Реализация принципов Хартии Земли на уроках экологии в 10 классе (из педагогической практики)
Смирнова Алина Александровна, учитель биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103», vip.alino4ka1989@mail.ru
Реализация принципов Хартии Земли на уроках экологии в 10 классе
(из педагогической практики)
Что изучают ребята на уроке экологии? – Как необходимо обращаться с окружающей средой, какие проблемы экологии существуют, как их решать и т.д. В настоящее время актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано необходимостью воспитания экологической культуры в человеке уже с малых лет, необходимостью решения территориальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека, - необходимостью воспитания экологического сознания человека и рационального использования природных ресурсов; демонстрации важности и необходимости практического применения экологических знаний.
С развитием технологий воздействие людей на природу становилось всё более и более мощным. Сейчас нашу экологическую обстановку в мире можно назвать «кризис». Поэтому самая важная задача на сегодня - это поиск путей выхода из него. Для того, чтобы решить ее недостаточно усилий государств и их руководителей. За дело должен взяться каждый. Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным. В связи с этим экологическое образование становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Предлагаю ознакомиться с конспектом фрагмента моего урока, как происходит реализация принципов Хартии Земли на уроках экологии в 10 классе (из педагогической практики)
Урок экологии 10 класс по теме:
«Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения»
Цель: Определить понятие «загрязнение природной среды» и найти способы решения проблемы
Задачи:
Рассмотреть основные источники загрязнение природной среды.
Сформировать представление о веществах загрязняющих природную среду.
Развитие у учащихся интереса к природной среде, памяти, мышления.
Тип урока: урок-беседа
Методы обучения: рассказ, объяснение.
Средства обучения: схема.
Основные понятия: «Загрязнением окружающей среды», «Аэрозоли».
Ход урока:
1.Орг.момент урока, приветствие Формулировка темы учащимися Рассказ Совместная работа учителя и класса (беседа) Записать в тетрадь Рассказ Записать в тетрадь Рассказ Рассказ Рассказ Записать в тетрадь Рассказ Записать в тетрадь Рассказ Записать в тетрадь Рассказ Подведение итогов урока, обобщение, систематизация знаний (совместно с учащимися) Написать на доске | «Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами поговорим об очень актуальной теме, которая относится к предмету изучения науки экологии» (демонстрация слайдов свалок, котлованов, грязи и мусора на берегах водоемов, в лесах, полях) «Как вы думаете, какова наша тема урока?» Сегодняшняя наша тема это – «Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения» Формирование знаний. Под загрязнением природной среды следует понимать "изменение свойств среды (химических, механических, физических, биологических и связанных с ними информационных), происходящие в результате естественных или искусственных процессов и приводящие к ухудшению функций среды по отношению к любому биологическому или технологическому объекту". Используя различные элементы окружающей среды в своей деятельности, человек изменяет её качество. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения. Каждый год проходит научная конференция Хартии Земли, в которой многие из вас участвуют. А давайте вспомним, что же такое Хартия Земли? Это документ, содержащий фундаментальные принципы создания в ХХI веке справедливого, устойчивого и мирного глобального сообщества. Она направлена на то, чтобы пробудить в каждом человеке новое чувство взаимозависимости и всеобщей ответственности за процветание людей и всего живого сообщества. Это выражение надежды и призыв о помощи в создании глобального гражданского общества на переходном этапе нашей истории Давайте вспомним принципы Хартии Земли: ПРИНЦИПЫ УВАЖАТЬ И ЗАБОТИТЬСЯ О СООБЩЕСТВЕ ЖИВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ДЕМОКРАТИЯ, ОТКАЗ ОТ НАСИЛИЯ И МИР Какой из принципов Хартии Земли мы возьмем сегодня в качестве красной нити нашего урока? Правильно, второй принцип. Который звучит как «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ», то есть необходимо охранять и восстанавливать целостность экологических систем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам, обеспечивающим устойчивость жизни. Загрязнение окружающей среды – это поступление вредных веществ, которые могут нанести ущерб здоровью человека, неорганической природе, растительному и животному миру, а так же человеческой деятельности. Конечно, загрязнения, вызванные деятельностью людей (их называют антропогенными), надо отличать от естественных загрязнений. Обычно, говоря о загрязнении, имеют в виду именно антропогенное загрязнение и оценивают его, сравнивая мощности естественных и антропогенных источников загрязнения. Из-за больших количеств поступающих в среду отходов человеческой деятельности способность окружающей среды к самоочищению находится на пределе. Значительная часть этих отходов чужда природной среде: они либо ядовиты для микроорганизмов, разрушающих сложные органические вещества и превращающих их в простые неорганические соединения, либо вообще не разрушаются и поэтому накапливаются в различных частях окружающей среды. Даже те вещества, которые привычны для окружающей среды, поступая в нее в слишком больших количествах, могут изменять ее качества и воздействовать на экологические системы. Влияние человека на природу ощущается практически везде. Загрязнение атмосферы.
