Статья «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством театральной деятельности»
Юлия Сергеевна Коломиец
режиссер, педагог дополнительного образования
ОЧУ «Газпром школа» г. Москва,
руководитель Театра студии речи «Премьера».
Развитие
коммуникативных умений младших школьников
посредством театральной деятельности
Знакомясь с первоклассниками в начале учебного года, отмечаешь сложность адаптации многих в новом коллективе. Впервые переступив порог школы, ребенок попадает в незнакомую обстановку, где, в отличие от семьи, внимание окружающих не сосредоточено только на нем. У детей возникает скованность и дискомфорт в общении. Задача педагога помогать адаптации каждого ребенка и развивать коммуникативные умения, необходимые человеку на протяжении всей жизни.
Факторы, влияющие на сложности в общении, как объективные, так и субъективные. Это и возрастной эгоцентризм, и нерешительность, стеснительность ребенка, и речевые проблемы. У самых активных сверстников можно отметить легкую адаптацию, но часто наблюдаются сложности с концентрацией внимания, что не позволяет им учитывать мнение других членов коллектива и осваивать правила коммуникации. Поэтому развитие коммуникативных умений младших школьников является необходимым.
Театральная деятельность, которой мы занимаемся в Студии, помимо ее творческого и эстетического содержания, является эффективным способом развития коммуникативных умений.
Чтобы более точечно подходить к этому процессу, определим, что собой представляют коммуникативные умения.
УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – одно из самых важных.
Сосредоточиться на том, что говорит другой, слушать и слышать младшим школьникам непросто. Это умение необходимо развивать.
Характерный пример – с первым классом мы выбрали для постановки сказку Маршака «Теремок». Текст предстояло выучить объемный. Но первоклассники в начале учебного года еще не умеют читать, поэтому работать со сценарием будущего спектакля «с листа» им не по силам. Для решения этой проблемы я обратилась к формату аудио сказок. Много сказок в аудио формате доступно в интернете. А если их нет, педагог может создать аудиозапись самостоятельно.
Так сделали мы совместно с профессиональным актером театра и кино, Павлом Морозовым, записав сказку «Теремок». Ребята с удовольствием слушали ее дома перед сном и в школе на репетициях, благодаря чему развивали умение воспринимать информацию на слух и выучили объемный текст.
УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ
На занятиях в Студии мы много говорим, пересказываем сказки, обсуждаем все этапы подготовки спектакля: от выбора произведения для постановки, до разбора характеров персонажей и размышлений о конфликте, без которого нет драматургии. Но первоклассники еще не умеют писать и поэтому составлять план своего рассказа, структурировать его и выделять главное, не могут. Как же развивать логику речи и работать над аргументацией? На помощь приходит рисунок. Рассказ учеников 1-го класса о своих персонажах в спектакле до и после подготовки рисунков – качественно разные рассказы.
Любое действие легче осуществляется и понимается ребенком, если вначале ему придается внешняя форма. В рисунке ребенок выделяет все самое существенное и важное, в нем отражается понимание связей и отношений между явлениями действительности и предметами. Так, наряду с наглядно-образным мышлением начинает развиваться сволесно-логическое.
Если логике речи младшего школьника помогает рисунок и пересказ, то для УМЕНИЯ ЧЕТКО И УВЕРЕНО ГОВОРИТЬ нужна техника речи. Она включает в себя: упражнения на диафрагмально-реберное дыхание, артикуляционную гимнастику, комплекс орфоэпических упражнений и скороговорок, работу с голосом. На наших занятиях этому уделяется достаточно много времени. Непринужденная игровая форма таких занятий, делает их любимыми. Одну из следующих публикаций я посвящу этой объемной теме и поделюсь самыми интересными и эффективными упражнениями.
Для развития УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ театральная деятельность максимально эффективна. В спектаклях Театра студии речи участвуют классы в полном составе и для каждого ученика есть своя роль. Для этого я модернизирую выбранную пьесу, расширяя состав действующих лиц. Так, в сказке Маршака «Теремок» я ввела несколько сказочников. А в сказке Люцины Легут «Музыкальный магазинчик» оживила музыкальные инструменты. Дети с большим интересом вживались в роли скрипки, флейты и барабана, читали о них стихи и создавали оркестр.
На сцене юные актеры стремятся к идеалу партнерского сотрудничества «по Станиславскому», когда на протяжении всего спектакля устанавливается внутренняя связь и особая чуткость друг к другу. После спектакля юным актерам вручаю именные дипломы. Ребята чувствуют свою значимость и индивидуальность. На театральной афише к спектаклю они видят свои имена, имена тех специалистов, педагогов и одноклассников, которые участвовали в его подготовке, и осознают важность командной работы.
Хорошим способом подведения итогов учебного года и рефлексии после спектакля является Игра «ИНТЕРВЬЮ». Участвовать в интервью ребятам очень нравится. Они снова перевоплощаются, но уже в журналистов и актеров, и демонстрируют свое умение:
выслушать друг друга;
используют в речи накопленный лексический запас театральной терминологии;
формулируют вопросы и дают на них развернутые ответы;
говорят комплименты друг другу и делятся своими переживаниями;
вносят предложения по будущему репертуару и распределению ролей.
Базовые вопросы интервью:
Какие эмоции вызвало у Вас участие в постановке?
Что для Вас было самым сложным при подготовке спектакля и во время премьеры?
Роль какого персонажа Вы хотели бы исполнить на театральной сцене в следующем году?
Выступления на сцене формируют у детей уверенность в себе. Они свободнее общаются и становятся более организованными. Педагоги и родители отмечают, что дети раскрываются, проявляют активность в школьной жизни. А по наблюдению школьного психолога учащиеся становятся более сплоченными и начинают прислушиваться друг к другу.
Проживая на сцене различные ситуации, ученик получает опыт социальных навыков поведения, что способствует развитию коммуникационных умений. Кроме того, театральная деятельность имеет воспитательное значение. Во-первых, потому что ТЕАТР – искусство коллективное. Здесь каждый осознает важность взаимодействия с другими. А во-вторых, в основе любой драматургии лежит конфликт, размышляя над причинами которого ребенок учится выявлять его источники и задумывается над способами урегулирования.
Ключевая роль принадлежит ИГРЕ. Игровая форма в работе с младшими школьниками универсальна. Участие в игровой ситуации на сцене помогает детям в реальной жизни распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Наличие этих умений называют эмоциональным интеллектом, без которого невозможна успешность человека в социуме.
Х Х Х
Меняются эпохи, но театр по-прежнему считают важным инструментом воспитания подрастающего поколения, а также отличным способом исследовать человеческие взаимоотношения и познавать мир не только умом, но и сердцем. И прав Вольтер, сказавший: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».