Работа педагога-психолога со старшеклассниками-инвалидами, желающими стать студентами высших учебных заведений, и их семьями

1
0
Материал опубликован 27 February

Работа педагога-психолога со старшеклассниками-инвалидами, желающими стать студентами высших учебных заведений, и их семьями

С.Т. Хапейшвили

В условиях модернизации российского государства и общества важно развитие молодежи, поскольку она является основным ресурсом России [2]. Государственная политика в отношении детей и молодежи, положения которой отражены в Федеральной целевой программе «Дети России», Национальном проекте «Образование», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», нацелена на создание условий, обеспечивающих качественное образование, воспитание, социализацию и формирование активной, творческой личности. Это касается и детей-инвалидов. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о включении данной категории детей в образовательный процесс. Здесь отмечается, что цель для них - создание условий для их полноценной социализации. Большую роль в возникновении дистанционного обучения для детей-инвалидов сыграла программа реализации приоритетного национального проекта «Образование». В нее включено мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», предусматривающее создание в течение 4 лет в каждом субъекте РФ условий для дистанционного обучения этих детей. Это имеет значение прежде всего потому, что дети-инвалиды, как и все дети, нуждаются в реализации потребности в когнитивном, личностном и профессиональном развитии, в признании уважения со стороны общества и включении в него как полноценных его членов. Особенно это касается тех детей-инвалидов, кто желает стать студентами высших учебных заведений. Большая роль в решении данной задачи в образовательных организациях принадлежит, прежде всего педагогам-психологам, деятельность которых направлена на создание условий, способствующих развитию адаптивных способностей детей-инвалидов, всестороннего формирования у них когнитивных и личностных свойств, раскрытию их внутреннего потенциала, помогающему в дальнейшем развивать у них профессиональное и личностное самоопределение.

Основные направления работы педагога-психолога здесь следующие.

Диагностическое. Для исследования когнитивного потенциала, активности, основных интересов и профессионального самоопределения используются следующие методики.

1) Тест Д. Векслера, который направлен на изучение недостатков развития мыслительных процессов, сформированности или, напротив, несформированности приемов учебной деятельности. Он позволяет комплексно определить отдельные проявления как вербального интеллекта (осведомленность, умение устанавливать сходство объектов и явлений, словарный запас, математические способности, кратковременную память), так и невербального (умения находить недостающие детали объектов, складывать из кубиков разнообразные фигуры, устанавливать логическую последовательность событий, работать с лабиринтами, распределять и концентрировать свое внимание).

2) Метод «Неоконченных предложений», основанный на технике «Звездная карта моей жизни» (Л.Ф.Анн), где старшекласснику предлагается закончить различные предложения, например: «Мое любимое увлечение…» [2].

3) Анкета Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович «Изучение профессиональных намерений старшеклассников» (которую можно проводить и с родителями), позволяющая выявить готовность к выбору профессии, уровень развития профессиональных интересов, намерений, предпочтительное учебное заведение, сведения об общих жизненных планах учащихся, знаниях о выбранной профессии и оценке школьником своей пригодности к ней, об оценке родителей и старшеклассников по профессиональному самоопределению [4].

4) Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток, 1968; Е.А.Климов и соавт., 1969; О.П. Мешковская и соавт., 1984). Она позволяет выявить интересы в следующих сферах:

1. Биология.

2. География.

3. Геология.

4. Медицина.

5. Легкая и пищевая промышленность.

6. Физика.

7. Химия.

8. Техника.

9. Электро- и радиотехника.

10. Металлообработка.

11. Деревообработка.

12. Строительство.

13. Транспорт.

14. Авиация, морское дело.

15. Военные специальности.

Консультативно-просветительское. Проводятся консультации с родителями учащихся-инвалидов и самими школьниками по вопросам профессионального самоопределения; а также консультации по развитию у них позитивного отношения к будущему с помощью использования историй о знаменитых людях-инвалидах, достигших успеха.

Коррекционно-развивающее. Цель – развитие целеполагания, настойчивости, планирования своего времени, интернальности, осознания места в своей жизни. Сюда входят следующие виды работы.

1. Развитие представления о значимости времени и умения его планировать с помощью авторского упражнения «Ценность времени». Надо сесть в кресло, расслабиться, и в течение 3-5 минут смотреть на движение стрелок часов. Рассказать об ощущениях. Задается вопрос, что можно сделать за это время.

2. Постановка и реализация общественных целей на основе упражнения психосинзеза «Волшебная лавка» [3]. Педагог-психолог предлагает старшекласснику-инвалиду закрыть глаза, расслабиться и представить себя идущим по красивому цветочному лугу и приходящему к деревянному домику, окруженным деревьями. Затем нужно вообразить себя заходящим в него. Ведущий говорит: «Представьте себе небольшой магазин. Продавец в нем - волшебник, который может исполнить такие желания, как: дать вам интересную работу в будущем, помочь достичь уважения, высоких результатов в учебе, получить диплом в будущем по избранной специальности, открыть частное предприятие, дающее высокую прибыль, сделать вас самым умным. Вы же сами ничего для исполнения этих желаний делать не будете: вам не надо учиться, прилагать усилия, проявлять настойчивость и т.д. Теперь расскажите, чего вы хотите из всего этого. После этого ведущий, играющий теперь роль продавца, говорит о том, чтобы исполнить это желание, за него надо заплатить чем-то дорогим для старшеклассника (например, потерей любимого, уменьшением срока жизни, здоровьем) и спрашивает, что же важное для него он готов отдать. В конце происходит обсуждение и анализ возникших эмоций. На следующей стадии работы снова предлагается представить себя в этом магазине и узнать у продавца, возможно ли исполнение этих желаний без отдачи самого главного в жизни школьника. Продавец говорит, что это осуществимо, но для этого старшекласснику самому надо прилагать усилия, проявлять настойчивость и добывать знания. В конце сравниваются эти 2 этапа работы, старшеклассник высказывает свое мнение. Последнее слово берет ведущий. Он делает вывод о том, что приобретением знаний, настойчивостью и усилиями платить за выбор профессии и построение своего будущего лучше, чем остальным, да и это более осуществимо. В упражнении могут участвовать и родители, в данном случае между участниками распределяются роли.

3. Постановка и реализация общественных целей, связанных с познавательной деятельностью на основе упражнений психосинтеза «Превращаем проблемы в цели», «Сон наяву», «Ожидания». Вначале старшекласснику-инвалиду предлагается составить список проблем, связанных с выбором профессии и окончанием школы. После этого нужно ответить на такие вопросы. Что мне не нравится? Какие трудности у меня в учебе? Чего бы мне хотелось достигнуть в жизни? Что в жизни меня пугает? Как бы я хотел развивать себя? Что мне нужно делать, чтобы мной гордились? Как бы я хотел показать себя? Что бы я хотел улучшить в себе? После этого нужно выбрать ту проблему, которую бы хотелось решить больше всего, и сделать ее целью. Подумать о том, как ее можно достичь. В этом случае рекомендации могут дать и родители, участвовавшие в выполнении упражнений. На 2-й стадии работы в течение отведенного времени нужно старшекласснику написать или рассказать о том, чего бы ему хотелось в будущем, но его мечты должны касаться интересной для него профессии и деятельности в ней, а не других сфер. Затем нужно рассказать о том, что нужно, чтобы их осуществить. В конце старшекласснику предлагается написать о негативных и позитивных ожиданиях в будущем, связанных с интересами и выбранной профессией. Затем нужно выбрать негативные ожидания и заменить на позитивные.

4. Постановка и реализация профессиональных целей на основе упражнения Л.Ф.Анн «Машина времени» и программы развития временной перспективы И.В.Дубровиной, Н.И.Гуткиной и других. Педагог-психолог говорит о том, что с помощью машины времени школьники могут перенестись в свое будущее. Здесь они должны описать его и нарисовать. Если школьники описывают достижение профессиональной цели, то педагог-психолог спрашивает у них, с помощью каких действий они к ней пришли. В случае же ее отсутствия, школьники должны сформулировать ее, причем в положительных терминах. Затем проанализировать, какие действия необходимы для достижения этой цели и сколько времени требуется для их выполнения. Полезно вспоминать случаи, где старшеклассники достигли успешности и действия, ведущие к ней. В качестве советчиков в выполнение данного упражнения привлекаются и родители.

