Разработки уроков курса «Основы государства и права» (10–11 классы)

1
0
Материал опубликован 4 September 2022

Государство создается не ради того только,

чтобы жить, но преимущественно для того,

чтобы жить счастливо.


Аристотель.






РАЗРАБОТКИ УРОКОВ КУРСА

«Основы государства и права»


Тема: «Государство»


Автор: АБУБАКАРОВА ЛУИЗА МАГОМЕДОВНА











2018 год












Оглавление.


Урок 1. Понятие государства, его признаки.

Урок 2. Происхождение государства. Основные теории

происхождения государства.

Урок 3. Социальное назначение государства и его функции.

Уроки 4,5,6. Формы государства.

Урок 7. Механизм (аппарат) государства. Понятие

государственного органа. Виды государственных

органов.

Урок 8. Государство в политической системе общества.

Урок 9. Правовое государство: понятие, признаки, основы.

Урок 10. Повторительно – обобщающий.

Урок 11. Зачет по теме «Государство».

Приложения

- Программа курса «Основы государства и права».

- Экзаменационные билеты по курсу «Основы

государства и права».



















Урок 1. Понятие государства, его признаки.

Главные основы государства – хорошие законы и

хорошие войска; хорошие законы бессильны там,

где нет хороших войск, там же, где есть хорошие

войска, необходимы хорошие законы.

Н. Макиавелли.


Цель урока: сформировать целостное представление о государстве, как организации политической власти; научить выделять и раскрывать основные признаки государства, добиться усвоение основных понятий урока (государство, власть, общество, суверенитет).

Тип урока: изучение новой темы.

Содержание урока.

Слово «государство» наверняка слышали все, но в чем заключается сущность этого юридического понятия и каковы его основные признаки, знают далеко не все. Термин «государство» может быть использован в трех значениях: во-первых, для выделения страны, как географического образования (Россия – государство, занимающее 1/7 часть суши); во-вторых, авторы многих публикаций, используя термин «государство», имеют в виду общество (Великобритания – промышленно-развитое государство); в-третьих, для обозначения организации политической власти, существующей в определенной стране.

Дать определение государства, которое отражало бы все грани этого сложного общественного явления, практически не удавалось никому, хотя такие попытки предпринимались многими выдающимися философами, политиками, юристами. Например, Аристотель утверждал, что государство – это средоточие всех умственных и нравственных интересов граждан. Цицерон рассматривал государство как союз людей, объединенных началами общей пользы и справедливости. Представители классовой теории основывались на том, что государство – это всегда диктатура господствующего класса.

Итак, что же такое государство?

Государствоэто особая организация, обладающая суверенитетом, располагающая аппаратом управления и подавления и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны.

Государство – это довольно сложное социальное образование. Помимо него, в обществе существует множество социальных объединений, таких, как партии, массовые движения, профсоюзы, религиозные и другие организации. Попытаемся отличить государство от других общественных объединений, выделив его существенные признаки.

Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. Государственная власть (это способность подчинять людей своей воле) распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно – территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по – разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, графства, губернии, земли, штаты и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению пространственных пределов – государственной границы, которая отделяет одно государство от другого. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от внешнего вторжения со стороны других государств.

Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства. Население государства может состоять из одного народа (нации) или может быть многонациональным, как, например, в России, где проживают более 60 наций. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма – общества (совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности).

Публичная власть. Иначе эта власть называется общественной, т.е. способной организовать жизнь общества. Такие властные отношения устанавливаются между населением и особым слоем людей, который им управляет. В отличие от первобытного общества, в государстве управление осуществляют специально этим занимающиеся люди: чиновники. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждений (государственного аппарата). К важнейшим государственным органам относятся законодательные, исполнительные, судебные. Помимо государственной власти различают групповую, семейную, партийную, религиозную, производственную и др. Государственная власть отличается от указанных видов власти тем, что она всеобща, общеобязательна, универсальна.

Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет – это самостоятельность, неподчиненность, неподотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть может решать вопросы жизни страны исключительно по своему усмотрению. Внешний суверенитет позволяет государству строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власть данного государства не обязана юридически подчиняться другим государствам. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в:

универсальности – только решения государственной власти распространяются на все население данной страны;

прерогативе – возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти;

наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденной стране. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для населения всей страны. Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, армии, администрации, милиции и т.д.).

Налоги. Это обязательные платежи с получаемых гражданами и организациями доходов. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, армии, выплаты пенсий, пособий. На налоговые средства финансируются образование, наука, культура, здравоохранение. За счет налоговых поступлений ликвидируются последствия чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия.

Таковы общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство, а его основные признаки наполняются новым содержанием, обогащая сущность государства в соответствии с объективными потребностями общественного развития.

Домашнее задание:

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр. 261-265, 274-281; вопрос для обсуждения:

«Вы – министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, которые весьма ограниченны. В стране бастуют шахтеры, учителя, энергетики, врачи, военнослужащие, требующие повышения зарплаты. Где вы возьмете деньги и кому прежде всего повысите зарплату?»


Урок 2. Происхождение государства. Основные теории происхождения государства.


Лучшее государственное устройство для любого народа –

то, которое сохранило его как целое.

Особенности и основные достоинства этого

государственного устройства коренятся

в породивших его обычаях.

М. Монтень.

Цель урока: проследить историю возникновения и развития государства, раскрыть сущность основных теорий происхождения государства, формировать навыки самостоятельного овладения учебным материалом.

Тип урока: практическая работа с учебным пособием.

Содержание урока.

Вступительное слово учителя.

Первые государства на Земле, как считают археологи, возникли в V-IV тысячелетиях до н.э. на территории Северо - Восточной Африки. Затем процесс создания государств стал распространяться по Средиземноморскому бассейну и далее.

От собирательства, охоты и рыболовства, т.е. от присваивающего хозяйства, люди постепенно перешли к хозяйству производящему – скотоводству и плужному земледелию. Этот процесс начался 10-12 тысяч лет назад и продолжался несколько тысячелетий. Он получил название неолитической революции, т.к. произошел в эпоху позднего неолита. Начавшийся процесс производства продуктов способствовал быстрому прогрессу хозяйства: помимо необходимого продукта появился излишек. Это привело к еще большему росту населения, развитию ремесла, искусства, возникновению первых городов, письменности.

Экономический прогресс общества позволил освободить от участия в материальном производстве людей, которые занимались управлением. Происходит четвертое разделение труда: наряду с появлением земледелия, скотоводства, ремесла и торговли в качестве особой выделяется управленческая деятельность. Ее суть заключается в организации жизни людей, в разрешении каких-то проблем, общих для всех проживающих на данной территории людей. Появляется государство.

Вопрос о происхождении государства давно интересует человечество. Немало выдающихся умов создали на этот счет множество теорий, предлагая свое понимание процесса происхождения государства.


Далее учащимся предлагается заполнить таблицу, вынесенную на доску, используя материал учебного пособия. В конечном виде таблица должна выглядеть следующим образом:




Название теории

Ее представители

Сущность теории

Теологическая

Аврелий Августин (354-430гг)-христианский философ и богослов

Фома Аквинский (1225-1274)- христианский философ и богослов

Государство возникает и развивается как осуществление Божественного замысла.

Идея незыблемости государства.

Зависимость самого государства от Божественной воли.

Патриархальная

Аристотель (384-322 гг.до н.э.)-древнегреческий философ

Н. Михайловский (1842-1904гг)- русский социолог, публицист

Государство возникает в результате разрастания семьи.

Государственная власть – продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.

Договорная (естественно-правовая)

Джон Локк (1632-1704гг)-английский философ-просветитель

Гуго Гроций (1583-1646гг.)- голландский мыслитель, теоретик права

Жан-Жак Руссо (1712-1778гг.)- французский философ-просветитель

Главная причина возникновения государства – общественный договор как результат свободного соглашения народа.

Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.

Органическая

Платон (428-348 гг. до н.э.)- древнегреческий мыслитель

Герберт Спенсер (1820-1903гг.)- английский философ и социолог

Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.

Государство – общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.

Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом.

Низшие классы реализуют внутренние функции, высшие – внешние.

Теория насилия

Шан Ян (390-338 гг. до н.э.)- древнекитайский государственный деятель

Евгений Дюринг (1833-1921гг)- немецкий философ

Людвиг Гумплович (1838-1909 гг.)- австрийский социолог и юрист.


Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.

Внешнее насилие – завоевание одного народа другим.

Внутреннее насилие – экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.

Психологическая

Лев Петражицкий (1867-1931гг.)- польский правовед, основатель психологической школы права

Габриэл Тард (1843-1904гг.)- французский социолог и криминолог

Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.)- австрийский врач-психиатр

Психологическая потребность людей жить в организованном обществе – основная причина, порождающая государство.

Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определенных моделей поведения, подражание служат необходимыми предпосылками возникновения государства.

Расовая

Ж. Гобино (1816-1882 гг.)- французский социолог, один из основоположников расово-антропологической школы в социологии

Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» - слепо повиноваться первым.

Теория появилась в эпоху рабовладения для оправдания существующего строя и его основы – деления людей в силу прирожденных качеств на две породы – рабовладельцев и рабов.

Классовая (марксистская)

Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.)- немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма

Льюис Морган (1818-1881гг.)- американский этнограф

Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.)- российский политический деятель, основатель РСДРП и Советского государства.

Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества.

Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными интересами.

Возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивает интересы экономически господствующего класса.

Диффузионная


Источник государства кроется в распространении государственности от одних народов к другим.

Ирригационная

К. Витфогель – немецкий ученый.

Государство в Древнем Египте возникает в результате необходимости организовывать ирригационные работы. Для организации таких работ необходим слой управленцев, которые в будущем и станут прообразом государственных служащих.

Спортивная


Государство возникает в результате необходимости организации Олимпийских игр.

В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории может считаться односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.

Домашнее задание: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр. 265-274,


Урок 3. Социальное назначение государства и его функции.


Государство – не что иное, как намордник

для усмирения животного, называющегося человеком,

и для придания ему отчасти травоядного характера.


