Развитие эмоциональной сферы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса

2
0
Материал опубликован 4 February в группе




«Развитие эмоциональной сферы обучающихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса»


Подготовила:

В.А. Курникова,

учитель начальных классов



СЛАЙД 2

«Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую следует зажечь»

Средневековые гуманисты.


Характерной чертой обучающихся моего класса является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех – слезами. Имеют место случаи то повышенной эмоциональной возбудимости, то выраженного эмоционального спада. Дети склонны к полярным, лишенным тонких оттенков эмоциям; весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются этого делать.


Ребята отзывчивы на похвалу и одобрение. Различают ласковую и строгую интонации. Но они не могут выражать свои эмоции вербально, поэтому свое отношение к человеку они проявляют прикосновением к нему, улыбкой, заглядыванием в лицо.


В теории описано множество методов, форм и приёмов развития эмоциональной сферы обучающихся с нарушением интеллекта. Я хочу привести примеры ситуаций, проектируемых мною событий во время уроков и коррекционно – развивающих занятий, способствующих развитию и пониманию собственного эмоционального состояния.


СЛАЙД 3

Для развития эмоциональной сферы детей имеют большое значение наблюдения в природе. На уроках и занятиях создаю ситуации, в ходе которых обучающимся предлагаю понаблюдать в окно за птицами, за деревьями, которые растут на школьном дворе, за состоянием погоды. В процессе наблюдения ребят переполняют переживания, эмоции, впечатления, это все откладывает определенный отпечаток на развитие их эмоциональной сферы. И как показывает опыт, один лишь разговор о предстоящем наблюдении вызывает у ребят радость. Они с большим интересом и нетерпением ожидают его.


СЛАЙД 4

Во время уроков труда (технологии), мира природы и человека и, занятиях коррекционно-развивающего курса «Я читаю», проектирую события, которые подразумевают использование нетрадиционных техник, таких как аппликация из зерен методом посыпания и вдавливания, рисование манной крупой. Данные техники не только развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, но и снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манная крупа приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно всё повторить сначала. Рисование манкой даёт отличный результат релаксации.


СЛАЙД 5

После ознакомления с технологией «Игровой стретчинг» автора Анны Георгиевны Назаровой, стала применять её элементы в своей работе. Фрагменты урока (чтения, речевой практики), занятия (коррекционно-развивающего курса «Я читаю») проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений.


Элементы «Игрового стретчинга», используемые мной в работе:

СЛАЙД 6

- аналогия с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу), (например: «Покажи ромашку, одуванчик», «Покажи, как ходит лиса, медведь и т.д.»);

- театрализация, где учитель - режиссер, использует игровую атрибутику (вхождение в образ), активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.


Для этого планирую ситуации, которые воспроизводим в виде сказочных путешествий (например: «Путешествие по сказке «Колобок», «Погуляем по зоопарку»), фантазий, когда обучающийся сам придумывает встречи с животными (например: «Ко мне в гости пришёл ёжик»).

Опыт моей работы показал, что при проектировании такого рода ситуаций и событий, любая задача занятия, режимного момента, решается детьми легче, проще и быстрее.


СЛАЙД 7

В рамках методической недели провела урок речевой практики по теме «Сказка «Снегурочка», где не только познакомила ребят с русской народной сказкой, но и наглядно показала, почему же Снегурочка превратилась в облачко.

В начале урока создала ситуацию, к ходе которой ребятам нужно было понаблюдать, как падают снежинки и ответить на вопрос «Какие они?».

Благодаря этой ситуации, ребята прочувствовали легкость, красоту этих снежинок, некое волшебство, что доказали своими ответами - снежинки мягкие, нежные, воздушные и т.д.

Далее представила обучающимся ситуацию, в которой нужно было помочь деду и бабе (по сюжету сказки) слепить из ваты комочки. Не получилось. Узнали почему, когда составили предложение из слов (на пенопластовых шариках, условно, снежных комках, написала слова): На дворе лежит липкий снег.

Ребята сделали вывод, но удивились, не из всякого материала можно лепить: из ваты комочки не получились, потому что она мягкая, пушистая, но не липкая.

Провели опыт «Таяние снега. Закипание воды. Образование пара» с помощью электрочайника. Ребята были в восторге от увиденного, хотя в быту, каждый из них, хоть раз, но пользовался чайником (по результатам постопроса). Затем прочитали письмо от мальчика из жарких стран, которое принесло облачко. В письме была фотография мальчика-африканца, что вызвало бурный смех, обсудили с ребятами, почему же они засмеялись. Смех вызвал внешний вид ребенка, потому что мальчик темнокожий, не похожий на них. Подвели итог, что все люди разные внешне, но каждый по-своему хорош.


СЛАЙД 8

Проектируемые мной ситуации и события отвлекают детей от печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи; вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние. Присущие моим обучающимся импульсивные проявления обиды, злости, радости и т. п. постепенно сглаживаются. У них появляется осмысливание своих действий и поступков, что формирует культуру переживаний и ценностные ориентации.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации