12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савина Валентина Николаевна77

Савина Валентина Николаевна,

учитель физики и математики МКОУ «Никольская ОШ №28» Ефремовского района, Тульской области.

e-mail: savina.valia2010@yandex.ru


Роль информационно-коммуникационных технологий

в организации учебной деятельности школьников.


Информационно- коммуникационные технологии (ИКТ), по определению А.А. Вербицкого, – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в образовательном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Современное образование, согласно требованием ФГОС, будет продуктивным, если в его содержание заложить потребности современной молодёжи, а процесс обучения должен проходить с учётом их особенностей и потенциала.

Учитывая то, что современный ребёнок с малых лет владеет навыками пользования цифровыми устройствами: мобильным телефоном, компьютером и т.п., делаем вывод: применение ИКТ способствует скорейшему освоению ими обучающих программ. Чем раньше обучающиеся узнают о возможностях ИКТ, тем быстрее они смогут воспользоваться новейшими методами получения информации и преобразования её в знания.

Владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими умениями, как умение читать и писать. Человек умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет новый стиль мышления, принципиально иначе подходит как к оценке возникшей проблемы, так и к организации своей деятельности по решению этой проблемы.

Научить ребёнка работать с информацией - важнейшая задача современной школы.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию.

Время не стоит на месте. Изменились требования к уроку. В основу современного урока положен системно-деятельностный подход. Возникла необходимость и смены приоритетов в расстановке целей и задач образования, а как следствие и результатов обучения и воспитания. Одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Я – учитель физики и математики малокомплектной сельской школы. И я понимаю какая на мне лежит ответственность по реализации требований, предъявляемых к школе сегодня, учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию. Именно использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Задача учителя: вовлекать каждого в активный познавательный процесс, учить школьника искать самостоятельно решение поставленных перед ним задач, представлять свою точку зрения и отстаивать ее на основе полученного материала.


Уроки с использованием информационных технологий более интересны для учащихся, чем традиционные уроки. Следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.

Современные персональные компьютеры и программы позволяют моделировать различные учебные и реальные жизненные ситуации, имеют возможность представления в электронной форме информационных материалов (словарей, справочников, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

ИКТ одинаково хорошо использовать на всех этапах урока.

При изучении нового материала я использую электронные учебники, видеоуроки, комплект электронных пособий из 5 дисков по курсу физики 7-11 классы.

Хорошо зарекомендовали себя лабораторные работы по физике с виртуальными моделями. Многие явления, не доступные для изучения в классе из-за отсутствия оборудования или невозможные по прямому наблюдению, могут быть изучены в компьютерном варианте. Умения и навыки, приобретенные детьми при выполнении виртуальных лабораторных работ, пригодятся им во взрослой жизни. На современных предприятиях руководство предприятием и контроль за процессами на производстве осуществляют, используя компьютерные программы.

При проверке домашнего задания или при контроле за усвоением нового материала могут быть использованы онлайн-тесты. Ученик получает сразу результат. Это экономит время на уроке и повышает заинтересованность школьника.

Нельзя не упомянуть и тренажеры. Тренажер с разноуровневыми заданиями позволяет ученику, независимо от его способностей, попробовать свои силы в выполнении заданий разного уровня сложности. Тренажеры создаю сама. Для каждого ученика – свой тренажер с учетом уровня знаний и ошибок, допущенных при проведении проверочных работ. Конечно, работа по созданию тренажеров нелёгкая для учителя, занимает много времени, но результат не заставит себя долго ждать. Рекомендую.

ИКТ можно использовать и при выполнении домашнего задания.

Например, задания, предполагающие решение жизненных ситуаций. Это могут быть задания, связанные с ремонтом квартиры или выгодным вложением сбережений. А так как мы живём в сельской местности, то с удовольствием рассматриваются ситуации, связанные с сельским хозяйством: какими культурами выгоднее засеять свой огород или рассчитать себестоимость 1л молока от домашней коровы или 1 кг мяса, полученной при выращивании домашнего скота.

Так как такие задания могут занять много времени, я задаю их на дом. А на уроке учащиеся предоставляют отчёт в форме презентации. В процессе подготовки школьники самостоятельно в Интернете ищут необходимую информацию, общаются с родителями (что тоже немаловажно), выполняют расчеты, прикидывают и оценивают, а также учатся работать грамотно с финансами. В процессе выполнения заданий развивается познавательный интерес и возникает заинтересованность в конечном результате.

Незаменимым помощником каждого учителя стала интерактивная доска. В состав программного обеспечения доски входят спецэффекты. Например, Шторка. Если нужно, чтобы дети видели часть решаемой задачи, то можно воспользоваться Шторкой. Наиболее важные фрагменты задачи или опыта можно выделить Маркером. Также доска имеет функцию сохранять всё, что на ней появляется, а значит, можно распечатать материал, который вызвал у детей интерес.

И, конечно же, самыми интересными и эффективными уроками являются уроки с использованием образовательных ресурсов, разработанных педагогом с учётом особенностей конкретного класса и для конкретных учащихся.

Ни что не стоит на месте. За последние несколько лет были созданы образовательные интернет-платформы: ЯКласс, Учи.ру, Яндекс-учебник, РЭШ и др., которые также оптимизируют учебный процесс, создают условия для организации активной самостоятельной деятельности. С моей точки зрения, «минус» у этих платформ в том, что количество бесплатных заданий ограничено, а оплатить курс могут не все.

Видеоконференции, вебинары широко применяются при изучении новых курсов.

Рабочие чаты в различных мессенджерах используются для коллективной работы: обсуждения какой-то проблемы среди учащихся или для получения консультации у учителя.

Я использую в работе Zoom – платформу для видеоконференцсвязи, которая позволяет организовать виртуальную встречу с другими людьми. К такой видеоконференции можно присоединиться через веб-камеру на компьютере, телефоне или планшете. Очень удобно, так как количество участников не ограничивается. Очень эффективно проходит работа при разборе вариантов для подготовке к ОГЭ по физике и математике. Очень любят такие видеоконференции и мои самые маленькие – пятиклассники. С удовольствием разбираем и решаем задачи на логику, ребусы, головоломки. Такие занятия провожу по субботам как подарок ребятам за успешную учебу. И ещё, я как учитель малокомплектной школы, должна составить план работы с детьми так, чтобы их не перегрузить, поэтому необходимо включать различные формы работы. И выполнение заданий с использованием ИКТ очень этому способствует.

Неважно, на каком этапе урока учитель сочтёт нужным применить ИКТ, но всегда надо помнить о разумном использовании данных технологий.

При использовании в учебном процессе информационных технологий необходимо выполнять требования, предусмотренные СанПином, при работе учащихся на компьютере.

Только грамотное применение ИКТ в учебном процессе будет способствовать тому, что ученик сможет максимально раскрыться, показать все свои возможности и способности, проявить и развить свои таланты, найти себя, почувствовать свою значимость и осознать, что он – личность, способная мыслить, творить, создавать новое. И только тогда школа выполнит требование современного общества и воспитает гражданина страны, способного обладать чувством ответственности за судьбу своей страны, её социально- экономическое процветание.











Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.