А. Шопенгауэр


Цель урока: раскрыть социальное назначение государства, познакомить с его основными функциями, научить выделять и записывать главное в услышанном и систематизировать полученные знания в виде схем и таблиц.

Тип урока: изучение новой темы в форме вопросов и ответов с последующим закреплением материала в виде сводной таблицы.

Содержание урока.

Вступительное слово учителя. По мнению ученых, человечество существует более 300 тысяч лет. И только последние 5 тысяч лет пройдено людьми, объединившимися в государство. И все же, несмотря на свою «молодость», государство смогло проявить себя как эффективное средство организации жизни людей. Далее урок строится в виде вопросов, выносимых на доску, и ответов, которые учащиеся дают в тетради на эти вопросы на основе объяснения учителя.

Вопрос. В чем состоит социальное назначение государства и какова его роль?

Ответ. Во-первых, государство решает общие дела, или управляет людьми, проживающими на его территории. Государство сохраняет общественный порядок, занимается организацией работы транспорта, выплатами пенсий и пособий, содержанием школ и больниц, охраной окружающей среды и т.д. Во-вторых, государство является арбитром в разрешении социальных споров (национальных, классовых, религиозных). В-третьих, на государство возлагается обязанность урегулирования внешних конфликтов. Для этого требуются умелая организация обороны страны и поддержание дипломатических отношений с другими государствами. В-четвертых, государство устанавливает определенный правопорядок и обеспечивает его. Более конкретно рассмотреть роль государства можно через его функции.

Вопрос. Что такое функции государства?

Ответ. Функции – это основные направления деятельности государства.

Вопрос. Как подразделяются функции государства?

Ответ. Все функции можно разделить на внутренние и внешние, а по продолжительности действия - на постоянные и временные.

Вопрос. Какие функции являются внутренними?

Ответ. Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны. Среди них выделяются следующие:

-экономическая: формирование и исполнение бюджета, организация производства, стимулирование предпринимательской деятельности, определение налогов, выдача кредитов, установление льгот, строительство дорог, выработка программы развития страны и т.д.

-политическая: проведение референдумов, выборов, формирование государственных органов, защита конституционного строя и т.д.

-социальная: установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, выделение необходимых средств на образование, здравоохранение и т.д.

-правоохранительная: борьба с правонарушениями, применение санкций, рассмотрение споров и т.д.

-экологическая: разработка природоохранного законодательства, закрытие предприятий, загрязняющих окружающую среду, наложение санкций, штрафов и т.д.

-функция борьбы с последствиями стихийных бедствий и т.д.

Вопрос. Какие функции являются внешними функциями государства?

Ответ. Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. К ним относятся:

-функция обороны: направлена на защиту государственного суверенитета, границ, территории страны, организацию таможни и т.д.

-дипломатическая функция: поддержание добрососедских отношений между странами, улучшение взаимопонимания и сотрудничества во всех областях межгосударственных связей;

-поддержание мирового правопорядка: разоружение, обуздание агрессоров, поддержание стабильности и безопасности в мире;

-внешнеэкономическая функция: внешняя торговля, взаимовыгодные экономические проекты, внешнеэкономическое партнерство;

-функция культурного сотрудничества: культурный обмен, гастроли творческих коллективов, международные фестивали и т.д.

Вопрос. Что значит функции постоянные и временные?

Ответ. Постоянные функции – это те, которые государство выполняет постоянно (оборона страны, формирование бюджета, охрана конституционного строя и т.д.) А временные функции государства прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер (ликвидация стихийного бедствия, катастроф и т.д.)

Таким образом, функции современного цивилизованного государства направлены на организацию нормальной жизни и развития общества в целом, защиту прав, свобод и законных интересов граждан, на решение споров и конфликтов как внутри страны, так и за ее пределами. Функции государства взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В конце урока учащиеся составляют схему или таблицу по материалам урока. Данный вид работы помогает привести в соответствие полученные знания и разложить их в голове «по полочкам»:


ГОСУДАРСТВО


Решает

общие дела

Является арбитром в

разрешении споров

Урегулирует конфликты

на международной арене

Устанавливает и поддерживает правопорядок

Внутренние функции

Внешние функции

Экономическая

Политическая

Социальная

Правоохранительная

Экологическая

Борьба с последствиями стихийных бедствий

Оборона

Дипломатическая

Поддержание мирового правопорядка (внешнеполитическая)

Внешнеэкономическая

Культурное сотрудничество


Домашнее задание: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр. 274-281,


Уроки 4-6. Формы государства.

Сколько бы ни было родов государственного строя,

для нации существует только один – таким всегда

было и всегда останется свободное государство.

Ф. Бэкон

Цель уроков: сформировать представление о форме государства как о целом, имеющем три грани своего выражения (форма правления, форма государственного устройства, вид политического режима), развивать навыки самостоятельной работы и овладения новым материалом с помощью схемы.

Тип уроков: изучение новой темы.

Содержание уроков. Основу трех уроков составляет схема, которая постепенно составляется на доске. К ней даются пояснения и комментарии.


ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА


Форма правления Форма государственного Государственный

устройства режим

монархия республика унитарная федерация конфедерация демократический

антидемократич.

1. абсолют. 1. президент. 1. территор. 1. тоталитаризм

2. ограничен. 2. парламент. 2. национальн. 2. авторитаризм

-парламентар. 3. смешанная 3.военный-хунта

-дуалистич.


Форма государства – это совокупность его внешних признаков, которая выражается в форме правления, форме государственного устройства и в виде политического режима. Далее учащиеся находят в учебнике определение формы правления, как определенного порядка образования и организации высших органов государственной власти и управления. По форме правления все государства делятся на монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу – монарху, получающему власть в порядке престолонаследия.

Базовые признаки монархии:

-единоличное правление;

-власть монарха объявляется священной;

-монарх формально независим в своей деятельности;

-особый порядок утверждения и принятия власти;

-бессрочное пожизненное правление.

Говоря о базовых признаках монархии, вводим понятие контрасигнатуры – особого порядка, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона.

Далее по учебнику идет работа с видами монархии. Учащиеся разбирают понятие и признаки абсолютной монархии, а также приводят примеры стран с данным видом монархии (Катар, Оман). Классической формулой абсолютной монархии могут быть слова французского короля Людовика XIV «Государство – это я». При разборе абсолютной монархии стоит упомянуть и такую ее разновидность, как теократическая монархия, при которой монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Классический пример теократической монархии – Ватикан.

Говоря об ограниченной монархии, стоит отметить, что она выступает в виде дуалистической и парламентарной. При парламентарной монархии действует принцип «Монарх царствует, но не правит». Правительство формируется из представителей партии, победившей на парламентских выборах. Лидер победившей партии и становится во главе государства. От монарха требуется лишь формальное утверждение. Классический пример парламентарной монархии – Великобритания.

Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов уже не в силах безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в состоянии взять всю полноту политической власти в свои руки. Учащиеся подробно разбирают признаки дуалистической монархии и примеры стран с данным видом монархии. Отмечается, что некоторым современным монархиям присущи определенные черты дуализма (Кувейт). Однако в «чистом» виде дуалистических монархий в современном мире не существует.

В современном мире существуют и нетипичные формы монархии: выборная монархия в Малайзии, где король избирается на 5 лет из числа наследственных султанов девяти штатов; коллективная монархия в ОАЭ, где полномочия монарха принадлежат Совету эмиров; патриархальная монархия в Свазиленде, где король, по существу, вождь племени.

При разборе монархии как формы правления обязательным является материал о видах престолонаследия. Опыт показывает, что, как правило, учащиеся неплохо ориентируются в «верхушках» материала. Но когда требуется более глубокое раскрытие, это вызывает затруднение. Это в частности относится и к вопросу о разных системах престолонаследия. Поэтому на данный материал обращается особое внимание. Учащиеся отмечают, что существует две системы наследования престола: персональная и семейная. При персональной системе трон наследует конкретное лицо, заранее определенное законом. Персональная система имеет несколько разновидностей:

салическую, при которой наследниками могут быть только мужчины;

кастильскую, когда в числе наследников могут быть и женщины, но мужчины имеют преимущество;

австрийскую, при которой женщины имеют право занять престол только в том случае, если во всех поколениях династии нет мужчин;

шведскую, при которой мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства.

Суть семейной системы наследования заключается в том, что монарха выбирает сама царствующая семья (часто вместе с высшими духовными лицами) или царствующий монарх, но только из лиц, принадлежащих к данной династии.

После отработки понятия «монархия» учащиеся переходят к работе с «республикой». Республика – форма правления, при которой высшая власть принадлежит выборным органам – парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Базовые признаки республики:

-наличие высших выборных органов власти;

-участие граждан в управлении делами государства;

-разделение властей;

-определенная процедура принятия решений высшими органами власти;

-высокий авторитет судебной власти.

Все республики можно разделить на три вида: президентские, парламентские и смешанные. Данный вопрос, как правило, не вызывает затруднений и может быть дан учащимся на самостоятельное изучение по учебнику. Особого внимания всегда требует материал о нетипичных видах республик. Например, теократическая республика (Иран); для некоторых стран Африки характерна своеобразная форма президентской монократической республики (в условиях однопартийного режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же не имел реальных полномочий – Заир, Малави). Долгое время в отечественной юридической науке особой формой республики считалась республика Советов. Подводя промежуточный итог, отмечаем:

монархия республика

абсолютная ограниченная 1.президентская: США, Боливия. Панама

Катар, Оман 1. парламентарная 2. парламентская: Германия, Италия

( Бельгия, Дания) 3. смешанная: Франция, Россия

теократическая 2. дуалистическая

(Ватикан) (Кувейт, Иордания)


Далее начинается работа со второй составляющей формы правления – формой государственного устройства, которая раскрывает способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. Поочередно, с помощью учебника, отрабатываются понятия, признаки и примеры стран с унитарной, федеративной и конфедеративной формами государственного устройства. В данном вопросе наибольшее внимание уделяется видам федерации - территориальной и национальной, договорной и учредительной - отрабатываются признаки каждого из этих видов и иллюстрируются примерами стран с данным видом федерации. Акцентируется внимание и на России, в которой сочетаются черты и территориальной, и национальной федерации. Одним из сложных вопросов федерации является право сецессии. Сецессия – это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено. Разбирая унитарное государство, уделяется внимание вопросу автономии, как праву какой-либо части государства, с компактно проживающим на ней населением иной национальности, самостоятельно решать свои внутренние вопросы.

В данном вопросе стоит также отметить, что некоторые правоведы выделяют еще одну своеобразную форму ассоциированного объединения государств – содружество. Такое объединение показало свою жизнеспособность и конструктивность в Западной Европе в виде Европейского сообщества. После развала СССР ряд его бывших республик предприняли попытку создать Содружество независимых государств. Подводя промежуточный итог, отмечаем:

Форма государственного устройства


Унитарное Федерация Конфедерация Содружество

Япония 1. территориальная Египет+Сирия СНГ

Греция (США, ФРГ) в сер.ХХ века Франция 2. национальная

(Индия)

3. договорная

(США)

4. учредительная

(Российская Федерация)


Третьей составной частью формы государства является вид политического режима данного государства, т.е. совокупность способов и методов осуществления власти. Выше уже отмечалось, что политический режим может быть демократическим или антидемократическим. Этот вопрос можно представить в виде таблицы:


Демократический режим

Антидемократический режим

1) провозглашение и гарантированность прав и свобод человека

1) подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод

2) правовой характер деятельности государственных органов

2) главенство государства над правом

3) демократические методы государственного властвования

3) диктатура одной политической партии, класса.

4) политическое многообразие общественной жизни

4) огосударствление общественных организаций

5) защищенность личности от произвола и беззакония

5) милитаризация общественной жизни

6) свобода личности в сфере экономической деятельности

6) преследование за официально не признанные убеждения, инакомыслие.

В конечном счете форма государства – это совокупность трех признаков и нельзя судить о государстве лишь по одному из них. Изменения, происходящие в современном мире, безусловно, потребуют корректировки выше перечисленных признаков и характеристик.

Домашнее задание: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр. 281-307; письменно в тетради дать характеристику формы государства:

1 вариант: Германия, Швеция, Франция, Япония

2 вариант: США, Норвегия, Италия, Греция

3 вариант: Россия, Финляндия, Испания, Египет


Урок 7. Механизм (аппарат) государства. Понятие государственного органа. Виды государственных органов.


Благосостояние государства обеспечивают не те деньги,

которые оно отпускает чиновникам, а те, что оно

ежегодно оставляет в карманах граждан.

И. Этвес


Цель урока: раскрыть сущность понятия «механизм государства», дать классификацию государственных органов, сформировать представление о государственном аппарате РФ.

Тип урока: семинар.

Содержание урока: по данной теме можно провести семинар. Учащиеся класса заранее делятся на группы и каждая группа получает свои вопросы для проработки, а также список литературы для подготовки по теме. При подготовке к семинару можно использовать следующие пособия:

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2006.

Государственный аппарат – это система государственных органов, осуществляющих управление обществом. К основным принципам организации и деятельности относятся следующие:

-принцип представительства граждан;

-принцип разделения властей;

-принцип демократизма;

-принцип законности;

-принцип гласности;

-принцип профессионализма;

-принцип федерализма.

Государственный аппарат состоит из государственных органов, наделенных государственно-властными полномочиями и участвующими в осуществлении функций государства. Классификация государственных органов:

По порядку формирования и характеру выполняемых полномочий: представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, правоохранительные.

По структуре: простые и сложные.

По территориальной сфере деятельности: федеральные, республиканские, местные.

По характеру полномочий: органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

По порядку осуществления компетенции: коллегиальные, единоначальные.

По правовой форме деятельности: правотворческие, исполнительные, правоохранительные.

Вторая группа должна углубиться в историю возникновения теории разделения властей, раскрыть взгляды Аристотеля, Монтескье по данному вопросу и остановиться на системе «сдержек и противовесов»:


Законодательная

Исполнительная

Судебная

Законодательная

--------------

Право роспуска парламента у главы государства.

Право «вето» на законы, принятые парламентом, у главы государства.

Возможность издания указов, конкретизирующих и дополняющих законы.

Право законодательной инициативы у президента и правительства.

Признание неконституционными законов, принимаемых парламентом.

Судебная ответственность депутатов.

Исполнительная

Законодательное регулирование деятельности исполнительной власти.

Вотум недоверия парламента правительству.

Возможность выражения импичмента президенту.

Запросы и обращения парламентариев к должностным лицам исполнительной власти по вопросу текущей политики.

Парламентские слушания.

------------

Признание несоответствующими законам актов исполнительной власти.

Судебная ответственность чиновников за должностные преступления



Судебная

Законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства.

Амнистия.

Назначение (выборы) судей


Назначение судей главой государства.

Право помилования у главы государства.


Участники второй группы подробно характеризуют все три ветви власти, приводя в качестве примера не только государственную власть России, но и устройство государственной власти других стран.

Учащиеся из третьей группы останавливают свое внимание на устройстве государственного аппарата Российской Федерации, взяв за основу схему:


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Президент



Законодательные Исполнительные Правоохранительные

органы органы органы


Федеральное собрание: Правительство -Конституционный суд

Совет Федерации Министерства и -Общие суды

Государственная Дума Гос. комитеты -Арбитражные суды

-Прокуратура

Думы субъектов Федерации Губернаторы и -Милиция

Президенты республик -Органы государственной

безопасности

Администрации края, -Нотариат

области (правительства

республик)

В конце урока на общее обсуждение ставится вопрос: «Какой государственный аппарат нужен нашей стране?»

Первая точка зрения. Нашей стране нужен мощный государственный аппарат, потому что она многонаселенная, многонациональная, имеет большую территорию. Да и вообще, чем больше государственных органов, тем больше порядка.

Вторая точка зрения. Государственные органы только и знают, что выдают «ценные указания», и этим ограничивают свободу людей, которые и сами знают, что им делать. Чем больше государственных органов, тем меньше свободы у граждан. Кроме того, на содержание государственных служащих тратится много средств и нужны большие налоги. Это ведет к обеднению населения.

Домашнее задание. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр.307-318;


Урок 8. Государство в политической системе общества.


Настоящие задачи и истинные цели государства

заключаются в осуществлении солидарных

интересов людей.

Б. Кистяковский.


Цель урока: сформировать первоначальные представления о политической системе общества (более подробно о ней речь пойдет в 11 классе), показать место и роль государства в политической системе общества.

Тип урока: лекция.

Содержание урока.

Политическая система общества – это организационное выражение всей совокупности государственных и негосударственных общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, характер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические системы могут быть разделены на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

институциональную;

коммуникативную;

нормативную;

культурно-идеологическую.

В политическую систему современного общества входят не все и не всякие общественные объединения. Как и государство, они должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е. получить официальный правовой статус (например, политические партии, средства массовой информации, общественные объединения должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке). Значит, криминальные организованные преступные группы не входят в понятие «политическая система» (хотя фактически оказывают большое влияние на политическую жизнь страны). Все составные части политической системы находятся тесном, органическом единстве. Но каждая из этих частей имеет собственную структуру, свои принципы организации и деятельности.

Государственная власть – это главная объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории данного государства. Наряду с государством в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей и т.д. В той или иной мере они участвуют в политической жизни страны и, таким образом, вместе с государством составляют политическую систему общества.

Государство занимает решающее место в политической системе общества. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

-государство – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны, охватывающая все население, проживающее на его территории;

-государство является концентрированным выражением и воплощением общества, официальным представителем внутри страны и на международной арене;

-государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяет основные направления развития общества, располагает особым аппаратом, веления которого обеспечиваются принудительной силой государства, а также обладает особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми не располагает никто другой;

-государство располагает огромными материальными ресурсами, позволяющими обеспечить реализацию своей политики;

-государство выполняет интегрирующую (объединяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни общества, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Место и роль государства и других структурных элементов политической системы общества закрепляются в действующем законодательстве, конституции государства. В зависимости от степени участия в политической жизни, в политической системе общества можно выделить несколько групп.

Политические группы, имеющие прямое отношение к осуществлению политической власти. К их числу относятся государство, политические партии, политические движения, отдельные общественные объединения. Их роль особенно заметна в период выборов. Партии в политической системе образуют партийную систему, выступая в качестве посредника между обществом и государством. Известны две разновидности партийных систем. Одна основана на монополии правящей партии, другая – на многопартийности.

Общественные объединения, не ставящие непосредственно политических целей, а возникающие в силу экономических, социальных и других причин и интересов. К ним относятся профсоюзные, религиозные, кооперативные и другие организации. Свою активность они проявляют в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни, но их деятельность всегда оказывает определенное влияние на государственную власть, на политический климат в обществе.

Другие общественные объединения, возникающие в соответствии с интересами и личными склонностями граждан к занятию определенной деятельностью в области культуры, искусства, народного творчества, науки, истории и т.д. Их деятельность имеет незначительное политическое содержание. К их числу относятся организации типа клубов творчества, фотолюбителей, нумизматов и др. В определенные периоды (например, выборы) государство, политические партии и движения стремятся втянуть такие организации в политическую борьбу, привлечь их к более активному участию в политической жизни страны.

Домашнее задание: Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр.255-261; конспект лекции.

Урок 9. Правовое государство и его основные характеристики.

Я вижу близкую гибель того государства,

где закон не имеет силы и находится

под чьей-либо властью. Там же, где закон –

владыка над правителями, а они его рабы,

я усматриваю спасение государства…

Платон.


Цель урока: раскрыть сущность правового государства, его основные признаки и основы существования; продолжить формировать навыки самостоятельного получения знаний учащимися.

Тип урока: семинар.

Содержание урока: по данной теме можно провести семинар. Учащиеся класса получают список необходимой литературы для подготовки, а также вопросы для проработки. При подготовке к семинару можно воспользоваться следующей литературой:

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Дрофа, 2006.

Клименко С., Чичерин А. Основы государства и права. -М.: Зерцало, 1999.

Никитин А.Ф. Правоведение: учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005.

