Рабочие программы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
_____________________________________________________________________________________
693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20
E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru
Рассмотрено на заседании Методического объединения | Рекомендовано к утверждению на педагогическом совете школы Протокол № 1 от 30.08.2024 г. | Утверждено: Директором школы ___________ / Михаленкова О.В. Приказ № ____ от _________2024 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
социального направления
«Тропинки к самому себе»
2 «Б» класс
Срок реализации программы 2024-2025 г.
Составлено на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы для слепых обучающихся, утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г. № 1026 в соответствии с требованиями ФГОС для слепых обучающихся
3.1 и 3.2 вариант
Составитель:
Антошина Александра Павловна
учитель
г. Южно-Сахалинск
2024
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Тропинки к самому себе» составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и на основании модернизированной программы развивающего курса «Тропинки к самому себе», автор С.Н. Шитц.
В современной системе образования обозначилась тенденция рассматривать весь воспитательно-образовательный процесс через призму сохранения психического здоровья учащихся. Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что от состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики будущего населения нашей страны. Оценив образованность, здоровье, культурный потенциал подрастающего поколения России 2000-х гг., можно предположить, какой будет российская действительность в 2040 гг. В детском возрасте закладывается фундамент личности, формируются её основные качества: физическое и психическое здоровье, культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал. Качества, которые были развиты у ребёнка в школьном возрасте, являются наиболее прочными; позже изменить их достаточно сложно, а в ряде случаев – практически невозможно.
Цель программы:
создание условий для сохранения и формирования психологического здоровья учащихся.
Задачи программы:
1.Формировать у учащихся представление о психологической природе человека.
2.Развивать навыки конструктивного общения, формировать внутреннюю уверенность учащихся в своей успешности.
3.Создавать положительный эмоциональный настрой, снятие страхов и эмоционального напряжения.
4.Воспитывать волю, инициативность, ответственность, эмоциональную отзывчивость.
Общая характеристика курса
Программа курса «Тропинки к самому себе» рассчитана на слепых детей младшего школьного возраста 8 лет и построена с учетом возрастных особенностей и основных задач развития детей. Этот возраст наиболее подходит для формирования у детей умения устанавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимоотношения с людьми. В это время можно научить ребенка быть независимым, следовать своим целям в коллективном взаимодействии и в то же время уважать интересы других. Младшим школьникам вполне доступно элементарное развитие способности слушать и понимать других, предупреждать и устранять конфликты в межличностных отношениях. В то же время младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. В этом возрасте закрепляются и развиваются далее основные познавательные процессы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. В структуре каждого занятия выделены основные этапы работы с учащимися:
- приветствие;
- разминка;
- рефлексия предыдущего занятия;
- основное содержание занятия;
- рефлексия занятия.
Ведущими формами организации занятий являются психогимнастические и тренинговые упражнения, ролевые игры, дискуссии, релаксация и т. п.
В обучении используются следующие методы: словесные, игровые, метод сравнения, убеждения, анализа, поисковый, репродуктивный, самонаблюдение, метод мозгового штурма и другие.
Для того чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели смысл и могли реализовать полученные знания, осуществляется постоянная связь с жизненным опытом учащихся и с их учебной деятельностью. Это служит мотивацией и дает перспективу использования приобретенных навыков в повседневной жизни.
Ожидаемый результат:
- полноценная социально-психологическая адаптация;
- благополучие эмоционально-личностной сферы каждого школьника;
- сформированность навыков конструктивного общения;
- сформированность познавательной мотивации учащихся и активность в учебной деятельности;
- развитие рефлексивно-регулятивных и контрольно-оценочных действий
Формы контроля и оценки знаний учащихся
- диагностика, которая проводится после изучения основных разделов;
- решение проблемных ситуаций, когда учащимся предлагаются индивидуальные карточки с какой-либо проблемной ситуацией и они должны предложить наиболее конструктивное решение;
- сочинения, которые проводятся как в устной форме, когда учащиеся составляют свой психологический автопортрет, описывая свои личностные особенности, так и в письменной, когда учащиеся делают письменный самоанализ;
- диагностические упражнения, которые позволяют определить уровень развития основных познавательных процессов;
- наблюдение, которое проводится целенаправленно во время занятий;
- беседа, которая проводится в конце каждого занятия.
