Рабочая тетрадь «Литературное краеведение» для уроков в 5 классе.
Рабочая тетрадь
«Литературное краеведение»
для уроков в 5 классе.
Дорогой друг!
Школа - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».
В рабочей тетради представлены пословицы и поговорки, которые помогают развивать память, мышление, воображение, а также увеличивают словарный запас и формируют речь младших школьников. Благодаря фольклору, в детях воспитываются такие качества, как смелость, доброта, честность, любовь к Родине. Одна сказанная песенка - потешка может развеять грусть, помирить поссорившихся, а также материал о народных сказках, здесь имеются такие задания как: дать развернутые ответы на вопросы. Некоторые из этих сказок, собранных на Дону писателями в разное время, имеют заимствованные из русского фольклора сюжеты, но большинство их оригинальны и самобытны.
СОДЕРЖАНИЕ
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Малая родина – наш родной дом………………………………………………...4
Пословицы и поговорки………………………………………………………….8
Казачьи загадки……………………………………………………………….....13
Песни Донских казаков…………………………………………………………16
ДОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ
Лебеденко Пётр Васильевич……………………………………………………21
Шолохов Михаил Александрович……………………………………………...27
НАРОДНЫЕ ДОНСКИЕ СКАЗКИ
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок!……………………..31
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ………35
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Малая родина - наш родной дом.
Родина - это то место, которое человек с уверенностью может назвать домом, где, возможно, жили его деды и прадеды, где он рос и учился.
1 Прочитай стихотворение. О чём это стихотворение? Объясни значение выделенных слов?
Родина
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 . Придумай сравнение.
Придумай сравнения
Родина добра, как (кто?) ___________________
Родина прекрасна, как (что?) __________________
Родина могуча и сильная, как (кто?) ______________________
3 . Творческое задание. Придумай и напиши небольшую сказку о своей родине.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4 . Прочитай вопросы «Моя малая Родина» Запиши ответы.
-Что для тебя значит твоя малая Родина?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Как называется город в котором ты живешь?
__________________________________________________________
-Как называют жителей твоего города?
__________________________________________________________
-Какая река протекает в твоем городе?
__________________________________________________________
-Какая Фамилия Имя и Отчество президента нашей страны?
__________________________________________________________
-Как называется столица нашей страны?
__________________________________________________________
Пословицы и поговорки
1 . Допиши пословицу
Одна у человека мать, одна у него и _______________
Тот герой, кто за Родину ________________________
Человек без Родины, что соловей без _____________
Земля донская _____________________
Пусть знает ворог, что казаку _______________
Дон тихий, а слава ______________________
Проверь себя:
Родина
Горой
Песни
Мать родная
Дон дорог
О нём громкая
2 . Соедини две части пословицы.
Родина- мать, | чем на родной стороне |
Для Родины своей, | там и пригодился |
Кто где родился, | ни сил, ни жизни не жалей |
Нет лучше людей, | умей за неё постоять |
3 . Напиши пословицу, которая будет соответствовать данной иллюстрации.
__________________________________________________________
4 . Напиши поговорку, которая будет соответствовать данной иллюстрации.
__________________________________________________________
5 . Запиши в пословицы пропущенные слова?
Знание старого – сила _____________
Старых _______________, молодых поучай.
Не тот хлеб, что в _________, а тот, что в _____________.
Что есть в __________ – на стол мечи.
Умел гостя звать – умей и _______________.
Красна девица косами, а _____________ пирогами.
Проверь себя:
Молодого
Почитай
Поле; сусеке
Печи
Встречать
Хата
6 . Запиши в поговорки пропущенные слова?
Казак и в__________ не плачет.
Казак из пригоршни напьется, на ладони ____________________
Казак сам голодает, а конь его ____________
Казаку конь — отец родной и _______________ дорогой.
Казаку ____________ себя дороже.
Пришли казаки с ____________, прогнали ляхов до дому.
Проверь себя:
Беде
Пообедает
Сыт
Товарищ
Конь
Дону
7 . Запиши, как ты понимаешь значение каждой пословицы?
1)Нет в мире краше Родины нашей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2)Человек без Родины, что соловей без песни.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3)Одна у человека мать, одна у него и родина.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)У народа один дом – Родина.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5)Родина – всем матерям мать.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6)Береги Родину, как зеницу ока.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Казачьи загадки
1 . Отгадай загадки.
1)Кругом хаты синие лопаты ________________
2) Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят. ________________
3) Сама не ем, а людей кормлю. ____________________
4) Новая посудина уся в дырах. ________________
5) Голове не будет страха,
если есть на ней __________________
6) Что удобней для ноги:
туфли или ___________________
7) В модных джинсах не поскачешь,
а, скорей всего, заплачешь.
Как папаха голове,
надо хлопцам ___________________
8) Кому - плащ, кому - тужурка,
казаку – казачья ___________________
9) Ну, а если командир,
полагается ___________________
10) Между делом, тары - бары,
Носит батько ______________________
11) В ножнах спит, а не в постели.
Как огонь, горит на деле.
И надёжна, и остра.
Казаку в бою - сестра. ___________________
12) Чуть поменьше, ловкий брат,
послужить отчизне рад.
Как бы враг не угрожал,
под рукой всегда __________________
13) Кто в бою надёжный друг,
знает своё дело?
С казаками на врагов
наступает смело?
Он, как ветер, как огонь.
Лучший друг – любимый _______________
14) Чтобы очень не трясло,
надо к лошади ________________
Проверь себя:
Окно
Забор
Ложка
Сито
Папаха
Сапоги
Галифе
Мундир
Шаровары
Шашка
Кинжал
Конь
Седло
2 . Прочитай загадки, рядом нарисуй отгадки.
1.Что удобней для ноги: | |
2.Сидит Феофан в землю вкопан. Не живой, а жилой, Много глаз любит нас | |
3.Кругом хаты синие лопаты | |
4.Стали хлопцы в ряд, Проходить не велят. | |
5.Сама не ем, а людей кормлю. | |
Проверь себя:
Сапоги
Хата
Окна
Забор
Ложка
Песни Донских казаков
1 . Прочитай закличку и ответь на вопросы.
Дождик, дождик поливай,
На Дону уж урожай.
Будет белая пшеница,
Будет рожь и чечевица.
В огороде лук, бобы,
В лесу ягоды, грибы,
А в саду зелёный хмель,
Лей-ка дождик, целый день.
Вопросы:
В какое время года пелась песенка? ___________________
К кому обращаются дети в этой песенке?____________________
С какими просьбами?______________________________________
2 . Пропой песенку о казаке и ответь на вопрос.
Жизнь моя как ветер
Кто там меня встретит
На пути домой
Конь любимый вороной
Ты пока ещё со мной
Русь да казачья воля
Наша с тобою доля
Не грусти родной
Русь да казачья воля
Наша с тобою доля
Не грусти родной
Не зови братца с собой
Я пока ещё живой
Жизнь моя как ветер
Кто там меня встретит
На пути домой
Жизнь моя как ветер
Кто там меня встретит
На пути домой
Ой, не стой надо мной
Я пока ещё живой
Вопрос:
Какая мелодия больше соответствует песне о казаке: веселая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
__________________________________________________________
3 . Прочитай песню «Ехал казак с Дону». Ниже раскрась иллюстрацию.
Ехал казак с Дону с походу до дому
Ехал казак с Дону с походу до дому
Ас-са!
