Авторская рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная кисть"
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству "Волшебная кисть"
Информационная карта программы
1. Учреждение | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. Героя Советского Союза А.В. Попова» |
2. Наименование образовательной программы | "Волшебная кисть" |
3. ФИО разработчика (автора, составителя) | Ермакова Наталья Александровна педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
4. Сведения о программе | |
4.1. Область применения | Изобразительное искусство |
4.2. Направленность | Художественная - эстетическая |
4.3. Тип программы | Внеурочная, авторская |
4.4. Уровень | Базовый |
4.5. Возраст детей | 7- 8 лет |
4.6. Продолжительность обучения | 1 год |
4.7. Цель программы |
|
4.8. Форма обучения | Очная |
Структура программы
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка (актуальность, направленность, категория обучающихся, форма обучения, объем и срок освоения, режим занятий)
2.2. Цель и задачи программы
2.3. Содержание программы (учебный план, содержание учебного плана)
2.4. Планируемые результаты
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
3.2. Условия реализации программы
3.3. Формы аттестации (контроля)
3.4. Оценочные материалы
3.5. Методическое обеспечение
4. Рабочая программа воспитания
4.1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении
4.2. Формы и содержание деятельности воспитательной работы
4.3. Планируемые результаты
4.4. Календарный план воспитательной работы
5. Рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
6. Литература
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1. Пояснительная записка
- направленность
- обоснованность
- актуальность
- новизна (отличительные особенности)
- педагогическая целесообразность
- адресат программы
- объем программы
- формы обучения
- методы
Рабочая программа по внеурочной деятельности к специальному курсу "Волшебная кисть" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности.
Программа "Волшебная кисть" предназначена для детей в возрасте от 7 до 8 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.
Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ, участвовать в изготовлении рисунков, открыток. Предлагаемые занятия основной упор делают на изучение цветовой гаммы, подбор цветовых оттенков при выполнении работ.
- направленность программы
Программа "Волшебная кисть" носит художественно - эстетическую направленность. Предполагает базовый уровень освоения знаний, практических навыков и умений. Направлена на художественное образование и воспитание подрастающего поколения, тем самым, обеспечивая формирование культурно образованной части общества, заинтересованной аудитории зрителей.
Программа направлена на знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, о правилах изображения с натуры и по памяти предметов (объектов) окружающего мира, об основах цветоведения, о формальной композиции, о способах работы с различными художественными материалами и техниками.
- обоснованность
Формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях внеурочной деятельности по изобразительному искусству «Юный художник». Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе творчестве в общении с другими. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. В процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, , а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия проводятся в свободное от урочной деятельности время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.
Программа "Волшебная кисть" разработана для реализации внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению начального общего образования и входит в образовательную область - искусство.
Задания программы разработаны с учетом психофизических возможностей детей дошкольного возраста. Содержат как занятия по изобразительному искусству (графика, работа с красками) , так и занятия по декоративно-прикладному искусству. Продолжительность урока, согласно СанПин для учреждений дополнительного образования детей.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
- актуальность
Программа "Волшебная кисть" способствует эстетическому воспитанию учащихся, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и подростков и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении плакатов, открыток, сувениров. Предлагаемые занятия основной упор делают на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Данный курс представляет благодатную почву для формирования эстетической культуры младшего школьника. Занятия, в которых соединяются красота и польза, где в непосредственной практической деятельности развиваются чувственная и интеллектуальная сферы личности ребёнка. Занятия носят ярко-выраженную творческую окраску. Активная творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего народа, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет. Исключительно важное значение в духовном развитии школьников, в их трудовом и эстетическом воспитании имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов. Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
- педагогическая целесообразность:
Программа "Волшебная кисть" педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей и эстетически - нравственных ценностей. Программа построена таким образом, что у детей формируются ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью и историей русского народа, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности, исторические факты и фольклор.
- адресат программы:
Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-8 лет. Занятия проводятся в групповой форме, численность учащихся в группе от 10 человек. Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Набор учащихся в группы - свободный, осуществляется на основании письменного договора. В объединение могут обучаться как девочки, так и мальчики без требований к предварительной подготовке, но имеющих желание овладеть технологиями различного видов творчества.
- объем программы:
Общая трудоемкость учебной программы "Волшебная кисть" при сроке обучения 1 год составляет 66 аудиторных часов.
- формы обучения:
Работа по программе "Волшебная кисть" включает в себя различные формы обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную, коллективную.
- методы:
- игровой (сюрпризные моменты, помощь сказочным персонажам);
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- объяснительно-иллюстративный (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);
-наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
- частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
- творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
- исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов);
- практический.
- срок освоения программы:
В соответствии с планом программа рассчитана на один год обучения , количество учебных недель 33, количество учебных часов 66 часа. Объем учебной нагрузки в неделю составляет 2 часа.
- режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю по два часа.
2.2. Цель и задачи программы
Цели
Главной целью является развитие творческих способностей, фантазии, воображения детей на основе формирования начальных знаний, умений и навыков в рисовании, декоративно-прикладном искусстве:
- создание условий для развития творческого потенциала детей, формирование созидающей личности, развитие эстетической отзывчивости. Посредством изучения видов и жанров изобразительного искусства приобщать детей к истокам народного творчества, быта, фольклор;
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в начальной школе;
- формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- ознакомить детей с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства, с народным декоративно-прикладным творчеством;
- ознакомить детей с элементарными основами изобразительной грамоты (цветоведение – цвета спектра и их оттенки, основные и составные цвета, тёплая и холодная цветовые гаммы, ахроматические и хроматические цвета, основные геометрические фигуры, выразительные средства художника – точка, линия, пятно, ритм, основы построения композиции, перспектива);
- научить приемам работы различными художественными материалами (кистью, карандашами, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом – мятая бумага, свеча, тычок, ватные палочки, природный бросовый материал), традиционными и нетрадиционными техниками (гуашь, акварель, акварель и парафиновая свеча, пальчиковая палитра, отпечаток руки, различные виды монотипии);
- развивать наблюдательность, любознательность, творческое воображение, фантазию, эмоциональное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, зрительную и вербальную память, общую и мелкую моторику руки;
- развивать творческое и индивидуальное видение мира каждого ребёнка, посредством создания художественных образов, свой собственный художественный стиль;
- воспитывать самостоятельность, художественный вкус и чувство гармонии;воспитывать устойчивый интерес к миру изобразительного искусства, уважение к труду народных мастеров, к обычаям и традициям русского народа;
- формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмов работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения;- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
- развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей.
2.3. Содержание программы
Содержание учебного предмета представлено в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем программы с указанием распределения учебных часов.
Задания адаптированы и доступны для учащихся 7 -8 лет, учитывают возрастные и психологические особенности данного возраста.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более сложному, от упражнений - к творческим заданиям.
Предложенные в содержании программы разделы имеют общую методическую структуру подачи учебного материала: объяснение, мастер-класс, выполнение учащимися упражнений, закрепление знаний в процессе выполнения творческих заданий в различных техниках.
Учебный план
№ | Наименование раздела | Количество часов | Формы аттестации | ||
теория | практика | всего | |||
1. | Виды и жанры изобразительного искусства | 3,5 | 10,5 | 14 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
2. | Основы цветоведения | 3,5 | 10,5 | 14 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
3. | Основы изобразительной грамоты | 2 | 6 | 8 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
4. | Техники и приёмы изобразительной деятельности | 6 | 20 | 26 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
5. | Декоративная композиция | 1 | 3 | 4 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
Итого | 18 | 54 | 66 |
2.3. Содержание программы. Учебный план (разноуровневая программа)
№ | Наименование раздела | Ознакомительный уровень | Базовый уровень | Формы аттестации | ||||
Всего часов | Из них | Всего часов | Из них | |||||
Теория | Практика | Теория | Практика | |||||
1. | Техника работы гуашь | 14 | 4 | 10 | 88 | 24 | 64 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
2. | Смешанные техники работы изобразительными материалами | 8 | 2 | 6 | 22 | 4 | 16 | Наблюдение, анализ продуктов деятельности, опрос, выставка |
Итого: 132 часа | 22 | 6 | 16 | 110 | 28 | 80 |
2. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Содержание учебного плана
1. Изобразительное искусство, его виды и жанры
Теория
Знакомство с миром изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж и их виды, графика, декоративно - прикладное творчество, скульптура. С художественными профессиями: живописец, график, иллюстратор, дизайнер, мультипликатор, мастер народных промыслов.
Практика
Примерные задания для творчества: водные и лесные ресурсы, герои "Сказочной карты России", фольклорные персонажи.
2. Цветоведение
Теория
Основные и составные цвета, свойства цвета, цветовая растяжка, зелёный цвет и его оттенки, контраст, пастельные тона, работа в ограниченной цветовой гамме, холодные тёплые цвета, оттенки цвета.
Практика
Примерные задания для творчества: природные богатства и ресурсы Земли, герои "Сказочной карты России", фольклорные персонажи.
3. Основы изобразительной грамоты
Теория
Правила построения и содержания композиции, равновесие в композиции, вспомогательные линии построения, стилизация (растительных и животных форм), законы светотени, статика и динамика в композиции, в чём разница наброска и эскиза, работа с силуэтом, работа по образцу.
Практика
Примерные задания для творчества: флора и фауна родного края, предметы народного быта, герои "Сказочной карты России", фольклорные персонажи.
4. Техники и приёмы изобразительной деятельности
Теория
Основные приёмы работы в технике "Гуашь" , "Акварель", нетрадиционные техники рисования (живописный приём "примакивание", приём работы "сухая кисть", техника "наложения мазков", техника рисования "набрызг", техника рисования ватными палочками "пуантилизм" , нетрадиционные методы и техники рисования (монотипия, кляксография, ниткография).
Практика
Примерные задания для творчества: природные богатства и ресурсы Земли, флора и фауна родного края, герои "Сказочной карты России", фольклорные персонажи.
5. Декоративная композиция
Теория
Основы декоративно - прикладного творчества, многообразие промыслов их отличительные и сходные характеристики.
Практика
Примерные задания для творчества: праздники народного календаря, предметы народных промыслов.
2.4. Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)
Предметные результаты:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств;
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
- освоение азов изобразительной грамоты: основные и дополнительные цвета, цветовая гамма красок (тёплые, холодные, ахроматические и хроматические, пастельные цвета),
понятие симметрии, контрасты форм, свойства красок и графических материалов, азы воздушной перспективы (дальше, ближе).
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах;.
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
1. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Календарный учебный график
Год обучения | 1-й год |
Количество учебных недель | 33 |
Количество учебных дней | 33 |
Количество учебных часов | 66 |
Комплектование группы | 01.09. – 09.09.2024 г. |
Дата начала учебного периода | 10.09.2024 г. |
Дата окончания учебного периода | 30.05.2024 г. |
Продолжительность каникул | 0 |
Режим занятий | 1 раза в неделю по 2 академических часа |
3.2. Условия реализации программы
Педагогу в выборе методов обучения, в организации учебного процесса необходимо учитывать специфику данной программы, и для успешной ее реализации необходимо соблюдение следующих условий.
Педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
3.3. Формы аттестации
По мере освоения программы периодически проводится контроль полученных знаний и навыков учащихся. Контроль позволяет определить эффективность обучения в программе, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс; детям, родителям; педагогу увидеть результаты общего труда. Контроль успешности учащихся при освоении программы в объединении проводится в следующих формах: собеседование, участие в конкурсах, итоговая выставка детских работ.
Аттестация проводится с целью установления:
- соответствия результатов освоения программы заявленным задачам и планируемым результатам обучения;
- соответствия организации образовательного процесса по реализации программы установленным требованиям к порядку и условиям реализации программ.
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальным актом - положением, устанавливающим порядок и формы проведения, систему оценки, оформление и анализ результатов итоговой аттестации учащихся в соответствии с требованиями дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Отслеживание результативности осуществляется в форме собеседования. При этом проводятся:
- входная диагностика, организуемая в начале обучения (проводится с целью определения уровня развития и подготовки детей) в форме беседы;
- текущая диагностика по завершении занятия, темы, раздела (проводится с целью определения степени усвоения учебного материала);
- итоговая, проводимая по завершении изучения курса программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей (в форме выставки).
Формы подведения итогов реализации программы: собеседование, открытые занятия, наблюдения, выставки, участие в конкурсах.
3.4. Оценочные материалы
Перечень диагностических методик:
- анкета по мотивации выбора объединения;
- мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (диагностическая карта);
- мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной общеобразовательной программы (диагностическая карта).
Формы организации занятий:
- работа по образцу, творческая индивидуальная деятельность, работа в группах, применение на уроках игровых моментов, проектная деятельность;
- дискуссии;
- участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области, организация выставок детских рисунков, экскурсию в комнату "Русского быта", совместные праздники.
3.5. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и другие материалы для показа их детям.
Печатные пособия: таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, репродукции картин, рисунки - образцы.
Технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок, мольберты, компьютер( по возможности), принтер.
Цифровые образовательные ресурсы: фотоматериалы, статьи, презентации к каждому занятию.
4. Рабочая программа воспитания
4.1. Цель и особенности организуемого воспитательного процесса в детском объединении
Развитие у детей устойчивого интереса к изобразительному и декоративно - прикладному искусству, к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными календарными праздниками.
4.2. Формы и содержание деятельности воспитательной работы
Поисково - исследовательская проектная деятельность, дискуссии, творческие работы, создание интерьера и предметов экспозиции для "Комнаты русской сказки" и "Комнаты русского быта", организация праздников по мотивам народного календаря
4.3.Планируемые результаты
При освоения данной программы учащиеся получат возможность подробнее познакомиться с интересной профессией художника, познакомиться и опробовать различные художественные материалы. Развитие в художественно –эстетическом направлении. Дети научатся обсуждать и анализировать работы художников, видеть разнообразие цветовых оттенков, составлять и применять на практике свои сочетания. Научаться видеть богатый красочный мир вокруг себя, попытаются передать всё его многообразие в своих творческих работах. Будут работать над развитием зрительной памяти, творческих способностей, воображения, фантазии. Результатом будут организованные выставки в школе, районе, более сплочённый дружный коллектив. Учащиеся, общаясь друг с другом, будут воспитывать терпение, доброжелательность, любознательность, способность к сопереживанию. Коллективная деятельность будет формировать расположенность к другим людям, быть чутким, тактичным, терпимым, учить умению слушать и слышать, что в дальнейшем позволит менее болезненно адаптироваться в новых условиях.
Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы является участие во всероссийских, муниципальных и региональных конкурсах детского рисунка.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является периодическая организация выставок, что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает итоговую аттестацию в виде просмотра .
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками.
4.4.Календарный план воспитательной работы.
Дата | Тема занятия | |
Месяц | Неделя | |
Сентябрь | 1 | Природа в мировоззрении наших предков. Радуга |
Сентябрь | 2 | Четыре стихии из которых состоит явный мир (воздух, вода, огонь, земля) |
Сентябрь | 3 | Лесные духи славян |
Сентябрь | 4 | Сказка ложь, да в ней намёк |
Октябрь | 5 | Знакомство с народным календарём, обогащение знаний обучающихся о жизни предков и формирование интереса к изучению данной темы. |
Октябрь | 6 | Познакомить детей с особенностями мифологического понимания природы и её у древних славян |
Октябрь | 7 | Воспитывать у детей нравственные позиции по отношению к природным угодьям России, обобщать и систематизировать знания обучающихся о значении природы для человека, познакомить с жителями полей в славянской мифологии. |
Октябрь | 8 | Месяц и Луна в представлении наших предков |
Октябрь -Ноябрь | 9 | Расширить кругозор детей в области фольклора, узнать о роли деревьев в жизни русского народа. |
Ноябрь | 10 | Демонстрировать детям вариативный образ зайца в разных произведениях народного и художественного жанра, закреплять понятие о жанрах произведений, формировать умение анализировать характер героя с опорой на его деятельность, учить строить собственное суждение, анализировать и делать выводы, развивать речь, память, внимание. |
Ноябрь | 11 | Раскрыть в полном объёме всю нравственность подвигов женщин - героинь на примере русского фольклора, исторических источников и литературы. |
Ноябрь | 12 | Обобщить и расширить представления детей о видах изобразительного искусства. Познакомить с мирои декоративно – прикладного творчества |
Ноябрь | 13 | Познакомить детей с праздниками зимнего народного календаря. Провести виртуальную экскурсию по резиденции Матушки Зимы. |
Декабрь | 14 | Знакомство детей с русским народным промыслом "валяние валенок", сформировать у них чувства сопричастности к культурному наследию своего народа и родной страны. |
Декабрь | 15 | Продолжать знакомство детей с социальным проектом "Сказочная карта России", объединяющим в себе всю информацию о о музеях, усадьбах и резиденциях всех героев русских сказок и былин. Выяснить отличие героев сказок от реальных животных, и суть их характера в народном фольклоре. |
Декабрь | 16 | «Откуда растут ноги у нового года?» |
Декабрь | 17 | Познакомить детей с славянским гороскопом животных "Годослов", провести сравнительный анализ с восточным гороскопом животных. |
Январь | 18 | Расширить представление детей о народных зимних забавах. Раскрыть секреты образа снежной бабы и снеговика, познакомиться с резиденцией Снеговика сказочной карты России. |
Январь | 19 | Формирование умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст, выявлять в сказке характерные художественные приемы. На этой основе определять жанровую разновидность сказки. |
Январь | 20 | Продолжать знакомство детей с древнеславянской мифологией, познакомить с первыми легендами о происхождении животных. |
Январь | 21 | Изучить происхождение праздника "Бабий кут", познакомиться с историей героини славянской мифологии Матушка Ягиня. |
Февраль | 22 | Изучение быта и поверий русского народа. |
Февраль | 23 | Научить детей сравнивать, различать литературную, фольклорную, историческую стороны исследуемого события |
Февраль | 24 | Разбираемся в народных и календарных праздниках "Три масленицы на Руси" |
Март | 25 | Научить детей толкованию русско - народных сказок, умению видеть в н х связь с природными явлениями и бытом крестьян. |
Март | 26 | Продолжать знакомство с богатствами нашей Родины. Горы и их история |
Март | 27 | Продолжаем знакомить детей с растениями народного фольклора и мифологии, изучаем их роль и характеры в русско - народных сказках. |
Март | 28 | Расширять кругозор детей о народном календаре, весенних праздниках славян. |
Апрель | 29 | Расширять знания детей о календарных праздниках, познакомить с солнечными праздниками русского народа. |
Апрель | 30 | Расширять кругозор детей о водно - болотных ресурсах России, познакомить с истоками праздника "Водокоп". |
Апрель | 31 | Расширять кругозор детей о космосе и науками связанными с ним, познакомить с древней наукой "Звездознание". |
Апрель | 32 | Расширять кругозор детей о птицах псковского края, их роли в народном творчестве. |
Май | 33 | Обобщение знаний о сказочных и реальных животных, их роли в жизни человека. |
5.Рабочая программа
№ | Тема занятия | Теория | Практика | Оборудование (таблицы, образцы, раздаточный материал), инструменты м материалы для рисования. Ссылки (видео, мастер – классы, статьи, презентации) |
01 | Вводное творческое задание «Чем и как рисует художник». Котик - краскоглотик | 0,25 | 1.75 | |
02 | Точка, линия, пятно - основные выразительные средства композиции. Монотипия | 0,25 | 1,75 | |
03 | Правила построения композиции. Локальный цвет. Боровик | 0,25 | 1.75 | |
04 | Цветовой круг. Основные и составные цвета. Цветик - многоцветик | 0,25 | 1,75 | |
05 | Виды и жанры изобразительного искусства. Первый пейзаж | 0,25 | 1,75 | |
06 | Разбеленный (высветленный) колорит. Композиция "Арбуз" | 0,25 | 1.75 | |
07 | Цветовые растяжки. Ромашки | 0,25 | 1.75 | |
08 | Знакомство с холодными цветами и их оттенками | 0,25 | 1.75 | |
09 | Насыщенная и ненасыщенная цветовая гамма. Времена года | 0,25 | 1.75 | |
10 | Стилизация | 0,25 | 1.75 | |
11 | Цветовые гармонии в пределах 2 – 3 цветов | 0,25 | 1.75 | |
12 | Декоративно-прикладное искусство | 0,25 | 1.75 | |
13 | Декоративная композиция. «Лоскутное одеяло» | 0,25 | 1.75 | |
14 | Живописный приём "примакивание" | 0,25 | 1.75 | |
15 | Художник иллюстратор. Медведь | 0,25 | 1.75 | |
16 | Виды натюрморта. Композиционный центр. Новогодний натюрморт | 0,25 | 1.75 | |
17 | Хроматические и ахроматические цвета. Композиция "Зимний гномик". | 0,25 | 1.75 | |
18 | Портрет и его виды на примере Снеговика | 0,25 | 1.75 | |
19 | Иллюстрация и её виды. Драконы | 0,25 | 1.75 | |
20 | Цветовой тон, светлота, насыщенность. Единорог | 0,25 | 1.75 | |
21 | Цветовые гармонии. Температура цвета. Избушка | 0,25 | 1.75 | |
22 | Нейтральные цвета. Деревня | 0,25 | 1.75 | |
23 | Цветовые нюансы.Техника работы гуашью «сухая кисть». Полярный мишка | 0,25 | 1.75 | |
24 | Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. | 0,25 | 1.75 | |
25 | Весенний пейзаж. Пастельные тона | 0,25 | 1.75 |
|
26 | Нетрадиционная техника рисования | 0,25 | 1.75 | |
27 | Стилизация природных форм. Одуванчики | 0,25 | 1.75 | |
28 | Характерные особенности линий. Леший | 0,25 | 1.75 | |
29 | Пейзаж и его виды. Космический пейзаж | 0,25 | 1.75 | |
30 | Правополушарное рисование. Работа по образцу | 0,25 | 1.75 | |
31 | Лунный пейзаж | 0,25 | 1.75 | |
32 | Силуэт как средство выразительности в композиции | 0,25 | 1.75 | |
33 | Пуантилизм как стиль живописи. Сирень. Итоговое занятие | 1 | 1 |
6. Список литературы, источники
Творческая мастерская ЛУКОМОРЬЕ (рисуем, творим, заветы предков слушаем..
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: книга для учителя. М.: Просвещение, 1984
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
Дубровская Н. «Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы "Детство". Жанр: Мастерим своими руками, Художественное развитие дошкольников
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение, 1996
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. М.: Просвещение, 1971
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М.: Столетие, 1998 9. Колдина Д. Н. «Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий». Издательство: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
омпанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М.: Просвещение, 1985Курчевский В.В. А что там, за окном? М.: Педагогика, 1985
Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту». Детство-Пресс, 2004 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н.А. «О портретной живописи – детям». Детство-Пресс, 2008 г. Серия: Библиотека программы «Детство» 14. Курочкина Н.А. «Знакомство с натюрмортом». Детство-Пресс, 2011 г. Серия: Библиотека программы «Детство»
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1982
Смит С. Рисунок: полный курс. М.: Астрель: АСТ, 2005
Харрисон Х. Энциклопедия акварельных техник. Подробный иллюстрированный путеводитель 50 рисовальных техник. М.: Астрель: АСТ, 2002
Харисон Х. Энциклопедия техник рисунка. Наглядное пошаговое руководство и вдохновляющая галерея законченных работ. М.: Астрель: АСТ, 2002
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М.: Просвещение, 1985
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1990Крулехт М. «Дошкольник и рукотворный мир». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Воспитательная работа с дошкольниками. Мастерим своими руками.
Крулехт М. «Самоделкино: Образоват. программа и педагогическая технология досуговой деятельности мальчиков». Детство-Пресс, 2004. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр:
Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников. 3. Курочкина Н.А. «Знакомим с пейзажной живописью». Детство-Пресс, 2013. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим со сказочно-былинной живописью: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2009. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с портретной живописью (Большое искусство - маленьким)». Детство-Пресс, 2009
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом. Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2011. Серия: Библиотека программы «Детство»
Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом: Учебно-наглядное пособие». Детство-Пресс, 2003. Серия: Библиотека программы «Детство» 10. Петрова И. «Аппликация для дошкольников». Детство-Пресс, 2007. Серия: Библиотека программы «Детство»
Маслова И.В. «Лепка. Наглядное пособие для дошкольников». В 3-х частях. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009
Петрова И. «Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких». Детство-Пресс, 2008. Серия: Библиотека программы «Детство». Жанр: Мастерим своими руками. Художественное развитие дошкольников
Соколова С.В. «Оригами для дошкольников». Детство-пресс, 2010
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. Ярославль: Академия развития, 2009
Шалаева Т.П. Учимся рисовать. М.: АСТ Слово, 2010