РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КАРТЫ

0
0
Материал опубликован 17 December

Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, залог успешного освоения грамоты и чтения, один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Сохин Ф.А. подчеркивал, что связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.

Разнообразные нарушения устной речи затрудняют развитие дошкольников: их творческих способностей, инициативы, всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития и, что очень важно, позитивной социализации ребёнка, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

У детей с тяжёлыми нарушениями речи общее недоразвитие проявляется во всех компонентах речевой деятельности. У них наблюдается снижение познавательного развития, проблемы коммуникации в группе сверстников, трудности в звукопроизношении. Основными задачами педагогов речевых групп являются: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении высказываний.

Наряду с традиционными методами и приемами формирования и активизации познавательно-речевого развития, развития связной речи и коммуникативной компетенции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, используются инновационные методы.

Одним из таких методов является интеллектуальная карта, автор метода  английский психолог Тони Бьюзен. Английское название «mind -maps» переводится как «карты ума», «карты памяти» или «Мыслительные карты».  Автор предлагал использовать данный метод в разных сферах деятельности взрослых, а так же и в работе с детьми. В информационной среде дошкольного образования карты получили название «Интеллектуальные».

Интеллектуальная карта – это построение на листе бумаги определенного алгоритма понятий, которые связаны темой и распределяется по подтемам, а те, в свою очередь, наполняются своими темами.

В области коррекционной педагогики этот метод для развития связной речи у детей с ТНР предлагает использовать кандидат педагогических наук, доцент В.М. Акименко Это не только уникальный, но и простой метод запоминания информации.

Актуально его применение в образовательной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи при ознакомлении с лексической темой,   закреплении и обобщении знаний. Создание карты легкий и достаточно динамичный процесс. Он не требует предварительной подготовки от детей. В работе можно использовать  рисунки, картинки, фотографии, изображения из старых журналов и книг, а иногда достаточно карандашей и листа бумаги. Интеллектуальные карты дети могут составлять в сотрудничестве со взрослыми, с детьми своей группы, а также самостоятельно проявлять инициативу по заполнению карты.

Дети  с тяжелыми нарушениями речи особо нуждаются в дополнительных средствах, облегчающих и направляющих процесс ста­новления связной речи. Важнейшими из таких средств является нагляд­ность, при которой происходит моделирование плана высказывания. На интеллектуальной карте максимально присутствует наглядность: предметы, объекты, рисунки. Это помогает детям ясно представить событие или объект будущего рассказа, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи. Картинки, последовательно выстроенные на каждой линии, помогают детям составить план, связный рассказ.

Кроме того, у детей с проблемами речи, прежде всего, формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Работая с картой, дети отрабатывают поставленный звук, закрепляют правильную артикуляцию, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллектуальных картах.

Интеллектуальная карта стимулирует к общению, что особенно важно для детей с тяжелыми нарушениями речи. У них совершенствуются социально-коммуникативные и речевые навыки. Так, выполняя задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, отвечают на вопросы распространенными предложениями, словарь становится более  разнообразным.

Поскольку интеллектуальная карта является продуктом детской деятельности, она помогает детям выстраивать последовательность отдельных элементов в рамках одной темы, запомнить, провести логические цепочки между событиями явлениями природы или предметами и людьми. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, расположение в пространстве, сопоставление предметов, количественное определение частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов. Преимущества интеллектуальной карты в том, что через некоторое время можно к ней вернуться, вспомнить с детьми, что они знают по теме, дополнить новыми картинками, надписями.

Можно обозначить следующий порядок работы с применением интеллектуальных карт.

  1. Выделение основных ключевых понятий по теме.
  2. Называние картинок, изображенных на карте.
  3. Составление предложений по каждой ветке дерева.
  4. Воспроизведение рассказа по интеллектуальной карте.

Рассматривая интеллектуальную карту, дети учатся последовательно излагать свои мысли, составлять рассказы, отвечать на вопросы полными предложениями, вовлекаются в активное обсуждение.

Можно выделить несколько вариантов работы с интеллектуальной картой.

1.Закрепление и обобщение материала по лексической теме. Дети вместе с воспитателем составляют карту, высказывают свое мнение, закрепляют знания по данной теме.

2. Развитие связной речи. Дети составляют рассказы по карте, созданной воспитателем, учатся отвечать на вопросы распространенными предложениями, общаются со сверстниками.

3. Дети самостоятельно создают интеллектуальную карту по заданной воспитателем теме, а затем рассказывают о своей работе.

Преимущества интеллектуальной карты:

- наглядность, её можно окинуть одним взглядом;

- привлекательность для ребёнка, интеллект-карту не только интересно, но и приятно рассматривать;

- легкое запоминание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе коррекционной работы с детьми,  имеющими тяжелые нарушения речи, способствует речевому и познавательному развитию ребёнка.


Литература

  1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников/Журнал Начальная школа, вып.7/12
  2. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен.- Минск,2008.
  3. Филичева Т.Б., Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина. Коррекция нарушений речи: учебное пособие. – М.:Изд. Просвещение. 2008. 40с


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации