Применение технологий «Социальная интеграция»
Название практики:
Социальная интеграция
Введение
- обоснование актуальности внедрения практики:
Внедрение социальной интеграции в учреждении профессионального образования является актуальной задачей по нескольким причинам:
1. Обеспечение равного доступа к образовательным ресурсам для всех студентов, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствует социальной справедливости и уменьшению дискриминации.
2. В условиях многообразия важно формировать у студентов навыки общения и сотрудничества с людьми разных культур и социальных групп.
3. Современные работодатели ищут специалистов, способных работать в команде и адаптироваться к разнообразным условиям.
4. Инклюзивная среда способствует созданию более комфортной атмосферы в учреждении, что положительно сказывается на психологическом здоровье студентов и их успеваемости.
5. Студенты, которые чувствуют себя частью сообщества, менее подвержены стрессу и тревожности, что способствует улучшению их академических результатов.
6. Внедрение мероприятий социальной интеграции способствует воспитанию у студентов чувства ответственности за общество и желание участвовать в его развитии.
7. Образовательные учреждения должны реагировать на изменения в социальном и экономическом контексте, включая вопросы интеграции различных групп населения.
-целевая аудитория практики (нозология, возраст):
1. Студенты с особыми образовательными потребностями:
Нозология:
- Умственная отсталость
Возраст: 15-17 лет (в зависимости от программы обучения).
2. Молодежь из неблагополучных семей:
Нозология:
- Психоэмоциональные расстройства
- Социальные и поведенческие проблемы.
Возраст: 15-19 лет.
3. Иммигранты и студенты из разных культурных групп:
Нозология:
- Возможные языковые барьеры и культурные травмы.
Возраст: 15-19 лет.
4. Студенты с хроническими заболеваниями:
Нозология:
- Диабет, сердечно-сосудистые заболевания и др.
Возраст: 15-19 лет.
- цель предлагаемой практики: Оказание помощи обучающимся в нахождении своего места в обществе.
- задачи, решаемые с помощью практики:
1. Обеспечение равного доступа к обучению для студентов с различными потребностями и возможностями.
2. Формирование уважения к различиям между студентами, включая культурные, этнические и социальные аспекты.
3. Обучение студентов навыкам общения, сотрудничества и разрешения конфликтов в многообразной среде.
4. Снижение уровня изоляции и стресса среди студентов.
5. Стимулирование совместной работы и взаимодействия между студентами из разных групп.
6. Создание поддерживающей среды для обмена знаниями и опытом.
7. Воспитание у студентов чувства ответственности за общество и желание участвовать в его развитии.
8. Обучение студентов навыкам, необходимым для работы в многонациональных и многокультурных командах.
9. Стимулирование студентов к участию в социальных инициативах и волонтерских проектах.
-новизна практики: заключается в организации и проведении мероприятий практики, учитывающих уникальные потребности каждого студента, внедрении проектного обучения, использовании цифровых ресурсов для создания инклюзивной образовательной среды, установлении партнерств с НКО, социальными службами и бизнесом для реализации совместных проектов, организации волонтерских событий, где студенты могут применять полученные знания на практике в реальных социальных проектах, внедрении систем оценки эффективности социальной интеграции с учетом обратной связи от студентов и преподавателей.
III. Содержание:
-этапы работы педагога с целевой аудиторией:
1. Анализ целевой аудитории:
- Определение характеристик группы (возраст, социальный статус, потребности).
- Изучение существующих барьеров и проблем, с которыми сталкиваются участники.
2. Постановка целей и задач:
- Формулирование целей интеграции (например, улучшение социальных навыков, повышение уровня доверия).
- Определение конкретных задач для достижения поставленных целей.
3. Разработка мероприятий разной направленности:
- Разработка мероприятий, адаптированных к потребностям аудитории.
- Включение различных форм работы: тренинги, мастер-классы, групповые обсуждения и т.д.
