12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

УДК 37.032

ББК 74.200.5

Трапезникова Е.В.

Реализация межпредметных связей как необходимое условие, средство и фактор формирования интеллектуальной культуры старшеклассников

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о значении межпредметной интеграции в процессе формирования интеллектуальной культуры старшеклассников, определяются важнейшие свойства интеллектуальной культуры как интегративной категории, освещаются основные аспекты реализации межпредметных связей в школьном учебном процессе.

Annotation

The article by Trapeznikova E.V. "The Realization of Cross - Curricular Links as the Way and the Necessary Condition of Forming the Intellectual Culture of Senior Pupils" considers the problem of the role of cross-curricular links in the process of forming the intellectual culture of senior pupils, determines the most important characteristic features of the intellectual culture as the integrative category, highlights the main aspects of the realization of cross-curricular links in the school educational process.

Ключевые слова

Интеллектуальная культура старшеклассников, межпредметные связи, интеграция, понятия высокого уровня обобщенности, межцикловые связи, диалектическое мировоззрение.

Key Words

Intellectual culture of senior pupils, cross-curricular links, integration, sweeping generalization, cross-cycle links, dialectical world outlook.

На современном этапе развития общества проблемы культуры в силу онтологических факторов выдвинулись в качестве важнейших в развитии общественной жизни и приобрели значительную остроту, так как от уровня развития культуры населения зависит решение многих социально-экономических, политических и других проблем.

Проблема интеллектуальной культуры личности является довольно сложной. Это интегративная категория, являющая собой систему, составные компоненты которой недостаточно исследованы педагогической наукой. На наш взгляд, интеллектуальная культура есть социальное явление, которому присущи следующие свойства: глубокое владение основами наук; понимание характера развития реальной действительности, умение видеть в хаосе явлений действие закономерностей; существование системы мировоззрения и идеологических принципов; наличие средств поиска, распространения, фиксации новой информации и знаний; владение известными человеческой цивилизации способами коммуникативного обмена информацией и интеллектуальными ресурсами; творческий характер мышления, умение применять имеющиеся знания в новых нестандартных ситуациях. Таким образом, интеллектуальная культура предстает как целостное сложноструктурированное образование, характеризующееся согласованностью, стабильностью, свидетельствующей о психологическом единстве и целостности личности, позволяющей ей жить в гармонии с обществом.

Формирование интеллектуальной культуры личности происходит главным образом в старшем школьном возрасте. Старшеклассники переходят на более высокий уровень учебной деятельности, связанный с развитием теоретического мышления. Познавательные интересы учащихся приобретают более широкий, разносторонний, устойчивый и действенный характер. Мыслительная деятельность старших школьников характеризуется стремлением к обобщению, абстрагированию, «тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать, доказывать истинность или ложность отдельных положений, делать глубокие выводы, связывать изучаемое в систему. Все это является предпосылкой формирования способности к познанию общих законов окружающего мира, законов природы и общественного развития». [1;141]

Представляется крайне важным в основу формирования интеллектуальной культуры учащихся старших классов положить работу над понятиями высокого уровня обобщенности, позволяющими осуществлять перенос их содержания на вновь изучаемые явления. В соответствии с интеграционными движениями современной науки перед школой встает задача внедрять интеграционные процессы в учебную деятельность, добиваться от учащихся понимания методологических проблем в развитии науки и познавательной деятельности (конечно, в доступной для их возраста форме). Важно, чтобы изучаемые явления не воспринимались учеником односторонне, искаженно, ненаучно. Поэтому необходимым условием, средством и фактором (движущей силой) формирования интеллектуальной культуры является планирование и реализация в процессе обучения межпредметных связей.

Проблема осуществления межпредметных связей тесно связана с проблемой совершенствования содержания и методов обучения. Решение этих проблем требует тесного взаимодействия учителей разных предметов.

Проблеме взаимосвязей между учебными предметами уделяли внимание все великие педагоги – представители различных эпох: Я.А Коменский, Д.Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Н.К.Крупская, А.С. Макаренко. В России, кроме К.Д.Ушинского, значение межпредметных связей обосновывали В.Ф.Одоевский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптеев, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, В.Я. Стоюнин, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов.

В исследованиях П.П. Блонского, М.А. Данилова, Б.П. Есипова, И.Д. Зверева, В.М. Коротова, Э.И. Моносзова, М.Н. Скаткина межпредметные связи выступают как условие единства обучения и воспитания, как средство единства предметной системы обучения.

Генетически межпредметные связи восходят к межнаучным, а те ко всеобщей связи явлений. На основе взаимосвязей создаются обобщенные понятия, оказывающие огромное влияние на интеллектуальное развитие учащихся и формирование их интеллектуальной культуры. Анализ фундаментальных положений дидактики средней школы показывает, что в образовании школьников под интеграцией понимается, прежде всего, достижение целостности этого процесса. Через межпредметную интеграцию раскрываются в содержании и обучении такие современные направления развития науки, как теоретизация, социализация, математизация, формализация, гуманизация и другие. В последней четверти XX века в исследованиях Г.И.Беленького, И.Д.Зверева, Д.М.Кирюшкина, П.Г.Кулагина, В.Н.Максимовой, В.Н.Федоровой имеет место интенсивный процесс разработки проблемы.

В.Н.Максимова по составу научных знаний делит межпредметные связи на фактические (связи на уровне фактов), понятийные (связи на уровне понятий), теоретические (поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий, полученных учащимися на уроках по родственным предметам с целью усвоения ими теории как единого целого). [3;24]

Межпредметные связи с точки зрения временной последовательности могут быть синхронными и асинхронными. Асинхронные связи могут быть перспективными (учитывающими учебный материал будущего) и ретросперктивными (опирающимися на уже изученный материал). С помощью междпредметных связей осуществляется синтетический подход к формированию интеллектуальной культуры.

Формирование интеллектуальной культуры возможно лишь в единстве содержательной и процессуальной сторон. Важнейшими формами обучения являются межпредметные семинары, практикумы, факультативы, вечера, интегрированные уроки. В нашей экспериментальной работе учителя стремятся реализовывать межпредметные связи не только на уровне фактов и явлений, но и на уровне понятий, законов, теорий. К приемам реализации межпредметных связей мы относим: мобилизацию знаний предметного материала; краткий пересказ материала смежного предмета; задания учащимся на межпредметной основе; экскурсы в историю науки и культуры, связывающие воедино самые разнообразные сведения.

К сожалению, в практике работы межпредметной связи чаще всего реализуются лишь как бинарные и иногда как тринарные связи, т.е. связи между двумя или тремя предметами. А вот межцикловые связи (между гуманитарными и естественнонаучными предметами) ввиду их слабой разработки используются учителями в основном на эмпирическом уровне. В своей экспериментальной работе по формированию интеллектуальной культуры учащихся мы стремимся акцентировать внимание именно на межцикловых связях. Осмысление и обобщение фактов и связей между ними, превращение частнонаучных понятий в общенаучные являются закономерностью науки и закладывают фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. В качестве примера рассмотрим возможности интеграции предмета «литература» с предметами естественнонаучного и математического циклов в деле формирования интеллектуальной культуры школьников.

Цель интеграции заключается в выявлении влияния открытий в области естественных наук (биологии, физики, географии и т.д.) на изменение картины мира, концепции личности в литературе, прежде всего на формирование позитивистской, антропоцентрической картины мира. Так, при изучении литературного процесса начала XX века необходимо говорить со старшеклассниками о философии позитивизма, которая утверждает абсолютную познаваемость мира и возможность полностью контролировать мир с помощью человеческого разума. Важно говорить о том, что позитивизм возник в результате открытий в области естествознания на рубеже XIX – XX веков и деятельности таких выдающихся ученых-физиков, как Н.Бор, Л.де Бройль, Э.Шредингер, Э.Резерфорд, А.Эйнштейн. Их научные открытия (рентгеновские лучи, квантовая теория, специальная и общая теория относительности, изобретение беспроволочной связи и т.п.) перевернули представления о познаваемости мира и изменили концепцию человека в сторону антропоцентризма и психологизма, в том числе и в литературе. Усвоение этих знаний обеспечивает, на наш взгляд, развитие целостного, интегративного мышления учащихся, признающего равноправие различных взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей, и формирование их интеллектуальной культуры.

Интеграция литературы с таким предметом, как математика, способствует расширению представлений детей об окружающем мире, показывает глубокую взаимосвязь науки и искусства, учит новым методам получения и применения информации. На Древнем Востоке уже понимали связь литературы и математики – многие просвещенные люди средневековой Персии и Ирана занимались различными науками, при этом продолжая заниматься творчеством: писать стихи, прозу. Крупнейший персидский математик и астроном, поэт и философ Омар Хайям был человеком, сведущим во всех областях, особенно же в математике. Подобная судьба у известного французского математика и физика Блеза Паскаля. Поэт ХХ века Андрей Белый был известен всем, но у студентов физико-математического факультета Московского университета не менее популярны были лекции преподавателя физики Бориса Бугаева (псевдоним – Андрей Белый). Обо все этом мы говорим с учащимися.

На уроках литературы и языка мы используем сведения по истории числительных, их семантике. Знания об арифметической и геометрической прогрессиях становятся основой толкования нравственных доктрин Л. Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова. Понятие математической дроби при соответствующих пояснениях позволяет наглядно представить учащимся концепцию личности Л. Н. Толстого.

