Публикация «Развитие кадрового потенциала в школе»
Шадрина Е.В.
Развитие кадрового потенциала МБОУ ВСШ № 27
В современных условиях повышения требований к качеству российского образования, модернизации основного общего образования необходимо новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогических кадров школы.
Поэтому, основная задача методиста школы заключается в разработке комплекса мер, направленных на развитие профессиональных компетенций каждого педагога. Педагогический коллектив МБОУ ВСШ № 27 состоит из 16 человек. Из них 1 руководитель; 1 заместитель директора по УВР и 14 педагогических работников. Средний возраст педагогов - 50 лет. ОО укомплектована педагогическими кадрами полностью.
Сведения о кадровом составе руководящих и педагогических работников МБОУ ВСШ № 27 за 2021 год, а также за предыдущие периоды представлены в таблицах 1-8 и на рисунках.
Таблица 1
Качество кадрового обеспечения
Показатель | Единица измерения |
Административно-управленческие работники: | 2 / 100 % |
прошедшие за последние 3 года профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент» и т.п. | 0 /0 % |
прошедшие за последние 3 года повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, из них по вопросам: | 2 / 100% |
- использования результатов оценочных процедур | 0 / 0 % |
- приоритетных направлений воспитания и социализации обучающихся | 2 / 100 % |
- выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи | 0 / 0 % |
Педагогические работники, имеющие: | 12/ 85,7 % |
- высшую квалификационную категорию | 5/ 35,7 % |
- первую квалификационную категорию | 7/ 50 % |
Работники ОУ, прошедшие за последние 3 года повышение квалификации по дополнительным профессиональным программам, из них по вопросам: | 14 / 100 % |
- использования результатов оценочных процедур | 0 / 0 % |
- приоритетных направлений воспитания и социализации обучающихся | 4/ 28,6% |
- выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи | 0 / 0 % |
Работники ОУ, прошедшие за последние 3 года профессиональную переподготовку | 9/ 64,3 % |
Общая характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса
Таблица 2
Общая характеристика руководящего состава
Показатель | Кол.чел | % |
Общая укомплектованность штатов руководящими работниками | 2 | 100 % |
Руководящие работники с высшим педагогическим образованием | 2 | 100 % |
Руководящие работники, прошедшие курсы повышения квалификации за 3 года | 2 | 100 % |
Руководящие работники, аттестованные на квалификационные категории (всего) в том числе: | 2 | 100 % |
высшая категория | 1 | 50 % |
первая категория | 1 | 50 % |
соответствие занимаемой должности | 0 | 0 % |
не имеют категории | 0 | 0 % |
Таблица 3
Общая характеристика педагогического состава
Показатель | Кол.чел | % |
Общая укомплектованность штатов педагогическими работниками | 14 | 100 % |
Педагогические работники с высшим педагогическим образованием | 14 | 100 % |
Педагогические работники, прошедшие курсы повышения квалификации за 3 года | 14 | 100 % |
Педагогические работники, аттестованные на квалификационные категории (всего) в том числе: | 12 | 85,7 % |
высшая категория | 5 | 35,7 % |
первая категория | 7 | 50 % |
соответствие занимаемой должности | 1 | 7 % |
не имеют категории (работают первый год) | 1 | 7 % |
Из таблиц № 1, № 2 и № 3 видно, что все руководители и педагоги (100%) имеют высшее педагогическое образование и за последние три года прошли курсы повышения квалификации по разным направлениям своей педагогической деятельности. 85,7 % педагогов аттестованы на первую и высшую квалификационные категории.
Таблица 4
Квалификационная структура кадрового корпуса 2019-2021 гг.
Год | Квалификационная категория | |||
| Высшая | Первая | Соответствие занимаемой должности | Без категории |
2019 (%) | 16,67 | 44,44 | 0,00 | 38,89 |
2020 (%) | 21,43 | 42,86 | 0,00 | 35,71 |
2021 (%) | 37,50 | 50,00 | 7,00 | 7,00 |
Из таблицы № 4 и диаграммы можно установить, что в МБОУ ВСШ № 27 за последние три года ежегодно увеличивается количество педагогических кадров, аттестованных на первую и высшую квалификационные категории. Наблюдается рост педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию. Объясняется это тем, что педагоги, имеющие первую квалификационную категорию, стремятся повысить свою квалификацию. Количество педагогов, не имеющих квалификационную категорию за последние три года значительно сократилось. Педагоги, не имеющие квалификационной категории, работают в школе менее двух лет.
Таблица 5
Квалификационная структура кадрового корпуса в 2021 году
Показатель | Квалификационная категория | |||
| Высшая | Первая | Соответствие занимаемой должности | Без категории |
В ОО на начало года, % | 28,50 | 51,14 | 0,00 | 14,30 |
В ОО на конец года, % | 37,50 | 50,00 | 7,00 | 7,00 |
В НСО на начало года, % | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Из таблицы № 5 и диаграммы видно, что на конец 2021 года увеличивается процент педагогов с высшей квалификационной категорией и снижается процент педагогов, не имеющих категории. Данное обстоятельство объясняется тем, что один педагог, имеющий в начале 2021 года первую квалификационную категорию, аттестован в конце 2021 года на высшую квалификационную категорию. Один педагог, не имеющий квалификационной категории, аттестован на соответствие занимаемой должности, так как работает в школе уже более двух лет.
Таблица 6
Возрастной состав кадрового корпуса, %
Годы | до 30 лет | Старше 55 лет |
2019 | 5,55 | 27,77 |
2020 | 7,14 | 7,14 |
2021 | 0,00 | 25,00 |
Из таблицы № 6 и диаграммы можно установить, что в МБОУ ВСШ № 27 за последние три года работают педагоги в возрасте от 30 до 55 лет, имеющие значительный стаж педагогической работы (от 15 до 28 лет).
Педагоги регулярно проходят курсовую подготовку, участвуют в семинарах, вебинарах, научно-практических конференциях, конкурсах и прочих мероприятиях, направленных на повышение их профессиональной компетентности, публикуют свои методические разработки на сайтах сетевых педагогических сообществ, имеют публикации в научно-практических журналах, участвуют в методической и инновационной деятельности школы, направленной на реализацию программы развития школы «Новые горизонты», ежегодно участвуют в конкурсах профессионального мастерства. Результативность участия педагогов в очных, очно-заочных, заочных конкурсах профессионального мастерства (районного, муниципального, регионального и всероссийского уровней) отражены в таблицах № 7 и № 8.
Таблица 7
Количество участий педагогов в конкурсах разного уровня
Годы | Количество человек | Уровень конкурса | ||||
районный | городской | региональный | всероссийский | международный | ||
2019 | 12 | 2 | 3 | 1 | 1 | 5 |
2020 | 1 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 |
2021 | 15 | 0 | 0 | 0 | 15 | 0 |
В 2020 году наблюдается тенденция к резкому снижению количества педагогов в участии в конкурсах профессионального мастерства (всего 1 педагог дважды участвует в конкурсе всероссийского уровня). В 2021 году резко увеличивается количество педагогов, участвующих в конкурсах Всероссийского уровня.
Таблица 8
Количество дипломов лауреатов и победителей в конкурсах разного уровня
| | Уровень конкурса | ||||
годы | количество человек, участвующих в конкурсах | районный | городской | региональный | всероссийский | международный |
2019 | 12 | 1 | | 1 | | 1 |
2020 | 1 | | | | 1 | |
2021 | 15 | | | | 15 | |
В 2021 году 13 педагогов получают дипломы 1 степени за участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок «Современные образовательные программы». 1 педагог – диплом победителя за участие во Всероссийском конкурсе «Альманах логопеда» и 1 педагог – диплом победителя за участие во Всероссийском конкурсе «ИКТ-компетенции современного педагога».
Нами созданы условия для развития профессионального потенциала каждого педагога в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Особое внимание уделяем поиску и внедрению активных форм и методов методического обучения педагогов. Наряду с созданием условий для прохождения педагогами курсов по разным направлениям педагогической деятельности, организации участия в семинарах и веб-семинаров, конкурсов педагогического мастерства внедряем элементы технологии личностно-ориентированного подхода в системе методического обучения педагогов внутри школы. В обучении педагогов внутри школы используем широкий набор методов, приемов и средств методической работы. Традиционные методы сочетаем с частично-поисковыми и творческими. Особое внимание уделяем организации проблемных педагогических советов и семинаров, семинаров-практикумов, мастер-классов, «школы педагогического мастерства». Использование таких форм организации обучения педагогов не только мотивируют педагогов к развитию своих профессиональных компетенций, но и способствуют развитию их мыслительного и творческого потенциала. Фронтальные формы работы на тематических педагогических советах, семинарах, мастер-классах вытесняются вариативными, активными – диалогичными, игровыми, групповыми и командными формами работы. В школе, в настоящее время осуществляется разработка модели уровневой дифференциации профессионального развития педагога.
Следует отметить, что за последние три года (с 2019 по 2021) наблюдается позитивная динамика аттестации педагогов на первую и высшую квалификационные категории. К концу каждого года увеличивается общее количество педагогов, имеющих квалификационные категории. Это обусловлено моей работой, как методиста. Планомерная подготовка педагогов к аттестации, индивидуальные консультации, методическое сопровождение и помощь в подготовке к аттестации безусловно дает положительные результаты.