4. Реализация практики:
- Проведение мероприятий, направленных на интеграцию (например, совместные активности, культурные события).
- Использование интерактивных методов обучения для вовлечения участников.
5. Мониторинг и оценка результатов:
- Сбор обратной связи от участников о проведенных мероприятиях.
- Оценка достигнутых результатов в контексте поставленных целей.
6. Корректировка мероприятий практики:
- Анализ полученных данных и внесение изменений в программу мероприятий на основе отзывов и результатов.
- Поддержание гибкости подхода для адаптации к изменяющимся потребностям целевой аудитории.
7. Поддержка и сопровождение:
- Обеспечение дальнейшей поддержки участников после завершения мероприятий.
- Создание условий для устойчивой социальной интеграции (например, создание сообществ).
- формы, методы, приемы работы в данной практике:
1. Инклюзивное образование (проведение мероприятий, где студенты с особыми потребностями принимают участие вместе с обычными студентами, что способствует обмену опытом и взаимопониманию).
2. Проекты и мероприятия (Организация совместных проектов, конкурсов и мероприятий, которые объединяют студентов разных групп).
4. Тренинги (Проведение тренингов по развитию социальных навыков, командной работы и эмоционального интеллекта)
5. Волонтерские события (Участие студентов в волонтерских проектах, направленных на помощь людям с ограниченными возможностями или в социально уязвимых группах).
6. Психологическая поддержка (Предоставление услуг педагога-психолога для помощи студентам в адаптации и преодолении трудностей)
7. Системы наставничества (Назначение наставников для новых студентов, которые помогут им адаптироваться к учебному процессу и социальной среде).
8. Спортивные мероприятия (Организация спортивных соревнований и командных игр, которые способствуют сплочению студентов).
9. Культурные обмены (Проведение мероприятий, посвященных различным культурам, что помогает развивать уважение и понимание между студентами)
10. Обратная связь и участие студентов (Вовлечение студентов в процесс принятия решений по вопросам интеграции и создания комфортной образовательной среды).
11. Групповые обсуждения (Организация дискуссий на актуальные темы, что позволяет студентам обмениваться мнениями и лучше понимать друг друга).
12. Тимбилдинг (Проведение мероприятий на свежем воздухе или в помещении, направленных на сплочение команды и развитие командного духа).
13. Наставничество (Программа, в которой старшие студенты помогают младшим адаптироваться к учебе и социальной жизни).
14. Виртуальные платформы (Использование онлайн-платформ для общения и совместного обучения, что особенно актуально в условиях дистанционного обучения).
Результаты апробации практики:
-описание опыта применения практики:
В ГАПОУ СО «Уральский техникум автомобильного транспорта и сервиса» студенты разных курсов и специальностей работают над совместными проектами - это исследовательская работа, создание презентаций и участие в конкурсах.
http://www.uralucheba.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1484&Itemid=1;http://mag.уралмаш-эльмаш.рф/citynews/10422385-ja-patriot-v-urtatis-proshli-srazu-dva-konkursa-talantov/
(Я - патриот»: в УрТАТиС прошли сразу два конкурса талантов) https://urtatis.ru/news/_konkurs_«luchshiy_v_svoyom_dele»;
Ежегодное проведение спортивного дня с различными играми и соревнованиями на свежем воздухе. Укрепление дружеских связей между студентами, развитие командного духа и лидерских качеств. https://ok.ru/gapouso.urtatis/statuses/155730812822468; https://urtatis.ru/students_life/sportivnyiy_klub_urtatis/novosti_kluba/uchastie_v_ix_spartakiade ; https://urtatis.ru/files/Other_materials/555.jpeg и т.д.
Движение «Старший-младшему» где старшекурсники помогают первокурсникам адаптироваться к учебе и жизни в техникуме.
