Конспект урока по алгебре «Разложение квадратного трехчлена на множители» (8 класс)
Тема урока: «Разложение на линейные множители квадратного трехчлена»
(алгебра 8 класс)
Учитель: Лукина Елена Михайловна
Дата 19.11.2021г.
Тип урока: изучение и первичное закрепления новых знаний.
Цель урока: научиться раскладывать на линейные множители квадратный трёхчлен и применять алгоритм разложения на множители квадратного трехчлена при решении примеров.
Задачи:
- обучающие: Изучить основные понятия, связанные с квадратным трехчленом. Вывести формулу для разложения квадратного трехчлена на линейные множители.
-развивающие: развить умение применять формулу для разложения квадратного трехчлена.
-воспитательные: осознать ценность совместной деятельности, развить умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Формируемые УУД
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в парах, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальные задания, групповая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический материал, учебники, тетради, презентация к уроку
План урока
- Организация начала занятия.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знания.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
1.Организационный момент. |
|||||||||||||
Здравствуйте, присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число и классная работа, |
Садятся, открывают тетради, записывают число |
||||||||||||
2.Актуализация знаний. 2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
|
|||||||||||||
Слайд 1 Внимание на экран. Назовите число, которое вы видите. 25 102 021 19 112 021
Подумайте что это? 19.11.2021 19.11.1941 Может быть, кто-то знает, что происходило 19 ноября 1941 года?
У вас на столах лежат треугольники, именно в таком виде отправлялись письма во время Великой отечественной войны. Возьмите письма и прочтите. О чем письмо? (Приложение 1) Слайд 2 1941 год. Год начала Вов. Разложите число 1941 на множители .
Прочитайте выражение, которое вы видите на доске (2 x²-12х + 18). Что это? Назовите коэффициенты при переменных и свободный член (записывает ответы учащихся).
Как вы думаете, можно ли данный трехчлен разложить на множители? Учитель пишет на доске 2 x²-12х + 18=2(х² - 6х + 9) Посмотрим на выражение в скобках. Это полный квадрат, квадрат суммы. Распишем его 2 x²-12х + 18=2(х-3)² =2(х-3)(х-3). Мы получили 3 множителя. Слайд 3 Проверим равенства, выполнив умножение в левой части. Задания по рядам: 1 ряд 3(х+4)(х-1/3) =3 x²+11х -4; 2 ряд 3 (х+2/3)(х-2) = 3 x2- 4х -4; 3 ряд 3(х-5/3)(х+1) = 3x2- 2х -5. Мы получили разложение трехчленов на множители. Попробуйте сформулировать тему урока Слайд 4 |
Отвечают.
25 миллионов 102 тысячи 21 19 миллионов 112 тысяч 21
Это сегодняшняя дата.
Это 19 ноября 1941 года.
Возможно, ответят (война).
Читает 1 ученик вслух. 19 ноября 1941 года по льду Ладожского озера на Большую землю из осажденного Ленинграда ушел санный обоз за мукой…
1941=3*647
Читают. Это квадратный трехчлен.
а = 2, в = -12, с = 18
Отвечают. (да, нет)
Записывают в тетрадь.
Выполняют в тетрадях.
Варианты ответов. «Разложение квадратного трехчлена на линейные множители» |
||||||||||||
3. Объяснение нового материала |
|||||||||||||
Слайд 5 Говорят, добывая знания, каждый человек может совершить невозможное. Проверим, верно ли это утверждение по отношению к нам, ведь сегодня нам предстоит открывать новые знания.
Дайте определение квадратного трехчлена
Слайд 6 Выполните задание.
Дайте определение корня квадратного трехчлена.
-Как отыскать корни квадратного трёхчлена? -Дайте определение дискриминанта квадратного трёхчлена .
Сколько корней может иметь квадратный трехчлен?
Слайд 7 Найдите корни трехчленов по рядам 1 ряд 3 x²+11х -4; 2 ряд 3 x²- 4х -4; 3 ряд 3x²- 2х -5. Слайд 8 Теперь посмотрим на ваши равенства и найденные вами корни. 1 ряд 3(х-(-4))(х-1/3) =3 x²+11х -4; 2 ряд 3 (х-(-2/3))(х-2) = 3 x²- 4х -4; 3 ряд 3(х-5/3)(х-(-1)) = 3x²- 2х -5. Установим соответствие между числами перед скобками и коэффициентами.
