Статья «Развитие креативных способностей младших школьников на занятиях школьной театральной студии»
Развитие креативных способностей младших школьников на занятиях школьной театральной студии
(Из практического опыта руководителя школьного театрального коллектива)
Театр - не цель, а средство познания жизни и себя.
(Андрей Миронов)
Воспитание творческой личности с высокоразвитыми креативными способностями – это цель любого педагога, особенно педагога дополнительного образования, согласно ФГОС, утверждённому для начального общего образования Министерством образования и науки Российской Федерации.
Творческие способности, умение быстро принимать решения, находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций в будущем помогут учащимся в преодолении жизненных трудностей и решении самых разных жизненных задач.
Креативность является необходимым человеческим качеством, которое помогает личности преобразовывать действительность и достигать самореализации. В младшем школьном возрасте дети достигают пика развития креативности, в это время творческие наклонности наиболее ярко проявляются в ролевых играх и рисовании, получая конкретное воплощение в художественных замыслах. Задача педагога – не дать угаснуть креативным способностям детей, развить их, направить в созидательное русло.
Осуществляя руководство школьной театральной студией, я на протяжении нескольких лет разрабатывала свои способы решения задачи по воспитанию креативных способностей школьников. Посещение театральной студии – это один из самых результативных путей по повышению творческой активности ребёнка, развитию его фантазии, коммуникативных качеств, его креативности.
Театральная студия может подключить ребёнка ко множеству различных видов деятельности – пластика, ритмика, пантомима, актёрское мастерство, вокальные упражнения, декламация, импровизация, рисование и т.д.
С чего начать?
Рассмотрим работу на занятии театральной студии на примере подготовки постановки «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Для того, чтобы занятия в театральной студии стали для учащихся частью их повседневной жизни, нужно с первых же минут создать мощную мотивацию, заинтересовать детей. Как это ни парадоксально звучит, мотивировать на посещение театральной студии проще учащихся начальных классов. Для детей 7-11 лет одной из основных форм деятельности является игра. Ролевые игры ещё занимают значительное время в их жизни. Также дети этого возраста пока не имеют подростковой застенчивости и активно демонстрируют свои достижения.
Однако в работе с младшими школьниками есть и свои сложности. Прежде всего, это особенность детей 7-11 лет делать всё по примеру, по шаблону, недостаточная самостоятельность в творческих проявлениях у большинства детей этого возраста. У ребёнка 1-2 класса иногда сложно создать крепкую мотивацию на посещение занятий в театральной студии, если в этом не заинтересованы родители этого учащегося.
Мотивационным фактором на первом занятии могут стать видеозаписи спектаклей студии прошлых лет, выразительное чтение педагогом литературного произведения, по которому планируется постановка спектакля, представление кукол – участников спектакля, если планируется кукольная постановка. Привлекающим моментом могут быть особые ритуалы в начале каждого занятия, например, исполнение специальной песни, которая считается гимном театральной студии, или хоровое чтение специального стихотворения.
После ритуала педагог задаёт основной вопрос занятия, который зависит от темы. Например, если планируется подготовка спектакля по сказке Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», основным вопросом первого занятия может стать: «Кто такая старуха? Какая она? Почему она стала такой?» Для основного вопроса лучше всегда брать образ более сложный, неоднозначный. Педагог сообщает учащимся, что ответ на этот вопрос все вместе получат в конце занятия.
Игры-разминки
Разминка нужна для того, чтоб активизировать дыхательный, двигательный и голосовой аппарат учащихся. При работе с младшими школьниками разминка обязательно должна проходить в игровой форме. В играх-разминках необходимо задействовать фантазию и импровизацию со стороны учащихся. Такие игры должны также развивать логику и интеллект детей.
Например:
Голосовая разминка. Детям предлагается вспомнить и по очереди продемонстрировать звуки, которые издают различные птицы и животные, а педагог пытается добавить в этот ряд «ошибки». (Петух кричит «га-га-га»? Нет! А как кричит петух?)
Двигательная разминка, во время которой детям предлагается показать движения различных животных или изобразить движениями природное явление (ветер, рост травы и т. д.)
Плохой-хороший. Поделившись на две команды, учащиеся по очереди называют положительные и отрицательные признаки какого-нибудь явления.
От этой игры педагог плавно переходит к основной части занятия, которая должна дать ответ на основной вопрос – плохая или хорошая старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» и почему она стала такой?
Чтобы ответить на эти вопросы, педагог должен предложить детям найти подсказки, которые могут соединить участников будущей постановки со старухой из сказки.
Разминка в материале
Чтобы добиться максимального понимания образа, дети должны представить условия, в которых живёт персонаж. Педагог задаёт детям вопросы: Где живёт старуха? ( В ветхой землянке на берегу моря) Как она может быть одета (В старые лохмотья) Если бы мы оказались рядом со старухой, тепло бы нам было или холодно? Давайте представим, что мы на берегу. Жаркий летний день. Светит солнце. Что мы будем делать? Делаем веер и обмахиваемся, создаём ветер. А зимой? А ночью? Холодно? Надо погреться, попрыгать, постучать нога об ногу, потереть ладони – упражнение на движение.
Как старуха готовит еду? (Она разжигает очаг) – упражнение на дыхание.
Давайте подуем на огонь, чтобы он хорошо разгорелся, поможем старухе разжечь очаг. Можно ли дуть сильно, рывками? Нет, нельзя. Нужно дуть равномерно и долго.
