Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Пунктуация»
Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Пунктуация»
Цели урока: сформировать понятие о пунктуации, показать многообразие и роль знаков препинания на письме, вырабатывать навыки правильной постановки знаков препинания, развивать языковое чутьё.
Оборудование: учебник, компьютер, экран, проектор, презентация Power Point. (можно просмотреть по ссылке https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/22953.htmlhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/22953.htmlhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/22953.htmlhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/22953.htmlhttps://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/22953.html)
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация.
- Давайте с вами прочитаем стихотворение.
Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят из бетона
Плотины строят…
- Скажите, почему это стихотворение вызывает смех?
- Что в нем не так?
- Чего не хватает?
- Что нужно сделать, чтобы оно обрело смысл?
- Давайте расставим в стихотворении знаки препинания и проверим, что получилось.
Информационный блок (изучение нового материала).
- Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Знаки препинания).
- Одну путаницу разгадали. Но перед вами еще одна. Посмотрите на слайд. Давайте прочитаем.
ВДревнейРуситекстызаписывалисьбезпробеловмеждусловамиипредложениямибеззнаковпрепинанияЧтениетакихтекстовбыломедленнымитрудным
- Легко ли вам было читать текст? А в Древней Руси действительно не существовало ни знаков препинания, ни пробелов между словами. Чтобы облегчить чтение, нужно было сначала отметить границы предложений. Именно так появилась точка. А уже на основе ее появились другие знаки препинания.
- Как вы думаете, какие? (Запятая, восклицательный и вопросительный знаки, двоеточие, точка с запятой, многоточие).
- Давайте посмотрим, что же получится, если поставить пробелы и знаки препинания.
- Какие же знаки препинания вы знаете.
- Как много знаков препинания в нашем языке! И как они важны. И есть отдельная область науки, изучающая их постановку. Ребята, а что за раздел в русском языке изучает знаки препинания? Знаете, как он называется? Давайте обратимся к учебнику, к параграфу 25. Как он называется? Найдите в учебнике определение термина пунктуация.
Закрепление материала.
- А теперь посмотрите в упражнение 123. Перед вами текст, в котором кто-то похитил все знаки препинания, прихватив с собой еще и буквы. Вам необходимо восстановить все знаки, чтобы получился связный текст. А также вставить пропущенные буквы.
- В упражнении 124, которое мы с вами выполним устно, нам дан отрывок из стихотворения Э. Успенского. Это советский и российский писатель, автор детских книг про Шарика и кота Матроскина, дядю Федора и почтальона Печкина, Чебурашку, старуху Шапокляк и крокодила Гену.
Ответ: в тексте нарушена смысловая связь в предложениях. Но поэт это делает специально, чтобы читатель улыбнулся.
Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу, и я хотела бы, чтобы вы поделились со мной впечатлениями, ответив на вопросы.
А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: выучит параграф 25, выполнить упр. 127. Вам необходимо написать небольшой рассказ на тему «Зачем нам нужны знаки препинания». Всем спасибо за работу. До свидания!
Тупица Анатолий Васильевич
Романова Светлана Владимировна
Наталья Алексеевна Яковлева