Статья «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством театральной деятельности»

0
0
Материал опубликован 12 November

Юлия Сергеевна Коломиец

режиссер, педагог дополнительного образования

ОЧУ «Газпром школа» г. Москва,

руководитель Театра студии речи «Премьера».

 

Развитие

коммуникативных умений младших школьников

посредством театральной деятельности

 

Знакомясь с первоклассниками в начале учебного года, отмечаешь сложность адаптации многих в новом коллективе. Впервые переступив порог школы, ребенок попадает в незнакомую обстановку, где, в отличие от семьи, внимание окружающих не сосредоточено только на нем. У детей возникает скованность и дискомфорт в общении. Задача педагога помогать адаптации каждого ребенка и развивать коммуникативные умения, необходимые человеку на протяжении всей жизни.

Факторы, влияющие на сложности в общении, как объективные, так и субъективные. Это и возрастной эгоцентризм, и нерешительность, стеснительность ребенка, и речевые проблемы. У самых активных сверстников можно отметить легкую адаптацию, но часто наблюдаются сложности с концентрацией внимания, что не позволяет им учитывать мнение других членов коллектива и осваивать правила коммуникации. Поэтому развитие коммуникативных умений младших школьников является необходимым.

Театральная деятельность, которой мы занимаемся в Студии, помимо ее творческого и эстетического содержания, является эффективным способом развития коммуникативных умений.

Чтобы более точечно подходить к этому процессу, определим, что собой представляют коммуникативные умения.

УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – одно из самых важных.

Сосредоточиться на том, что говорит другой, слушать и слышать младшим школьникам непросто. Это умение необходимо развивать.

Характерный пример – с первым классом мы выбрали для постановки сказку Маршака «Теремок». Текст предстояло выучить объемный. Но первоклассники в начале учебного года еще не умеют читать, поэтому работать со сценарием будущего спектакля «с листа» им не по силам. Для решения этой проблемы я обратилась к формату аудио сказок. Много сказок в аудио формате доступно в интернете. А если их нет, педагог может создать аудиозапись самостоятельно.

Так сделали мы совместно с профессиональным актером театра и кино, Павлом Морозовым, записав сказку «Теремок». Ребята с удовольствием слушали ее дома перед сном и в школе на репетициях, благодаря чему развивали умение воспринимать информацию на слух и выучили объемный текст.

УМЕНИЕ ОБОСНОВЫВАТЬ И ВЫРАЖАТЬ СВОИ МЫСЛИ

На занятиях в Студии мы много говорим, пересказываем сказки, обсуждаем все этапы подготовки спектакля: от выбора произведения для постановки, до разбора характеров персонажей и размышлений о конфликте, без которого нет драматургии. Но первоклассники еще не умеют писать и поэтому составлять план своего рассказа, структурировать его и выделять главное, не могут. Как же развивать логику речи и работать над аргументацией? На помощь приходит рисунок. Рассказ учеников 1-го класса о своих персонажах в спектакле до и после подготовки рисунков – качественно разные рассказы.

Любое действие легче осуществляется и понимается ребенком, если вначале ему придается внешняя форма. В рисунке ребенок выделяет все самое существенное и важное, в нем отражается понимание связей и отношений между явлениями действительности и предметами. Так, наряду с наглядно-образным мышлением начинает развиваться сволесно-логическое.

Если логике речи младшего школьника помогает рисунок и пересказ, то для УМЕНИЯ ЧЕТКО И УВЕРЕНО ГОВОРИТЬ нужна техника речи. Она включает в себя: упражнения на диафрагмально-реберное дыхание, артикуляционную гимнастику, комплекс орфоэпических упражнений и скороговорок, работу с голосом. На наших занятиях этому уделяется достаточно много времени. Непринужденная игровая форма таких занятий, делает их любимыми. Одну из следующих публикаций я посвящу этой объемной теме и поделюсь самыми интересными и эффективными упражнениями.

Для развития УМЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ театральная деятельность максимально эффективна. В спектаклях Театра студии речи участвуют классы в полном составе и для каждого ученика есть своя роль. Для этого я модернизирую выбранную пьесу, расширяя состав действующих лиц. Так, в сказке Маршака «Теремок» я ввела несколько сказочников. А в сказке Люцины Легут «Музыкальный магазинчик» оживила музыкальные инструменты. Дети с большим интересом вживались в роли скрипки, флейты и барабана, читали о них стихи и создавали оркестр.

На сцене юные актеры стремятся к идеалу партнерского сотрудничества «по Станиславскому», когда на протяжении всего спектакля устанавливается внутренняя связь и особая чуткость друг к другу. После спектакля юным актерам вручаю именные дипломы. Ребята чувствуют свою значимость и индивидуальность. На театральной афише к спектаклю они видят свои имена, имена тех специалистов, педагогов и одноклассников, которые участвовали в его подготовке, и осознают важность командной работы.

Хорошим способом подведения итогов учебного года и рефлексии после спектакля является Игра «ИНТЕРВЬЮ». Участвовать в интервью ребятам очень нравится. Они снова перевоплощаются, но уже в журналистов и актеров, и демонстрируют свое умение:

выслушать друг друга;

используют в речи накопленный лексический запас театральной терминологии;

формулируют вопросы и дают на них развернутые ответы;

говорят комплименты друг другу и делятся своими переживаниями;

вносят предложения по будущему репертуару и распределению ролей.

Базовые вопросы интервью:

Какие эмоции вызвало у Вас участие в постановке?

Что для Вас было самым сложным при подготовке спектакля и во время премьеры?

Роль какого персонажа Вы хотели бы исполнить на театральной сцене в следующем году?

Выступления на сцене формируют у детей уверенность в себе. Они свободнее общаются и становятся более организованными. Педагоги и родители отмечают, что дети раскрываются, проявляют активность в школьной жизни. А по наблюдению школьного психолога учащиеся становятся более сплоченными и начинают прислушиваться друг к другу.

Проживая на сцене различные ситуации, ученик получает опыт социальных навыков поведения, что способствует развитию коммуникационных умений. Кроме того, театральная деятельность имеет воспитательное значение. Во-первых, потому что ТЕАТР – искусство коллективное. Здесь каждый осознает важность взаимодействия с другими. А во-вторых, в основе любой драматургии лежит конфликт, размышляя над причинами которого ребенок учится выявлять его источники и задумывается над способами урегулирования.

Ключевая роль принадлежит ИГРЕ. Игровая форма в работе с младшими школьниками универсальна. Участие в игровой ситуации на сцене помогает детям в реальной жизни распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Наличие этих умений называют эмоциональным интеллектом, без которого невозможна успешность человека в социуме.

Х Х Х

Меняются эпохи, но театр по-прежнему считают важным инструментом воспитания подрастающего поколения, а также отличным способом исследовать человеческие взаимоотношения и познавать мир не только умом, но и сердцем. И прав Вольтер, сказавший: «Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге».

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации