РАЗВИТИЕ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИ - СЕМИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТКРЫТОК

Развитие ручной умелости у детей шести - семи лет с общим недоразвитием речи посредством изготовления открыток
Ганова Карина Сергеевна
студентка 4 курса специальности
44.02.04 Специальное дошкольное образование
Хабарова Людмила Павловна
научный руководитель, преподаватель,
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический
колледж имени И.А. Куратова», г. Сыктывкар
Аннотация: Дошкольное образование играет важную роль в общем развитии ребенка, поскольку оно создает основу для будущего обучения и успеха. На этом важном этапе дети проходят значительный когнитивный, физический и социально-эмоциональный рост.
Исследования JI.A. Венгера, В.П. Зинченко, Н.П. Сакулиной и др. убедительно доказывают, что одними из факторов для развития высших психических функций у детей является развитие мелкой (или ручной) моторики. Исследования Т.С. Комаровой, направленные на определение содержания ручной умелости применительно к дошкольникам, выявление возможности и способов ее формирования, показали, что компонентами этой умелости являются технические навыки и умения. Точность движений достигается путем упражнения и развития мелкой моторики рук, формирования зрительно-моторных координаций, поэтому ручная умелость охватывает ряд способностей, включая тонкие моторные навыки, координацию рук, глаз и ловкость. Овладевая компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу движений не только в продуктивных видах деятельности, но и в выполнении различных повседневных задач
Ключевые слова: Умелость/умелый, ручная умелость, открытка
Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и др., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп, что требует от человека хорошо развитой ручной умелости [8, с.39].
В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение понятия умелость/умелый – «обладающий умением, обнаруживающий умение, искусный» [6].
Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко определяет умение как «промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка» [4, с.503].
Следовательно, ручная умелость представляет собой обладание умением выполнять определенные действиями руками.
В.Г. Капралова под ручной умелостью понимает «развитые операционально-технические умения (захватывать, удерживать, перемещать, совмещать и т.д.), т.е. способность выполнять руками определённые движения по самообслуживанию, трудовые и бытовые действия, использовать умения и навыки по ручному труду, письму, изодеятельности и т.д.» [2, с.26].
Согласно С.О. Филипповой, ручная умелость – это готовность руки к выполнению тонких, точных движений, которая определяется нервной регуляцией, развитием мелких мышц руки, степенью окостенения запястья и фаланг пальцев [8, с.31].
Одним из эффективных методов развития ручной умелости у детей дошкольного возраста – это вовлечение их в практические занятия, которые требуют использования их рук и пальцев [3, с.785].
Особую роль в этом процессе играют разные виды детской деятельности. Одним из наиболее интересных способов развития ручной умелости детей дошкольного возраста можно считать преобразовательную деятельность – прикладное творчество. Изготовление открыток является одним из таких видов деятельности, которая позволяет создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, предоставляет возможность улучшить ручную умелость, а также стимулировать их творчество и воображение [3, с.785].
Как сложный двигательный навык ручная умелость имеет структуру. Т.С. Комарова выделила следующие компоненты ручной умелости:
1. Первый компонент ручной умелости включает способы использования орудий и материалов (кисточки, карандаши, краски и ножницы.).
2. Второй складывается на основе установления связи предмета с тем изобразительным движением, которое следует воспроизвести для передачи его формы.
3. Третий компонент формируется на основе действия восприятия, когда движения управляются зрительным контролем, представлением об особенностях той работы, который должен сделать ребенок [7, с.81].
Компоненты ручной умелости по С.О. Филипповой
1. Развитие мелкой моторики.
2. Нервная регуляция.
3. Степень окостенения запястья и фаланг пальцев [8, с.31].
В Толковом словаре русского языка под ред. Д.В. Дмитриева слово «открытка» означает «небольшой кусок плотной бумаги, как правило, прямоугольной формы, на котором вы можете написать послание или поздравление кому-либо и отослать по почте» [5, с.797].
Открытка – это важный элемент культуры поздравления, укрепляющий межличностные отношения между людьми и может быть дополнением к любому подарку или даже самим подарком [1, с.156].
Практическое исследование было проведено на базе МБДОУ «Детский сад № 98 компенсирующего вида» г. Сыктывкар с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи.
На констатирующем этапе исследования для выявления уровня развития ручной умелости была проведена педагогическая диагностика, включающая:
1. Тест «Укладывание монет в коробку» (Е.И. Карандашева).
Цель: определить скорость движений.
2. Тест на определение полноты объема движений пальцев рук (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова).
Цель: выявить полноту объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц.
3. Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова).
Цель: определить уровень сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе.
4. Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами рук (О.В. Бачина, Н.Ф. Коробова).
Цель: определить уровень умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью.
5. Тест «Динамические упражнения» (Т.В. Чередникова).
Цель: выявить особенности ручной умелости.
6. Тест «Изготовление открытки».
Цель: выявить уровень развития ручной умелости и технических умений у ребенка в процессе изготовления открытки.
7. Тест «Практические упражнения» (Н.В. Серебрякова).
Цель: выявление умения у ребенка вдевать нитки в иголку, согласованности в работе «глаз-рука».
Уровень развития ручной умелости определялся на основе показателей среднего балла по всем заданиям:
Высокий уровень – средний балл от 2,5 до 3.
Средний уровень – средний балл от 1,8 до 2,4.
Низкий уровень – средний балл от 1 до 1,7.
Характеристика уровней развития ручной умелости:
Высокий уровень – скорость и амплитуда движений пальцев рук высокая, точная, длительное время может удерживать пальцевую позу, мелкая моторика развита, хорошо переключается с выполнения одного действия на другое. В процессе изготовления открытки, ребенок согласованно работает двумя руками, при обведении трафарета линия точная ровная на всем протяжении, карандаш прижимает к внутреннему и внешнему контуру трафарета. Вырезает и обрывает изображение точно по контуру, движения плавные. Владеет умением вдевать нитки в иголку, согласованности в работе «глаз-рука».
Средний уровень – скорость и амплитуда движений пальцев рук недостаточная, неточная, переключаемость с одного движения на другой недостаточно сформирована. У ребенка имеется небольшое нарушение согласованности работы рук, при обведении трафарета линия дрожащая или с сильным нажимом, при вырезании. Постоянно перехватывает ножницы, вырезает «елочкой», срезая контур, делает крупные надрезы, работа рук слабо координирована, требуется помощь взрослого.
Низкий уровень – ребенок не может длительное время удерживать пальцевую позу, низкая скорость переключения с одного пальцевого движения на другое, мелкая моторика развита плохо, испытывает трудности при работе с предметами (действия рук нескоординированы, не самостоятельны, одновременно два действия выполнить затрудняется). При обведении трафарета карандаш не соприкасается с его контуром, наблюдаются повторные обведения и сильное смещение трафарета. Вырезает изображение поверх контура, силу рук не контролирует.
Фото 1. Открытки на темы: «Открытка солдату», «Новогодние чудеса»
Протоколы выполнения диагностических заданий
по выявлению уровня развития ручной умелости рук
у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи на констатирующем этапе исследования
Имя ребенка:
Диагностические задания | Название | Характер выполнения | Балл | | |
Определение скорости движений | Тест «Укладывание монет в коробку» | | | | |
Выявление полноты объема движений пальцев рук при разжимании кулаков по полноте амплитуды движений отводящих мышц | Тест на определение полноты объема движений пальцев рук | | | | |
Определение уровня сформированности умения ребенка управлять мышцами-сгибателями при удержании пальцев рук в заданной позе | Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев | | | | |
Определение уровня умения ребенка совершать движения пальцами рук с заданной точностью | Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами рук | | | | |
Выявление особенности ручной умелости | Тест «Динамические упражнения» | | | | |
| | | |||
Выявления уровеня развития ручной умелости и технических умений у ребенка в процессе изготовления открытки. | Тест «Практические упражнения» 1. «Складывание бумаги» 2. «Обводка трафарета» 3. «Вырезывание из бумаги». 4. «Обрывание из бумаги по контуру». 5. «Техника наклеивания» 6. «Аккуратность выполненной работы» | | | | |
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
| | | |||
Выявление умения у ребенка вдевать нитки в иголку, согласованности в работе «глаз-рука» | Тест «Практические упражнения» (Н.В. Серебрякова) «Вдевание нитки в иголку» | | | | |
Общие баллы | | | |||
Средний балл | | | |||
Вывод: | |
Список литературы (2-3 источника)
Викулова, Л. Г. История поздравительной открытки / Л. Г. Викулова, А. Е. Пятницкая // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : официальный сайт. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-pozdravitelnoy-otkrytki?ysclid=lwknenbn5329487458 (дата обращения: 22.11.2023).
Имамгулиева, Е. П. Развитие ручной умелости в изобразительной деятельности детей среднего возраста / Е. П. Имамгулиева, Н. А. Дьяконова // Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU – 2018 – C. 23-27 – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35301383. – Дата публикации: 2018 года (дата обращения: 15.04.2024).
Майборода, Н. А. Ручной труд в детском саду / Н. А. Майборода // Молодой ученый. – 2014. – № 2 (61). – С. 785-787 : электронный журнал. – URL: https://moluch.ru/archive/61/9134. – Дата публикации: 05 февраля 2014 года (дата обращения: 17.02.2024).
Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь // Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – Москва : Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
Толковый словарь русского языка : Ок. 7000 словар. ст.: Свыше 35 000 значений: Более 70000 иллюстрат. примеров / Под ред. Д. В. Дмитриева. – Москва : ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 1582 с.
Умелость : Толковый словарь Ожегова онлайн. – URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33089 (дата обращения: 15.11.2023).
Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 5-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
Филиппова, С. О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графически навыков : Методическое пособие / С. О. Филиппова. – Санкт-Петербург : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004. – 94 с.