12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вера Шпотова152
1

«Различные виды деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с целью коррекции нарушений и развития социальной адаптации»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

t1674972351aa.jpg



412309, Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта: Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru



ДОКЛАД

на тему:  ​​​​​​​


«Различные виды деятельности в работе с детьми с ограниченныPPTX / 15.5 Мб

Слайд 2

Как известно федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция.

Для достижения целевых ориентиров необходима профилактика и своевременная коррекция речевых нарушений у детей, поскольку сохранившиеся нарушения в речи неизбежно ведут к серьезным трудностям в усвоении школьной программы, а также отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, на его самооценку и на общение со сверстниками.

В связи с ростом в последние десятилетия числа детей с нарушением речи особую значимость приобретает проблема их социальной адаптации в обществе. Поэтому эта тема, на мой взгляд, весьма актуальна.

Слайд 3

Одна из главных задач в нашей работе с детьми, имеющими речевые нарушения – это создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, снятие отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. В процессе воспитания организовываем возможность межличностного общения детей через совместные игры и занятия. У детей при этом формируются и закрепляются не только коммуникативные умения, но и создается положительный фон для регуляции речевого поведения. К воспитанникам надо относится уважительно, доброжелательно. Каждый ребенок - это личность, поэтому общаясь с детьми, мы придерживаемся правила: «Не рядом и не над, а вместе!».

Слайд 4

В группе для детей создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует развитию речи дошкольников через дидактические, речевые, театрализованные, сюжетно - ролевые игры. Мы полностью согласны с высказыванием Е.С. Тихеевой: «В пустых стенах ребёнок не заговорит», поэтому в группе созданы центры: речевой центр «Учимся говорить правильно!» с зеркалом, «Сюжетно – ролевых игр», «Театральный уголок» и т. д.

Слайд 5

Коррекция нарушения речи очень трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны педагогов, поэтому мы в своей работе применяем следующие методы развития речи:

- наглядные: экскурсии, наблюдения в природе, изобразительная наглядность, рассматривание картин, игрушек и рассказывание по ним;

- словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание стихотворений, обобщающие беседы, рассказывание без опоры на наглядность;

- практические: дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Слайд 6

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи с детьми ТНР являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы; в ходе режимных моментов; в свободной самостоятельной деятельности; а также со взаимодействиями с семьями.

Слайд 7

Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, картотеки сюжетно - ролевых игр.

Слайд 8

Социализация ребенка начинается с процесса общения его с другими детьми и взрослыми. Наиболее комфортная и естественная деятельность для такого общения – игра. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, согласовывает свои интересы и интересы партнеров по игре, то есть происходит речевое развитие ребенка.

Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.

1. В своей работе мы стараемся использовать как можно больше дидактических игр. Они занимают особенно важное место в коррекционной работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

В группе предоставлены для детей разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей. Это настольно-речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок, сюжетных картинок, которые очень привлекают детей. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Также в группе имеются настольно-печатные игры: «Домино», «Лото», «Мозайка», «Пазлы» различной модификации; игровые наборы: «Сложи узор», «Изучаем время», «Дорожные знаки», «Цифры», «Буквы».

Слайд 9

2. Много играем в сюжетно-ролевые игры, так как здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Летчики», «Моряки».

Слайд 10

3. В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей.

Содержание проводимых нами театральных занятий включает себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сценок и сказок;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

В группе имеются разные виды театров: настольный театр игрушек, настольный театр картинок, кукольный театр («Репка», «Колобок»), пальчиковый театр («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Изготовлены реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, маски (к сказкам «Три поросенка», «Красная шапочка».)

Слайд 11

4. Мы ежедневно заучиваем стихотворения, скороговорки, читаем рассказы, сказки и учимся отвечать на вопросы, связанные с содержанием. Очень важно правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям понять главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. После ответа на вопросы можно предложить детям «оживить» сказку в игре-драматизации. Так как большую роль в приобретении детьми коммуникативных речевых навыков играет обыгрывание сказочных сюжетов, коротких рассказов, бытовых сценок. Заимствуя из сказок образные выражения, важные для смысла слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

Слайд 12

5. А как нравятся детям строительно-конструктивные игры.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под нашим руководством дети овладевают словарем, то есть обогащается речь, выражающая названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.д.

Слайд 13

6. Особое место в работе по коррекции нарушения речи имеют музыкальные игры или игры с музыкальным сопровождением, которые проводятся музыкальным руководителем и нами педагогами. Музыкальные игры предполагают специально-организованную среду, в которой ребенок может увидеть других детей, начать подражать им, научиться взаимодействовать, соблюдать правила поведения и игры.

