Статья «Развитие элементов логического мышления у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством расширения представлений о животных»

3
0
Материал опубликован 15 May в группе


«Развитие элементов логического мышления

у обучающихся с умственной отсталость (ИН) начальной школы

посредством расширения представлений о животных»

 

   Интеллектуальное развитие ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее обучающиеся с УО(ИН), в школе начинается уже на ступени начального образования. Целью реализации ФАООП УО (вариант 1) является создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Одной из задач, направленных на достижение этой цели – овладение обучающимися учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций. Когнитивное развитие обучающихся- это важнейшее условие эффективного обучения, так как именно мышление является высшей формой отражательной деятельности, позволяющей понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерности развития, что очень важно при обучении в школе.

  К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию и конкретизацию. Для мышления детей с УО (ИН) характерно как нарушение всех мыслительных операций, так и своеобразие динамики их развития.

  В ходе деятельности обучающиеся анализируют предметы по косвенным признакам, используя, в основном, визуальный канал восприятия. Выделяя в предметах отдельные части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Вследствие примитивности процессов анализа и синтеза страдают и процессы обобщения, классификации. Систематизируя предметы или явления, обучающиеся с УО(ИН) опираются на внешние наглядные свойства, функциональные или ситуативные признаки.

  Мыслительные операции у детей с умственной отсталостью самостоятельно не развиваются. Обучающиеся с УО (ИН) нуждаются в организации особенных педагогических условий для развития элементов словесно-логического мышления, познавательных учебных действий.

Научные труды Л.С. Выготского, Д.Б Эльконина, работы В.В. Давыдова свидетельствуют о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет прежде всего через содержание усваиваемых знаний.

 В связи с этим, одним из главных вопросов становится выявление методов, условий благоприятно влияющих на формирование элементов словесно-логического мышления у обучающихся с УО (ИН) в ходе коррекционных занятий на уровне начального образования.

   Цель коррекционно-развивающей работы- развитие элементов словесно-логического мышления обучающихся с УО (ИН) младшего школьного возраста посредством создания альбома «Эти удивительные кошки».

В процессе работы я исходила из важности развития компонентов словесно-логического мышления у обучающихся, как одного из самых основных психических процессов, необходимого для овладения учебным материалом.

  В ходе развивающей работы использовала как классические методы: словесные, наглядные, практические, так и методы стимулирования и мотивации: дидактические игры (моделирование ситуаций, обыгрывание социальных ролей).

Применение частично-поискового, коммуникативного, информативно-коммуникативного методов наиболее эффективно зарекомендовало себя в работе по развитию элементов словесно-логического мышления у обучающихся в ходе исследования «Эти удивительные кошки».

Первым этапом проведен срез знаний и представлений, на основном этапе - совместно с обучающимися подробно разобраны составные части и свойства конкретного животного на конкретных примерах; проведена работа по выявлению общих черт у двух сходных предметов, объединенных в один род; рассмотрена связь между строением животного и средой его обитания; повадки и образ жизни как средство приспособления к среде обитания.

На заключительном этапе каждый из обучающихся создал альбом «Эти удивительные кошки», состоящий из заполненных рабочих листов обучающихся, продуктов практической деятельности, фотографий домашних питомцев.

В исследовании приняли участие 9 обучающихся 2-3 классов. У каждого из детей заключение медико-психолого-педагогической комиссии свидетельствовало о стойком нарушении познавательной деятельности.

В ходе входного тестирование в начальном периоде обучающимся были даны задания:

- составить рассказ по последовательному ряду картинок, объединённых единым сюжетом;

- исключить предметы по принципу «пятый лишний».

Анализ полученных результатов показал:

- у 11% (1 ребенок) речемыслительная деятельность сформирована на среднем уровне: правильно выставляет последовательность картинок при составлении рассказа; используя стимулирующую помощь педагога устанавливает причинно-следственные связи на доступном обучающемуся материале.

- у 44% ( 4 из 9) обучающихся речемыслительная деятельность сформирована недостаточно: они испытывают трудности при составлении последовательности сюжетных картинок, при обосновании своего решения, ориентируются на субъективную логику событий, при установлении причинно-следственных связей требуется стимулирующая и организующая помощь педагога;

- у 44% (4 из 9) обучающихся речемыслительная деятельность не сформирована: причинно-следственных связей не устанавливают, последовательность картинок устанавливают, используя организующую помощь, рассказ не составляют, перечисляя известные предметы и действия.

33 % обучающихся смогли выделить общие свойства предметов, делали простейшие обобщения.

 Итоги входного тестирования свидетельствуют о том, что обучающиеся имеют ограниченные представления об окружающем мире, мыслительная деятельность развита на достаточно низком уровне. Кроме того, у отдельных обучающихся не развиты начальные логические операции, необходимые для усвоения знаний, умений и навыков. Данные обстоятельства в итоге приводят к низкому усвоению учебного материала.

На основном этапе работы я использовала систему групповых коррекционно-развивающих занятий с элементами проектной деятельности.

Так, мной проведен ряд занятий на тему «Эти удивительные кошки», что позволило создать условия для формирования познавательной и коммуникативной активности. Для их проведения были использованы как классические упражнения, так и цифровые аудиовизуальные средства. Их комбинация в процессе занятий позволила простимулировать когнитивные функции обучающихся, активизировать познавательную активность.

Использование кинезиологических упражнений, направленных на развитие мозолистого тела мозга и синхронизацию работы обоих полушарий, позволили закрепить усвоение нового материала.

