Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» (5–9 классы)
РАССМОТРЕНО на заседании МО Протокол от 28.08.2017 г. № 1 |
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 29.08.2017 г. № 1 |
УТВЕРЖДЕНО приказ МБОУ «Гимназия №72» от 30.08.2017 г. № 136 |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
5-9 классы
Составитель:
Порядина Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания
2017 г.
Содержание
1. Пояснительная записка 3
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 5
3. Содержание курса внеурочной деятельности 7
4. Тематическое планирование 12
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 5-9 классов гимназии разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 5 лет.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
5 класс (34 часа)
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов).
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов).
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)
Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
6 класс (34 часа)
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа).
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». Практическая работа «Сетка принятия решения».
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа).
Познавательная беседа «Частная собственность». Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция».
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа).
Познавательная беседа «Единоличное владение». Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». Ролевая игра «Акционерное общество». Мини-проект «Организация фирмы».
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов).
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». Решение практических задач «Организация фирмы». Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». Творческое задание «Реклама». Ролевая игра «Работа фирмы». Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли».
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа).
Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа).
Аналитическая работа «Закон спроса». Решение экономических задач «Кривая спроса». Практическая работа «Закон предложения». Решение экономических задач «Кривая предложения».
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа).
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке».
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа).
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». Практическая работа «Заем, виды займов».
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа).
Деловая игра «Работа банка». Деловая игра «Я хочу взять кредит».
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа).
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». Дискуссия «Значение работы банков для потребителей».
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа).
Деловая игра. Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
7 класс (34 часа)
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов).
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия».
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов).
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа).
Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».
Раздел 4. Инвестиции (6 часов).
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».
Раздел 5. Страхование (4 часа).
Творческая работа «Участники страхового рынка». Аналитическая работа «Личное страхование». Правовая консультация «Страховые накопительные программы». Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг».
Раздел 6. Пенсии (3 часа).
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?»
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа).
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».
Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).
8 класс (34 часа)
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». Круглый стол «Поговорим о культуре питания».
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа).
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». Интерактивная беседа «Психология потребителя». Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя».
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа).
Познавательная беседа «Что такое рынок?» Ролевая игра «Виды и способы торговли». Решение экономических задач «Дешевле только даром».
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа).
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». Познавательная беседа «Каждый платит налоги».
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов).
Мини-исследование «Источники информации». Мини-проект «Реклама и ее виды». Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е».
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов).
Практическая работа «Качество товаров». Круглый стол «Как покупать продукты питания?» Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять».
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа).
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу».
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов).
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» Правовая консультация «Кто защищает потребителя?»
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час)
Раздел 10. Защита проектов (1 час)
9 класс (34 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Тема 1. Происхождение денег.
Дискуссия «Деньги: что это такое?» Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?»
Тема 2. Источники денежных средств семьи.
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?»
Тема 3. Контроль семейных расходов.
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?»
Тема 4. Построение семейного бюджета
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?»
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов).
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?»
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». Познавательная беседа «Чем поможет страхование?»
Тема 8. Риски в мире денег.
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» Осуществление проектной работы.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» Круглый стол «Польза и риски банковских карт?»
Тема 10. Собственный бизнес.
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» Мини-проект «Как создать свое дело?»
Тема 11. Валюта в современном мире.
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» Осуществление проектной работы.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» Работа с документами «Какие налоги мы платим?»
