.6. Сложное движение точек и твердого тела | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Сложное движение точки. Переносное, относительное и абсолютное движение точки. Скорости этих движений. Определение абсолютной скорости любой точки тела. Мгновенный центр скоростей, способы его определения | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Способы его определения мгновенного центра скоростей | 2 | |||||||
2 | Решение задач на определение абсолютной скорости любой точки тела | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
1 | Теорема о сложения скоростей. | 2 | |||||||
Тема 1.7. Силы инерции при различных видах движения | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Свободная и несвободная материальные точки. Сила инерции при прямолинейном и криволинейном движениях. | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Принцип Даламбера. Понятие о неуравновешенных силах инерции и их влиянии на работу машин | 2 | |||||||
Раздел 2. Сопротивление материалов | 10 часов | ||||||||
Тема 2.1. Растяжение и сжатие материалов | Содержание учебного материала | | |||||||
1 | Основные задачи сопротивления материалов. Деформации упругие и пластические. Основные гипотезы и допущения. Классификация нагрузок и элементов конструкции. Силы внешние и внутренние. Метод сечений. Напряжение полное, нормальное, касательное. Внутренние силовые факторы при растяжении и сжатии. Эпюры продольных сил. Нормальное напряжение. Эпюры нормальных напряжений. Продольные и поперечные деформации. Закон Гука. Коэффициент Пуассона. Определение осевых перемещений поперечных сечений бруса | 2 | |||||||
Практические занятия | | ||||||||
1 | Построение эпюр продольных сил и нормальных напряжений. Расчет на прочность при растяжении и сжатии | 2 | |||||||
Тема 2.2. Практические расчеты на срез и смятие | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Срез, основные расчетные предпосылки, расчетные формулы, условие прочности. Смятие, условности расчета, расчетные формулы, условие прочности. Допускаемые напряжения. Примеры расчетов. | 2 | |||||||
Практические работы | |||||||||
1 | Расчет на прочность заклепочного соединения. Расчеты на прочность и жесткость при кручении | 2 | |||||||
Тема 2.3. Прочность при динамических нагрузках. Устойчивость сжатых стержней | Содержание учебного материала | | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Расчет на прочность при растяжении и сжатию. | 2 | |||||||
Раздел 3. Детали машин | 18часов | ||||||||
Тема 3.1 Соединения деталей машин | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Механизм, машина, деталь, сборочная единица. Требования, предъявляемые к машинам, деталям и сборочным единицам. Критерии работоспособности и расчета деталей машин. Понятие о системе автоматизированного проектирования. | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Исследование устройства и принципа работы редуктора | 2 | |||||||
Тема 3.2. Фрикционные передачи и вариаторы | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Работа фрикционных передач с нерегулируемым передаточным числом. Цилиндрическая фрикционная передача. | 2 | |||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Виды разрушений и критерии работоспособности | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | | ||||||||
1 | Классификация и применение | 2 | |||||||
Тема 3.3. Ременные передачи | Практические занятия | ||||||||
1 | Расчет ременных передач. Детали ременных передач. Основные геометрические соотношения. Силы и напряжения в ветвях ремня. Передаточное число. Виды разрушений и критерии работоспособности | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
1 | Классификация ременных передач | 2 | |||||||
Тема 3.4. Зубчатые передачи | Практические занятия | ||||||||
1 | Общие сведения о зубчатых передачах. Основы теории зубчатого зацепления. Характеристики, классификация и область применения зубчатых передач. | 2 | |||||||
Самостоятельная работа | |||||||||
1 | Зацепление двух эвольвентных колес. Зацепление шестерни с рейкой. | 2 | |||||||
Тема 3.5 Червячная передача. Передача винт-гайка | Содержание учебного материала | ||||||||
Практические работы | |||||||||
1 | Расчет передачи на контактную прочность и изгиб. Основы расчета передачи. | 2 | |||||||
2 | Виды разрушения зубьев червячных колес. Материалы звеньев. Винтовая передача | 2 | |||||||
Тема 3.6. Валы и оси. Опоры валов и осей. Муфты. | Содержание учебного материала | ||||||||
Практические занятия | |||||||||
1 | Подшипники скольжения. Виды разрушения, критерии работоспособности. Расчеты на износостойкость и теплостойкость Подшипники качения. Классификация, обозначение. Особенности работы и причины выхода из строя. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Смазывание и уплотнение. Назначение и классификация муфт. Устройство и принцип действия основных типов муфт. | 2 | |||||||
Консультации | 6 | ||||||||
Экзамен | 6 | ||||||||
Всего часов: | 76 | ||||||||
Максимальная нагрузка | 88 |
4. Условия реализации программы учебной ДИСЦИПЛИНЫ
4.1 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей», оснащенный в соответствии с пунктом 6.1.2.1. образовательной программы по специальности 15.02.19 Сварочное производство
Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
-компьютер, программное обеспечение общего и профессионального назначения;
-мультимедиа-проектор;
-обучающие видеофильмы.
4.2 Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе лабораторно-практических занятий обучающиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей», согласно ФГОС СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения складывается из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, оформление отчетов по практическим работам, решение производственных задач обучающимися в процессе проведения теоретических занятий и т.д.
промежуточный: экзамен
4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ОПОП по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой учебной дисциплины. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Основные источники:
1. Бусыгин, А. М., Детали машин: учебник / А. М. Бусыгин. — Москва: КноРус, 2024. — 262 с. — ISBN 978-5-406-13019-3. — URL: https://book.ru/book/953852
2. Вереина Л.И. Техническая механика: учебное издание / Вереина Л.И., Краснов М.М. - Москва: Академия, 2024. - 352 c. (Специальности среднего профессионального образования). - URL: https://academia-library.ru - Текст: электронный
3. Гребенкин, В. З. Техническая механика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. З. Гребенкин, Р. П. Заднепровский, В. А. Летягин; под редакцией В. З. Гребенкина, Р. П. Заднепровского. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 390 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10337-3. — Текст электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517738
5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
знать: виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач, их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; кинематику механизмов, соединения деталей машин; виды износа и деформаций деталей и узлов; методику расчета конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; методику расчета на сжатие, срез и смятие; трение, его виды, роль трения в технике; назначение и классификацию подшипников; характер соединения основных сборочных единиц и деталей; типы, назначение, устройство редукторов; Уметь: определять передаточное отношение; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; производить расчеты на сжатие, срез и смятие; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения | Демонстрирует знания: Механизмов для преобразования движения, виды передач Виды соединения деталей машин Виды износа и деформации Роль трения в технике; Условные обозначения на кинематических схемах Читает кинематические схемы; Определяет передаточное отношение; рассчитывает элементы конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определяет напряжения в конструкционных элементах; | Оценка результатов выполнения практических работ. Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка результатов тестирования. |