Описание места курса в плане
План внеурочной деятельности) курс «Тропинки к самому себе» изучается во втором классе 2 часа в неделю (34 учебных недели в год). Общий объем учебного времени во 2 классе составляет 68 часов.
Описание ценностных ориентиров курса
Одной из приоритетных целей социальной направленности развития младших школьников является – профилактика нарушений психологического здоровья. Такими характеристиками являются: благополучная эмоциональная сфера, развитые навыки конструктивного общения, уверенность в себе и адекватная самооценка, развитая познавательная сфера и механизмы учебной деятельности.
Успешное становление ребенка как личности определяет не только его включение в общественную жизнь, нахождение своей ниши, но, в конечном счете, и прогресс развития общества в целом. Дети не просто особый социальный слой. Они являются приоритетной группой, так как степень образованности, социализированные масштабы и уровень культуры, здоровья детей завтра материализуются в здоровье нации, в новые технологии и безопасность социальной жизни, в авторитет страны в мире.
Программа «Тропинки к самому себе» основывается на принципах
Принцип следования нравственному примеру
Следование примеру – ведущий метод социального воспитания. Пример педагога, старшего, взрослого–это возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим.
Принцип идентификации (персонификации)
Идентификация – устойчивое отождествление себя созначимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами социального развития ребенка.
Принцип диалогического общения
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.
Принцип системно - деятельностной организации воспитания
Воспитание, направленное на социальное развитие учащихся, включает в себя организацию учебной, внеурочной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы их социального развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- психологическая культура: ценностное отношение к «внутреннему» миру человека, его интересам, предпочтениям, личностным качествам;
- эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа « Тропинки к самому себе» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- терпимость и уважение к интересам, предпочтениям, личностным качествам других людей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- умение слушать;
- умение переживать, сочувствовать другим людям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
- предвосхищать результат;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;
- установление причинно-следственных связей.
Предметные результаты
учащиеся должны знать:
Понятия «психология», «общение», «средства общения», «эмоция», «виды эмоций», «жест», «мимика», «пантомимика», «чувства», «чувства и их виды», «характер и черты характера», «сотрудничество», «виды памяти», «виды мышления», «внимание», «память», «воображение», «мышления»; Правила доброжелательного общения с людьми.
учащиеся должны уметь:
Организовать совместную деятельность; Пользоваться разными средствами общения; Распознавать эмоциональные состояния, чувства свои и других людей. Осознавать и выражать словами свои чувства и переживания; Действовать в своей работе по правилам. Оказывать взаимопомощь в ходе совместной деятельности.
Содержание курса
Введение. Ознакомление учащихся с целью, задачами и содержанием курса второго года обучения. Знакомство с правилами работы в группе. Выполнение упражнений: «Паутинка», «Незаконченные предложения», «Поменяйтесь местами».
Раздел 1. Тропинка доверия.
Тема 1.1. Узнаем друг друга ближе.
Практическая часть. Закрепление правил работы в группе. Знакомство детей с личностными качествами друг друга.
Выполнение упражнений на раскрытие личностных качеств обучающихся: «Это здорово!», «Вот я какой!», « Подмигиши».
Тема 1.2. База нашего доверия.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие доверительных отношений в группе и снятие эмоционального напряжения: «Слепой и поводырь», «Рубка дров», «Рыбки и сети», «Корабль и море».
Тема 1. 3. Диагностика мотивации к занятиям.
Практическая часть. Проведение модифицированной методики «Экскурсия», получение обратной связи. Заполнение анкеты «Мотивация к занятиям».
Раздел 2. Тропинка доброжелательного общения.
Тема 2.1. Что такое общение? Понятие «Общение». Представление о значимости общения в жизни детей.
Практическая часть. Проведение беседы, основанной на личном опыте детей. Выполнение упражнений на развитие коммуникативных навыков «Улови шепот», «Жмурки с голосом», «Кто я?».
Тема 2.2. Средства общения. Представление о средствах общения.
Практическая часть. Выполнение упражнений на использование различных средств общения: «Письмо самому себе», «Придумай сообщение», «Тутти-фрутти».
Тема 2.3. Общение без слов. Представление о «невербальном общении».
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие навыков невербального общения «Через стекло», «Иностранец», «Стоп!», «Стихи без слов».
Тема 2.4. Правила доброжелательного общения. Раскрытие правил доброжелательного общения с окружающими людьми.
Практическая часть. Упражнения на развитие навыков доброжелательного общения:
«Подарок другу», «Комплименты», «Связующая нить».
Тема 2.5. Общаемся без ссор
Практическая часть. Беседа на основе личного опыта детей о причинах ссор. Знакомство со способами избегания ссор в межличностном общении.
Выполнение упражнений на развитие навыков бесконфликтного общения «Цветик-семицветик», «Сказка по кругу», «Сидящий и стоящий2;
Решение проблемных ситуаций и разыгрывание этюдов».
Раздел 3. Тропинка самопознания.
Тема 3.1. Мои эмоции. Знакомство с понятием «эмоция», «чувство». Виды эмоций и чувств Отличие эмоций и чувств
Практическая часть. Работа с пиктограммами. Выполнение упражнений на выражение эмоций и чувств, на развитие умения распознавать эмоциональные состояния, на умение контролировать свои эмоции: «Пиктограммы», «Угадай-ка!», «Волшебный мешочек», «Рисуем пальцами».
Тема 3.2. Мой характер. Знакомство с чертами характера, проявляющимися в отношении к людям, труду вещам и т.д. Анализ сказок, выделение героев с различными чертами характера. Понятие о положительных и отрицательных чертах характера.
Практическая часть. Выполнение упражнений на осознание своих черт характера, на формирование положительных черт характера «Какой я?», «Хвасталки», «Аплодисменты по кругу», «Ассоциация», «Волшебный магазин»; Разыгрывание этюдов на основе сюжетов из жизни детей с неопределенным концом.
Тема 3.3. Диагностика эмоционального благополучия и нравственного развития детей.
Практическая часть. Рисование на тему «Несуществующее животное».
Выполнение диагностического упражнения «Волшебная страна».
Раздел 4.Тропинка познания.
Тема 4.1. Мое внимание
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие произвольного внимания. Выполнение упражнений на умение концентрировать, переключать внимание: «Бип», «Ай да я?», «Саймон сказал», «Кого не хватает», «Корректурная проба».
Тема 4.2. Моя память.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие зрительной, слуховой памяти: «Разведчики», «Наблюдательность», «Трудное - запомни», «Пиктограмммы», «Узнай меня».
Тема 4.3.Мое мышление. Понятие «мышление». Представление о видах мышления. Образное, наглядно – действенное, причинное мышление.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие умения анализировать зрительный образ, делать выводы, составлять сюжетный рассказ, устанавливать причинные связи: «Назови свойства», «Что таким бывает?», «Сочини сказку», «Что было бы, если…», «Посадка на луну».
Тема 4.4. Говорим правильно. Знакомство с правилами правильной речи.
Практическая часть. Выполнение упражнений на развитие активной речи, активизацию мыслительной деятельности «Давай поговорим», «Отрицание», «Бесконечное предложение», «Наши друзья».
Тема 4.6. Диагностика познавательных процессов.
Практическая часть. Выполнение диагностических упражнений с целью исследования динамики развития познавательных процессов «Корректурная проба», «Пиктограмма», «Исключение лишнего», «Последовательный рассказ», «Объем памяти», «Графический образ».
Заключительное занятие.
Практическая часть. Игра-путешествие «Ступеньки к себе».
Тематическое планирование.
