12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Старостенко Елена Григорьевна78
Творческий, активный педагог, с опытом работы.
Россия, Саратовская обл., Балашов

Статья на тему: «Роль музыкального руководителя в процессе формирования личностных качеств дошкольников»

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них».

В.Г. Белинский

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ Минобрнауки №1155 от 17 октября 2013 года) подчеркивается необходимость воспитания ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми музыкального искусства, что является главным ориентиром в развитии природных способностей средствами разных видов музыкальной деятельности, включая игру на детских музыкальных инструментах.

В отечественной педагогике задача воспитания интереса к музыке является одной из значимых, так как современная ситуация в обществе, состояние культуры и науки обуславливают важность освоения детьми общечеловеческой культуры.

Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них формируется познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания показала, что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего процессом музыкального воспитания должен руководить педагог, идейно и профессионально подготовленный, творческий в своих педагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников. Задачи художественно-эстетического воспитания дошкольников решаются путем интеграции образовательной деятельности и демократизации педагогического процесса при совмещении всех видов искусств. Главным является развитие у дошкольников эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с чем они встречаются сейчас и будут встречаться во взрослой жизни.

Музыкальный опыт детей дошкольного возраста еще очень прост, но он может быть достаточно разнообразным. Почти все виды музыкальной деятельности в самых первоначальных основах доступны детям и правильной постановки воспитания обеспечивают разносторонность их музыкального и общего развития на личность ребенка. Через воспитание эстетического отношения к окружающей жизни, через развитие способностей, эмоционально сопереживать, через разнообразие чувств и мыслей, выраженных в произведениях, ребенок входит в образ, верит и сам действует воображаемой ситуации. Влияние музыки побуждает его к «дивной способности радоваться за других, переживать за чужую судьбу, как за свою».

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные переживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Роль музыкального воспитания ребенка в системе общего развития крайне велика. Сложность профессии в том, что музыкальный руководитель должен быть не просто образованным человеком, он должен быть глубокой личностью.
Любовь к музыке, радость от общения с детьми, максимальная заинтересованность своим делом – вот что характеризует хорошего музыкального руководителя.

Музыкальный руководитель это:t1628169845aa.gif

Музыкант

Подбор и систематизация нотного, а также аудио- и видеоматериалов.

Педагог

Обучение детей разных возрастных групп, индивидуальный подход к каждому воспитаннику.

Организатор

Планирование занятий, проведение семинаров с коллегами и родителями.

Сценарист

Разработка сценариев праздников и развлечений.

Режиссер

Организация и проведение музыкальных праздников и игр с элементами театрализации.

Профессия музыкального руководителя требует постоянного самосовершенствования, развития музыкальных интересов и творческих способностей, ведь от профессионализма педагога зависит уровень музыкального развития его воспитанников.
Самая сложная задача музыкального руководителя – заинтересовать ребенка.

Результативность будет выше, если на занятиях витает дух эмоционального подъема. Для этого педагог должен быть лично заинтересован своим делом, никогда не проявлять равнодушие, а также владеть образной речью, чтобы суметь донести эмоциональную составляющую музыки до детей разных возрастных групп.

Каким должно быть музыкальное занятие.

Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т.е. совмещать различные виды художественной деятельности.

Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т. п.)

Важно поддерживать инициативу детей.
Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации праздничных мероприятий.

Тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя дает положительные результаты в музыкальном развитии ребенка.

Умение музыкального руководителя сотрудничать не только с педагогическим коллективом, но также и с родителями воспитанников, позволяет решать ряд важнейших задач. Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.

Роль музыкального руководителя во взаимодействии с мамами и папами воспитанников не сводится только к объяснению, какую музыку давать слушать детям, а какую нет. Согласно ФГОС ДО, родители и заменяющие их лица являются непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Поэтому все работники детского сада должны поддерживать их воспитательную деятельность и оказывать им квалифицированную педагогическую помощь.

В связи с этим музыкальный руководитель должен:

Вовлекать родителей в процесс воспитания и образования детей, используя разнообразные форматы совместной работы. Можно приглашать мам и пап на лекции, круглые столы по вопросам музыкального воспитания детей, давать групповые и индивидуальные консультации.

Организовать участие родителей в мероприятиях ДОУ, приобщить их к музыкальному искусству. Например, мамы и папы воспитанников могут участвовать в организации и проведении музыкальных вечеров – оформлять пригласительные афиши, вести фото- и видеосъемку, придумывать номера, танцевать и петь вместе с детьми. Если планируется какое-то выездное мероприятие, например, посещение концерта классической музыки, свободные в этот день родители могут пойти вместе с группой.

Способствовать развитию семейной музыкально-художественной деятельности. Можно давать воспитанникам домашние задания для выполнения вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами, например, разучивание песенки по куплетам и записи совместного выступления на видео.

Вывод

Подводя итог, хочется напомнить о важности музыкального образования дошкольников. Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.

Профессионализм музыкального руководителя складывается из уровня его квалификации, а также личных качеств, таких любовь к детям, терпение, доброжелательность.

Грамотное и уместное использование современных информационных технологий существенно повышает мотивацию детей к обучению, а также способствует раскрытию их творческих способностей. Именно поэтому педагог музыки должен постоянно совершенствовать свои навыки.


 

Источники:

Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М.: Просвещение, 1981

М.Б. Зацепина. «Музыкальное воспитание в детском саду» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

https://верити.рф/musykalnoe_obrazovanie_dou
 

https://www.maam.ru/detskijsad/rol-muzykalnogo-rukovoditelja-ego-vzaimodeistvie-s-pedagogami-kak-uslovie-dlja-razvitija-tvorcheskih-sposobnostei-doshkolnikov.html


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.