Работа с ценностным понятием на уроке литературы
РАБОТА С ЦЕННОСТНЫМ ПОНЯТИЕМ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Для обоснования своей точки зрения было использовано произведение Куприна «Чудесный доктор». (Фрагмент урока)
Ценностное понятие: «добро/доброта/добрый человек»
Целью данного занятия является привлечение внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием добро; работа по содержанию рассказа “Чудесный доктор”; воспитание культуры этических и нравственных чувств, влияющих на психологию поведения учащихся; непосредственное общение с художественным произведением, затрагивая личные переживания; развитие культуры художественного восприятия, умения слушать и читать; усовершенствование художественной зоркости.
ХОД УРОКА:
На фоне играет тихая музыка. На столе стоит зажжённая свеча. Преподаватель начинает читать мини-притчу о добре.
У Свечей есть начало- горящее пламя, подобное голове и мыслям человека. И каждая Свеча горит по-разному... Какие-то тихо, ровно, какие-то с потрескиванием, вспыхиванием, некоторые коптят, а есть и такие, которые время от времени гаснут...
Даже цель жизни у Свечей и у Человека одинаковая Дарить Свет и Тепло окружающим... И у Свечи и у человека есть аура, Свечение.
Однажды мне приснился чудесный сон о Человеке и Свече... Наступал вечер. Некий человек взял маленькую Свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.
Куда мы идём? - спросила Свечка...
Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань
Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, возразила Свеча.
Хоть твой огонёк и невелик, сказал Человек, всё же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной...
Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажёг лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре, большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки и свет её распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам...
...Как маленькая Свечка или даже спичка могут разжечь огромный костёр и указать путь сотням людей, так и малое пламя твоего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей. Даже если ты сам этого ещё и не осознаёшь в полной мере... Просто будь светом для окружающих тебя людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань. Никогда не гасите в себе Свет Добра! И творите то самое, добро!
*КОММЕНТАРИЙ: Приём, использованный выше, имеет название ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ АТАКА
Это самый эффективный и действенный, на мой взгляд, прием воздействия на умы и сердца учащихся. Цель его – сильное эмоциональное воздействие средствами искусства. Его применение НЕ должно быть частым, иначе степень эмоциональной нагрузки будет потеряна: дети привыкнут. Суть:
- Подбирается текст на определенную нравственную тему (он обязательно должен быть эмоционально богатым!!!)
- Классическая музыка
- Визуальное сопровождение (это могут быть слайды, видеосопровождение, в нашем случае, предмет, связанный с подобранным текстом).
Все остальное в руках учителя: мимика, тембр голоса, паузы в речи. Он читает текст на фоне музыки, слайдов…
МЕТОД ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ, направленный на формирование сознания личности.
*Идём дальше:
На столах у вас лежат листочки, напишите ответы на вопросы, которые я произнесу:
Сегодня у нас с вами урок размышления, раздумья над такими вопросами, которые решает для себя каждый человек.
Что такое добро? СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ СЕБЯ ДОБРЫМ ЧЕЛОВЕКОМ? (после на рефлексии можно поработать с тем, что написали ребята).
+ Вопрос для устного обсуждения:
- Что же такое деятельное добро?
(добро, которое приносит пользу, касается своими лучами других людей)
-Этот же вопрос волновал и терзал душу чуткого человека и писателя А. Куприна. Анализируя произведение, прочитанное вами дома, мы попытаемся ответить на эти вопросы.
*КОММЕНТАРИЙ: Приём, использованный выше, имеет название ПОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, направленный на опыт учащегося.
Здесь хочется вспомнить Шалву Александровича Амонашвили, советского педагога и психолога, автора научного направления, известного в мире как «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе, который писал: «Вопрос, задаваемый педагогом детям, — это клеточка не только методики, но и всей педагогики. Если рассмотреть его под микроскопом, можно познать в нем всю направленность процесса обучения, характер отношений педагога с учащимися; можно познать самого педагога, ибо вопрос — это почерк его педагогического мастерства».
Порождение проблемной ситуации требует, прежде всего, интересного для ребёнка вопроса, ведущего к необходимости сдвига в развитии и внутреннего созерцания обучающегося. Такого рода вопросы — начало, завязка проблемного построения урока.
В нашем случае, используем информационный вопрос (актуализация уже известного знания) в симбиозе с собственно проблемным (содержащий еще не раскрытые учащимися проблемы, мотив для раздумывания: «А являюсь ли я таким человеком, а если нет, то кто таким является?»).
Метод организации деятельности и ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА поведения (создание воспитывающих ситуаций).
*Смотрим дальше:
Работа с предварительным домашним заданием (опустила вопросы по содержанию рассказа).
Домашнее задание звучало так: Проиграть сцены из семьи Мерцаловых: быт, беда, письмо. (Предварительно разделить обучающихся, тренироваться после уроков, (вместе подбирают костюмы) вызывая у них интерес к театру и прочитанному (метапредметность: искусство и литература).
-А теперь представьте, что мы сели в машину времени, на экране слайд: УЧИТЕЛЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ СИДИТ В МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, картинка начинает крутиться, как бы окуная детей в прошлое, звучит музыка, начинается представление. Мы перенеслись в семью Мерцаловых.
Театральная постановка.
- Какие чувства вызвала у вас эта сцена? Смогли ребята передать сложность ситуации? Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.
- Как вы думаете, почему семья попала в беду?
- Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?
- Чего не хватало героям? (Волшебства, чуда, ДОБРА).
- Можно ли назвать героев добрыми?
*КОММЕНТАРИЙ: Приём, использованный выше, имеет название ЭЛЕМЕНТЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ:
Деятельность выступает как внешнее развитие у учащихся познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Все это развивается у ребенка эффективнее, если применять нетрадиционные формы организации учебного процесса. К таковым можно отнести урок литературного чтения с применением элементов театрализации. Работа в качестве актёров позволяет ребятам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Такие уроки интерактивны, носят междисциплинарный характер, активизируют интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, а в слиянии с отзывами одноклассников эта работа становится более трудоёмка, интереса и продуктивна.
Это МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ поведения и деятельности (использование игрового момента).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:
Одной из целей обучения Литературе является воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения. И без развитых чувств эту цель достигнуть не возможно. Литература – едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников.
Поэтому современные учителя должны ставить себе цель: создание на уроках литературы условий для развития эмоционального интеллекта учащихся в процессе постижения идейно-художественного своеобразия произведений классической литературы, повышение качества знаний на основе применения отбора эффективных методов обучения, которые обеспечивают применение теории в жизни. Методы и приёмы, описанные выше, это совсем крупица в просторах разработок современной и отечественной методики. Толчком к разговору может быть правильно поставленный вопрос, интерес может вызвать театральная игра и, конечно же, мотивационная установка в начале урока, про каждый из этих методов можно прочесть выше. Я считаю, если учитель правильно проиграет все эти моменты, то у ребёнка обязательно кольнёт в сердце и перевернётся в сознание такое понятие, как «ДОБРО».