Проведение регулярных опросов среди студентов о качестве учебного процесса, социальных мероприятий, конкурсного движения. Администрация получает информацию для улучшения условий обучения и организации мероприятий.
https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/82479/1/978-80-88327-04-2_022.pdf (оценка эффективности внедрения в систему среднего профессионального образования регулярного участия в конкурсах профессионального мастерства, участия в движении «WorldSkills Russia», как элемента геймификации, позволяющей заинтересовать студентов в освоении профессиональных компетенций приобретении передового опыта) и т.д.
Проведение мероприятий по управлению стрессом и развитию навыков общения. Студенты учатся лучше справляться с нагрузками и развивают навыки эффективного общения.
https://urtatis.ru/news/psihologicheskoe_testirovanie
Проведение тренингов по развитию эмоционального интеллекта и навыков общения и др. Студенты учатся лучше понимать свои эмоции и эмоции окружающих, что способствует более эффективному взаимодействию.
https://vk.com/wall-133825785_724?ysclid=m16buxmr1u159542355; https://молодежь.екатеринбург.рф/новости/90609; https://t.me/gapoy_so_urtatis/2030
Создание онлайн-групп в мессенджерах или социальных сетях для обсуждения учебных вопросов и организации совместных мероприятий. Студенты остаются на связи даже вне учебного процесса, что способствует укреплению дружеских отношений.
https://vk.com/gbpou_so_urtatis?ysclid=m16cevukyo387555820; https://t.me/s/gapoy_so_urtatis;https://m.ok.ru/profile/586682132676; https://rutube.ru/channel/25572069/videos/
-подтверждение выводов о эффективности практики социальная интеграция в техникуме:
1. Увеличение успеваемости:
- Исследования показывают, что студенты, участвующие в групповых проектах и совместных мероприятиях, демонстрируют лучшие результаты в учебе. Это связано с повышением мотивации и вовлеченности. (Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией).
2. Снижение уровня стресса:
- Психологические тренинги помогают студентам справляться с учебными нагрузками, что подтверждается результатами опросов о снижении уровня стресса и тревожности среди участников.
3. Укрепление межличностных отношений:
- Студенты, участвующие в культурных мероприятиях и тимбилдингах, отмечают улучшение отношений с сокурсниками.
4. Повышение социальной активности:
- Участие в социальных проектах и мероприятиях стимулирует студентов к более активной гражданской позиции. Это подтверждается увеличением числа студентов, участвующих в волонтерских акциях и общественных инициативах.
5. Развитие навыков коммуникации:
- Мероприятия по управлению стрессом и развитию навыков общения помогают студентам улучшить свои коммуникативные способности, что подтверждается отзывами о повышении уверенности в себе при взаимодействии с другими.
6. Положительная обратная связь:
- Регулярные опросы среди студентов показывают высокую удовлетворенность от участия в социальных мероприятиях и программ интеграции. Большинство студентов отмечают, что такие практики сделали их опыт обучения более насыщенным и интересным.
7. Долгосрочные результаты:
- Выпускники техникума, прошедшие через программы социальной интеграции, часто сообщают о положительном влиянии этих практик на их карьеру и личные отношения.
V. Ресурсы, необходимые для реализации практики
-согласно особенностям практики
1. Человеческие ресурсы:
- Педагогические работники и специалисты по социальной, психолого-педагогической работе.
- Волонтеры и студенты, готовые участвовать в проектах.
2. Материально-технические ресурсы:
- Помещения для проведения занятий и мероприятий.
- Оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
3. Информационные ресурсы:
- Методические материалы и программы по социальной интеграции.
- Литература и исследования по вопросам инклюзии.
4. Финансовые ресурсы:
- Бюджет на организацию мероприятий, закупку материалов и оборудования.
5. Партнерские связи:
- Сотрудничество с местными организациями, НКО и социальными службами.
- Взаимодействие с родителями.
6. Программное обеспечение:
- Платформы для онлайн-обучения и коммуникации.
7. Оценочные инструменты:
- Анкеты и опросы для оценки потребностей студентов.
- Методы мониторинга и оценки эффективности практики.