Интеграция «литература – информатика» предполагает использование компьютерных методов на уроках литературы, во внеклассной работе по предмету, в организации научно-исследовательской и творческой деятельности учащихся, при создании интегрированных курсовых проектов.

Осуществление межцикловой интеграции обеспечивает «превращение знаний личности в ее убеждения, из которых вначале складываются отдельные мировоззренческие уровни: мироощущение, мировосприятие, миропонимание, а впоследствии и целостная сущность - мировоззрение, выступающее в качестве глубинной основы познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности личности школьника». [5;3]

Важным элементом нашей экспериментальной деятельности является преподавание основ философии и осуществление постоянной интеграции философии и литературы. Содержание ее заключается в изучении философского контекста создания произведения, философской картины мира соответствующей эпохи; в выявлении связи творчества писателя с учениями философов времени; в исследовании влияния философских учений времени на формирование ведущего творческого метода в литературе. На уроках по литературе ХIХ века мы говорим о философских исканиях, характерных для всех крупных писателей, особенно для Ф.М.Достоевского. Понимание свободы как нравственной чистоты личности близко у Достоевского и Канта. Мы учим школьников видеть в литературных произведениях ХХ века философское начало, даже если оно органически вплетено в художественную ткань. Интеграция литературы и философии позволяет на качественно новом уровне организовать научно-исследовательскую деятельность старшеклассников, потому что философия - особый способ познания, исследование первопричин и начал всего сущего. Литература как искусство слова — творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие ту или иную форму действительности и воплощающие эстетическое, гносеологическое, онтологическое, моральное и другое отношение к ней человека. Литература всегда направлена на человека, на его познание - в этом непосредственная близость ее с философией.

Перенос знаний с одного предмета на другой, на наш взгляд, стимулирует учащихся на выполнение таких логических операций, как сравнение, сопоставление, обобщение, выделение главного. Однако, усиливая познавательную активность и способствуя интеллектуальному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной культуры, межпредметные связи вместе с тем усложняют содержание учебного материала, требуют дополнительных затрат времени на уроке. Поэтому усложнение межпредметных заданий и увеличение их объема надо производить постепенно. Изложим некоторые дидактические требования, разработанные в педагогической литературе и активно применяемые в нашей экспериментальной работе:

- интегрированные уроки должны иметь четко поставленные цели, задачи, для достижения и решения которых необходимо привлечение знаний из других предметов;

- на таких уроках должна быть обеспечена высокая познавательная активность;

- межпредметные связи должны органически вписываться в логику урока, они не должны носить внешний характер и быть чужеродным элементом в структуре урока;

- межпредметные уроки должны носить мировоззренческий характер, они должны способствовать всесторонности восприятия изучаемого предмета или явления действительности, формировать в сознании учащихся элементы философских знаний.

Если рассматривать необходимость межпредметных связей с точки зрения системно-структурного анализа явлений, то можно отметить следующее: развитие явлений идет через последовательную цепь отрицаний, но на ступени первого отрицания, когда явление переходит в «свое другое», развитие никогда не идет фронтально. Оно всегда идет в рамках суженой структуры за счет ведущих элементов системы, которые вырываются вперед и выводят явление в новое качественное состояние. При этом усиливается неравномерность развития. На ступени же отрицания отрицания восстанавливается равномерность развития, все элементы подтягиваются до уровня передовых. Восстанавливается не только равномерность, но и всесторонность в развитии. Неравномерность развития изучаемых явлений на ступени первого отрицания является онтологическим, объективным фактором, но она может закрепиться в сознании учеников и стать фактором гносеологическим (теоретико-познавательным), уберечь от этого могут только межпредметные связи. Они не дают «раздуть» какую-то одну черточку процесса, превратить ее в самостоятельную сущность и тем самым подменить диалектику софистикой. Диалектическое мировоззрение как важнейший компонент интеллектуальной культуры утверждает конкретное в качестве исходного и конечного пункта процесса познания. В конечном пункте процесса познания конкретное – это многостороннее знание. И мы в процессе экспериментальной работы стремимся с помощью межпредметных связей раскрыть учащимся все многообразие явлений, сторон в их единстве и многообразии.

Литература

Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / М.: Просвещение. – 1972. – 255 с.

Кулагин, П.Г. Межпредметные связи в обучении / М.: Просвещение. - 2003. – 256 с.

Максимова, В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: Кн. для учителя / В.Н.Максимова // М.: Просвещение. - 1984. – 143 с.

Скворцов, Л. В. Интеллектуальная культура и историческое знание // Мир библиографии. - 2001. - № 6. - С. 5-10.

Теремов, А.В. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов в условиях профильного обучения /Профильная школа. – 2007. - №4. – С.1-9.

Холодная, М.А. Психология интеллекта // СПб.: Питер. - 2002. – 272 с.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.