Роль классного руководителя в процессе формирования личностных качеств школьника с ОВЗ, социальной адаптации и успешности обучающихся в современном обществе
Роль классного руководителя в процессе формирования личностных качеств школьника с ОВЗ, социальной адаптации и успешности обучающихся в современном обществе
Котягина Елена Николаевна
учитель истории и обществознания
ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани
Процесс обучения и воспитания детей на сегодня является важной социальной задачей, которую необходимо решать всем обществом. Кроме того, одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой и классными руководителями, является необходимость формирования личностных качеств ученика, социальной адаптации учащихся, создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, создания ситуации успешности школьника. Развитие личности школьника проходит через воспитание, передачу собственного опыта учителя и классного руководителя, опыта предыдущих поколений. Именно классный руководитель организует среду, выступающую фактором личностного и социального развития школьника, максимальное развитие каждого ученика, раскрывает способности учеников, создает условия для духовного, умственного, физического развития.
Успешная социализация - одно из условий формирования личности современного школьника, способного возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку. Особенно это актуально для учащихся нашей школы, в которой обучаются ребята с тяжелыми нарушениями речи, так как проблемы, связанные со здоровьем детей, приводят к их выпадению из социального и культурного образовательного пространства, нарушается связь ребенка с социумом. Потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции, формирование значимых личностных качеств, успешности.
Какие же формы работы я использую для формирования личных качеств, социальной адаптации и успешности обучающихся.
1.Сотрудничество с театрами, музеями, библиотеками.
Сотрудничество с театрами, музеями, библиотеками необходимо для социализации, формирования личности школьника, создании культурно-образовательной среды. Важно делать это системно. Приобретение позитивного социального опыта невозможно в закрытом пространстве. Поэтому в своей работе я стараюсь взаимодействовать с музеями города на своих уроках и во внеурочное время. Посещая музеи, ученик начинает понимать, насколько важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям. Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии.
Одной из форм в работе с учениками стала музейная образовательная программа «По залам музея», составленная совместно с Рязанским музеем путешественников, по которой мы с 8 А классом работаем уже несколько лет. Программа ориентирована на обучение детей основам краеведения и музейного дела, адаптацию детей с нарушениями речи, целенаправленное приобщение школьников на совместную познавательную деятельность школьников и музейных работников, приобщение детей и учащейся молодежи к изучению истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея, активное участие в исследовательской работе. Занятия проходят 1 раз в месяц, используются разнообразные музейные формы научно-просветительской работы: лекции, беседы, экскурсии, игры, проекты, проводятся экскурсии.В течении этого учебного года школьники посмотрели выставку «На дальнем рубеже» Анатолия Степановича и Людмилы Дмитриевны Пресняковых и выставку 3 музеев, посвященную 76 – летию Победы, узнали о русском путешественнике и военном географе, исследователе Дальнего Востока генерал-майоре Михаиле Ивановиче Венюкове, познакомились с историей Мещеры и курортного поселка Солотча, поучаствовали в викторинах «По морям и океанам», «Путешествуем по родному краю, новогодней викторине, мастер – классе по изготовлению новогодней елочки из веток американского клена, программе «Традиции празднования Масленицы в России», в мероприятии «Мечты о космосе», приуроченном ко Дню Космонавтики и празднованию 60-летия полета в космос Ю. А. Гагарина, защитили проект «Памятники Рязани».
Музей является развивающей образовательной средой, помогающей детям с ОВЗ преодолевать пробелы в знаниях, расширять кругозор, формировать положительные качества личности, социально адаптироваться, стать более успешными.
2.Работа над проектами.
Важную роль для социальной адаптации детей с речевыми проблемами, коррекции их недостатков, формирования позитивных личностных качеств, достижения современного качества образования и воспитания играет использование проектной деятельности. Проектная деятельность выполняет образовательную и воспитательную функцию. В своей работе, я, как классный руководитель, занимаюсь с детьми проектной деятельностью по краеведению начиная с 5 класса, 2 проекта в год. При выборе темы проекта, ориентируюсь на интерес учащихся, памятные даты и события, историю нашей страны и родного края. Работа над проектом проходит не только в стенах школы, но и в библиотеках, сопровождается посещениями памятных мест. В ходе реализации проекта учащиеся занимаются посильной для них деятельностью. Если что-то не удается в проекте, не акцентирую на этом внимание, а хвалю за то, что удалось. У каждого ученика в проекте своя задача. Мы вместе готовимся к защите проекта. Учащиеся расширяют знания о своем городе, родном крае, развивают коммуникативные навыки, речь. Даже самые пассивные из них включаются в работу, стараются не отставать от одноклассников, становятся более успешными, уверенными в себе. Кроме того, стараемся итогами проекта делиться с другими учениками. В этом учебном году были осуществлены несколько проектов: «Символы Победы» и «Пионеры – герои».
Проектная деятельность учащихся является эффективной формой расширения кругозора учащихся, личностного развития, развития творческих способностей, улучшения качества знаний, формирования навыков самостоятельной работы, развития сотрудничества, самореализации, формированию патриотического воспитания, воспитания любви к своей малой Родине, решает проблему социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Участие учащихся в конкурсах различного уровня.
Одной из форм развития позитивных личностных качеств, социальной адаптации и формирования успешности учащихся является участие учащихся в конкурсах различного уровня. Задача классного руководителя - вовремя выявить скрытые способности школьника, создать для него ситуацию успеха, определить пути реализации творческого и интеллектуального потенциала учащегося. Ученики 8А класса активно участвуют в конкурсах, которые предлагаются администрацией школы, музеями и библиотеками города, организациями дополнительного образования, образовательными организациями. Кроме того, мы участвуем в конкурсах РДШ, конкурсах, представленных на сайте «Все конкурсы, гранты, стипендии». При подготовке и участии в конкурсах, обращаюсь к родителям класса. Они помогают и поддерживают детей. В этом учебном году ученики 8 А класса участвовали в ряде конкурсов: конкурсе наглядно-правовых форм правового просвещения «Мы знаем свои права», межшкольной викторине «Военные символы. Статут Российских орденов», XI областной детской исторической научно-практической конференции «Экономическое развитие Рязанской губернии до 1917 года», международном творческом конкурсе «Погода для всех», областной культорологической викторине «Люблю тебя, Петра творенье», конкурсе «Гербы и флаги городов и поселений Рязанской области», конкурсе чтецов, посвященного Дню народного единства, всероссийской олимпиаде «Символы России. Великая Отечественная война: подвиги фронта и тыла» и многих других конкурсах, где получали дипломы участников и победителей.
Участие и победа в конкурсах дает новый стимул и импульс для дальнейшего творчества и стремления к динамике результативности деятельности, социализирует детей, повышает самооценку ученика, формирует личностные качества.
Я познакомила вас только с некоторыми формами работы классного руководителя по социальной адаптации и формированию успешности школьников, формированию личности ученика. Личностный подход становится успешным, если процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой сочетаются систематическая работа педагога с возможностями саморазвития школьника и самоуправлением школьного коллектива. Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, воспитанного, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, быть успешными. Эти задачи, прежде всего, должны решаться учителем и классным руководителем.
Источники:
Котягина Е.Н., «Проектная деятельность по краеведению как форма социализации и воспитания учащихся с ОВЗ», infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-po-kraevedeniyu...a-s-ovz-3486209.html (дата обращения 26.07.2021)