5. Формирование целеполагания с помощью коррекционной работы, разработанной автором на основе техник когнитивной терапии А.Бека и направленной на устранение отрицательных суждений о будущем и профессиональной деятельности, создании позитивных и побуждения к действиям, в соответствии с ними. Старшекласснику предлагается набор ценностей, из которых он должен выбрать самые привлекательные. Задаются вопросы. Что для вас важнее: знания или уважение других? Престижная профессия или та, где можно развиваться? Книги или развлечения? Интересная профессия или та, что даст возможность получать высокую зарплату? Дальнейшее обучение или семейная жизнь? Хорошие отметки в учебе или знания в избранной профессии? Дальнейшая учеба или жизнь беспечная и легкая? Затем школьнику нужно составить список старых убеждений и создать связь между ними и ценностями. После этого – перечень новых суждений, причем таких, чтобы они совпадали с познавательными ценностями. Надо выявить ценность и позитивное значение каждого суждения, а также представить ценности связанные с познавательной деятельностью в каких-нибудь ситуациях. Устранение негативных суждений о познании ведется с помощью беседы. Выявив их, психолог задает ряд вопросов, с помощью которых старшеклассник может проявить рефлексию. Представь себе, что может плохого случиться в твоей жизни из-за этих суждений? Что ты уже потерял? Что произошло во взаимоотношениях с окружающими из-за них? Как это повлияло на твою жизнь?

6. Развитие интернальности с помощью игры «Докажи свое мнение». Психолог, играя роль, рассказывает старшекласснику о том, что все в мире происходит благодаря случаю, что жизнь определяет судьба, что за свои действия человек не несет ответственности, а за достижения или неудачи в жизни его усилия ничего не стоят. Старшеклассник должен вступить с психологом в спор и опровергнуть все, что он говорит, доказывая свое мнение.

7. Дальнейшее развитие осознания своего места в жизни с помощью авторского упражнения «Дорога знаний». Старшекласснику нужно нарисовать перекресток с 6-тью дорогами и назвать их так: «Дорога знаний», «Дорога развлечений», «Дорога по которой все можно купить», «Дорога скорого брака», «Дорога, где все решают взрослые», «Дорога выбора престижной, но неинтересной профессии». Затем следует представить себя стоящим на перекрестке и выбрать одну из дорог, проанализировать этапы реализации своего выбора и все возможные последствия. В конце происходит обсуждение и делается вывод о том, что самая верная дорога – 1-я, и именно к знаниям надо стремиться, чтобы достичь успеха в жизни.

Можно также проводить следующие психологические игры со школьником-инвалидом с участием всех членов семьи.

Психологическая игра 1 «Знания и профессия». Называется любая профессия или вид деятельности и нужно дать как можно больше ответов на вопрос о том, каких знаний она требует, и как они пригодятся человеку, имеющему эту профессию.

Психологическая игра 2 «Область знаний». Психолог называет профессии и говорит о том, какие в них нужны знания, а старшеклассники должны угадать область знаний.

Психологическая игра 3 «Угадай профессию». Психолог или родитель загадывает профессию и описывает, какие знания в ней нужны. Остальные должны ее угадать.

Перечисленные виды работы, бесспорно, помогают учащимся с ОВЗ самоопределиться в будущей профессии, развить позитивные установки к ней и жизни вообще, сформировать целеполагание, интернальность, раскрыть свой когнитивный и личностный потенциал.










Список использованных источников:


1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб. : Питер, 2007. – 271 с.

2. Выездное заседание Президиума РАО в Брянске «Детство как стратегический ресурс развития общества» [Текст] // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1. – С. 3.

3. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых ; авт. вступ. ст. И.Г.Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2007. –784 с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]. В 2 кн. Кн. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.– 384 с.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.