Запишем формулу разложения на линейные множители квадратного трехчлена: (слайд 9) ах² + вх + с = а(х - х₁)(х-х₂). Откроем учебники стр. 70 теорема 2. Если дискриминант равен нулю, то каким будет разложение? ах² + вх + с = а(х - х₁)(х-х₁). (стр. 71 теорема 3) Если дискриминант меньше нуля, то разложения не существует (стр.71 теорема 4). Запишем алгоритм разложения. Слайд 10 Физминутка |
Многочлен ах² + вх + с, где а, в, с данные числа и а≠0, называют квадратным трехчленом. Выполняют.
Корнем квадратного трёхчлена называется значение переменной, при котором значение этого трёхчлена равно нулю. Приравнять к нулю трёхчлен и найти дискриминант. Определение. Дискриминантом квадратного трёхчлена ax² + bx + с называется значение выражения D = b² – 4 a с .
Если D>0,то квадратный трёхчлен имеет 2 корня; Если D=0, то квадратный трёхчлен имеет 1 корень или 2 равных корня; Если D<0, то квадратный трёхчлен не имеет корней.
1 ряд: -4 и 1/3 2 ряд: -1/ 3 и 2 3 ряд: -1 и 5/3
Просматривают записи
Записывают в справочник.
Учебник стр. 70 теорема 2.
стр. 71 теорема 3
стр. 71 теорема 4 |
||||||||||||
4. Первичная проверка усвоения знания |
|||||||||||||
Слайд 11 Решить № 207 (№ 207 а показывает учитель) D = 1, х₁= 1, х₂ = 1,5 2(х-1)(х-1,5), можно преобразовать (х-1)(2х-3) № 207 б D= 49, х₁= -2, х₂ = 1/3 (х+2)(3х-1) |
Решают в тетрадях № 207а,б
208 |
||||||||||||
5. Контроль и самопроверка. |
|||||||||||||
В этом задании вам надо устно определить, истинны ли приведенные утверждения, выбрав ответ да или нет. В тетради ставите номер вопроса и ответ да или нет. Каждый правильный ответ – один балл. 1. Если дискриминант квадратного трехчлена больше нуля, то квадратный трехчлен имеет два корня. 1) да; 2) нет. 2. Число 2 является корнем квадратного трехчлена х² + 3х - 10 . 1) да; 2) нет. 3. Число 3 является корнем квадратного трехчлена х² - х – 12. 1) да; 2) нет. 4. Данный трехчлен можно разложить на множители так: х² - 9х – 22 = (х + 11) (х + 2) если его корни 11 и -2. 1) да; 2) нет. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, выставите баллы, опираясь на слайд 12 |
Отвечают на вопросы
Выполняют взаимопроверку, выставляют баллы
|
||||||||||||
7. Информация о домашнем задании. |
|||||||||||||
В качестве домашнего задания выполните самостоятельную работу по вариантам.
|
Записывают задание в дневник и получают карточки с заданиями. |
||||||||||||
8. Подведение итогов. |
|||||||||||||
«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке. Слайд 13 А я желаю вам, чтобы ваши мечты сбывались и жизнь дарила вам только лучшее. |
Выставляют оценки.
Пишут «SMS» |
Приложение 1
19 ноября 1941 года по льду Ладожского озера на Большую землю из осажденного Ленинграда ушел санный обоз за мукой
Тема урока: «Разложение на линейные множители квадратного трехчлена»
(алгебра 8 класс)
Учитель: Лукина Елена Михайловна
Дата 19.11.2021г.
Тип урока: изучение и первичное закрепления новых знаний.
Цель урока: научиться раскладывать на линейные множители квадратный трёхчлен и применять алгоритм разложения на множители квадратного трехчлена при решении примеров.
Задачи:
- обучающие: Изучить основные понятия, связанные с квадратным трехчленом. Вывести формулу для разложения квадратного трехчлена на линейные множители.
-развивающие: развить умение применять формулу для разложения квадратного трехчлена.
-воспитательные: осознать ценность совместной деятельности, развить умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Формируемые УУД
Познавательные:
-формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
-строить логическое рассуждение.
Коммуникативные:
-формировать умение работать в парах, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Личностные:
-формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальные задания, групповая работа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, дидактический материал, учебники, тетради, презентация к уроку
План урока
- Организация начала занятия.
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
- Изучение нового материала.
- Первичная проверка усвоения знания.
- Первичное закрепление знаний.
- Контроль и самопроверка.
- Информация о домашнем задании.
- Подведение итогов.
Ход урока.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||
1.Организационный момент. |
|||||||||||||
Здравствуйте, присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число и классная работа, |
Садятся, открывают тетради, записывают число |
||||||||||||
2.Актуализация знаний. 2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
|
|||||||||||||
Слайд 1 Внимание на экран. Назовите число, которое вы видите. 25 102 021 19 112 021
Подумайте что это? 19.11.2021 19.11.1941 Может быть, кто-то знает, что происходило 19 ноября 1941 года?
У вас на столах лежат треугольники, именно в таком виде отправлялись письма во время Великой отечественной войны. Возьмите письма и прочтите. О чем письмо? (Приложение 1) Слайд 2 1941 год. Год начала Вов. Разложите число 1941 на множители .
Прочитайте выражение, которое вы видите на доске (2 x²-12х + 18). Что это? Назовите коэффициенты при переменных и свободный член (записывает ответы учащихся).
Как вы думаете, можно ли данный трехчлен разложить на множители? Учитель пишет на доске 2 x²-12х + 18=2(х² - 6х + 9) Посмотрим на выражение в скобках. Это полный квадрат, квадрат суммы. Распишем его 2 x²-12х + 18=2(х-3)² =2(х-3)(х-3). Мы получили 3 множителя. Слайд 3 Проверим равенства, выполнив умножение в левой части. Задания по рядам: 1 ряд 3(х+4)(х-1/3) =3 x²+11х -4; 2 ряд 3 (х+2/3)(х-2) = 3 x2- 4х -4; 3 ряд 3(х-5/3)(х+1) = 3x2- 2х -5. Мы получили разложение трехчленов на множители. Попробуйте сформулировать тему урока Слайд 4 |
Отвечают.
25 миллионов 102 тысячи 21 19 миллионов 112 тысяч 21
Это сегодняшняя дата.
Это 19 ноября 1941 года.
Возможно, ответят (война).
Читает 1 ученик вслух. 19 ноября 1941 года по льду Ладожского озера на Большую землю из осажденного Ленинграда ушел санный обоз за мукой…
1941=3*647
Читают. Это квадратный трехчлен.
а = 2, в = -12, с = 18
Отвечают. (да, нет)
Записывают в тетрадь.
Выполняют в тетрадях.
Варианты ответов. «Разложение квадратного трехчлена на линейные множители» |
||||||||||||
3. Объяснение нового материала |
|||||||||||||
Слайд 5 Говорят, добывая знания, каждый человек может совершить невозможное. Проверим, верно ли это утверждение по отношению к нам, ведь сегодня нам предстоит открывать новые знания.
Дайте определение квадратного трехчлена
Слайд 6 Выполните задание.
Дайте определение корня квадратного трехчлена.
-Как отыскать корни квадратного трёхчлена? -Дайте определение дискриминанта квадратного трёхчлена .
Сколько корней может иметь квадратный трехчлен?
Слайд 7 Найдите корни трехчленов по рядам 1 ряд 3 x²+11х -4; 2 ряд 3 x²- 4х -4; 3 ряд 3x²- 2х -5. Слайд 8 Теперь посмотрим на ваши равенства и найденные вами корни. 1 ряд 3(х-(-4))(х-1/3) =3 x²+11х -4; 2 ряд 3 (х-(-2/3))(х-2) = 3 x²- 4х -4; 3 ряд 3(х-5/3)(х-(-1)) = 3x²- 2х -5. Установим соответствие между числами перед скобками и коэффициентами.
Запишем формулу разложения на линейные множители квадратного трехчлена: (слайд 9) ах² + вх + с = а(х - х₁)(х-х₂). Откроем учебники стр. 70 теорема 2. Если дискриминант равен нулю, то каким будет разложение? ах² + вх + с = а(х - х₁)(х-х₁). (стр. 71 теорема 3) Если дискриминант меньше нуля, то разложения не существует (стр.71 теорема 4). Запишем алгоритм разложения. Слайд 10 Физминутка |
Многочлен ах² + вх + с, где а, в, с данные числа и а≠0, называют квадратным трехчленом. Выполняют.
