Статья на тему «Снижение мотивации у школьников и пути его преодоления»

4
0
Материал опубликован 26 October 2021 в группе

Кузьмина Т.В., учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ г.Кургана «СОШ№43».

Снижение мотивации у школьников и пути его преодоления.

Мотивом называют то, что побуждает человека к действию, он двигатель нашего поведения. Мотивация – это желание добиться какой-либо цели. Цель современного школьника – это овладение системой знаний, умений, навыков, чтобы хорошо учиться, получать пятёрки, успешно пройти итоговую аттестацию. Следовательно, снижение мотивации у школьников на уроке приведёт к снижению успеваемости. Поэтому учитель, каждый раз готовясь к уроку, продумывает формы работы, которые замотивируют ребят, в следствие чего учебный процесс станет более эффективным.

Первое, что, на мой взгляд, влияет на снижение мотивации,- это однообразие используемых методов обучения, одних и тех же форм работы. В этом случае учителю нужно заняться самообразованием.

Ещё одна проблема – пассивность учащихся. Чтобы её преодолеть, нужно использовать формы и методы организации занятий, требующие от учеников активного участия в парной и групповой работе. С удовольствием ребята пишут словарные диктанты со взаимопроверкой. К доске выходят двое учеников, остальные работают в тетрадях. Мотивирует школьников возможность стать проверяющим и оценить работу соседа по парте.

Обязательно время от времени предоставляю ребятам, особенно старшеклассникам, возможность побыть в качестве учителя, объясняющего новый материал. Это тоже способ преодолеть пассивность.

Положительный настрой создаёт моё сообщение о том, что пятиклассникам снова предстоит проверить, как справился с моим заданием Петя Двойкин. Учитель сообщает, что Петя поработал у доски, а классу надо проверить, правильно ли он вставил пропущенные буквы и подобрал проверочные слова:

объединение –единый, поласкать бельё – ласка,

укратить зверя – краткий, кроссовки – кросс.


Чтобы заинтересовать старшеклассников на уроке литературы, прошу поставить себя на место главного героя или героини и подумать, как бы ты поступил в этой ситуации.


Желание активно работать на уроке появляется при отгадывании ребусов. Например, при изучении темы «Словосочетание» в пятом классе предлагаю ребятам отгадать слова, объяснить их правописание (ъ или ь), а потом составить с каждым словом одно именное и одно глагольное словосочетание:

чистый подъезд, выйти из подъезда;

крутой подъём, проспать подъём.

При изучении обращения прошу сначала отгадать зашифрованное в ребусе слово, потом к слову ИЗБА подобрать однокоренное существительное и, наконец, вспомнить или придумать предложение, в котором это слово будет обращением. (Избушка, избушка, встань по-старому, как мать поставила.)



t1635263333aa.jpg



Иногда влияет на снижение мотивации неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память. В этом случае можно порекомендовать упражнения для развития памяти. Я делаю так: записываю на доску 10-15 слов (это могут быть словарные слова, слова-исключения из правил, слова с орфограммами), ребята их запоминают в течении 1-2 минут, а потом двое воспроизводят по памяти на доске, остальные – в тетради.

Если недостаточно тренированная долговременная память, исправляем эту неприятность. Можно ненавязчиво делать так: ответил ученик у доски, попросите класс задать ему дополнительный вопрос или сами это сделайте: «Какое предложение называется бессоюзным сложным?» Чтобы получить хорошую оценку, придётся стараться удерживать в памяти определения.

Снизить мотивацию может даже психологический барьер в виде постоянного ожидания трудностей: не решишь тест, не напишешь сочинение, не сдашь ОГЭ. Надо стараться избегать таких формулировок. Моих учеников мотивирует наша совместная работа, когда я одновременно с девятиклассниками пишу аудио изложения, особенно на первых порах, когда они полны сомнений в том, что его вообще можно написать при таком темпе чтения.

Для заучивания слов с орфограммами предлагаю им придумать короткие стишки, вместе с ними делаю это сама, помогаю подобрать нужную рифму:

Вперёд – прогресс, назад – регресс.

И тут, и там пиши две «с».


Теннисисты, хоккеисты

Часто ходят к массажисту.


Массажист, кроссворд, агрессор,

Режиссёр, конгресс, профессор,

Трасса, ассорти, процесс –

Пиши в словах две буквы «с».

Ребёнок может впасть в отчаяние от того, что он не успевает записывать предложения под диктовку, выполнять за определённое учителем время упражнение. Снижает мотивацию чрезмерная помощь родителей при выполнении домашних заданий и творческих работ, дети привыкают, что за них всё сделают, в крайнем случае сами спишут. В такой ситуации считаю нужным проводить работу с родителями, разъяснять, что они наносят ущерб интеллектуальному развитию ребёнка.

Мотивация может снижаться из-за отсутствия на уроке материалов для «сильного ученика». Чтобы этого не происходило, включаю олимпиадные задания, прошу разработать алгоритм применения правила, таблицу, схему.

Но самое интересное, что лучшим мотиватором будут победы и достижения наших учеников. Пусть сначала небольшие и незначительные. Но как только они поймут, что могут, что у них получается, почувствуют, что начинают расти крылышки, захотят больших побед и будут стремиться побеждать.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.