Существует два главных источника загрязнения атмосферы: естественный и антропогенный. Естественный источник - это вулканы, пыльные бури, выветривание, лесные пожары, процессы разложения растений и животных. Антропогенные, в основном делят на три основных источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов. Основные вредные примеси антропогенного происхождения: - Оксид углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами и выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн. т. Оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта. - Сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива или переработки сернистых руд (до 170 млн. т. в год). Часть соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого ангидрида составило 65 % от общемирового выброса. - Сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе с другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахара, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы. - Оксиды азота. Основными источниками выброса являются предприятия, производящие азотные удобрения, азотную кислоту и нитраты, анилиновые красители, нитро соединения, вискозный шелк, целлулоид. Количество окислов азота, поступающих в атмосферу, составляет 20 млн. т. в год. -Соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фтора содержащие вещества поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтора водорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом. - Соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлора содержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречаются как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты. Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В атмосферу поступает большое количество твердых частиц. Это пыль, копоть и сажа. Большую опасность таит загрязнение природной среды тяжелыми металлами. Свинец, кадмий, ртуть, медь, никель, цинк, хром, ванадий стали практически постоянными компонентами воздуха промышленных центров. Аэрозоли - это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнения воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых и жидких частиц между собой или с водяным паром. Загрязнение литосферы.
Почти все загрязняющие вещества, которые первоначально попали в атмосферу, в конечном итоге оказываются на поверхности суши и воды. Оседающие аэрозоли могут содержать ядовитые тяжелые металлы - свинец, кадмий, ртуть, медь, ванадий, кобальт, никель. Обычно они малоподвижны и накапливаются в почве. Но в почву попадают с дождями также кислоты. Соединяясь с ними, металлы могут переходить в растворимые соединения, доступные растениям. В растворимые формы переходят также вещества, постоянно присутствующие в почвах, что иногда приводит к гибели растений. Примером может служить весьма распространенный в почвах алюминий, растворимые соединения которого поглощаются корнями деревьев. Алюминиевая болезнь, при которой нарушается структура тканей растений, оказывается для деревьев смертельной. С другой стороны, кислые дожди вымывают необходимые для растений питательные соли, содержащие азот, фосфор и калий, что снижает плодородие почв. Повышение кислотности почв из-за кислых дождей губит полезные почвенные микроорганизмы, нарушает все микробиологические процессы в почве, делает невозможным существование ряда растений и иногда оказывается благоприятным для развития сорняков. Загрязнение гидросферы.
Биологическая потребность человека и животных в воде за год в 10 раз превышает их собственную массу. Еще более внушительны бытовые, промышленные и сельскохозяйственные нужды человека. Так, "для производства тонны мыла требуется 2 тонны воды, сахара - 9, изделий из хлопка - 200, стали 250, азотных удобрений или синтетического волокна - 600, зерна - около 1000, бумаги - 1000, синтетического каучука - 2500 тонн воды". Использованная человеком вода в конечном счете возвращается в природную среду. Но, кроме испарившейся, это уже не чистая вода, а бытовые, промышленные и сельскохозяйственные сточные воды, обычно не очищенные или очищенные недостаточно. Таким образом происходит загрязнение пресноводных водоемов - рек, озер, суши и прибрежных участков морей. Среди самых оптимальных путей решения проблем экологии, нужно выделить внедрение ресурсосберегающих и экологически эффективных технологий. На сегодняшний день, уже реальны технологии в коммунальной сфере и на производстве по утилизации опасных отходов. Так же, по подсчетам специалистов, около 60% отходов могут являться потенциальным вторичным сырьем. Для решения серьезных экологических проблем требуются определенные слаженные действия, такие как: 1.экологический мониторинг; 2. контроль над концентрацией вредных веществ в воде, почве, атмосфере; 3. охрана растительного мира от вредителей и пожаров, а так же их восстановление; 4. увеличение уникальных природных и заповедных зон; 5. разведение растений и животных, занесенных в Красную книгу; 6. экологическое просвещение населения. Домашнее задание: параграф 34, вопросы (устно) |