Роль сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста

4
0
Материал опубликован 5 January 2023

Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»

Статья: Роль сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста

Подготовила: Незговорова Надежда Владимировна
МАДОУ №19, г. Мончегорск

«Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребёнок воспринимает обучение как насилие над собой, ему не интересно, он не видит смысла в учении».
Дубровина И.В., доктор психологических наук

Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:

-обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;

-неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;

-неполноценная вовлеченность дошкольников в отношения с детьми и взрослыми.

 Неполноценно сформированная мотивация в дошкольном возрасте влечет за собой ряд проблем уже в школе:

-отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;

-школьная дезадаптация;

-угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;

-нежелание идти в школу;

-негативные межличностные отношения;

И, как следствие - неврозы.

Поэтому развитие мотивации дошкольника – это одна из главных задач специалистов дошкольных учреждений.

Исследователи выявили способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели:

f1672945600.jpg
​​​​​​​мотивация
JPEG / 283.13 Кб

Выполнение этих условий помогает детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.

В этой связи хотелось бы более подробно остановиться на роли сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Cказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.

Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности.

Для реализации работы по развитию мотивации у детей педагогу необходимо создать стимулирующую обстановку, наполнить группу множеством разнообразных дидактических пособий, книг, персонажей для инсценировок, для театральной деятельности, конструктивной и исследовательской деятельности.

Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.

Дети постепенно начинают общаться, помогать друг другу, объединяться для совместной деятельности. Возникает Потребность и Мотив ИГРАТЬ ВМЕСТЕ.

Как определить, насколько сформирована мотивация ребёнка? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка - это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Задача педагога в работе с такими детьми -найти правильный индивидуальный подход, уделять больше внимания, постоянно поощрять даже за небольшие успехи.

Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и проявлять инициативу и творчество. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.


Литература:

Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, – 2005

Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000,

Щукина Г.И.. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 1971



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации