12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Малина И.Н34
Россия, Оренбургская обл., Оренбург

Технологическая карта урока географии

Класс: 5

Тема: Путешествие Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Оборудование: Учебник «География. Введение в географию» 5 класс. Авторы: Е. М. Домогацких, Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков, Москва «Русское слово», проектор, экран, мел, доска.

Цель: Формирование представлений о вкладе русских путешественников в изучение регионов мира на примере путешествия Афанасия Никитина.

Задачи:

- обучающие: углубить знания о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах.

Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: сформировать представление о значении путешествия Афанасия Никитина.

Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, частично поисковый, наглядный.

Формы работы и виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группах, работа по учебнику, создание лепбуков.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников


УУД формирующиеся на данном этапе.


I. Организационный момент. Мотивация.


Приветствует учащихся, настраивает на урок.

Учитель: Прозвенел для нас звонок, начинается урок.

Дружно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие на кораблях. Узнаем много нового, побываем в интересных местах. А чтобы занять свое место на корабле нужен билет.

Игра - разминка «Географические объекты». Географический объект называем - билет получаем!

Приветствуют друг друга.



Называют географический объект, получаю билет, присаживаются.

Регулятивные: организует свое рабочее место.

Личностные: проявляет интерес к процессу познания.

2. Проверка домашнего задания.

Повторение.


Учитель: Садитесь удобнее. Прежде, чем отправится в путешествие необходимо выполнить несколько заданий.

Напоминает домашнее задание предыдущего урока (прочитать параграф 10, заполнить таблицу «Географические открытия»).

Индивидуальные задания по карточкам (3 уч-ся). Заполнить таблицу «Путешествие Пифея», «Путешествие Марко Поло», финикийцев

Работа в паре на образовательной платформе «Учи.ру» (2уч-ся).  

Карточки «Заслуги Эратосфена», «Основоположник географии» https://meshcards.uchi.ru /

Проверка тетрадей (заполнение таблицы) у 2 уч-ся в конце урока.

Фронтальный опрос:

Учитель: Кто были первыми путешественниками? Где они жили? Какая была цель их путешествия?


На карте показать маршрут финикийцев (интерактивна доска)


Задание: изучите маршрут путешествия по карте и назовите имя путешественника


- А знакомо вам имя Марко Поло и чем он вам запомнился с прошлого урока? Какие географические путешествия он совершил?





Устный счет:

Путешествие финикийцев длилось 3 года. Сколько это месяцев?

Путь до Китая семьи Поло занял 3,5 года. Сколько это месяцев?

Начало путешествие семьи Поло в 1271 году, в 1295 году вернулись в Венецию. Сколько длилось их путешествие?




Выполняют задание на карточках.




Выполнение карточки по разделу «География как наука» на планшете.


Отвечают на вопросы:

-Финикийцы, проживали на восточном побережье Средиземного моря. Узнать, велика ли страна Ливия.

Показывают маршрут финикийцев на карте.




- Марко Поло был купцом из Венеции. По рассказам Марко Поло была написана книга, «Книга Марко Поло о разнообразии мира», которая стала важным источником знаний о странах Азии.


-36 месяцев

-42 месяца

-24 года

Регулятивные: планирует свой ответ.

Коммуникативные: развивает умение слушать и точно выражать свои мысли в соответствии с вопросами, умение работать в паре.






Познавательные: обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

3. Актуализация опорных знаний по теме.

Учитель: С заданиями справились. И так, мы отправляемся в путешествие на трех кораблях. Придумайте названия и выберите капитанов. Ознакомьтесь с правилами нашего путешествия.

Звучит гудок.

Показ фрагмента морского прибоя.

Учитель: Был ли кто из вас на море? Как называлось это море?

Вспомните:

-Что такое море?

Работа со словарем (стр.156) найдите, что означает термин море.


Называют названия кораблей, выбирают капитанов. Вспоминают правила работы в группе.



Отвечают на вопрос. Работают со словарем в учебнике.

Море - часть океана, отделенная от него островами и полуостровами и отличающаяся свойствами вод от остальной части океана.

Познавательные: анализировать, сравнивать, работать с дополнительными источниками (словарем)

4.Определение темы урока. Целеполагание.

Учитель: Продолжаем изучать историю географических открытий. Задание №1 ОГЭ. Сегодня говорили о путешественниках, морях. Как вы думаете, о чем пойдет речь? Какова тема урока?

Тема урока «Хождение за три моря» Путешествие Афанасия Никитина.

Что означает слово «Хождение»?



А вот куда направлялся путешественник Афанасий Никитин, вы попробуйте догадаться по музыке (индийская музыка). 


Учитель: Начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Сформулируйте цель урока (что я хочу узнать).

Давайте сегодня мысленно перенесемся из Твери за 3 моря в далекую Индию, как это сделал Афанасий Никитин. 

Формулирую тему урока.




Работа со словарем. «Хождение»- старославянское слово. 1. Странствие, путешествие.


Ответ учащихся: Индия.



2-3 учащихся говорят цели.

Регулятивные: целеполагание: ставят цели урока.

Познавательные: формулирование познавательной цель.

5.Открытие новых знаний.


Звучит гудок.

Учитель: Мы приближаемся к первой станции (остров «Знатоки»), на которой командам предстоит выполнить задание: создать лепбук (книжка, плакат). Изучить информацию по теме (учебник страницы 54, 57, раздаточный материал), красиво оформить, разместить плакат на доске и рассказать (представить).

1 команда. Кто такой Афанасий Никитин?


2 команда. Путешествие Афанасия Никитина.


3. команда. Цель путешествия Афанасия Никитина.

После выполнения заданий, учащиеся демонстрируют свою работу.

Изучают информацию, создают лепбук.

2 учащихся размещают на доске лепбук, -один учащийся от первой группы отвечает на вопрос: Кто такой Афанасий Никитин?

- один учащийся от второй группы рассказывает о путешествии Афанасия Никитина.

-один учащийся от третьей группы рассказывает о цели путешествия Афанасия Никитина в Индию.

Коммуникативные: развивает умение слушать и точно выражать свои мысли в соответствии с вопросами, умение работать в группе.

6. Физминутка.

Проводит физминутку.

Учитель: После любого долгого и трудного путешествия необходим отдых.

Звучит музыка.

Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в густом тропическом лесу. Под ногами ощущается мягкая, покрытая высокой травой, земля. Кругом тепло и влажно. Воздух наполнен незнакомыми ароматами. Сквозь тихое шуршание листвы слышится шум далёкого

водопада. В царстве влажного сумрака раздаются голоса экзотических птиц. Хочется, как можно дольше бродить по загадочным джунглям и наслаждаться всё новыми и новыми ощущениями.

Выполняют


7.Применение полученных знаний.

Звучит гудок.

Учитель: Мы приближаемся ко второй станции (остров Умений).

Задание: прочитав текст на странице 56, вставьте пропущенные фразы.

Текст: Купив себе место на КОРАБЛЕ, Афанасий достиг берегов ИНДИИ. Здесь продал КОНЯ и начал путешествовать пешком. Говорил на ПЕРСИДСКОМ и АРАБСКОМ языках. Загорел ДО ЧЕРНОТЫ. В каждом городе я ходил НА БАЗАР и интересовался ТОВАРАМИ И ЦЕНАМИ.


Задание: На контурной карте отметить путь Афанасия Никитина страница 55, рисунок 30).



Один учащийся вслух читает текст, учащиеся дополняют фразы.







Выполняют задания на контурной карте

Познавательные:

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, выполнять работу а контурной карте.


8. Закрепление.

Реализация проекта «Время читать». Рубрика «Повторим главное» (страница 57).

Показ видеофрагмента.

Читают текст.


Смотрят видеофрагмент

Познавательные: умение слушать и использовать предлагаемый материал.

9. Итог.













Рефлексия.

Звучит гудок.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу.

Несколько лет потребовалось Афанасию Никитину, чтобы достичь Индии. Теперь на современном лайнере этот путь можно проделать почти за восемь часов. Но до сих пор туристы совершают путешествия по маршруту первого русского путешественника, который побывал в далёкой и загадочной стране - Индии. В столице Индии - Дели - открыт колледж имени Афанасия Никитина. Его записки переведены на многие языки. В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику. Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: "Нет страны, подобной Русской земле!»

Учитель: Подведем итог. Вернемся к нашей цели. Достигли цели?

Сегодня я узнал…. Было интересно…. Было трудно….. Меня удивило….

Комментирует отметки за урок. 1 место «5», 2, 3 место оценивают капитаны.

Собирает тетради на проверку таблицы «Географические открытия».
















Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение. Анализируют, формулируют конечный результат своей работы.














Регулятивные: осознает, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, фиксирует удовлетворенность (неудовлетворенность) своей работой.


10. Домашнее задание.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.

Параграф 11, читать. Выполнить творческое задание (по выбору учащихся):

-составить синквейн о путешественнике Афанасии Никитине;

- составить кроссворд по теме.


Записывают домашнее задание в дневник.











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.