Статья «Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с РАС с применением метода глобального чтения»
Работу выполнила: Иванова Анна Евгеньевна
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ п. Сосновка
т.89003873790
ivanova@sosnovka-ugra.ru
«Развитие речи и коммуникативных навыков у детей с РАС
с применением метода глобального чтения»
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным вот задача первоначального обучения», - говорил К. Д. Ушинский. Сегодня в любой школе урок без игровых моментов, занимательных заданий - не урок. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому требуется дифференциация обучения, а если в обычном классе есть ребенок с РАС, еще нужна и разработка индивидуальных маршрутов, соответствующих их способностям и потребностям. От педагога требуется использование не только традиционных методик, технологий в обучении, а также использование новых подходов. Первейшая и сложнейшая задача учителя – это научить ученика с РАС справляться с жизненными задачами, адаптироваться в обществе самостоятельно, насколько это возможно. Необходимо установление контакта с ребенком-аутистом. Главная трудность обучения детей с РАС в том, что ребенок смотрит, но не видит, слышит, но не слушает, читает, но не пересказывает. Именно благодаря игре педагог, учитывая индивидуальные особенности, сможет сосредоточить внимание ребенка, показать и помочь ему увидеть, объяснить и обучить, сформировать и закрепить умения и навыки. Использование игр на уроке является одним из средств, содержащих в себе реальные возможности стимулирования познавательного интереса ребенка.
Коррекционно-развивающая работа с аутичными детьми достаточно сложная. Поэтому необходима комплексная работа специалистов: логопеда и психолога, дефектолога и педагога. В связи с этим вопрос об организации обучения и социализации детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной школе в настоящее время стоит особенно остро, так как достаточно много детей уже обучается и будет обучаться в режиме инклюзии. Чаще всего рекомендации по обучению детей с РАС направлены на то, чтобы уменьшить или снизить расстройства поведения. Эмоционально-волевое развитие происходит медленнее, чем у нормально развивающихся детей. Работа учителя – логопеда как раз заключается в сопровождении и создании благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми. Логопед проигрывает на занятиях создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявлять свои способности, помогает обогатить и совершенствовать речь. Игры на развитие внимания, зрительного восприятия и слуховой памяти, подбор картинок и предметов, выполнение инструкций помогают учащемуся подготовиться к обучению чтению.
У учащихся с РАС, у которых есть нарушения, связанные с аномальным психическим и интеллектуальным развитием, педагогом часто диагностируются затруднения в овладении навыком работы с текстом. Оказавшись в средних классах, такие учащиеся сталкиваются с проблемой непонимания текста при чтении. Ребенку трудно понять, пересказать и осмыслить большой текст. Для логопеда часто более важно сформировать у ребёнка желание общаться, чем добиться усвоения учебного материала, но поэтапная работа приводит и к учебным результатам. Используя такие способы обучения чтению, как глобальное, послоговое, аналитико-синтетическое чтение логопед помогает стать ученику более успешным в обучении. Наиболее адекватной является методика «глобального чтения»: визуализация текста, схематичность, игра. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память» [1.с.10]. Необходимо уточнить, что использовать методику глобального чтения в коррекционно-развивающей работе с детьми предлагали: педагог Мария Монтессори, врач-физиотерапевт Гленн Доман, сурдопедагог Рау Н. А. Гленн Доман разработал и подробно описал методику обучения с помощью глобального чтения для детей [2]. Использование методики глобального чтения позволяет развить сенсорную речь и мышление.
Так как дети с РАС долгое время могут читать «механически» без понимания смысла, логопед учит на занятиях складывать предложения в одну единую цепь в виде картинок. Таким образом ученик обнаруживает смысловые связи предложений в тексте. Главное, построить занятия в строгой и четкой последовательности, что является плюсом для детей с аутизмом. Методик обучения множество, но необходимо для каждого ребенка подобрать свою. Лучше каждое предложение в виде лото проиллюстрировать, так как у большинства аутичных детей зрительное восприятие преобладает над слуховым. Игра «Лото - глобальное чтение»: список слов составляется в таблицу для игры в лото, слова записываются на отдельных карточках и помещаются в банку [3]. Во время игры логопед дает ученику таблицу и фишки, затем он вытаскивает одно слово и читает его вслух. Учащийся кладет фишку на слово, если оно есть в его таблице. Если собрал фишки в ряд, игрок победил!
Сегодня, обучая ребёнка с РАС по Варианту 8.3. ФГОС НОО ОВЗ, я, как логопед использую метод обучения глобальному чтению. Во - первых, ребенок учится запоминать записанные слова целостно, а затем запоминать и предложения. Во – вторых, технология глобального чтения позволяет устранить трудности и устойчивые ошибки у детей при чтении. На первом этапе идет знакомство с предметными картинками: от 1 до 5 картинок из социально- бытового контекста. На втором этапе происходит связь слова с образом: «покажи, где», «дай», «спрячь». На третьем этапе происходит сличение изображений и сопоставление. На данном этапе можно использовать лото. На четвертом – самостоятельные номинации (жесты, слова, аморфные слова-корни). Ученику предлагаются предложения с сюжетными картинками для распознавания разных действий. Пятый этап – это создание индивидуального альбома ученика (слова и предложения в табличках прочитываются и накладываются на иллюстрацию). В альбом можно оформить расширенные фразы для чтения, двухступенчатые инструкции, небольшие тексты, доступные для понимания. Самым важным в работе с учеником является неспешность и мотивация. И если аналитико-синтетический и слоговой методы являются традиционными, то метод глобального чтения можно отнести к инновационным методикам. Так как при подобном чтении смысл имеет первичное значение, он, собственно, и является целью чтения вообще. Цель занятия не соединить как можно больше слов, а понять смысл написанного. Большинство учеников с аутизмом имеют задержку в развитии не только речевых навыков, но и испытывают трудности в восприятии общего образа ситуации, имеют аграмматизмы, фрагментарность речи и разорванность ассоциаций, избегание диалогического общения, трудности коммуникации. Обучение глобальному чтению обеспечивает им быстрый старт в чтении, повышая беглость чтения и понимание текста. Такой поддерживаемый научными доказательствами подход, как «Совмести, выбери, назови», эффективен для обучения детей с аутизмом чтению слов целиком. Различные дополнительные занятия вроде сортировки слов и предложений или лото позволяют закрепить и обобщить этот навык. Используя методику глобального чтения в обучении ребенка с РАС в начальных и средних классах, педагог создает у него целостное представление о словах и фразах, тексте в целом. Как говорит автор методики «глобальное чтение» Б. Д. Корсунская: «…нужно научить ребёнка читать так, чтобы за каждой прочитанной фразой у него возникало реальное представление». Действительно, методика дает возможность достаточно быстро научить ребенка осмысленно читать слова и предложения, затем самостоятельно составлять из знакомых слов небольшие тексты. Ученик понимает, что с помощью письменной речи можно не только называть, обозначать отдельные предметы, но и сообщать о чувствах, желаниях, действиях.
Литература
1. Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки», М.: Теревинф, 2013, 107 с.
2. Магутина, А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью / А. А. Магутина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 209-211.
3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе https://users.antiplagiat.ru/report/short/3?v=1&c=0#