Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире биологии»
630108, г. Новосибирск, ул. Планировочная, 7, тел./факс: (383) 351-31-02
e-mail: sch_56_nsk@nios.ru
| |
Часть основной образовательной программы основного общего образования
| |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
на уровень основного общего образования
кружок «В мире биологии»
направление общеинтеллектуальное
2019 – 2024 г. г.
Составитель:
Клюшова Е.Н..,
учитель биологии
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности « В мире биологии» для 5-9 классов является частью Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №56 г. Новосибирска. Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г) и с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Цель изучения внеурочной деятельности :создание условий для овладения учащимися основных общебиологических терминов и понятий; учить применять их на практике; расширить область знаний по биологии; сформировать интерес к профессиям, связанным с медициной, микробиологией, экологией, агрономией.
Задачи:
Расширять кругозор, способствовать популяризации у учащихся биологических знаний, знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие:
Развитие навыков работы с микроскопом, биологическими объектами.
Развитие навыков общения и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
Согласно учебному плану образовательной организации программа предусматривает изучение курса на уровне основного общего образования в объеме: 5 класс – 35ч., 1 час в неделю, в 6 классах– 35 ч., 1 час в неделю, в 7 классах – 35ч., 1 час в неделю, в 8 классах– 36 ч., 1 час в неделю, в 9 классах – 34 ч., 1 час в неделю. Всего на изучение учебного курса внеурочной деятельности «В мире биологии» на уровне основного общего образования отводится 175 часов.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, понимание значения нравственности. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
в соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Предметные результаты
Выпускник научиться:
характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);
ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;
выделять эстетические достоинства объектов живой природы;
осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую.
Содержание курса внеурочной деятельности «В мире биологии»
Тема Введение. Биология как наука. Методы биологии (5ч.)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Тема Признаки живых организмов (30 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. Гены и хромосомы.
Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Митоз. Оплодотворение.
Тема Дыхание организмов (5ч)
Дыхание. Дыхание у растений. Дыхание у животных.
Тема Выделение (5ч)
Выделение. Выделение у растений. Выделение у животных.
Тема Питание (5ч)
Питание. Питание растений. Выделение животных.
Тема Размножение организмов (10ч)
Размножение растений. Размножение животных. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними.
Тема Экологические факторы (10ч )
Экологические факторы. Среда обитания. Цепи питания. Симбиоз. Хищничество. Конкуренция. Паразитизм.
Тема Многообразие и эволюция живой природы (35ч)
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира.
Тема Человек и его здоровье (35ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Структурно-функциональные единицы органов.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции.
Тема Мир вокруг нас 9ч
Неповторимая природа нашей планеты (виртуальная экскурсия) И в капле воды есть жизнь» П.р.№1 ООПТ Новосибирской области. Заповедники. Заказники. Национальные парки. Легенды о цветах. Работа с гербариями однодольных и двудольных Работа устьиц. Изучение механизмов испарения воды листьями. Видоизменения побегов. Их значение в жизни растений.
Тема. Познай себя 5ч
Насекомые – переносчики болезней человека и животных. Комар, муха, блоха, овод, вши. Инфекционные болезни. Возбудители. Эпидемии и пандемии. Грибковые заболевания человека и животных. Личная гигиена. Уборка помещений, посуды, уход за одеждой
Тема . Цитология и гистология 2 часов
Сравнение клеток животных и растений, клетка – целостный организм.Практическая работа Сравнение клеток животных, растений, простейших. Виды тканей организма человека .П.р.Изготовление микропрепарата соскоба щеки
Тема Многообразие живой природы 11ч
Бактерии: строение, размножение, систематика. Плесневые грибы. Строение. Размножение. Систематика. Питание и дыхание. Автотрофы и гетеротрофы. Дрожжи. Хемосинтез и фотосинтез. Сапротрофы и паразиты. Лишайники, строение, питание, размножение. Царство Растения. Классификация. Признаки основных групп растений. Царство Животные. Классификация .Признаки основных групп животных, их процессы жизнедеятельности.
Тема Человек 7ч
Дыхание. Строение дыхательной системы, механизм вдоха и выдоха. Пищеварение. Строение пищеварительной системы, ферменты. Строение мочевыделительной системы. Обмен веществ, витамины их роль. Скелет , мышцы. Рефлексы. Безусловные, условные. Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности в учебном плане
№п/п | Название темы | Количество часов |
1 | 5 класс Введение. Биология как наука. Методы биологии | 5 |
2 | Признаки живых организмов | 30 |
| Итого 5 класс | 35 |
1 | 6класс Дыхание организмов | 5 |
2 | Выделение | 5 |
3 | Питание | 5 |
4 | Размножение организмов | 10 |
5 | Экологические факторы | 10 |
| Итого 6 класс | 35 |
1 | 7 класс Многообразие и эволюция живой природы Итого | 35 35 |
1 | 8 класс Человек и его здоровье Итого | 36 36 |
1 | 9 класс Мир вокруг нас | 9а,9г /9 9в/7 |
2 | Познай себя | 5 |
3 | Цитология и гистология | 2 |
4 | Многообразие живой природы | 11 |
5 | Человек | 7 |
6 | Итого | 34 |
| Итого на уровне основного общего образования | 175 |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире биологии» 9а, 9г
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Мир вокруг нас 9 ч | ||||
Неповторимая природа нашей планеты | 1 | Виртуальная экскурсия | Проведение экскурсии, оформление отчета | |
«И в капле воды есть жизнь» | 2 3 | Строение простейших и одноклеточных водорослей | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают и описывают простейших, сравнивают, делают выводы; проводят наблюдения и на их основе получают новые знания | |
ООПТ Новосибирской области. | 4 5 | Заповедники. Заказники. Национальные парки. | Подготовка презентаций | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Легенды о цветах. | 6 | Гербарии однодольных и двудольных растений | Работают с гербариями однодольных и двудольных» | |
Работа устьиц | 7 | Работа устьиц | Изучение механизмов испарения воды листьями | |
Видоизменения побегов | 8 9 | Корневище, луковица, клубень | Работают в группах и соблюдают все этапы практической работы по рекомендации учителя | |
Познай себя 5ч | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Насекомые – переносчики болезней человека и животных. | 10 | Насекомые – переносчики болезней человека и животных. | Работают с дополнительными источниками информации, представляют изученный материал, используя возможности компьютерных технологий | |
Инфекционные болезни. | 11 12 | Возбудители. Эпидемии и пандемии | Работают с дополнительными источниками | |
Грибковые заболевания человека и животных. | 13 | Грибковые заболевания человека и животных. | Видео просмотр | |
Личная гигиена. | 14 | Уборка помещений, посуды, уход за одеждой | Выполняют биологические задачи | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки | |
Цитология и гистология 2ч | | ||||
Сравнение клеток животных и растений, клетка – целостный организм. | 15 | Практическая работа«Сравнение клеток животных, растений, простейших» | Выполняют практическую работу | | |
Виды тканей организма человека. | 16 | Практическая работа | Изготовление микропрепарата соскоба щеки | | |
Многообразие живой природы11ч | | ||||
| Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
| Царство Бактерии. | 17 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Царство Грибы | 18 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Лишайники | 19 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Царство Растения | 20 21 | Классификация Признаки основных групп растений | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки | |
Царство Животные | 22-27 | Классификация Признаки основных групп животных, их процессы жизнедеятельности | Работа с текстом, таблицами, рисунками | | |
Человек 7ч | | ||||
Дыхание | 28 | Строение дыхательной системы, механизм вдоха и выдоха | Работа с текстом, таблицами, рисунками | | |
Пищеварение | 29 | Строение пищеварительной системы, ферменты | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Выделение продуктов жизнедеятельности | 30 | Строение мочевыделительной системы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Обмен веществ | 31 | Обмен веществ, витамины их роль | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Опора и движение | 32 | Скелет , мышцы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Высшая нервная деятельность | 33 | Рефлексы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении | 34 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлениинекачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. | Работа с текстом | |
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «В мире биологии» 9в
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Мир вокруг нас 7ч | ||||
Неповторимая природа нашей планеты | 1 | Виртуальная экскурсия | Проведение экскурсии, оформление отчета | |
«И в капле воды есть жизнь» | 2 | Строение простейших и одноклеточных водорослей | Обобщают и систематизируют знания. Наблюдают и описывают простейших, сравнивают, делают выводы; проводят наблюдения и на их основе получают новые знания | |