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» Конференция по курсу «Финансовая грамотность».
IV. Тематическое планирование
5 класс (34 часа)
№ п/п |
Название темы |
Название раздела (количество часов) |
|
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (10 часов) |
|
1. |
Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» |
2. |
Доклад «Деньги». |
3. |
Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». |
4. |
Творческое задание «Доходы семьи». |
5. |
Работа со статистикой «Расходы семьи». |
6. |
Викторина «Предметы первой необходимости». |
7. |
Викторина «Товары длительного пользования». |
8. |
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». |
9. |
Ролевая игра «Семейный бюджет». |
10. |
Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады». |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов) |
|
11. |
Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». |
12. |
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». |
13. |
Решение логических задач «Страхование». |
14. |
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». |
15. |
Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». |
16. |
Практическая работа «Принципы работы страховой компании». |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов) |
|
17. |
Мини-исследование «Налоги». |
18. |
Аналитическая работа «Виды налогов». |
19. |
Познавательная беседа «Социальные пособия». |
20. |
Решение экономических задач «Социальные выплаты». |
21. |
Проект «Государство – это мы». |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12 часов) |
|
22. |
Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». |
23. |
Творческое задание «Банковские услуги». |
24. |
Практическая работа «Вклады (депозиты)». |
25. |
Деловая игра «Кредит. Залог». |
26. |
Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». |
27. |
Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». |
28. |
Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». |
29. |
Разработка бизнес-плана. |
30. |
Решение практических задач «Валюта в современном мире». |
31. |
Познавательная беседа «Валюта разных стран». |
32. |
Мини-проект «Благотворительность». |
33. |
Проект «Личный финансовый план». |
Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час) |
|
34. |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
6 класс (34 часа)
№ п/п |
Название темы |
Название раздела (количество часов) |
|
Раздел 1. Основная проблема экономики (3 часа) |
|
1. |
Познавательная беседа «Понятие и параметры выбора». |
2. |
Решение экономических задач «Альтернативная стоимость». |
3. |
Практическая работа «Сетка принятия решения». |
Раздел 2. Без чего не может обойтись рынок (2 часа) |
|
4. |
Познавательная беседа «Частная собственность». |
5. |
Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция». |
Раздел 3. Формы организации бизнеса (4 часа) |
|
6. |
Познавательная беседа «Единоличное владение». |
7. |
Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». |
8. |
Ролевая игра «Акционерное общество». |
9. |
Мини-проект «Организация фирмы». |
Раздел 4. Знакомство с бизнес-планом (6 часов) |
|
10. |
Мини-проект «Знакомство с бизнес-планом». |
11. |
Решение практических задач «Организация фирмы». |
12. |
Решение экономических задач «Составление бизнес-плана». |
13. |
Творческое задание «Реклама». |
14. |
Ролевая игра «Работа фирмы». |
15. |
Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». |
Раздел 5. Ты – потребитель (4 часа) |
|
16. |
Работа с документами «Права потребителя». |
17. |
Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». |
18. |
Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». |
19. |
Конкурс на самое экономное использование ресурсов. |
Раздел 6. Законы спроса и предложения (4 часа) |
|
20. |
Аналитическая работа «Закон спроса». |
21. |
Решение экономических задач «Кривая спроса». |
22. |
Практическая работа «Закон предложения». |
23. |
Решение экономических задач «Кривая предложения». |
Раздел 7. Рыночное равновесие (2 часа) |
|
24. |
Познавательная беседа «Рыночное равновесие». |
25. |
Решение экономических задач «Дефицит и избыток на рынке». |
Раздел 8. Возникновение банков (2 часа) |
|
26. |
Интерактивная беседа «Банковские услуги: кредит, депозит». |
27. |
Практическая работа «Заем, виды займов». |
Раздел 9. Потребитель финансовых услуг (2 часа) |
|
28. |
Деловая игра «Работа банка». |
29. |
Деловая игра «Я хочу взять кредит». |
Раздел 10. Профессии банковской сферы (2 часа) |
|
30. |
Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». |
31. |
Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». |
Раздел 11. Проектная деятельность (3 часа) |
|
32. |
Деловая игра |
33-34. |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
7 класс (34 часа)
№ п/п |
Название темы |
Название раздела (количество часов) |
|
Раздел 1. Личное финансовое планирование (5 часов) |
|
1. |
Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». |
2. |
Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» |
3. |
Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». |
4. |
Творческая работа «Модель трех капиталов». |
5. |
Мини-проект «Ресурсосбережение - основа финансового благополучия». |
Раздел 2. Финансы и кредит (9 часов) |
|
6. |
Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». |
7. |
Практическая работа «Виды кредитов». |
8. |
Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» |
9. |
Решение экономических задач «Арифметика кредитов». |
10. |
Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». |
11. |
Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». |
12. |
Круглый стол «Финансовые пирамиды». |
13. |
Познавательная беседа «Ипотека». |
14. |
Решение экономических задач «Арифметика ипотеки». |
Раздел 3. Расчетно-кассовые операции (3 часа) |
|
15. |
Решение практических задач «Обмен валют». |
16. |
Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». |
17. |
Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими». |
Раздел 4. Инвестиции (6 часов) |
|
18. |
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». |
19. |
Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». |
20. |
Решение экономических задач «Инвестиции в драгоценные металлы». |
21. |
Познавательная беседа «Что такое ПИФы?» |
22. |
Выступления учащихся «Депозиты и их виды». |
23. |
Ролевая игра «Управляющие». |
Раздел 5. Страхование (4 часа) |
|
24. |
Творческая работа «Участники страхового рынка». |
25. |
Аналитическая работа «Личное страхование». |
26. |
