Роль сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Статья: Роль сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста
Подготовила: Незговорова Надежда Владимировна
МАДОУ №19, г. Мончегорск
«Знания ведут к развитию только в том случае, если их получение мотивировано собственной познавательной активностью. В любом другом случае ребёнок воспринимает обучение как насилие над собой, ему не интересно, он не видит смысла в учении».
Дубровина И.В., доктор психологических наук
Психологи и педагоги констатируют, что у нынешних дошкольников существует целый ряд проблем, связанных с мотивацией:
-обеднение, ограниченность сюжетно-ролевых игр;
-неудовлетворенные потребности в самоуважении, любви и ощущении безопасности;
-неполноценная вовлеченность дошкольников в отношения с детьми и взрослыми.
Неполноценно сформированная мотивация в дошкольном возрасте влечет за собой ряд проблем уже в школе:
-отсутствие (потеря) интереса к учебе – личностно-отчужденное отношение к учебе;
-школьная дезадаптация;
-угнетенность, страх из-за негативного отношения педагога;
-нежелание идти в школу;
-негативные межличностные отношения;
И, как следствие - неврозы.
Поэтому развитие мотивации дошкольника – это одна из главных задач специалистов дошкольных учреждений.
Исследователи выявили способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели:
мотивацияJPEG / 283.13 Кб
Выполнение этих условий помогает детям обрести мотивацию к достижению успеха с ранних лет.
В этой связи хотелось бы более подробно остановиться на роли сказок в формировании игровой и познавательной мотивации у детей дошкольного возраста.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, они очень существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Cказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Один из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его побеждать жизненные трудности.
Для реализации работы по развитию мотивации у детей педагогу необходимо создать стимулирующую обстановку, наполнить группу множеством разнообразных дидактических пособий, книг, персонажей для инсценировок, для театральной деятельности, конструктивной и исследовательской деятельности.
Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у дошкольника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задачи, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.
Дети постепенно начинают общаться, помогать друг другу, объединяться для совместной деятельности. Возникает Потребность и Мотив ИГРАТЬ ВМЕСТЕ.
Как определить, насколько сформирована мотивация ребёнка? Лучший способ определить степень мотивации ребёнка - это обратить внимание на его эмоциональное состояние. Мотивированный ребёнок доволен результатами своей работы и получает удовольствие от её выполнения. И наоборот, немотивированный ребёнок выглядит скучным, тихим и замкнутым. Он ни к чему не проявляет интереса и постоянно жалуется. Задача педагога в работе с такими детьми -найти правильный индивидуальный подход, уделять больше внимания, постоянно поощрять даже за небольшие успехи.
Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и проявлять инициативу и творчество. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.
Литература:
Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, – 2005
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000,
Щукина Г.И.. Проблемы познавательного интереса в педагогике М., 1971