Ехал казак с Дону с походу до дому
Ехал казак с Дону с походу до дому
С походу до дому на походном коню
С походу до дому на походном коню
Конь дорожку чует, где казак ночует
Конь дорожку чует, где казак ночует
Вот моя станица, конь летит, как птица
Вот моя станица, конь летит, как птица
Видать по привету - милой дома нету
Видать по привету - милой дома нету
Милой дома нету, нет в окошке свету
Милой дома нету, нет в окошке свету
У нашем садочку, у нашем зелёном
У нашем садочку, у нашем зелёном
Казаки стояли во зурну играли
Казаки стояли во зурну играли
За эту музыку меня батюшки бил-бил
За эту музыку меня батюшки бил-бил
Меня батюшки бил-бил нелёгким, тяжёлым
Меня батюшки бил-бил нелёгким, тяжёлым
Не лёгким, тяжёлым дубовым поленом
Не лёгким, тяжёлым дубовым поленом
Дубовым поленом по ногам по коленам
Дубовым поленом по ногам по коленам
У нашем садочку, у нашем зелёном
У нашем садочку, у нашем зелёном
Казаки стояли в гусельцы играли
Казаки стояли в гусельцы играли
За эту музыку меня миленький бил-бил
За эту музыку меня миленький бил-бил
Меня миленький бил-бил нелёгким, тяжёлым
Меня миленький бил-бил нелёгким, тяжёлым
Не лёгким, тяжёлым шёлковым платочком
Не лёгким, тяжёлым шёлковым платочком
Шёлковым платочком по аленьким щёчкам
Шёлковым платочком по аленьким щёчкам
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ДОНСКИЕ ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ
Лебеденко Пётр Васильевич
Пётр Васильевич Лебеденко родился в 1916 году в Удмуртии. Детство его прошло в Азове.
«Сказки Тихого Дона» - это первая его книга. Она адресована детям. Много дорог пришлось прошагать прозаику по хуторам и станицам Дона, много былей и легенд услышать от старых казаков и казачек. Поэтому язык его сказок народный, простой, певучий.
1 . Ответь на вопросы по сказке П.В. Лебеденко «Петрусь – мальчонка русский»
1)Узнай героя по описанию.
Жил мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди как сына родного.
__________________________________________________________
2)Сколько лет было Петрусю, когда мы с ним впервые встретились на страницах книги?
__________________________________________________________
3) Как долго пришлось пробыть Петрусю в царстве турецкого хана?
__________________________________________________________________________________________________________________
4) С кем встретилась Светланка на пути к дядьке своему?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5) Был у казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка. Мать у неё умерла, и поехала она со своим отцом – стариком на войну с Чудом – чудищем биться?
__________________________________________________________________________________________________________________
2. Какое из прочитанных произведений П.В. Лебеденко понравилось тебе больше всего и почему? Напиши мини – рассказ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3 . Выполни тест по сказке П.В. Лебеденко «Игнатка»
Где жил Игнатка?
А.На берегу Дона
Б. На берегу моря
В. На берегу озера
С кем жил Игнатка?
А. С бабушкой
Б. С дедушкой
В. С родителями
Что пошёл искать Игнатка возле берега Дона?
А. Удочки
Б. Лодку
В. Сети
Где оказался Игнатка, когда нырнул в воду?
А. Дома
Б. Во дворце
В. Во дворе
5.Кого спас Игнатка от змеи?
А. Дедушку
Б. Утку
В. Птицу
Проверь себя:
А
Б
В
Б
В
4 . Прочитай отрывок автора Петра Лебеденко из сказки «Тихий Дон». Нарисуй картинку, которая будет соответствовать данному описанию.
***Высокие горы с тех пор курганами стали, а там, где реки шумели, волнами рокотали, города теперь стоят да сады расцветают. Где болота и топи страшные были, теперь рощи шумят зелёные… Много стай журавлиных пролетело над Тихим Доном, много песен весёлых пропето с тех пор в станицах зелёных. Пронеслись ветры буйные, проплывали тучи грозовые над полями широкими. Тихий Дон – река раздольная, плещется внизу и шепчет что-то…
5 . Ответь на вопросы автора Петра Лебеденко из сказки «Тихого Дона»
1)Как казаки называли «Дикое поле»? _________________________________________________________
2)Что гуляло летом по степи? _________________________________________________________
3)Опиши, какая была степь в непогоду?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4)Опиши, какая была степь весной?
