12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Геннадьевна Кудрявцева513
Высшее дефектологическое образование. Работаю учителем-логопедом в общеобразовательной школе. Обожаю свою работу. Люблю чувствовать удовлетворённость от положительных результатов в работе с детьми. С увлечением ищу новые технологии в работе.
Россия, Новосибирская обл., город Барабинск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
3

«Развитие памяти у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях по автоматизации звука «ш» в словах».

Кудрявцева Елена Геннадьевна,

учитель – логопед МБОУ СОШ № 93

Барабинского района Новосибирской области



«Развитие памяти у младших школьников с ОВЗ на логопедических занятиях по автоматизации звука «ш» в словах».



Нарушение высших психических функций, в частности памяти, у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлены недостаточным формированием процессов запоминания, сохранения и воспроизведения учебной информации. А нарушения речи у детей с особыми образовательными потребностями отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. (В.И. Лубовский, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко и др.) То есть развитие речи и развитие высших психических функций взаимосвязаны.

Поэтому на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях по автоматизации звука в словах применяю упражнения для развития различных видов памяти у детей с ОВЗ.

Так как основная цель логопедических занятий по коррекции звуковой стороны речи является, например, автоматизация звука «ш» в словах, то речевой материал и картинный подбирается в соответствии с закреплением данного звука. И одновременно развиваю память у обучающихся с ОВЗ, включая в занятия занимательные упражнения.

Упражнение 1

В данном упражнении развиваем комбинированную память у детей с ОВЗ.

Предлагаю детям карточку со схематичными (контурными) фигурами, в названии которых есть звук «ш». Прошу ребёнка или детей назвать фигуры, начиная с левой фигуры. При этом следим, чтобы дети правильно произносили звук. Затем дети обводят фигуры пальцем или карандашом, и назвать их ещё раз.

Начинать можно с трёх фигур, а затем последовательно увеличивать количество фигур и усложнять рисунок.

Всё зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка с ОВЗ.

t1647357872aa.jpg

Например: шарик с волнистой линией, шарик с полосками ….

Затем закрываю карточку листом бумаги или убираю её. Раздаю детям карточки с пустыми клетками или расчерчиваю в тетрадях. Ребёнок должен повторить туже последовательность фигур. Затем проверяем.

На следующей карточке две разных фигуры.

t1647357872ab.jpg

Например: шарик, шишка, шарик, шишка …..

Затем на карточке три разных фигуры. Их количество можно увеличить до 6-7.

t1647357872ac.jpg

Например: шарик, шишка, груша, шарик …..

Упражнение 2

Развитие непроизвольной ассоциативной зрительной памяти.

В данном упражнении пары картинок связаны обобщающим понятием, или каким - то общим признаком.

Предлагаю детям назвать предметы на картинках парами, чётко произнося звук «ш». Запомнить их. Закрываю картинки с одной стороны листом бумаги. Теперь прошу детей назвать закрытые предметы на картинках.

Сначала можно предложить две пары картинок, затем три пары и увеличивать постепенно.

Например, кошка и мышка; шуба и рубашка; шахматная доска и шахматная фигура.

t1647357872ad.jpg

Закрываю картинки слева и прошу детей назвать закрытые картинки.

t1647357872ae.jpg

Затем количество картинок увеличиваем.

t1647357872af.jpg

Закрываю картинки справа. Дети по памяти называют их.

t1647357872ag.jpg

Если в данном упражнении выполнение заданий вызывают у детей с ОВЗ затруднения, то сначала мы проговариваем с ними общие признаки в парах картинок, их взаимосвязь, называем что их объединяет. И только после этого предъявляем упражнение.

Упражнение 3

Развитие непроизвольной ассоциативной зрительной памяти.

Детям предъявляю картинки и прошу назвать парами. Затем дети закрывают глаза, а логопед убирает сначала одну, а потом несколько картинок. И предлагаю вспомнить и назвать картинки, которых нет.

Например, лошадь и кошка; ромашка и ландыш.

t1647357872ah.jpg

По памяти дети называют, каких картинок нет.

При затруднении выполнения задания, вместе с детьми рассуждаем и объясняем взаимосвязь между предметами в парах картинок.

t1647357872ai.jpg

В дальнейшем, усложняем упражнение, добавляя большее количество картинок.

Например, лошадь и кошка; ромашка и ландыш; лошадка и мишка.

t1647357872aj.jpg

Количество картинок, которые убираю, тоже увеличиваю.

t1647357872ak.jpg

Дети по памяти называют предметы на картинках, которые убрали.

Таким образом, систематически включая в логопедические занятия по автоматизации звука «ш» занимательные упражнения на развитие различных видов памяти, мы одновременно развиваем у обучающихся с ОВЗ речь, мышление, внимание.



Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.