12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жирнова Светлана Вячеславовна206
Россия, Рязанская обл., Рязань
2

Статья «Система работы учителя математики по повышению уровня учебной мотивации школьников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики и во внеурочное время»

Система работы учителя математики по повышению уровня учебной мотивации школьников с тяжёлыми нарушениями речи на уроках математики и во внеурочное время

Жирнова Светлана Вячеславовна,

учитель математики высшей квалификационной категории

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №10»

г. Рязань

Публикация посвящена очень важным вопросам, связанным с главной проблемой современной школы – проблемой снижения учебной мотивации у школьников. Автор затрагивает важные аспекты школьного образования, предполагающие выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. В современных условиях главная задача школы - воспитать человека, готового к самообразованию, то есть, говоря простыми словами, школа должна научить ребенка учиться. Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся – значит фактически «научить учиться!».

В данной публикации автор делится своим опытом работы по достижению главной цели педагога-предметника, заключающейся в формировании предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Рассказывает о пути к её достижению через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс, на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности; о необходимости создания всех необходимых условий для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Разделы: математика, алгебра, геометрия, коррекционная педагогика  

Перед современным образованием поставлена главная цель: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, воспитание патриотизма и толерантности.

В связи с этим, моя главная цель, как педагога-предметника, заключается в формировании предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к её достижению лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс, на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Я работаю учителем математики в ОГБОУ «Школа № 10» города Рязани, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее, с тяжелой речевой патологией.

Поэтому в своей педагогической деятельности я стараюсь создать все необходимые условия для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Цель системы: создать условия для формирования ученика, как мотивированной к активной учебной деятельности личности; развития его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирования опыта самостоятельной деятельности, формирования конкурентоспособной личности, активного гражданина страны.

Результативность системы - стабильные показатели качества знаний, повышение интереса к изучению математики, познавательной активности, участие учащихся в проектной деятельности, в мероприятиях различного уровня, проведение учащимися уроков во время дней самоуправления, а также их дальнейшая социальная адаптация.

Введение

В условиях обострения геополитического противостояния России со странами коллективного Запада, нарастания санкционного давления, остро встаёт задача повышения эффективности использования внутреннего потенциала страны, одной из главной составляющих которого является подрастающее поколение.

Поэтому в современных условиях общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Действительно, сегодня главной задачей в системе школьного образования является подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрав самый рациональный, обосновав при этом решение. Кроме того, важным направлением школьного образования является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, воспитание активного гражданина страны.

С этих позиций, учитель математики должен быть не только высококвалифицированным предметником, но мотивированной, целеустремлённой личностью, которая может и обязана не только сама идти вперёд, развиваться, но и заряжать своих воспитанников идеей саморазвития, позитивным отношением к реалиям современности, несокрушимой верой в свои искренние и светлые чувства, мысли и побуждения, заражать детей жаждой познания истины в своём стремлении созидания счастливого будущего.

В нашей школе обучаются дети, речевое развитие которых нарушено вследствие органического поражения головного мозга. Для них характерно, наряду с нарушением звукопроизношения, бедность словаря и его крайне медленное накопление на протяжении всех лет обучения, значительные трудности при построении предложений и их объединении в связные высказывания. При нарушении речи у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказывается расстроенным взаимодействие между индивидом и обществом. Поэтому преподавание моего предмета должно реализовывать ещё одну очень важную задачу - развитие речевой культуры учащихся, формирование у них красивой, грамотной, логически четкой, ясной и образной речи.

Добавим сюда ещё тот факт, что несформированность моторных и высших психических функций - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления - вынуждает и обязывает учителей математики, работающих с детьми данной категории, находить рациональные пути и методы обучения детей с ТНР.

Таким образом, предполагаемая модель выпускника с ОВЗ должна структурно включать в себя следующие компоненты:

социальную адаптированность к жизни в обществе;

возможность успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности;

умение мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий;

обладание максимальной самостоятельностью, способностью получить дальнейшее профессиональное образование.

Пояснительная записка

Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы - воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся - значит фактически «научить учиться!». Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться. Я работаю в ОГБОУ «Школа № 10» города Рязани, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее, с тяжелой речевой патологией. Обучение осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. По окончании школы выпускники получают аттестат об основном общем образовании государственного образца. Классы малокомплектные.

Проблема: низкая мотивация учащихся к изучению математики, обусловленная проблемами со здоровьем и трудностями в общении.

Наши дети имеют не только чисто речевые проблемы, но и нарушения всех высших психических функций: именно эти их особенности мешают усвоению учебной программы и социально - психологической адаптации школьников. У них имеются нарушения восприятия, памяти, внимания, мышления. Школьникам коррекционных школ трудно соперничать со здоровыми сверстниками. У них заметно снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения успеха.

Цель современного образования - не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Учитель математики должен помочь ученику научиться отделять существенные факты от несущественных, научиться излагать материал логично и последовательно, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, анализировать данные, проводить аналогии, делать необходимые обобщения и выводы.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать главной цели: на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся создать условия для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

 

Тема методической системы: Повышение уровня учебной мотивации школьников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития их познавательных способностей на уроках математики и во внеурочное время.

Актуальность. Учитывая суровые реальности современности, нельзя не отметить тот факт, что в подобных условиях основная цель образования заключается в том, чтобы заблаговременно подготовить подрастающее поколение к их будущей жизни, к приобретению новых, жизненно необходимых новых возможностей, без которых невозможно созидание ни своего, личностно-значимого пространства, ни процветания великой симбиотической общественной формации, именуемой Российской Федерацией.

Кроме того, мы живем в век информации, бурного и лавинообразного развития информационных технологий, стремительно изменяющих и без того динамичную жизнь современного общества. Поэтому крайне необходимо развивать в будущем выпускнике школы способности к оперативному и эффективному реагированию на эти изменения. К сожалению, как показывает практика, современный выпускник школы часто бывает не готов не только к внезапным, но и к постоянно происходящим изменениям в общественной жизни.

Поэтому чрезвычайно актуальным в современной педагогической практике является вопрос об активизации познавательных и творческих способностей обучаемых. Ведь именно в школьных условиях закладываются психологические основы для такой деятельности: развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Достижение всего этого возможно исключительно и только на основе повышения уровня учебной мотивации школьников – это необходимое и, одновременно, достаточные условия для реализации задачи по подготовке подрастающего поколения к дальнейшей осознанной и созидательной жизнедеятельности, направленной на благополучие и процветание России, что делает чрезвычайно актуальной заявленную мной тему авторской методической системы.

Использование данной методики в отношении моих учеников с тяжелыми нарушениями речи значительно повышает её актуальность, вследствие крайней необходимости развития у таких обучающихся осознания своей значимости в современном обществе, чувства быть кому-то нужным и полезным.

Кроме того, реализация заявленной методической системы на уровне предметов математического цикла, преподаваемых на уроках, а также на расширяющем и дополняющем учебном материале, преподносимом во внеурочное время, усиливает концепцию психологического базиса активизации познавательных и творческих способностей. Ведь именно математические дисциплины способствуют развитию воображения, творческого мышления, умений анализировать протекающие явления и происходящие события. Всё это ещё больше актуализирует заявленную тему методической системы «Повышение уровня учебной мотивации школьников с тяжелыми нарушениями речи посредством развития их познавательных способностей на уроках математики и во внеурочное время».

Этапы работы

Этапы

Описание

1

Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования

Работа по освоению теоретических знаний с целью создания информационных банков методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету

2

Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик)

Включение в практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность

3

Развитие методической системы учителя в условиях работы в школе

Включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование

 

Цель системы: создать условия для формирования ученика мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности, формирования конкурентоспособной личности, активного гражданина страны.

Задачи:

продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС;

активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся;

формировать представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, осознание роли математики в развитии России и мира;

развивать умение работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии, проводить логические обоснования различных явлений;

учить оперировать математическими фактами и понятиями;

развивать умение применять изученный материал на практике;

развивать речь учащихся путём интенсивного использования средств и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность;

развивать у учащихся когнитивные умения и способности для успешного обучения;

формировать коммуникативную компетенцию, совершенствовать коммуникативные умения;

развивать навыки конструктивного взаимодействия, самоконтроля и регуляции деятельности;

прививать интерес к познанию и саморазвитию;

повышать эффективность обучения;

вырабатывать навык работы с различными источниками информации;

организовать проектную деятельность;

формировать навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации, работы с информацией;

создавать ситуацию успеха для повышения внутренней мотивации к обучению;

формировать активную жизненную позицию гражданина страны.

Принципы обучения и воспитания:

принцип научности;

принцип прочности усвоения знаний;

принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;

принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со- авторство;

принцип индивидуализации;

педагогический гуманизм.

Содержание обучения

Изучение предметной области «Математика» должно обеспечить:

сформированность представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики и информатики;

сформированность основ логического, алгоритмического и математического мышления;

сформированность умений применять полученные знания при решении различных задач;

сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

сформированность представлений о влиянии законов математики на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов;

сформированность представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.

Предметные результаты изучения предметной области «Математика» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

1) «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса математики должны отражать:

сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;

сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;

владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;

владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;

владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.

2) «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (углубленный уровень) – требования к предметным результатам освоения углубленного курса математики должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений;

сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач;

сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;

сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;

владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению.

Планируемые результаты и УУД на уроках математики

Формируемые УУД

Предметные действия

Регулятивные УУД:

планирование учебной и бытовой деятельности школьника,

планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей;

контроль, коррекция и оценивание

Постановка учебных целей;

использование внешнего плана для решения поставленной задачи или достижения цели;

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане;

осуществление итогового и пошагового контроля, сличая результат с эталоном;

внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Познавательные УУД:

формирование у учащихся научной картины мира;

развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;

овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;

развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

поиск нужной информации с использованием различных ресурсов, в том числе и интернета;

структурирование информации, нахождение наиболее эффективных способов решения;

решение задач с избытком или недостатком информации;

переработка математической информации для ее дальнейшего использования, запись и фиксирование ее с помощью средств ИКТ и другими средствами, использование измерительных инструментов.

 

Коммуникативные УУД:

формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,

участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,

строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Применение дискуссионных форм обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся;

Работа в парах, группах и др.

 

Методы обучения

Классификация методов обучения:

Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.

Активные: когда учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.

Интерактивные: когда ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик = ученик.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные и интерактивные методы обучения, которые я применяю в своей педагогической деятельности:

Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.

Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Проблемный метод предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).

Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) - метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления.

Эвристический метод объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.

Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.

Метод модульного обучения состоит в том, что содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Презентации - наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.

Кейс-технологии  используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.

Проблемная лекция  отличается от традиционной тем, что передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.

Дидактические игры в отличие от деловых игр регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН.

Баскет-метод  основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Мозговой штурм - это поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности или неправильности производится после проведения штурма.

Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы - это поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Это, например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.

Круглый стол (дискуссия, дебаты) предполагает коллективное обсуждение учащимися вопросов, проблем, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Деловые игры - достаточно популярный метод, который может применяться даже в 5 классе. Во время игры учащиеся находятся в роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.

Аквариум - одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Метод проектов - самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

BarCamp или антиконференция. Суть метода состоит в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) - научить ребенка учиться.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации обучения на основе активизации деятельности учащихся».

Основные педагогические технологии

В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии, которые формируют ключевые компетентности, универсальные учебные действия обучающихся, придают обучению естественный характер, делают школу для ребенка комфортным местом общественной жизни, а учебную деятельность — средством реализации и развития личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до творческого.

1. Проектно-исследовательская технология

В проектной работе и исследовательской деятельности целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.

В практике моей работы проектная деятельность реализуется через урок, внеурочную деятельность, исследовательскую деятельность учащихся. Были созданы учебные проекты различного характера: творческие, информационные, исследовательские. Применяю урочные мини – проекты, относящиеся к одной предметной области. Они вполне укладываются в классно – урочную систему. И такие формы обучения наиболее востребованы сегодня в школе и интересны с методической точки зрения.

Система работы по применению проектных технологий и организации исследовательской деятельности учащихся основывается:

на учете особенностей личности обучающихся;

на связи идеи проекта с реальной жизнью;

на изменении основной схемы взаимодействия педагог + воспитанник = партнерское сотрудничество;

на значительном повышении уровня автономности обучающихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;

на значительном повышении уровня внутренней мотивации обучающихся к более качественному овладению знаниями;

на использовании мини-проектов в 5-7 классах с целью обучения учащихся проектным навыкам;

на формировании активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках математики в 5-10 классах

Практическая реализация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе основана мною на следующих психолого-педагогических и методологических аспектах:

- во-первых, я считаю, что правильный выбор темы – это начало успеха. Она должна соответствовать возрасту, интересам и возможностям учеников.

- во-вторых, мною осуществляется стимулирование положительной мотивации. Началом деятельности учеников является интерес. Вызвать его сложно, но возможно, если вопрос или ситуация становятся проблемной для конкретного ученика, вызывают личную заинтересованность. Тогда у школьника возникает состояние поисковой активности.

- в-третьих, это деятельность в коррекционной школе под руководством учителя. Составляется план проекта или работы. Далее намечается план действий. Здесь школьник учится работать с различными информационными источниками, отбирать нужный материал, проводить наблюдения, беседовать с различными людьми (специалистами в разных областях знаний), совершать экскурсии, посещать выставки.

- в-четвертых, это умение описывать факты, найденный материал. Работы оформляются и становятся доступными для знакомства всех учащихся и гостей школы.

Практика показывает, что проектная и исследовательская деятельность предоставляет такие возможности, которые позволяют школьникам с ТНР чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Создается обстановка общей увлеченности и творчества.

2. Личностно-ориентированное обучение

Личностно-ориентированный подход – это концентрация внимания педагога на отдельном ребенке. Целью является не только сосредоточенность на развитии его интеллекта, но и сам ребенок, как целостная личность. Охватывается развитие его гражданских чувств, духовная сторону, эстетические и творческие задатки, различные способности. При правильном обращении с детьми в условиях личностно-ориентированного подхода, развиваются такие стороны индивида: способность к самостоятельному выбору, умение рефлексировать и здраво оценивать собственные победы и поражения, поиск своего предназначения, склонность к творчеству, ответственность. При этом, происходит ориентация на воспитание и образование всех детей, находящихся в классе. В процессе учитываются их индивидуальные особенности и потребности. Задача состоит в том, чтобы отыскать нужную способность каждого ребенка, и развивать их максимально по мере его возможностей. Похвальное слово, употребленное в правильный момент, может сделать сильную личность даже из самого слабого ребенка, ведь это один из показателей одобрения его начинаний в обществе.

3. Проблемное обучение

Основные задачи образования сегодня - не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию.

Проблемное обучение - это система развития учащихся в процессе обучения, в основу которого положено использование учебных проблем в преподавании и привлечение учащихся к активному участию в решении этих проблем.

Этапы проблемного обучения:

1) разработка проблемных вопросов;

2) перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию;

3) определение форм решения проблемных ситуаций;

4) определение факторов создания проблемных ситуаций;

5) подготовка проблемных домашних заданий;

6)разработка дидактического и контрольного материала.

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление учеников - то, что они будут помнить. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному, способный превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.

Использование проблемного метода обучения позволяет получить следующие результаты:

учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;

развивается логическое мышление;

развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;

развивается способность к самоконтролю;

формируется устойчивый интерес к предмету;

активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке.

4.Информационно-коммуникационные технологии

ФГОС ООО предусматривают освоение и активное использование учащимися инструментов, средств и устройств информационных и коммуникационных технологий для решения различных учебных задач.

Важную роль для адаптации учеников нашей школы, коррекции их недостатков, достижения современного качества образования и воспитания играет использование деятельностного подхода с использованием ИКТ на уроках и во внеурочное время.

Активное и осознанное использование ИКТ учащимися способствует успешному достижению целей и задач ФГОС ООО. С опорой на ИКТ легче формируются универсальные учебные действия и стоящие за ними компетенции. Использование ИКТ помогает учащимся быстрее и легче научиться организовывать свою учебную деятельность, общаться и договариваться, делать выбор, принимать решения, заниматься исследовательской работой, слушать и понимать устную и письменную речь; собирать факты, сопоставлять и организовывать их; выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать. Использование ИКТ помогает «включить учащихся» в учебную деятельность, способствует росту их заинтересованности в выполнении задания, позволяет проводить учебный процесс без перегрузки учащихся.

При выборе условий для использования ИКТ мною учитываются:

наличие соответствующих изучаемой теме программ;

количество компьютеризированных рабочих мест;

готовность учеников к работе с использованием компьютера;

возможностями ученика использовать компьютерные технологии вне класса.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика – наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, творческая работа.

Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

создание уроков с использованием ИКТ;

творческая проектная работа учащихся;

дистанционное обучение, конкурсы;

библиотека, ресурсы Интернет;

элективные курсы;

социально – психологический мониторинг становления личности учащегося;

творческое взаимодействие с педагогами. 

Образовательная онлайн-платформа Учи.ру

Для реализации учебных задач, связанных с целью повышения качества образования своих учащихся, использую дистанционную форму обучения на базе платформы Учи.ру, где школьники изучают математику, алгебру, геометрию и другие предметы в интерактивной форме.

Платформа Учи.ру включает онлайн-курсы по школьным предметам для 1-11 классов, а также курсы по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, курсы по внешкольным предметам по развитию гибких и метапредметных навыков в формате комиксов и образовательных игр. Ученики изучают предметы школьной программы в интерактивном формате с учетом уровня знаний и индивидуальных особенностей.

Задачи платформы «Учи.ру»:

модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях;

обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого ученика;

для учеников с высоким уровнем учебной мотивации предоставление всех условий для развития способностей и получения новых знаний;

популяризация математических знаний и математического образования

Преимущества платформы «Учи.ру»:

весь курс математики разделен на множество взаимосвязанных интерактивных заданий, что позволяет строить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика;

здесь находится список класса и движение каждого ребенка по выполнению заданий (можно увидеть каждого ученика в сравнении с другими, его темп работы);

можно посмотреть на каком этапе находится каждый ученик, для этого необходимо открыть его персональную страничку (учителю видно какие темы и сколько заданий успешно пройдено учеником и за какое время);

за успешное прохождение уровня дети награждаются дипломами.

Данную платформу мы используем на занятиях внеурочной деятельности, как домашнее задание, дополнительные занятия для часто болеющих детей и как развивающую игру в каникулы. Каждый ребенок, занимаясь на платформе, непринужденно играет и усваивает или повторяет учебный материал.

Платформа «Учи.ру» полезна и для родителей, ведь они также являются участниками образовательного процесса. Родителям своих учеников рекомендую:

занять свободное время ребёнка, увлечь его математикой и другими предметами в игровой форме;

помочь компенсировать пробелы в знаниях на случаи болезни;

помочь в подготовке домашних заданий;

приобщить к самостоятельности;

осваивать математику в особенном темпе, если ребёнок медлительный;

развить у ребенка нестандартное мышление.

Работа на данной платформе - это отличный способ сделать свои уроки еще более яркими и интересными, благодаря возможности использовать Учи.ру вместе с планшетами, компьютерами или интерактивной доской в классе, а так же возможность формировать домашние задания для всего класса или индивидуально для каждого ученика.

Использования ИКТ на уроках математики привели к росту уровня освоения стандарта образования по предмету, повышению уровня познавательного интереса, изменению методов обучения, увеличению исследовательской работы, использованию компетентностно–ориентированных технологий, развитию навыков самостоятельной и творческой деятельности.

На мой взгляд, использование ИКТ на уроках математики необходимо. На сегодня нет ни одной специальности, ни одной сферы деятельности, где бы ни использовался компьютер, поэтому обязанность школы научить учащихся использовать его по назначению.  

5. Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий - сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС ООО - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Черты здоровьесберегающих образовательных технологий:

отсутствие назидательности и авторитарности;

элементы индивидуализации обучения;

наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников;

интерес к учебе, желание идти на занятия;

наличие физкультминуток;

наличие гигиенического контроля;

осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам;

организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся;

осуществление диагностической, организационно-координационной, профилактической деятельности.

Результаты внедрения современных образовательных технологий

Результатами внедрения современных образовательных технологий являются:

1. Стабильный уровень обученности школьников на всех ступенях обучения.

2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения.

3. Активизация познавательной деятельности обучающихся.

4. Повышение мотивации к образованию, компетентному выбору профессионального и жизненного пути.

5. Развитие у школьников навыков оценочной (самооценочной) деятельности.

6. Овладение учащимися ключевыми компетентностями.

7. Сформированность научно-исследовательских навыков.

8. Активное и результативное участие учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.

9. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.

10. Уменьшение количества пропусков в связи простудными заболеваниями.

11. Сформированность потребности в здоровом образе жизни.

Формы обучения

Как известно, цель образования - не просто приобретение определенного багажа знаний. Приобретенное знание быстро забывается, так как содержание его бесконечно разнообразно, и, не зная в точности, как сложится в будущем жизнь ученика, совершенно немыслимо выделить именно то, что ему действительно пригодится в жизни. Кроме того, знания, а точнее информация, быстро устаревают: то, что сегодня считается установленным законом и бесспорным фактом, завтра может быть опровергнута новой научной теорией и новым, более точным наблюдением. Поэтому современному учителю необходимо развивать у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Для достижения этой цели необходимо повышать уровень учебной мотивации школьников в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Основным типом организационной формы сегодня является урок.

Современный урок должен быть ориентирован на развитие компетенций учащихся, а также на их личностный рост. Он должен помочь учащимся приобрести необходимые знания, умения и навыки, которые позволят им успешно функционировать в современном мире.

Развитие познавательных интересов на уроках математики осуществляется через:

содержание учебного материала;

виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона);

активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля;

искусство учителя, как лектора;

искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей);

создание благоприятного психологического климата.

Внеурочная форма работы по предмету

С ведением ФГОС ООО внеурочная деятельность стала неотъемлемым компонентом системы образовательного процесса, характеризуемым как образовательная деятельность, осуществляемая в организационных формах, отличных от классно-урочной системы. Вектор внеурочной образовательной деятельности, имея свои собственные методы, способы реализации, задачи, одновременно направлен в сторону достижения общей цели образования.

ФГОС ООО определяет внеурочную деятельность как участие в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописана актуальность и значимость необходимости приведения современного школьного образования в соответствие с реалиями современного общества, состояние которого весьма изменчиво, из-за присутствия в нём самых разнообразных взаимосвязей между его составляющими, а также ввиду бурного и стремительного развития и внедрения информационных технологий. 

Актуальность данной программы связана с возрастающей ролью Российской финансовой системы при дальнейшем экономическом развитии страны. В современных условиях существования значительного диапазона сложных финансовых продуктов гражданам страны порой сложно ориентироваться при решении своих насущных экономических задач.

Поэтому крайне необходимо повышать свою финансовую грамотность, как залог своего благополучия в быстро меняющемся современном мире.

Новизна программы заключается в целенаправленном формировании финансовой грамотности учащихся посредством создания у них устойчивого представления о взаимосвязанности приобретённых ими теоретических знаний и практических умений и навыков, ориентацией обучаемых на формирование осознанного отношения к принимаемым экономическим решениям, а также понимания ответственности за свою личную и общественную безопасность.

Цель курса: развитие финансовой грамотности обучающихся как индикатора личного экономического благополучия и эффективной социализации в обществе.

Программа «Основы финансовой грамотности» выполняет образовательную и воспитательную функцию, помогает ученику разобраться в потоке информации, учит самостоятельности, толерантному поведению, развивает коммуникативные навыки, самореализации, познанию социальных ролей. Увлекшись подготовкой проекта, даже самые пассивные из них включаются в работу с огромным желанием. Детям нужен успех. Степень успешности формирует максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, активной социализации ученика.

Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность»

Данный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки, формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, выбор профиля дальнейшего обучения. Материал курса содержит нестандартные задачи и методы решения, позволяющие учащимся более эффективно решать широкий класс заданий, подготовиться к олимпиадам и успешной сдаче ОГЭ.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Математическая грамотность» разработана для обучающихся 10 классов. На изучение курса «Математическая грамотность» в 10 классе выделяется 1 ч в неделю, всего 34 часа.

Курс внеурочной деятельности «Математическая грамотность» имеет общеинтеллектуальное направление.

Актуальность курса заключается в том, что математика является одним из самых важных достижений культуры и цивилизации. Без нее развитие технологий и познание природы были бы немыслимыми вещами! Эта точная наука крайне важна не только для человечества в целом, но для интеллектуального совершенствование конкретного индивида. Ведь математика позволяет развить важные умственные качества. Она организует наше мышление и дает опыт применения самых разных умственных приемов: от парадоксальных утверждений до моделирования. Математический язык способствует формированию устойчивой связи между словесным, изобразительным и знаковым способом передачи информации. Умение считывать информацию, поданную разными способами, приобретает особое значение в эпоху информатизации, и роль математического образования в развитии способности оперировать любой системой представления информации становиться ключевой.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначена необходимость и важность привести современное школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного общества, которое отличается изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким и неотъемлемым внедрением информационных технологий. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.

Цель курса: формирование математической грамотности, обеспечивающей способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.

Задачи курса:

-распознавать, формулировать и решать проблемы, возникающие в окружающей действительности с помощью математического аппарата школьного курса математики;

-выбирать и обосновывать оптимальные методы решения реальных ситуаций с помощью применения математики;

-формулировать и записывать результаты решения и давать им интерпретацию в контексте поставленной проблемы;

-развивать социальную компетентность учащихся, используя широкий социальный контекст для постановки и решения различных проблем личностного, общественного, профессионального и научного характера.

Выводы:

Эффективность созданной мною методической системы подтверждают следующие показатели:

повышается качество знаний обучающихся;

сохраняется положительная динамика участия в проектной деятельности;

повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, показывающих своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде.

Источники:

https://fgos.ru /

https://videouroki.net/razrabotki/sistiema-raboty-po-primienieniiu-proiektnykh-tiekhnologhii.html

https://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/stat_ia_probliemnoie_obuchieniie_na_urokakh_istorii_i_obshchiestvoznani

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/08/23/ob...telnyh-i-tvorcheskih

https://infourok.ru/formirovanie_poznavatelnyh_uud_na_urokah_istorii_v_5_klasse-156759.htm

http://shkolnii- orientir.ru/index.php/problemnoe-obuchenie-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya

https://infourok.ru/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-korrekcii-leksiki-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-onr-iii-urovnya-2384458.html

https://infourok.ru/sistema-raboti-uchitelya-istorii-i-obschestvoznaniya-interaktivnie-formi-raboti-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-kak-sredst-1911143.html

https://infourok.ru/muzejnaya-sreda-kak-forma-adaptacii-i-razvitiya-uchashihsya-s-ovz-4409882.html

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.