ООПТ Новосибирской области. | 3 | Заповедники. Заказники. Национальные парки. | Подготовка презентаций | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Легенды о цветах. | 4 | Гербарии однодольных и двудольных растений | Работают с гербариями однодольных и двудольных» | |
Работа устьиц | 5 | Работа устьиц | Изучение механизмов испарения воды листьями | |
Видоизменения побегов | 6 7 | Корневище, луковица, клубень | Работают в группах и соблюдают все этапы практической работы по рекомендации учителя | |
Познай себя 5ч | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Насекомые – переносчики болезней человека и животных. | 8 | Насекомые – переносчики болезней человека и животных. | Работают с дополнительными источниками информации, представляют изученный материал, используя возможности компьютерных технологий | |
Инфекционные болезни. | 9 10 | Возбудители. Эпидемии и пандемии | Работают с дополнительными источниками | |
Грибковые заболевания человека и животных. | 11 | Грибковые заболевания человека и животных. | Видео просмотр | |
Личная гигиена. | 12 | Уборка помещений, посуды, уход за одеждой | Выполняют биологические задачи | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки | |
Цитология и гистология 2ч | | ||||
Сравнение клеток животных и растений, клетка – целостный организм. | 13 | Практическая работа«Сравнение клеток животных, растений, простейших» | Выполняют практическую работу | | |
Виды тканей организма человека. | 14 | Практическая работа | Изготовление микропрепарата соскоба щеки | | |
Многообразие живой природы 11ч | | ||||
| Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
| Царство Бактерии. | 15 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Царство Грибы | 16 17 18 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Лишайники | 19 | Строение, процессы жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
| Царство Растения | 20 21 | Классификация Признаки основных групп растений | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки | |
Царство Животные | 22-25 | Классификация Признаки основных групп животных, их процессы жизнедеятельности | Работа с текстом, таблицами, рисунками | | |
Человек 9 ч | | ||||
Дыхание | 26 | Строение дыхательной системы, механизм вдоха и выдоха | Работа с текстом, таблицами, рисунками | | |
Пищеварение | 27 | Строение пищеварительной системы, ферменты | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Тема урока | № п/п | Содержание урока | Вид деятельности | Сроки |
Выделение продуктов жизнедеятельности | 28 | Строение мочевыделительной системы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Обмен веществ | 29 | Обмен веществ, витамины их роль | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Опора и движение | 30 | Скелет , мышцы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Высшая нервная деятельность | 31 32 | Рефлексы | Работа с текстом, таблицами, рисунками | |
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении | 33 34 | Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравление не качественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. | Работа с текстом | |
Описание учебно-методического и материально-технического информационного обеспечения образовательного процесса
Применение средств обучения в образовательном процессе позволяет реализовать в полной мере общедидактические принципы наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного курса биологии, для решения целей и задач, стоящих перед общим биологическим образованием. В связи с развитием методико-технологического инструментария изучения курса перечень примерный и может быть изменен.
Учебное оборудование
средства на печатной основе (демонстрационные печатные таблицы по ботанике, зоологии, анатомии,дидактический материал);
модели
экранно-звуковые средства обучения диапозитивы-слайды, пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.);
технические средства обучения – проекционная аппаратура (слайд-проектор, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска);
Список методических и учебных пособий:
Для обучающихся:
1.. Акимушкин И.И Занимательная. биология [Текст] / И.И. Акимушкин. - М.: Молодая гвардия, 1972. -304 с.
2.Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночныё и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004. - 234с.
3. Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) [Текст]/ И.И. Акимушкин. - М.:. Мысль, 2004. 318 с
4.Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) [Текст] / И.И. Акимушкин. - М.: Мысль, 2004. -213 с.
Для учителя:
1.Рохлов, В.С. Занимательная ботаника: книга для учащихся, учителей и родителей / В.С. Рохлов, В.А. Теремов, Р.А. Петросова. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2002.-432 с.
3.. Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981.- 126 с.
4.Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.-224 с.