Развитие социальной успешности одарённых детей через их вовлечение в исследовательскую деятельность по историческому краеведению
«Развитие социальной успешности одарённых детей через их вовлечение в исследовательскую деятельность по историческому краеведению»
О том, как помочь стать успешными моим ученикам, я задумывалась ещё в начале своей педагогической деятельности. К сожалению, наши ребята сегодня не всегда открыты и способны выразить собственные мысли. Не каждый сумеет принять решение, осознать свои возможности, проявить готовность работать в команде, не все мотивированы на самообразование и продолжение образования. Поэтому порой им не удается найти себя, в том числе в выбранной ими профессиональной сфере. Тогда какой же должна быть учебная и внеучебная деятельность, какие условия нужно создать, чтобы ребята, выйдя за школьный порог, смогли так выстроить свою жизненную траекторию, найти такие способы ее реализации, чтобы быть успешными в обществе? Какова моя роль, роль учителя гуманитарных предметов, в решении этих проблем? У меня же в процессе размышлений, поисков ответов на них сложилась своя система работы, основная цель которой – создание условий для положительной социализации подростков на основе раскрытия их личностного потенциала через вовлечение одарённых детей в исследовательскую деятельность по историческому краеведению.
На своих уроках истории я стараюсь вызвать у всех учеников интерес к предмету. При этом я постепенно выявляю тех, кто хотел бы серьёзно заниматься краеведением и вовлекаю их во внеурочную деятельность. В ходе такой работы выделяются обучающиеся, обладающие большим внутренним потенциалом для исследовательской деятельности, но не имеющие возможности его раскрыть в полной мере самостоятельно. В данном случае речь идёт об одарённых или талантливых детях. Их в параллели немного, но всегда есть. Важны не только выявление и поддержка талантливых детей, но и их сопровождение в течение периода становления личности.
В образовательном учреждении ребёнку должно быть комфортно. Одной из главных задач своей деятельности вижу поиск талантов у ребят, их развитие и сопровождение учащихся на пути социализации. Большое значение придаю формированию направленности личности ребёнка на то, чтобы во всем доходить до совершенства, чтобы учителю и детям доставлял удовольствие сам процесс деятельности. А это может быть только деятельность творческого характера в сотрудничестве с другими детьми и педагогом. Дети осознают свою успешность, поскольку видят положительные результаты сотрудничества.
В историко-краеведческом обществе ребята более глубоко, чем на уроке изучают основы ведения исследовательской деятельности. Я обучаю их, как вести научное исследование, как оформить свою работу, каковы правила публичного выступления. Особое значение приобретает работа с документами, в том числе – и в Государственном архиве Самарской области.
Мы сотрудничаем с Краеведческим музеем города Похвистнево. Ежегодно, на протяжении последних пяти лет мои ученики являются активными участниками городского конкурса «Юный краевед», выступая с проектами краеведческой направленности. Наши проекты всегда получают высокую оценку жюри конкурса, исследованные ребятами материалы передаются в архив Краеведческого музея.
Ребята вместе с педагогом учатся практической деятельности на основе социального партнёрства субъектов в социуме, границы которого выходят за пределы школы. Это происходит потому, что результат исследовательской деятельности педагога в сотрудничестве с одарёнными детьми являются востребованными обществом. Например, при разработке и реализации проекта по установлению мемориальной доски в память о деятельности Куйбышевской студии кинохроники в городе Самаре мы вышли на следующих социальных партнёров: дирекция школы, члены общественной организации «Самара-Содействие», Департамент культуры и молодёжной политики Администрации г.о. Самара, Военно-исторический музей Краснознамённого центрального военного округа, Государственный архив Самарской области, общественная организация «Поволжский историко-культурный фонд», СРО ВТОО «Союз художников России», СМИ: «Волжская коммуна», «Учительская газета», «Похвистневский вестник»
Моя цель при организации воспитательного процесса – это достижение различного уровня успехов учащихся. Достижения моих учеников на конкурсах, конференциях, форумах от муниципального до федерального и международного уровней сведены в интегрированный портфолио достижений членов историко-краеведческого общества «Наследие» за последние пять лет.
Темы лучших, успешных творческих работ, научно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися:
Ибряева А., 10 класс «Значение тарханной грамоты для истории поселения Старопохвистнево»;
Игнатова А., 11 класс «Там, где ступала нога императора» (о визитах Романовых в Самарский край);
Гогокина В., 10 класс «Экскурсия по дорогам истории поселения Старопохвистнево»;
Пастушенко А., 10 класс «Дворянские корни города Похвистнево»;
Гогокина В., 11 класс «Чтобы помнили» (война в судьбе семьи Панюшевых);
Данилова А., 11 класс «Школа и война»;
Маслова С. 11 класс «Навечно ушёл в небо…» (штурман экипажа Н. Гастелло А.А. Бурденюк – наш земляк);
Тергалинская Е., Гогокина Е. 10 класс «Балтийские соколы»;
Калинина Д., Татарченко Е., 11 класс «Война сквозь объектив…» (один из лучших кинолетописцев Великой Отечественной войны Н.П. Киселёв – наш земляк);
Ястребов Р., 9 класс «Газопровод Победы» (77 лет назад в Поволжье проложили первый в стране газопровод «Бугуруслан-Похвистнево-Куйбышев») и другие.
Важную роль в формировании успешности исследовательской деятельности обучающихся играет включение одарённого ученика в состав группы сверстников. Примером может служить участие ребят в исследовательской работе по изучению родного края в рамках городского конкурса «Юный краевед», работа над проектом по воссозданию событий существования госпиталя № 2977 в здании бывшей школы в военное время, или работа над проектом для участия в Областном краеведческом конкурсе-фестивале «Победы России». В команде ребёнок чувствует себя защищённым, успешнее овладевает навыками самостоятельной работы, а также коммуникативной компетентностью. Исследовательская деятельность становится инструментом, «социальным лифтом» для социальной адаптации одарённых детей, которые часто испытывают проблемы с формированием коммуникативной компетентности. Задача педагога в этом случае – координировать действия членов команды, выявлять достоинства и недостатки проведённых обучающимися самостоятельных исследований по истории родного края.
Результатом такой работы явилось третье место в Областном конкурсе социально-значимых проектов «Моя страна – моя Россия» в 2015 году, второе место школьной команды на Открытом областном историко-краеведческом конкурсе - фестивале «Победы России» в 2017 году, первое место в Областном конкурсе социальных проектов «Гражданин» в 2019 году, третье место в Межрегиональном конкурсе-фестивале «Победы России» в 2020 году. Таким образом, создаётся воспитательное пространство для формирования социально успешной личности, востребованной обществом и государством.
Результаты наших исследований выливаются в конкретные дела, в которых я участвую вместе с членами Совета Музея школы и другими школьниками. У ребят происходит формирование гражданской идентичности, так как они осознают: всё, что мы находим в ходе исследовательской работы - это страницы истории их малой Родины, места, где они живут сегодня. Это и есть исторические ориентиры самоидентификации личности в сегодняшнем мире! Ребята начинают понимать, что от них зависит и будущее нашего родного края, и всей страны. Наша совместная сложная работа помогает обучающимся осознать, что ничего не даётся просто, что надо уметь преодолевать свои слабости, недостатки, чем-то жертвовать ради общего дела.
Все достижения ребят проходят публичную презентацию, многие из их исследований востребованы обществом. Как учитель я отмечаю, что впоследствии на уроках усиливается внутренняя мотивация и растёт интерес учащихся к изучению истории и краеведения, уровень их обученности повышаются. Результатом научно-практических исследований учителя по историческому краеведению в сотрудничестве с одарёнными учащимися является социальная успешность учеников. В конечном итоге, выпускники находят своё место в жизни, у них вырабатывается навык ведения исследовательской деятельности и алгоритм самостоятельного добывания знаний.
Для отслеживания и фиксации достижений одарённых учащихся мы формируем их портфолио достижений. Работы Гогокиной Валентины, Малышева Владислава, Даниловой Алисы, Калининой Дарьи, Яковчик Кристины, внесены в банк данных Центра дополнительного образования департамента образования Самарской области. Эти мои ученики в совершенстве овладели алгоритмом ведения исследовательской деятельности по историческому краеведению, а затем смогли его применять и при изучении других предметов, по которым тоже стали успешными. Интересно заметить, что переживание одарёнными учащимися своего успеха значительно изменяет психологическое самочувствие ребят, стиль и ритм их жизни и деятельности, взаимоотношения с окружающими.
Для наших ребят, которые стали победителями и призёрами Всероссийских конкурсов, высокий уровень их успешности стал своего рода «пусковым механизмом» для их дальнейшего развития. Это проявлялось и на уроках истории, и во внеурочной деятельности. Большинство выпускников, членов Совета Музея школы, серьёзно занимавшихся исследовательской деятельностью в школе, согласно мониторингу, в дальнейшем достигают успеха в жизни. Каждый год один, а то и два выпускника становятся студентами исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. В связи с достижением социальной успешности одарёнными обучающимися повышается их престиж среди сверстников. Востребованность результатов совместных исследований педагога и учеников нашла своё отражение и в совместных публикациях. А иметь публикации в школьном возрасте или на первых курсах университета – это серьёзный социальный успех и общественное признание. И награды за победы и призовые места на конкурсах различной направленности тоже говорят о признании социальной успешности ребят – членов Совета музея школы обществом и государством.
Литература:
1. Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность.// Русская культура. — М.:
Искусство, 2000. — С. 159—173 //
http://likhachev.lfond.spb.ru/Articles/kra.htm
2. Шмидт С.О.. Краеведение – это всегда краелюбие. // Из доклада на Всероссийском семинаре
краеведов. Зарайск, 2004. //
http://his.1september.ru/2004/22/4.htm
3. Григорьев Д. В., Степанов П.В.. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор. М.Просвещение. 2011.
4. Гудкова О.Я. Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру
7olgagud33.jimdofree.com