Важное значение имеют условия организации игры. Условия организации игры: расположение участников игры по кругу (такая форма объединяет),
эмоциональное и сенсорное наполнение среды (в том числе и тактильное воздействие), а также эмоциональное единение детей и взрослых. Обязательная ритмическая организация – стихотворный, музыкальный, двигательный ритм. Стихи, потешки, песни сопровождаются простыми движениями (раскачиваниями, наклонами, хлопками, движениями рук). Мы вовлекаем в игру детей и даем им возможность увидеть и почувствовать эмоциональную реакцию сверстников и взрослых.

Музыка оказывает благоприятное воздействие на речь ребенка, так как пение развивают дыхание, улучшают артикуляцию, подвижность речевых органов, закрепляют поставленные звуки. Пение способствует воспитанию выразительности речи, ладовая окраска помогает правильно интонировать. Музыка влияет на психику и эмоции ребёнка, устраняет стеснение и скованность.

Слайд 14

Неоценимое воздействие по своему эмоциональному наполнению оказывают детские праздники. Праздник – это своего рода художественное действие, шоу в котором каждый ребенок должен участвовать активно (самостоятельно или с помощью взрослых). Праздник дает возможность объединить детей в большой коллектив, организует их, сплачивает. Организуя тот или иной праздник надо подготовить ребенка к предстоящему событию. Он будет чувствовать себя спокойнее и увереннее если будет знать, какие события, действия его ожидают. С этой целью мы знакомим детей с отдельными частями праздника (играми, танцами, песнями), в индивидуальной, подгрупповой работе всеми участниками педагогического взаимодействия: воспитателями, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями. Это не снижает интерес к происходящему во время праздника, а наоборот, мотивирует детей на совместную положительно эмоционально окрашенную деятельность. В процессе участия детей с тяжелым нарушением речи в музыкально-художественной деятельности расширяют их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивают коррекцию нарушений коммуникативной функции речи.

Слайд 15

Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений рук. Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

В продуктивной деятельности детей мы знакомим с новыми словами, учим понимать и различать, и употреблять слова в активной речи. Например, в изодеятельности имеет большое познавательное и воспитательное значение благодаря наглядности. На этих занятиях ребенок может знакомиться с названиями предметов, действий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Усвоение названий форм, цветов, их оттенков, пространственных обозначений, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Немало важно в работе приобщение детей к искусству, рассматривание иллюстраций, картин разных художников помогает детям обращать внимание на то, что изображено на картине: пейзаж, портрет, какой характер изображения персонажей, их внешние данные.

Слайд 16

Также благоприятны для организации правильного речевого общения режимные моменты: одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание перед каждым приёмом пищи, дежурства, наблюдения на прогулке, экскурсии. Все эти моменты непосредственно связаны с какими-то реальными объектами, оречевлены. При этом формируется определённый круг знаний и представлений, активизируется речь детей.

Слайд 17

В дошкольном возрасте дети должны получать только положительные эмоции, удовлетворение и чувство самоуважения от достигнутых результатов. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Это – исследовательское обучение, так как оно направлено на развитие у ребенка умений и навыков научного поиска, на воспитание истинного творца. А это значит, что исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками или временем. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.

Слайд 18

С новым введением в ФГОС, родители стали полноправными партнёрами и участниками образовательного процесса. Целенаправленная помощь со стороны родителей – важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями. Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется всеми педагогами, работающими с детьми ТНР. Хочется отметить в нашей совместной работе тесную взаимосвязь с родителями. Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.

Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогает в коррекции нарушения речи. Знания родители получают через индивидуальные беседы, консультации, родительские собрания. Нами были проведены консультации по темам: «Занимаемся вместе. Проводим мимическую, дыхательную, артикуляционную гимнастику», «Работа над четкостью дик­ции и интонационной выразительностью речи», «Почему необходимо рассказывать и читать детям сказки?»; рекомендации: «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказки», «Речевое развитие современного ребёнка» и семинар – практикум «Играем с пальчиками». Родители являются активными участниками проектов, помогают в подготовке к праздникам, участвуют со своими детьми в конкурсах различного уровня.

Слайд 19

Вывод: при условии правильно организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с предметно-пространственной развивающей образовательной средой речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным. Дети могут, в полном объеме выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, воспитателя, контролировать себя и товарищей, повышается их общий культурный уровень. Только при таких условиях формируется готовность к социальному взаимодействию.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.