Статья «Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

2
0
Материал опубликован 31 July 2021

«Роль педагога в процессе формирования личностных качеств ребёнка»

«Все профессии нужны -все профессии важны!» На сегодняшний день в нашем огромном  мире существует множество профессий, и все они являются важными и необходимыми, каждому человеку приходится выбирать именно свою профессию, искать своё призвание. 

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Ведь, недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Все начинается с детства. А детство - с семьи, детского сада, школы. Вот почему особенно важно воспитывать в каждом ребёнке чувство любви, уважения, взаимопомощи с раннего возраста

Ребенок, находится в постоянном непрерывном процессе познания мира. Он учится, наблюдает, повторяет, думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. Именно в этом непрерывном процессе общения со взрослыми и сверстниками, в познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка.

Педагог – это важный фактор формирования личности любого ребенка. Задача педагога - показать, научить, рассказать, приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Воспитатель всегда должен стремиться к тому, чтобы собственное поведение было примером для его воспитанников. Да, семья – это самый первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и педагог играет особенно значимую роль в формировании личности ребёнка.

Любой ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых, которое во многом определяет самооценку ребенка и безусловно формирует чувство уверенности в себе. Поэтому в работе с детьми педагог должен проявлять любовь, ласку, внимание, соучастие, формирование доверительных взаимоотношений. Это важный момент в воспитании подрастающего поколения. Благополучие дошкольника, его душевный и социальный комфорт в основном степени зависят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. 

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его личностных качеств.

Дошкольник должен научиться сопереживать, любить, педагогу необходимо закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности. Наконец, ребенок начинает ощущать свою принадлежность и привязанность к матери, семье, этническому сообществу, огромному миру…

Познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать – это важнейшие черты детского поведения.

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра в жизни ребенка – это минуты радости, забавы, соревнования, важное средство самовыражения. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволяет ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. Совместная игровая деятельность -сближает воспитателя с детьми, помогает установить с ними более тесный контакт.

Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Именно форма и стиль общения первоначально формируют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, а искажения во взаимоотношениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам, истерикам и даже агрессии.

Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на их повседневные действия. Искренне радуясь победам и  успехам каждого ребёнка, либо сочувствуя его беде, взрослый дает почувствовать ребенку свою поддержку, в которой так нуждается маленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных ошибках или достижениях, тем самым у него формируется представление о себе, как о личности. Поэтому каждому педагогу следует помнить о том, что не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздражение присутствовали при взаимодействии с ребенком.

Роль педагога в формировании личности ребёнка, несомненно очень велика и от качества его общения, зависит развитие всех основных психических процессов, способностей и личностных качеств ребёнка. Именно в период дошкольного детства закладывается основа, фундамент, базис личностной культуры. И от того, как и какими средствами пользуется педагог в своей работе, воспитывая детей, зависит, какими людьми они вырастут. Ведь главное назначение любого педагога- это максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, уникальности и раскрытие его потенциальных способностей, талантов.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации