12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Димитриева Наталья Петровна26
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги!


Слайд 2

задачи

Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Слайд 3

цель

Поэтому важнейшей целью современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


Слайд 4

понятие

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.


Слайд 5

Виды УУД









Таким образом, в составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить 4 блока:

- Личностный;

- Регулятивный;

- Познавательный;

- Коммуникативный.

Слайд 6

функции

Все они тесно связаны между собой. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.


Слайд 7

регулятивные



Хотелось бы подробнее остановиться на регулятивных универсальных учебных действиях, т. к. при обучении математике у учащихся развиваются такие свойства интеллекта, как:

математическая интуиция (на методы решения задач, на образы, свойства, способы доказательства, построения);

логическое мышление (понимание понятий и общепонятийных связей, владение правилами логического вывода, понимание и сохранение в памяти важных доказательств);

пространственное мышление (построение пространственных абстракций, анализ и синтез геометрических образов, пространственное воображение);

техническое мышление, способность к конструктивно-математической деятельности (понимание сущности скалярных величин, умение определять, измерять и вычислять длины, площади, объемы геометрических фигур, умение изображать геометрические фигуры и выполнять геометрические построения, моделировать и конструировать геометрические объекты);

комбинаторный стиль мышления (поиск решения проводится на основе целенаправленного перебора возможностей, круг которых ограничен определенным образом);

алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе;

владение символическим языком математики (понимание математических символов, умение записывать в символической форме решения и доказательства);

математические способности школьников (способности к абстрагированию и оперированию формальными структурами, обобщению).



Слайд 7


Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

Целеполагание– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

Прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения знаний

Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.








Для формирования регулятивных универсальных учебных действий использую проблемно-диалогические технологии, создаю обстановку творческого поиска, умственного напряжения. Ставлю детей в проблемные ситуации, организую наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий.

Для развития регулятивных УУД на уроках «Математики» и во внеурочной деятельности применяю следующие задания:


Слайд 8

1.Вход в урок:начинаю урок с "настройки". Устный счёт я провожу в виде рубрики 1.«Знаешь ли ты»

Выходим за пределы предмета, связываем последние события, примеры из окружающей действительности.

2. Игру «Полезные наблюдения»(обсуждение в группах)

Провожу в форме дискуссии.Обсуждение проходит в группах.

18,27,36,45,54,63,72,81.

- Ответьте на вопросы.

а) в чём сходство этих чисел?

б) найдите сумму из числа десятков и единиц и скажите, что вы заметили?

3.Самостоятельно сформулировать тему и цели урока с помощью ребусов, загадок, шарад. В конце урока обязательно возвращаемся к целям и выясняем результативность урока.


Слайд 9

2.Прием “Лови ошибку”

Заранее подготовить задания, содержащие ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:

явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;

скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

3.Прием «Собери план»

Обсуждение готового плана решения учебной задачи;

  Работа с деформированным планом решения учебной задачи;

Использование плана с недостающими или избыточными пунктами;

  Составление своего плана решения учебной задачи.

Учащимся предлагается поработать с деформированным планом решения учебной задачи либо с планом с недостающими или избыточными пунктами (например).

За какое время черепаха прошла 15 метров, двигаясь с одинаковой скоростью?

-Сможем ли мы ответить на вопрос задачи?

-Какой величины не хватает? (предлагается несколько вариантов)

-Выберите недостающее данное из предложенных.

(15 км/ч, 5 м/мин, 20 м/с) (запись в тетрадь. Решение на доске. Самопроверка)

Во внеурочной деятельности использую задачи – шутки, задачи в стихах. Развивая регулятивные УУД, необходимо акцентировать внимание учащихся на правдоподобность ситуации. Составление сборника числового материала взятого из жизни(газеты, детские журналы ) для составления задач.


Слайд 10


4.Блицконтрольная:учитель в течение 7-10 мин проводит письменный опрос в быстром темпе длявыявления степени усвоения учебных навыков, необходимых для дальнейшей успешной учебы. На доске заранее написаны ответыи каждый ученик самостоятельно проверяет свою работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Данный вид проверки, прежде всего, направлен на развитие внимания и умения адекватно оценивать себя самого.

5. Проектная деятельность

Проектная деятельность, используемая в системе работы кружка, основана на любознательности детей, которую следует поддерживать и направлять. Дети учатсясобирать и отбирать нужную информацию. Составлять план и последовательность действий.






Слайд 11

6.Пересечение тем

Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний  изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: Математика. «Найдите и разложите на разрядные слагаемые многозначные числа в изучаемом на уроке окружающего мира параграфе».

Сбор информации и выпуск газеты «Математика в спорте» (работа в группах)



Слайд 12

5.Приемы формирования рефлексии

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Например, -Я предлагаю вспомнить

-какое открытие мы сегодня сделали?

-для чего нам понадобились эти правила?

-как нам удалось их открыть?

прием незаконченного предложения

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

С помощью звёздочек.(открытый урок)

Подумай, как ты справился с работой. Оцени себя.

работал слаженно, помогал другим, хочу знать больше.

я старался, но получилось не все, я могу лучше.

пока испытываю трудности, буду стараться.

6.Обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсудить вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён? При этом изученный материал ещё раз просматривается. Приём при регулярном использовании значительно повышает сознательность выполнения домашнего задания и особенно хорошо работает, когда способы и виды домашнего задания разнообразны. Для проверки домашнего задания использую на уроках взаимоконтроль. Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре допущенных ошибок. Появляется элемент ответственности за партнера, развивается внимание, появляется необходимость начать обсуждение ошибок, а значит вступить в диалог.

На уроках обобщения и систематизации знаний использую лист учета ученика для формирования поурочного балла. За каждое задание выставляется определенное количество баллов, суммируются все баллы за работу на уроке и, в соответствии с критериями выставляется поурочный балл.

Методика диагностики уровня  сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)




Слайд 13

Основной целью моей педагогической деятельности считаю формирование саморазвивающейся личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.

Главное, к чему я стремлюсь в своей педагогической деятельности, чтобы знания, полученные на моих занятиях, помогли детям в повседневной и профессиональной жизни. Если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, находить любую информацию - он добьется успеха, независимо от выбранной им профессии.



Слайд 14

конец

Спасибо за внимание!


Год

Класс

Количество обучающихся

Наименование метапредметного результата

Результаты стартовой диагностики

Результаты итоговой диагностики

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

2014-2015

2 А

17

Познавательные УУД

5

11

1

4

11

2

2 А

17

Коммуникативные УУД (уровень коммуникативных склонностей)

3

11

3

2

11

4

2 А

17

Регулятивные УУД ( уровень развития саморегуляции)

4

9

4

3

10

4

2015-2016

3 А

16

Познавательные УУД

3

11

2




3 А

16

Коммуникативные УУД (уровень коммуникативных склонностей)

2

11

3




3 А

16

Регулятивные УУД ( уровень развития саморегуляции)

3

10

4




В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Но как вовлечь учащихся в процесс формирования умения учиться?  Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данного мастер класса:  познакомить  с приёмами формирования  универсальных учебных действий.

УУД можно сгруппировать в четыре основных блока:

личностные;

регулятивные;

познавательные;

коммуникативные.

 

III этап.  Основная часть

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.






















 

​​​​​​​






































Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.