Развитие памяти у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях по автоматизации звука «ш» в словах
Кудрявцева Елена Геннадьевна,
учитель – логопед МБОУ СОШ № 93
Барабинского района Новосибирской области
«Развитие памяти у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях по автоматизации звука «ш» в словах».
Нарушение высших психических функций, в частности памяти, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлены недостаточным формированием процессов запоминания, сохранения и воспроизведения учебной информации. А нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.) То есть развитие речи и развитие высших психических функций взаимосвязаны.
Поэтому на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по автоматизации звука в словах применяю упражнения для развития различных видов памяти у детей с ОВЗ.
Так как основная цель логопедических занятий по коррекции звуковой стороны речи является, например, автоматизация звука «ш» в словах, то речевой материал и картинный подбирается в соответствии с закреплением данного звука. И одновременно развиваю память у обучающихся с ОВЗ, включая в занятия занимательные упражнения.
Упражнение 1
В данном упражнении развиваем комбинированную память у детей с ОВЗ.
Предлагаю детям карточку со схематичными (контурными) фигурами, в названии которых есть звук «ш». Прошу ребёнка или детей назвать фигуры, начиная с левой фигуры. При этом следим, чтобы дети правильно произносили звук. Затем дети обводят фигуры пальцем или карандашом, и назвать их ещё раз.
Начинать можно с трёх фигур, а затем последовательно увеличивать количество фигур и усложнять рисунок.
Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка с ОВЗ.
Например: шарик с волнистой линией, шарик с полосками ….
Затем закрываю карточку листом бумаги или убираю её. Раздаю детям карточки с пустыми клетками или расчерчиваю в тетрадях. Ребёнок должен повторить туже последовательность фигур. Затем проверяем.
На следующей карточке две разных фигуры.
Например: шарик, шишка, шарик, шишка …..
Затем на карточке три разных фигуры. Их количество можно увеличить до 6-7.
Например: шарик, шишка, груша, шарик …..
Упражнение 2
Развитие непроизвольной ассоциативной зрительной памяти.
В данном упражнении пары картинок связаны обобщающим понятием, или каким - то общим признаком.
Предлагаю детям назвать предметы на картинках парами, чётко произнося звук «ш». Запомнить их. Закрываю картинки с одной стороны листом бумаги. Теперь прошу детей назвать закрытые предметы на картинках.
Сначала можно предложить две пары картинок, затем три пары и увеличивать постепенно.
Например, кошка и мышка; шуба и рубашка; шахматная доска и шахматная фигура.
Закрываю картинки слева и прошу детей назвать закрытые картинки.
Затем количество картинок увеличиваем.
Закрываю картинки справа. Дети по памяти называют их.
Если в данном упражнении выполнение заданий вызывают у детей с ОВЗ затруднения, то сначала мы проговариваем с ними общие признаки в парах картинок, их взаимосвязь, называем что их объединяет. И только после этого предъявляем упражнение.
Упражнение 3
Развитие непроизвольной ассоциативной зрительной памяти.
Детям предъявляю картинки и прошу назвать парами. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает сначала одну, а потом несколько картинок. И предлагаю вспомнить и назвать картинки, которых нет.
Например, лошадь и кошка; ромашка и ландыш.
По памяти дети называют, каких картинок нет.
При затруднении выполнения задания, вместе с детьми рассуждаем и объясняем взаимосвязь между предметами в парах картинок.
В дальнейшем, усложняем упражнение, добавляя большее количество картинок.
Например, лошадь и кошка; ромашка и ландыш; лошадка и мишка.
Количество картинок, которые убираю, тоже увеличиваю.
Дети по памяти называют предметы на картинках, которые убрали.
Таким образом, систематически включая в логопедические занятия по автоматизации звука «ш» занимательные упражнения на развитие различных видов памяти, мы одновременно развиваем у обучающихся с ОВЗ речь, мышление, внимание.