Федоров М.В., Еремян В.В. Основы государства и права для поступающих в вузы: учебное пособие. М.: Уникум-центр, 1997.

Для обсуждения в классе выносятся следующие вопросы:

Истоки идеи правового государства.

Понятие правового государства и его основные признаки.

Предпосылки создания и функционирования правового государства.

Формирование правового государства в России.

Контуры ответов по каждому вопросу должны быть приблизительно следующими.

Истоки идеи правового государства.

Первые представления о правовом государстве как организации, деятельность которой основана на верховенстве закона, начали формироваться на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни в рассуждениях мыслителей – философов, историков, юристов и писателей Древней Греции, Рима, Китая и других стран. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Цицерон) считали, что разумное, справедливое и гармоничное развитие общества возможно лишь в такой политической форме общежития людей, при которой закон общеобязателен для всех граждан и для самого государства. Древнегреческий философ Аристотель подчеркивал: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми». Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и «общем правопорядке». Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных гуманистических взглядов и заложили основы учения о правовом государстве.

В период разложения феодализма и ранних буржуазных революций идею правовой государственности разрабатывали прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, П. Гольдбах, Т. Джефферсон, М. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и другие видные философы и мыслители. Но наиболее полное отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта.

И.Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом государстве. Он полагал, что источником развития государства является социальный антагонизм. Существует противоречие между склонностью людей жить сообща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспечение реального равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества, управляемого правовым государством. Правовое государство представляет собой державное соединение воли лиц, образующих народ. Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение властей, но и их равновесие.

На протяжении последующих веков идеи Канта постоянно привлекали внимание философов, юристов и государствоведов. Карл Маркс выразил идею правового государства следующими словами: «Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчиненный». В конце XIX века немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения государства создаваемыми им законами.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли российские правоведы конца XIX – начала ХХ века. Так, знаменитый русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, профессор Петербургского университета, развивая теорию разделения властей, полагал, что главным в ней является не просто обособление различных ветвей власти друг от друга, а их взаимное сдерживание с помощью:

-разделения функций между различными органами;

-совместного осуществления одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

-выполнения разных функций одним и тем же органом, но различными способами.

Более того, он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблюдением законности в деятельности органов управления. Важной при этом является идея о всеобщем праве граждан на подачу петиций.

Одним из последователей Коркунова был С.А. Котляревский. Он считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним Котляревский относил свободу собраний, союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность и др. Котляревский предлагал организацию судебной защиты против случаев нарушения индивидуальных прав личности и говорил о политической ответственности высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдвинутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, идея правового государства, зародившаяся в эпоху античности, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически воплотилась в ряде стран мира.


Понятие правового государства и его основные признаки.


Современная юридическая наука называет правовым такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Во многих современных научных исследованиях основными чертами и признаками правового государства считаются:

Верховенство закона, связанность государства законом – все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требованиям закона. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми, т.е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости, приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом в соответствии с законно установленной процедурой, не противоречить ни конституции, ни друг другу.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан, необходимых для функционирования правового гражданского общества. Свобода человека в обществе выступает как его право. Право становится всеобщим масштабом и равной мерой свободы. Реальное проявление права свободы воплощается в формуле «Все, что не запрещено индивиду законом, ему разрешено».

Взаимная ответственность государства и личности в рамках действующего законодательства. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость и равенство в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. На таких же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Соблюдение правовых требований – юридическая обязанность всех – государства, личности, организаций. В правовом государстве нет, и не может быть, такого органа или должностного лица, которое было бы изолировано от ответственности, к которому нельзя было бы предъявить иск. Перед конституцией и законом все равны.

Разделение властей является основным принципом организации и деятельности правового государства. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращают возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не допускает сосредоточения власти в одних руках или группы лиц. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную поддерживается особой системой «сдержек и противовесов», направленной на обеспечение не только взаимодействия, но и взаимоограничения полномочий в установленных законом пределах.


Предпосылки создания и функционирования правового государства.


Основами правового государства являются:

Производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

Создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

Гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых интересов и прав на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.


Формирование правового государства в России.

Конституция РФ определяет Россию как демократическое правовое государство. В ней закреплен демократический режим, принцип верховенства права и разделения властей. Отдельная глава посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Однако процесс формирования правового государства в РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и противоречиво. В частности, грубо нарушается принцип верховенства закона. Представительные и исполнительные органы субъектов федерации часто принимают решения, противоречащие федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь на бумаге. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство не всегда может обеспечить права граждан в сфере образования, здравоохранения, науки.

Таким образом, для построения правового государства в РФ необходимо:

Устранить коллизии в системе права между федеральными законами, а также между законами федеральными и субъектов федерации; привести все нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ;

Преодолеть остатки правового нигилизма в общественном сознании, воспитывать в обществе уважение к праву;

Усилить контроль за исполнением уже принятых законов;

Устранить декларативность прав и свобод, провозглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной защиты, преодолеть недоверие к государству и его органам как институтам, противоречащим интересам индивидов.

Решение этих задач и будет означать реализацию принципов правового государства и его фактическое создание.