Правовая консультация «Страховые накопительные программы». |
27. |
Правовая консультация «Мошенники на рынке страховых услуг». |
Раздел 6. Пенсии (3 часа) |
|
28. |
Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». |
29. |
Познавательная беседа «Профессиональные участники пенсионной системы». |
30. |
Практическая работа «Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать?» |
Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность (3 часа) |
|
31. |
Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» |
32. |
Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». |
33. |
Практическая работа «Социальный найм жилья». |
Раздел 8. Итоговая дискуссия (1 час) |
|
34. |
Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». |
8 класс (34 часа)
№ п/п |
Название темы |
Название раздела (количество часов) |
|
Раздел 1. Потребительская культура (3 часа) |
|
1. |
Познавательная беседа «Что такое потребительская культура». |
2. |
Выступления учащихся «Потребление: структура и нормы». |
3. |
Круглый стол «Поговорим о культуре питания». |
Раздел 2. Потребитель и закон (4 часа) |
|
4. |
Познавательная беседа «Кто такой потребитель?» |
5. |
Практическая работа «Разнообразие человеческих потребностей и их классификация». |
6. |
Интерактивная беседа «Психология потребителя» |
7. |
Работа с документами. Потребность в защите: Закон «О защите прав потребителя». |
Раздел 3. Потребитель – король на рынке (3 часа) |
|
8. |
Познавательная беседа «Что такое рынок?» |
9. |
Ролевая игра «Виды и способы торговли». |
10. |
Решение экономических задач «Дешевле только даром». |
Раздел 4. Куда уходят деньги? (4 часа) |
|
11. |
Дискуссия «Разумные расходы – статья доходов». |
12. |
Аналитическая работа «Статьи доходов и расходов». |
13. |
Деловая игра «Рациональный бюджет школьника». |
14. |
Познавательная беседа «Каждый платит налоги». |
Раздел 5. Информация для потребителя (6 часов) |
|
15. |
Мини-исследование «Источники информации». |
16. |
Мини-проект «Реклама и ее виды». |
17. |
Практическая работа «Символы на этикетках, упаковках, вкладышах». |
18. |
Практическая работа «Читаем этикетки, упаковки, вкладыши». |
19. |
Выступления учащихся «Индекс Е: что он означает». |
20. |
Практическая работа «Классифицируем продукты, содержащие индекс Е». |
Раздел 6. Искусство покупать (5 часов) |
|
21. |
Практическая работа «Качество товаров». |
22 |
Круглый стол «Как покупать продукты питания?» |
23. |
Решение практических задач «Как выбирать одежду и обувь?» |
24. |
Познавательная беседа «Бытовая техника: всерьез и надолго». |
25. |
Круглый стол «Всегда ли товар можно обменять?» |
Раздел 7. Потребительская культура в сфере услуг (2 часа) |
|
26. |
Решение экономических задач «Правила пользования коммунальными услугами». |
27. |
Выступления учащихся «Это должен знать каждый, отправляясь в дорогу». |
Раздел 8. Кто защищает права потребителей (5 часов) |
|
28. |
Познавательная беседа «Государственные органы защиты прав потребителей». |
29. |
Круглый стол «Общественные организации по защите прав потребителей». |
30. |
Правовая консультация «В каких случаях потребитель имеет право на судебную защиту?» |
31. |
Дискуссия «Что такое моральный вред и как он возмещается?» |
32. |
Правовая консультация «Кто защищает потребителя?» |
Раздел 9. Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся (1 час) |
|
33. |
Подготовка и оформление творческих исследовательских проектов учащихся |
Раздел 10. Защита проектов (1 час) |
|
34. |
Защита проектов |
9 класс (34 часа)
№ п/п |
Название темы |
Название раздела (количество часов) |
|
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов) |
|
Тема 1. Происхождение денег |
|
1. |
Дискуссия «Деньги: что это такое?» |
2. |
Аналитическая работа «Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи?» |
Тема 2. Источники денежных средств семьи |
|
3. |
Практическая работа «Какие бывают источники доходов?» |
4. |
Круглый стол «От чего зависят личные и семейные доходы?» |
Тема 3. Контроль семейных расходов |
|
5. |
Дискуссия «Как контролировать семейные расходы и зачем это делать?» |
Тема 4. Построение семейного бюджета |
|
6. |
Круглый стол «Что такое семейный бюджет и как его построить?» |
7-8. |
Практическая работа «Как оптимизировать семейный бюджет?» |
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 часов) |
|
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций |
|
9. |
Мини-исследование «Для чего нужны финансовые организации?» |
10. |
Практическая работа «Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций?» |
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния |
|
11. |
Познавательная беседа «Для чего нужно осуществлять финансовое планирование?» |
12. |
Деловая игра «Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах?» |
13-14. |
Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё, чтобы научиться большему). |
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов) |
|
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться |
|
15. |
Правовая консультация «ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца». |
16. |
Правовая консультация «ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы». |
17. |
Познавательная беседа «Чем поможет страхование?» |
Тема 8. Риски в мире денег |
|
18. |
Практическая работа «Какие бывают финансовые риски?» |
19. |
Познавательная беседа «Что такое финансовые пирамиды?» |
20-21. |
Осуществление проектной работы. |
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов) |
|
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи |
|
22. |
Мини-проект «Что такое банк и чем он может быть вам полезен?» |
23. |
Круглый стол «Польза и риски банковских карт?» |
Тема 10. Собственный бизнес |
|
24.. |
Выступления учащихся «Что такое бизнес?» |
25. |
Мини-проект «Как создать свое дело?» |
Тема 11. Валюта в современном мире |
|
26. |
Познавательная беседа «Что такое валютный рынок и как он устроен?» |
27. |
Решение экономических задач «Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?» |
28-29. |
Осуществление проектной работы. |
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов) |
|
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи |
|
30. |
Дискуссия «Что такое налоги и зачем их платить?» |
31. |
Работа с документами «Какие налоги мы платим?» |
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости |
|
32. |
Решение экономических задач «Что такое пенсия и как сделать ее достойной?» |
33-34. |
Конференция по курсу «Финансовая грамотность». |
Наталья
Лапоногова Майя Валерьевна