Ключевой смысл работы по развитию мыслительной деятельности обучающихся с умственной отсталостью состоит в том, чтобы помогать продвигаться от элементарных навыков описания предмета к сравнению двух и более предметов; и к более высокому уровню, где требуется не только самостоятельно проанализировать, но и использовать полученные умения в практической жизни.  Поэтому, учитывая особые образовательные потребности обучающихся, вовлекала в различные виды деятельности: творческую, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, игровую, что способствовало усвоению форм образного познания, формированию понимания причинно-следственных связей, воспитанию трудолюбия, настойчивости в достижении результата.

Основной упор направлен на практическую деятельность, так как понятная для обучающихся лексическая тема делает практическую работу интересной и выполнимой, поддерживает внимание обучающихся и не требует от них больших волевых усилий. В то же время, используя игровые моменты и проблемные жизненные ситуации, создавала условия, в которых обучающиеся почувствовали дефицит знаний, практического опыта для решения заинтересовавшей их жизненной задачи. Этот непроизвольный интерес обучающихся -«движущая сила» процесса познания.

В рамках познавательно-исследовательской деятельности обучающиеся собирали информацию о повадках животного, взаимосвязи положения частей тела кошки и настроения, функциональных возможностях частей тела для охоты; определяли предназначение изучаемых животных в природе и для человека.

Данный вид деятельности направлен на увеличение объёма произвольного внимания и активизацию познавательного интереса. Обучающиеся дома самостоятельно проанализировали функции и особенности различных частей тела домашних кошек, в том числе размеры и предназначения кошачьих вибрисс, подушечек лап и пр. Кроме того, несовершеннолетние наблюдали за взаимосвязью поз, издаваемых звуков и движений хвоста данных животных в целях определения их эмоционального состояния (спокойствие, радость, злость и пр.).

К данной работе привлечены родители, поскольку совместная исследовательская деятельность взаимно обогащает знаниями каждого из участников и является условием активизации, поддержания как произвольного внимания, так и мотивационной стороны учебной деятельности.

Развитие мыслительной деятельности также осуществлялось в виде создания аппликаций, выполнения рисунков и лепки фигурок животных. Обучающиеся закрепляли вновь полученные знания о поведении кошки. Так, из разрезных частей собирали целый образ кошки, отмечали характерные особенности данной породы кошек. Данная деятельность развивает восприятие, закрепляет представления о форме, цвете, величине, создает условия выбора предметов по образцу. Обучающиеся вырезали силуэты кошек, приклеивали их в определенном порядке: по размеру, по степени насыщения окраски тела животных. Это стало пропидевтической работой для усвоения операций сравнения и классификации Работа с ножницами совершенствовала мелкомоторые действия, развивала умения соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами.

Обучающиеся, видя готовые практические работы сверстников, сравнивают их со своими, что создает условия для выработки навыков сравнения.

Использование мнемотаблиц в ходе коррекционных занятий позволило обучающимся эффективнее воспринимать и обрабатывать визуальную информацию, перекодировать ее. Ребята самостоятельно создавали мнемотаблицы: вырезали и приклеивали понравившуюся кошку, рацион питания, место обитания, выделяли части тела, окрас животного. Картинки, рисунки для обучающихся –это прообраз того или иного явления или предмета, это своего рода наглядная модель. Составление рассказа, сопоставление двух животных с использованием мнемотаблиц является наиболее эффективным средством для обучения элементам словесно-логического мышления. Наглядная модель мнемотаблицы «Кошка и Тигр» выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов обучающихся, даёт возможность усваивать сложный материал легче и быстрее, создает условия для развития мыслительных операций сравнения, обобщения и классификации.

По результатам работы обучающиеся создали альбом «Эти удивительные кошки». В ходе практической деятельности ребята:

- пополнили активный словарный запас новыми словами;

- развивали умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-совершенствовали умение составлять рассказ с использованием визуальных средств;

-осознали понимание поведения домашнего животного в конкретной ситуации;

- определили какую пользу приносят исследованные животные;

-осмыслили важность бережного отношения к животным.

В ходе контрольного обследования с целью установления динамики развития элементов словесно-логического мышления выявились положительные изменения.

66% обучающихся (ранее - 44%) смогли выделить существенные, общие и отличительные свойства предметов; сделать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать с помощью иллюстраций.

Уменьшилось количество обучающихся- 22 % (ранее 44%), у которых речемыслительная деятельность находилась на низком уровне. Второклассники смогли выделить общие свойства предметов, делали простейшие обобщения; начали работать с информацией.

Однако, у обучающихся имеются трудности в овладении умениям: выделять существенные, общие и специфические характеристики предметов; работать с информацией. Эти навыки предстоит формировать в дальнейшей работе.

Проведенная работа по развитию познавательных процессов у обучающихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями подтвердила, что если проводить систематическую и целенаправленную коррекционную работу, развивая элементы словесно-логического мышления, используя разнообразные направления работы, то можно достичь значительных результатов, что позволит повысить качество обучения данной категории детей и будет способствовать успешной социализации в обществе.


 

Список литературы:

1.Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022г № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

2.Зимняя И.А, Педагогическая психология. Учебник для вузов,-М, 2004г

3.Фатихова Л.Ф. Диагностический комплекс для психолого-педагогического обследования детей с нарушением интеллекта. Уфимский филиал МГГУ 2011г.

4.Бордовская, Н. Олигофренопедагогика [Текст]: учебное пособие / Н. Бордовская, А. Реан. – СПб. : Питер, 2014.

5.Грязнов, Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся [Текст] / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко // Специалист. – 2015. – № 2.

6.Формирование познавательных учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/15119/2/2021nikolaevakv.pdf

​​​​​​​7. Нейродефектологические приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. xn--e1avbdbk.xn--d1acj3b


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.