Корнем квадратного трёхчлена называется значение переменной, при котором значение этого трёхчлена равно нулю. Приравнять к нулю трёхчлен и найти дискриминант. Определение. Дискриминантом квадратного трёхчлена ax² + bx + с называется значение выражения D = b² – 4 a с .
Если D>0,то квадратный трёхчлен имеет 2 корня; Если D=0, то квадратный трёхчлен имеет 1 корень или 2 равных корня; Если D<0, то квадратный трёхчлен не имеет корней.
1 ряд: -4 и 1/3 2 ряд: -1/ 3 и 2 3 ряд: -1 и 5/3
Просматривают записи
Записывают в справочник.
Учебник стр. 70 теорема 2.
стр. 71 теорема 3
стр. 71 теорема 4 |
||||||||||||
4. Первичная проверка усвоения знания |
|||||||||||||
Слайд 11 Решить № 207 (№ 207 а показывает учитель) D = 1, х₁= 1, х₂ = 1,5 2(х-1)(х-1,5), можно преобразовать (х-1)(2х-3) № 207 б D= 49, х₁= -2, х₂ = 1/3 (х+2)(3х-1) |
Решают в тетрадях № 207а,б
208 |
||||||||||||
5. Контроль и самопроверка. |
|||||||||||||
В этом задании вам надо устно определить, истинны ли приведенные утверждения, выбрав ответ да или нет. В тетради ставите номер вопроса и ответ да или нет. Каждый правильный ответ – один балл. 1. Если дискриминант квадратного трехчлена больше нуля, то квадратный трехчлен имеет два корня. 1) да; 2) нет. 2. Число 2 является корнем квадратного трехчлена х² + 3х - 10 . 1) да; 2) нет. 3. Число 3 является корнем квадратного трехчлена х² - х – 12. 1) да; 2) нет. 4. Данный трехчлен можно разложить на множители так: х² - 9х – 22 = (х + 11) (х + 2) если его корни 11 и -2. 1) да; 2) нет. Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку, выставите баллы, опираясь на слайд 12 |
Отвечают на вопросы
Выполняют взаимопроверку, выставляют баллы
|
||||||||||||
7. Информация о домашнем задании. |
|||||||||||||
В качестве домашнего задания выполните самостоятельную работу по вариантам.
|
Записывают задание в дневник и получают карточки с заданиями. |
||||||||||||
8. Подведение итогов. |
|||||||||||||
«SMS» - Детям раздаются бумажные мобильные телефоны. Напишите учителю сообщение, как прошёл урок, что бы вы хотели ещё узнать, оцените свою работу на уроке. Слайд 13 А я желаю вам, чтобы ваши мечты сбывались и жизнь дарила вам только лучшее. |
Выставляют оценки.
Пишут «SMS» |
Приложение 1
19 ноября 1941 года по льду Ладожского озера на Большую землю из осажденного Ленинграда ушел санный обоз за мукой
Значение знаменитой «Дороги жизни» – единственного стратегического транспортного коридора, соединявшего блокадный Ленинград с Большой землей, – трудно переоценить. Свое название «Дорога жизни» получила зимой 1941-1942 годов, когда по льду Ладожского озера удалось наладить доставку продовольствия в голодающий город, где суточные нормы выдачи хлеба упали до исторического минимума: 125 г – по карточке служащего, иждивенца или по детской и 200 г – для тех, кто работал на производстве. В общей сложности за все время работы этой трассы в осажденный город доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек.
Значение знаменитой «Дороги жизни» – единственного стратегического транспортного коридора, соединявшего блокадный Ленинград с Большой землей, – трудно переоценить. Свое название «Дорога жизни» получила зимой 1941-1942 годов, когда по льду Ладожского озера удалось наладить доставку продовольствия в голодающий город, где суточные нормы выдачи хлеба упали до исторического минимума: 125 г – по карточке служащего, иждивенца или по детской и 200 г – для тех, кто работал на производстве. В общей сложности за все время работы этой трассы в осажденный город доставили более 2,3 млн тонн грузов и вывезли почти 1,4 млн человек.