Как свистит вокруг ветер! Давайте покажем свист ветра – Сссссс. Дети тянут звук «с» как можно дольше и качаются, как от ветра – упражнение на дыхание и движение.
А как шумят волны! Давайте покажем волны. Дети тянут звук «ш» и показывают руками волны.
Коллективная работа над сценарием
Для развития креативных способностей учащихся чрезвычайно полезно, когда педагог не приносит им полностью готовый сценарий, а подключает детей к его созданию. Продолжим знакомиться с занятием по сказке А. С. Пушкина.
Вот мы перенеслись на берег моря и познакомились с условиями, в которых живёт старуха из сказки. Как можно назвать спектакль, в котором мы увидим старуху? Пусть каждый придумает своё название.
Учащиеся предлагают свои названия, а педагог записывает их. Затем все присутствующие голосуют за каждое название и выбирают то, которое получает наибольшее количество голосов.
Помощь в выборе названия может оказать дополнительный вопрос: какая мысль в спектакле будет основной, чему наша постановка должна научить зрителей?
Задавать вопросы для коллективного обсуждения можно не только по тексту сценария. Можно обсуждать и вопросы, которые в текст сценария не входят. Например, каким образом мы попадём на берег моря, где живут старик со старухой? Дети могут высказывать самые разные варианты, в том числе и самые фантастические (полетели на ковре-самолёте, перенеслись с помощью волшебной палочки и т. д.) Главной целью такого обсуждения является творческий процесс, развитие фантазии детей, ощущение причастности к общему делу у каждого ребёнка.
Импровизация
Необходимым условием для проведения успешного занятия театральной студии я считаю смену видов деятельности учащихся. Это позволяет психологически разгрузить детей, не потерять их интереса и внимания.
Для импровизации можно предложить детям, разбившись на пары, методом пантомимы показать, как старуха ругает старика за то, что он поймал мало рыбы.
Творческие ответы на вопросы
Ответы на вопросы по сценарию можно разделить на три группы.
Вопрос «кто» или «что».
Например: Кто заставляет старика обращаться к Золотой рыбке, кто помогает старику, кто не ловит рыбу, но ест её и т.д.
Вторая группа вопросов относится к действиям.
Например: что делает ветер, что делает рыбак, что делает рыба и т.д.
Вопросы, которые предполагают в ответе указать признак.
Например: Золотая рыбка какая? А старик? А море? И т. д.
Ответы на последнюю группу вопросов можно усложнить, выдвинув обязательное требование отвечать в виде сравнения.
Например: Золотая рыбка волшебная, как фея, старик покорный, как раб, море бескрайнее, как небо и т. д,
Работа над образами
Переходя от последнего блока творческих вопросов к непосредственно работе над образами, педагог записывает все характеристики персонажа, данные детьми. Затем путём общего обсуждения выбираются наиболее верные, точные, интересные характеристики персонажа, в данном случае старухи – её одежды, движений, выражения лица, характера, поступков, отношения к людям и т. д.
Это задание формирует у детей привычку к системному мышлению, которая необходима как в учёбе, так и в жизни в целом. Любой персонаж или предмет может быть представлен, как целостная система. Системный подход помогает вжиться в роль, раскрыть её и максимально достоверно представить на сцене перед зрителями.
Записать все качества обсуждаемого персонажа, руководствуясь тремя вопросами, учащийся может и дома. Педагог может дать детям такое домашнее задание. Такое описание может носить и ассоциативный характер, учащийся записывает ассоциации, которые вызывает в нём данный персонаж. Такая работа детей помогает педагогу в распределении ролей, когда на конкретную роль назначается ученик, который наиболее точно записал все качества персонажа. Чтение описаний всегда должно проходить в коллективе. В этом случае, как правило, не возникает споров среди детей по поводу назначений на конкретные роли.
Заключительный этап занятия
В конце занятия дети устают и нуждаются в психо-эмоциональной и двигательной разрядке. Подходящими видами деятельности на этом этапе могут быть свободные мимические упражнения на тему сценария, рисование на доске или на бумаге своих впечатлений о занятии, «слушанье» с закрытыми глазами моря, ветра, рефлексия в удобных для учащихся формах на тему, что было интересного на этом занятии.
В самом конце занятия педагог спрашивает у детей, получили ли они ответ на основной вопрос занятия: кто такая старуха из сказки, какая она и почему она такой стала. Обычно ответы на этот вопрос бывают развёрнутыми и интересными.
Также надо оговорить следующий вопрос: если занятие театральной школы бывает сдвоенным, то в его середине, после Импровизации, требуется перерыв длительностью примерно 15 минут. Младшие школьники ещё не могут концентрировать внимание долгое время. Если же предполагается занятие на протяжении только одного академического часа, то данную программу занятия необходимо сократить, оставив те блоки, которые педагог считает наиболее важными для данного состава учащихся.
Театральная деятельность младших школьников – идеальная форма развития их креативных способностей. Уже после двух-трёх месяцев посещения занятий театральной студии у детей повышается внимательность, уходят комплексы, повышается активность, улучшается успеваемость по всем предметам. Но даже для детей, которые не посещают занятия театрального коллектива, могут быть доступны некоторые формы творческой театральной деятельности – выразительное чтение, рисование иллюстраций к конкретным событиям или текстам, драматизация. Педагог может включать эти формы в уроки по русскому языку и литературе, природоведению, ОБЖ.