____________________________________________________________________________________________________________________
5)Почему люди бежали от крепостной неволи? _________________________________________________________
6)Как звучит закон в далёкие времена на Дону?
____________________________________________________________________________________________________________________
7)Что означает этот закон?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8)Люди, поселившиеся на Дону 450 лет назад, стали называться?
________________________________________________________
9)«Казак» - это слово русское или не русское?
________________________________________________________
10)Как называли удалых вольных людей?
__________________________________________________________
6 . Узнай героя из сказки «Тихий Дон» по описанию.
1.Жил на Дону казак, и была у него жена – жадная и завистливая щеголиха. И просила она мужа достать ей ожерелье, такое же как у соседки. Как звали казака? ______________________
2.Жил-был мальчик со своей матерью в ветхом курене. Ласковый был, добрый и любили его за это все люди, как сына родного. Хоть сам маловат, годков десять только, а в обиду никого не даст? _____________________
3.Был среди казаков храбрый воин по имени Степан, и была у него красавица дочка… Мать у неё умерла, и поехала она со своим стариком- отцом на войну. Как звали дочку? ________________________
4.Ни молодой, ни старый чёрную бороду носил да чуб кучерявый. С детства остался без матери, гнула его нужда в три погибели, а никто у него слезу ни разу не видел. Как звали героя? ____________________
5.Некрасива лицом была девушка, да и горбата. Ещё маленькой упала она с крыльца, ударилась спиной о ступеньку, с тех пор и рос у неё горб на спине. Зато сердце было – сто лет ищи по всему Дону, не сыщешь такого!
_____________________________________
Проверь себя:
Рыжий
Петрусь
Светланка
Макар
Груня
Шолохов Михаил Александрович
Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин (ныне Ростовская обл.) в семье служащего торгового предприятия. Впервые его произведения были напечатаны в 1923 году. Творчество в жизни Шолохова всегда занимало важную роль. После изданий фельетонов в газетах, писатель публикует свои рассказы в журналах. В 1924 году в газете «Молодой ленинец» опубликован первый из цикла донских рассказов Шолохова – «Родинка». Позже все рассказы из этого цикла были объединены в три сборника: «Донские рассказы»(1926), «Лазоревая степь» (1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927).
1 . Выбери правильный ответ по рассказу М. Шолохова «Нахалёнок»
1) Кто является автором рассказа «Нахалёнок»?
А) М. Пришвин
Б) В. Закруткин
В) М. Шолохов
Г) А. П. Чехов
2) Где родился автор рассказа «Нахалёнок»?
А) в станице Вёшенской
Б) в хуторе Кружилине
В) в станице Каргинской
Г) в Богучарове
3) Как зовут главного героя рассказа?
А) Витька
Б) Фома Акимыч
В) Мишка
Г) Прошка
4) Сколько лет Мишке?
А) 6
Б) 5
В) 9
Г) восьмой год
5) Чей это портрет?
«…собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щёки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда».
А) Прошка
Б) Павлуша
В) Мишка
Г) дедуня
6) За что отец любил Мишку?
А) за серьёзность
Б) за послушание
В) за буйную непоседливость
Г) за голубые и плутовские глаза
7) Что привёз в подарок Мишке отец?
А) немного поношенные сапожки
Б) кинжал
В) старый – престарый, зачерствевший от времени вяземский пряник
Г) большущее ружьё
Д) кожаный портфель
Е) фотографию Ленина
8) Почему Мишка дрался с соседскими детьми?
А) отстаивал честь семьи
Б) заступался за своего отца
В) его обижали, над ним смеялись
Г) любил подраться, был задирой
9) Кому Мишка рассказывал о своём горе и жаловался на обидчиков?
А) соседским ребятам
Б) батяньке
В) маманьке
Г) Ленину на карточке
Д) Савраске
10) Почему Мишка хотел уйти с красноармейцами воевать за Советскую власть?
А) этого хотел отец Мишки
Б) Мишке приснился Ленин и «призвал» его воевать за Советскую власть
В) Мишке хотелось проявить себя
11) Почему красноармейцы не взяли Мишку в свой отряд?
А) Мишка мог осрамить своим видом весь отряд: на нём были штаны с одной помочью
Б) Мишка опоздал, и отряд ушёл без него
В) родители и дед не пустили Мишку
Г) Мишка был ещё совсем маленький, ему не место на войне
12) Почему дед отправил Мишку одного на хутор Пронин?
А) сообщить, что на хутор напали бандиты и убили всех коммунистов
Б) дед был очень стар и не мог ехать верхом на лошади
В) Мишка был смелым мальчиком
Г) в маленьком мальчике бандиты не заподозрили бы « гонца»
13) Что означает слово «нахалёнок»?
А) казачок
Б) малыш
В) маленький нахал
Г) внебрачный сын
Д) бездельник
Проверь себя:
В
Б
В
Г
В
В
Б
Б
Б
Б
Г
Б
В
НАРОДНЫЕ ДОНСКИЕ СКАЗКИ
Сказка – это народно - поэтическое повествовательное произведение, рассказывающее о вымышленных событиях и героях.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок!
1 . Ответь на вопросы из сказки «Про царицу Лютру»
1) Кто такая царица Лютра?
________________________________________________________
2) Когда царь узнал о походе, кого он назначил полковником?
________________________________________________________
3) Когда казак пришёл со своим полком на царицу, то сколько человек осталось в живых?
________________________________________________________
4) Что люди сказали царице Лютре?
________________________________________________________
5) Как царица узнавала, что на её войско идёт казак?
________________________________________________________
6) Как казак победил Лютру?
________________________________________________________
7) Что сделал казак, когда отказался от награды царя?
___________________________________________________
Проверь себя:
Злая колдунья
Казака
Двое
Царица, русское войско идёт на нас
Взяла чёрную книгу и зеркало
Стрельнул казак из мизинца
Уехал в страницу
2 . Ответь на вопросы из сказки «Жбан»
1) Что жестянщик сделал из жести?
__________________________________________________________
2) Что происходило, когда катился жбан?
__________________________________________________________
3) Что сказали казаки, когда увидели происходящее?
__________________________________________________________
Проверь себя:
Жбан
Хватал людей
«Это должно быть, сам Змей Горыныч нам навстречу валит»
3 . Ответь на вопросы из сказки «Одноногий журавль»
1)Почему барин прогнал повара?
__________________________________________________________
2)Куда ехали казаки?
__________________________________________________________
3)Кто из казаков остался работать у барина?
__________________________________________________________
4)Кто приехал в гости к казаку?
__________________________________________________________
5)Почему казак принёс барину одну ногу журавля?
_________________________________________________________
6)Из-за чего казак и барин стали спорить?
__________________________________________________________
Проверь себя:
Не угодил барину
На тихий Дон
Казак – повар
Жена
Вторую ногу отдал своей жене
Казак говорил, что у журавля одна нога, а барин говорил, что у журавля две ноги
4 . Ответь на вопросы из сказки «Казак и лиса»
1)Где лиса увидела казака?
__________________________________________________________
2)Что сказала лиса казаку, чтобы он впустил её в дом?
__________________________________________________________
3)Что сделала лиса, когда обманула казака?
__________________________________________________________
4) Кто поймал лису?
__________________________________________________________
Проверь себя:
В станице возле куреня
Иду издалека, да со шляха сбилась. Обходить силы нет, отвори воротца, дай пройти напрямик к околице.
Обманула и стащила петуха
Собака казака
Рекомендации родителям по развитию выразительного чтения детей
Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
Воспитывайте бережное отношение к книге.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет значительно затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90–100 слов в минуту.