Схема занятия по лексической теме «Зима» (в ОО для детей с нарушением интеллекта)
Схема фотозаписи занятия.
Контингент: учащиеся 1 класса Педагог: ***
Раздел: обобщающий урок
Тема: Зима
Время: 10.20
Вид работы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Примечания |
1.Орагнизационный момент (2 мин.) | -Педагог приветствует детей -Интересуется, с каким настроением пришли дети на урок - мотивирует детей тем, что в конце урока они украсят снежинкой-настроением елочку вместе у учителем | - Дети приветствуют учителя, настраиваются на урок, отвечают на вопросы о настроении - выбирают снежинку с соответствующим настроением | Все дети выбрали снежинку с хорошим настроением. Эмоциональное состояние рисуют в снежинках пиктограммой. |
2. Дыхательная гимнастика (5 мин.) | Проводит дыхательную гимнастику «Сдуй снежинку» | Дети выполняют дыхательную гимнастику (вдох через рот, выдох через нос и наоборот) | |
3. Сообщение темы урока (1 мин.) | Учитель загадывает загадку о зиме; После отгадывания показывает картинку времени года «Зима» | Дети отгадывают загадку и узнают тему урока | |
4. Работа по теме урока (20 мин) Обобщение знаний о зиме, как о времени года | 1)Загадывает загадку о снеговике, чтобф представить нового зимнего персонажа детям 2) Просит посмотреть и описать снеговика 3) Мотивирует детей работать на уроке тем, что за хорошую работу и верные ответы учащиеся будут получать снежинки 4) Рассказывает о зиме (актуализирует знания об этом времени года) 5) Проводит игру «Большой и маленький» (предлагае детям посмотреть на большого и маленького снеговика и описать детали внешнего вида персонажей, при этом при описании маленького использовать в словах уменьшительно-ласкательные суффиксы) 6) После описания говорит, что снеговики будут давать детям разные задания
| 1.Дети слушают и отгадывают 2. описывают снеговика (форму, цвет, размер и пр.) 4)слушают, комментируют, отвечают на наводящие вопросы 5) выполняют задание, образовывая прилагательные и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами для описания двух разных снеговиков 7) выполняют задания, называя месяцы и признаки зимы | |
Физкультминутка «Снег руками нагребаем» | Показ упражнений со словами | Выполняют упражнения, пропевая текст разминки | Дети знакомы со словами разминки |
Продуктивная деятельность |
| Дети наполняют снеговиков помпонам. Складывают целую снежинку из половинок. Собирают снежинку из частей, выкладывают букву «С». Считают снежинки, подбирают необходимую цифру, соотносят с числом Собирают слово из букв и картинку из частей, опираясь на циры | Возникают трудности при складывании картинки из двух частей. |
Самостоятельная работа | Задание, направленное на развитие мелкой моторики – обвести снеговика и снежинку | Дети самостоятельно обводят по пунктиру силуэты снежинки и снеговика | |
Итог урока. Рефлексия. |
| Отвечают на вопросы учителя. Собирают картинку на доске из частей, составляя по ней рассказ. Подводят итоги. Украшают елку снежинками, прикрепляют все свои снежинки. Прощаются. |
Анализ занятия учителя-дефектолога
(в ОО для детей с нарушениями интеллекта)
1. Место данного урока в системе занятий по теме.
Данный урок является обобщающим по теме «Зима». Подобранный материал соответствует программе, речевым и возрастным особенностям учащихся. Объем материала достаточен и доступен для детей данного возраста. Дети продемонстрировали имеющиеся у них знания и умения.
2. Правильность постановки цели и задач урока.
Поставленную цель необходимо переформулировать – обобщение полученных знаний детей о зиме.
Задачи соответствуют теме и содержанию урока. В течение урока решались коррекционные, образовательные и воспитательные задачи. В соответствии с этими задачами был подобран материал урока.
3. Организация урока.
На уроке присутствовало двое детей. Они демонстрировали адекватное поведение.
Используемое оборудование и материалы было грамотно подобрано и эстетически оформлено.
4. Структура урока.
Четко были выделены части урока, основные этапы, они были логически последовательны.
Для переходов из одного вида деятельности в другой использовались персонажи и изображения, понятные и доступные детям – елка, снежинки, снеговик.
В течение урока педагог использовал словесные, наглядные и практические методы.
5. Анализ этапов урока.
Для организационного момента использовано стихотворение, которое настраивает детей на дальнейшую учебную деятельность.
Педагог предлагает детям отразить свое эмоциональное состояние не вербально, соотнести его со снежинкой – пиктограммой.
После дыхательной гимнастики со снежинкой учителем используется загадка для перехода к основной части урока. Для подкрепления понятий и закрепления темы добавляется показ изображений.
Для привлечения внимания используются жесты, яркие иллюстрации, сила голоса, обращение по имени, пауза, тембр голоса, поза педагога.
Учитывая возраст и особенности детей, сменяется деятельность детей: речевая игра, физкультминутка, практическая деятельность.
Для мотивации педагогом был использован персонаж – снеговик, который передает детям задания. Правильное выполнение отмечалось фишками - снежинками.
Во время урока чередовалась фронтальная и индивидуальная работа.
Задания были подобраны в соответствии с уровнем развития детей. Инструкции проговаривались четко и интонировано, что позволяло детям сконцентрироваться на задании и выполнить его.
В конце урока дети снова соотносили свое эмоциональное состояние со снежинкой – пиктограммой и украсили ею елку.
Педагог создал проблемную ситуацию – игрушек-снежинок недостаточно, дети догадались, что нужно использовать все снежинки.
Педагог в течение урока оценивал словесно и тактильно детей за ответы и правильные решения, поддерживал и помогал детям справиться с трудными заданиями. В конце были подведены итоги, дети отвечали с помощью педагога на поставленные вопросы.
6. Особенности речевой и неречевой деятельности, поведения детей-олигофренов на уроке.
В ходе урока одна девочка была активна, заинтересована, другая требовала индивидуальной помощи, которую педагог своевременно оказывал. При предъявлении заданий детям требовалась подробная инструкция, в некоторых случаях был необходим и показ.
Задания вызывали интерес детей, а получаемые бонусы-снежинки стимулировали активность и самостоятельность детей.
После физкультминутки детям необходимо было время для переключения на следующее задание. В этом случаем детям помогло обращение к яркой картинке. Практическая деятельность помогла сосредоточиться на задании. Дети демонстрировали полученные знания и умения выполнять задания.
7. Характеристика специалиста.
Педагог устанавливал с детьми положительный контакт и в течение урока поддерживал положительный эмоциональный настрой. Дети, в игровой форме выполняя задания снеговиков, обобщили знания о зиме.
Речь педагога понятна, точна, выразительна, эмоциональна, что помогает детям переключаться, концентрироваться, сохранять интерес в течение урока. Внешний вид соответствует ситуации урока (деловой стиль в одежде), жесты, обращенная речь – поддерживают позитивное отношение детей к уроку. Педагог следовал структуре урока, помогал детям переходить от этапа к этапу и подвести итоги урока.
8. Результаты урока.
Педагог следовал намеченному плану. Задачи были грамотно сформулированы и верно подобран материал урока – все это помогло педагогу достичь цель обобщающего урока.
Дети продемонстрировали имеющиеся знания, описали приметы зимы как времени года, в течение урока были активны. Педагог учитывал особенности детей, осуществлял индивидуальный подход.
9. Выводы по уроку.
Педагог во время урока проявила себя как профессиональный и грамотный специалист, который знает, какие способы и приемы необходимо использовать с детьми с ОВЗ, как создать ситуацию успеха для ребенка. На мой взгляд, урок был проведен успешно, цель занятия была выполнена.