2 класс
№ | Тема | Количество часов |
Введение «Паутинка», «Незаконченные предложения», «Поменяйтесь местами». | 3 | |
Узнаем друг друга ближе «Это здорово!», «Вот я какой!», «Подмигиши». | 3 | |
База нашего доверия «Слепой и поводырь», «Рубка дров», «Рыбки и сети», «Корабль и море». | 4 | |
Диагностика мотивации к занятиям | 2 | |
Что такое общение? Понятие «Общение». «Улови шепот», «Жмурки с голосом», «Кто я?». | 4 | |
Средства общения «Письмо самому себе», «Придумай сообщение», «Тутти-фрутти» | 3 | |
Общение без слов «Через стекло», «Иностранец», «Стоп!», «Стихи без слов» | 4 | |
Правила доброжелательного общения «Подарок другу», «Комплименты», «Связующая нить» | 3 | |
Общаемся без ссор Беседа о причинах ссор. «Цветик-семицветик», «Сказка по кругу», «Сидящий и стоящий»; Решение проблемных ситуаций и разыгрывание этюдов». | 5 | |
Мои эмоции Знакомство с понятием «эмоция», «чувство». «Пиктограммы», «Угадай-ка!», «Волшебный мешочек», «Рисуем пальцами». | 5 | |
Мой характер «Какой я?», «Хвасталки», «Аплодисменты по кругу», «Ассоциация», «Волшебный магазин»; Разыгрывание этюдов | 6 | |
Диагностика эмоционального благополучия и нравственного развития детей | 2 | |
Мое внимание «Бип», «Ай да я?», «Саймон сказал», «Кого не хватает», «Корректурная проба». | 5 | |
Моя память «Разведчики», «Наблюдательность», «Трудное - запомни», «Пиктограмммы», «Узнай меня». | 5 | |
Мое мышление «Назови свойства», «Что таким бывает?», «Сочини сказку», «Что было бы, если…», «Посадка на луну». | 5 | |
Говорим правильно Знакомство с правилами правильной речи. «Давай поговорим», «Отрицание», «Бесконечное предложение», «Наши друзья». | 5 | |
Диагностика познавательных процессов | 2 | |
Заключительное занятие. | 2 | |
Всего: | 68 |
Описание материально – технического обеспечения внеурочной деятельности, осуществляемой по курсу «Тропинки к самому себе»
Список литературы для учителя.
Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А.Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2008.-247 с.
Клюева, Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность / Н.В.Клюева.-Ярославль: Академия развития, 2010.-232 с.
Князева, Т.Н. Я учусь учиться: Психологический курс развивающих занятий для младших школьников / Т.Н.Князева.- М.:АРКТИ,2009.-305 с.
Кореневская,В.А. Всем ли комфортно в школе? Формирование психологического пространства в школе: методическое пособие / В.А.Кореневская. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ,2011.-69 с.
Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль: Академия развития, 2009. – 243 с.
Немов, Р.С. Психология: в 3 книгах / Р.С.Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011.
Ньюкомб,Н. Развитие личности ребенка / Н.Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2002.- 548с.
Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога (в 2-х книгах) /Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. Издат. Центр «ВЛАДОС», 2011.
Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками /Р.Смид.- М.:Генезис,2011. – 193 с.
Уроки общения для младших подростков: программа // Школьный психолог.-2009. - №3.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б.Фесюкова. – М.: АСТ,2008.- 376 с.
Фопель, К. Как научить детей сотрудничать: в 4 книгах /К. Фопель. – М.: ЦСПА «Генезис»,2007.
Шевандрин, Н.И. Социальная психология в образовании / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2006.- 505 с.
Список литературы для учащихся.
Иванова, Э.И. Расскажи мне сказку / Э.И. Иванова. – М.: Просвещение, 2009. – 442с.
Маршак, С. Стихи и сказки / С. Маршак. – М.: Планета детства, 2011. – 200 с.
Михалков, С. Веселый день / С. Михалков. – М.: Детская литература, 2011.- 183 с.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б.Фесюкова. – М.: АСТ,2008.- 376 с.
Хрестоматия по детской литературе. – М.: Просвещение, 1988. – 573 с.