Домашнее задание. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. Стр.318-325; написать эссе, анализируя следующие строки А.С. Пушкина:


Урок 10. Повторительно - обобщающий.


Цель урока: проверка полученных знаний по теме «Государство»

Содержание урока: урок проводится в форме контрольной работы с элементами тестирования.


Вариант 1.


1. Дать определение следующим понятиям: монархия, парламентская республика, дуалистическая монархия, смешанная республика, теократическая монархия, общество (всего 6 понятий)


2. Какой из указанных признаков власти был характерен для первобытнообщинного строя?

А) наличие аппарата управления;

Б) слитность прав и обязанностей членов общества;

В) наличие аппарата подавления;

Г) сбор налогов и пошлин.


3. Соотнесите теории происхождения государства и их представителей:


Имя ученого

Название теории

Августин

Органическая

Руссо

Психологическая

Спенсер

Договорная

Фрейд

Теологическая


4. Определите форму правления следующих государств: Великобритания, Ватикан, Оман, Франция, США, Боливия, Турция, Германия, Финляндия, Кувейт.



5. Определите, о какой теории идет речь:

А) государство возникло в силу распространения государственности от одних народов к другим;

Б) Человеку свойственно жить в организованном обществе и подчиняться более сильному;

В) Государственная власть является продолжением отцовской.


6. Какое из положений характеризует форму государственного устройства?

А) методы осуществления государственной власти;

Б) способ территориального устройства;

В) способ образования органов государственной власти;

Г) соединение законодательной, исполнительной и судебной функций.


7. Чем монархия отличается от республики?

А) институтом референдума;

Б) наличием президента;

В) образованием правительства на парламентской основе;

Г) передачей власти главы государства по наследству;
Д) ответственностью правительства перед парламентом.


8. Какие из указанных образований входят в механизм государства?

А) профсоюзы;

Б) законодательные органы власти;

В) общественные объединения;

Г) исполнительные органы власти;

Д) политические партии;

Е) правоохранительные органы.


9. Определите форму государственного устройства следующих государств:

Франция, США, Канада, Австрия, Северная Америка конца XVIII века, Япония, Египет, Греция, Индия.


10. Заполните недостающие фрагменты схемы:


Форма государства


?

?

?


Монархия

?

Унитарное

Демократия

?

1. ?

1. ?

?


2. ?

2. ?

?

3. ?

3. ?

?




Вариант 2.


Дать определение следующим понятиям: республика, парламентарная монархия, президентская республика, абсолютная монархия, государство, форма правления (всего 6 понятий).

Какие из указанных функций являются регулятивными?

А) экономическая;

Б) охраны правопорядка;

В) финансового контроля;

Г) экологическая;

Д) социальная.

3. Соотнесите теории происхождения государства и их представителей:

Имя ученого

Теория

Аристотель

Насилия

Дюринг

Расовая

Морган

Патриархальная

Гобино

Экономическая


4. Определите форму правления следующих государств: Саудовская Аравия, Катар, Марокко, Россия, Италия, Австрия, Мексика, Бразилия, Объединенные Арабские Эмираты, Дания.


5. Определите, о какой теории идет речь:

А) государство – это результат действия экономических процессов;

Б) государство – это результат соглашения народа;

В) государство возникло в силу необходимости организовать что-либо.


6. Какие из положений характеризуют политический режим?

А) демократические методы осуществления власти;

Б) правовое положение личности в обществе;

В) передача власти по наследству;

Г) антидемократические методы осуществления власти.


7. Как определяется государственный орган?

А) как политическая организация;

Б) как механизм государства;

В) как предприятие;

Г) как звено государственного аппарата;

Д) как общественная организация.


8. Выделите основные специфические признаки правового государства:

А) верховенство закона;

Б) территориальная организация населения страны;

В) взаимная ответственность государства и личности;

Г) наличие аппарата управления и подавления;

Д) разделение властей;

Е) реальная гарантированность прав и свобод личности.


9. Определите форму государственного устройства следующих государств: Италия, Норвегия, Мексика, Пакистан, Швеция, Бразилия, Германия второй половины XIX века, Испания, Россия, Португалия.


10. Восстановите недостающие фрагменты схемы:



Основные признаки государства



?

?

налоги

?

?

?

гос.символика



Домашнее задание: подготовка к устному зачету по теме «Государство» по заранее данным вопросам.

Урок 11. Зачет по теме «Государство».


Цель урока: проверка знаний учащихся по изученной теме, подготовка к итоговой аттестации по курсу «Основы государства и права».

Содержание урока: урок проводится в форме зачета по экзаменационной системе, когда учащиеся беседуют один на один с преподавателем по конкретному вопросу, который они сами и вытянули.


Примерный перечень вопросов для проведения зачета по теме «Государство».

Государство: понятие, признаки, функции.

Основные теории происхождения государства.

Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, государственный режим.

Монархия: понятие, признаки, виды.

Республика: понятие, признаки, виды.

Форма государственного устройства: понятие, виды.

Государственный режим: понятие, виды, характерные признаки.

Механизм государства. Понятие и виды органов государственной власти.

Правовое государство: понятие, признаки, основы.

Государство в политической системе общества.























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации