Статья «Социальный театр — эффективная форма профилактической работы с подростками в системе дополнительного образования детей»

1
0
Материал опубликован 31 March 2020

Социальный театр – эффективная форма профилактической работы

с подростками в системе дополнительного образования детей



Учить – это узнавать что-то, что ты уже знаешь.

Практиковать – значит демонстрировать, что это ты знаешь.

Обучать – напоминать другим, что они знают, точно так же, как и ты.

Мы все и ученики, и практики, и учителя.

Ричард Бах


В последнее время большой интерес у педагогов дополнительного образования Удмуртской Республики вызывает социальный театр, как эффективная форма профилактической работы с подростками и молодежью. Происходит активное развитие театра как средства передачи знаний и навыков. Все в большей степени театр рассматривается в качестве мощного инструмента социальных преобразований.

Говоря о социальном театре, мы, прежде всего, говорим об образовательной его функции, которая подразумевает гораздо больше, чем просто развлечение аудитории.

Данная профилактическая форма базируется на двух важных частях: спектакле на социально-значимую тему и образовательном блоке, который проводится непосредственно сразу после спектакля. Спектакль «настраивает» зрителей на определенную тему, заинтересовывает, пробуждает чувства. В ходе второй части аудитория продолжает размышлять на заданную тему, получать достоверную информацию, формировать навыки поведения.

Целью театральных постановок по принципу «равный-равному» является изменение знаний, отношения или поведения целевой аудитории, обучение навыкам общения, формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру, улучшение здоровья молодежи, предотвращение социально-значимых заболеваний, снижение дискриминации по отношению к различным целевым группам.

Театр всегда был мостиком между воспитанием, образованием и развлечением.

При эффективном использовании театр служит превосходной площадкой для обсуждения различных деликатных вопросов, о которых не принято говорить публично. Благодаря театру, аудитория получает информацию в увлекательной и занимательной форме. Театр способен изменить рискованное и опасное поведение молодежи на более защищенный и здоровый образ жизни. В ходе демонстрации социальных постановок создается неформальная обстановка, в ходе которой происходит "проигрывание" опасных ситуаций с целью выработки стратегий по их разрешению на личностном уровне.

Социальный театр является продуктивной формой воздействия, которая позволяет поддержать и отвести от опасной черты колеблющихся молодых людей и заставляет задуматься тех, кто находится за чертой. Социальные постановки способствуют формированию позитивного осознанного отношения к себе как к личности, которая может выбирать и осознанно говорить "нет" искушениям молодежной субкультуры. Социальные постановки позволяют молодым людям по-новому оценить себя, свой статус и перспективы в жизни, что является базовой основой для изменения негативного социального поведения на позитивное.

Театр приковывает внимание подростков, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно это способность затрагивать чувства, позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей, таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов. Однако, чтобы изменить поведение молодых людей, недостаточно просто затронуть их душевные струны.

Ему необходимо донести свое послание в такой форме, которая позволит молодежи понять его и поступать соответствующим образом. Следовательно, театральные постановки должны строиться на соответствующей образовательной и теоретической основе, включать в себя исследовательские и оценочные компоненты, усиливающие воздействие предполагаемого материала.

Важными аспектами социального театра являются его мобильность, гибкость, выход на широкую аудиторию и возможность охватить разные социальные слои подростков и молодежи, от социально-успешных до безнадзорных. В профилактику и образовательный процесс вовлекаются представители целевой группы, воплощается принцип "равный-равному", создается и поддерживается социально-безопасное пространство для молодежи. Все это способствует наибольшей эффективности и результативности.

Образовательный театр основывается на новаторских трудах Альберта Бандуры, отца теории социального обучения. Бандура установил, что люди учатся как себя вести и как изменять свое поведение, наблюдая за другими людьми. В процессе театральной постановки для зрителей создается определенная модель поведения. Зрители видят персонажей, представляющих как позитивную, так и негативную поведенческую модель.

Для образовательного театра, формирующего здоровый образ жизни, центральное значение имеет переходная модель: молодой персонаж, отказывающийся от рискованного поведения в пользу более безопасного, демонстрирующий молодежной аудитории, что перемена возможна, что у него достаточно сил, чтобы контролировать свое поведение и влиять на свое будущее. Необходимо создавать таких персонажей, которые будучи носителями модных в молодежной среде взглядов и убеждений, придерживаются безопасного поведения.

Успешные постановки часто показывают персонажей, которые находятся в струе современных модных тенденций, говорят на языке молодежи, стильно одеваются, демонстрируют модели поведения, типичные для данной молодежной среды, осознают свою склонность к рискованному поведению, показывают, почему они делают выбор в пользу наименее рискованного поведения и здорового образа жизни.

Исследования показывают, что наиболее успешными являются те рассчитанные на молодежную аудиторию театральные проекты, авторами и участниками которых являются сами молодые люди. Но постановки должны строиться с учетом возраста и культурных особенностей аудитории. Подростковая аудитория не воспримет постановку, рассчитанную на более юных зрителей, ученики начальной школы будут не в состоянии понять драматический материал, рассчитанный на старшеклассников, следует различать также сельскую и городскую молодежь.

Существует множество способов разработки сценариев. Однако, в создании социальных постановок используется прием, основанный на импровизации.

Импровизация — это процесс создания сцен без использования заранее написанного сценария. Это творческий, спонтанный процесс. Импровизация позволяет задействовать тело, эмоции, а не только логическое мышление. Среди множества теоретических основ театра интересной является методика Якоба Морено - отца психодрамы. После окончания первой мировой войны Якоб поставил эксперимент, создав спонтанный театр. Он говорил о том, что спонтанность-ключ, с помощью которого можно освободить творческое начало, заложенное в каждом человеке. Однако, впоследствии, созданные сцены записываются и могут быть доработаны, чтобы стать полноценным сценарием.

Важным образовательным аспектом социальной постановки является фасилитация (от англ. «facilitate» — облегчать, помогать). Это обсуждение, дискуссия, которая проводится после окончания социальной постановки и способствует повышению эффективности групповой работы, вовлеченности и заинтересованности зрителей. Фасилитация это процесс, позволяющий вовлечь аудиторию в обсуждение сложной проблемы или спорной ситуации. Эту дискуссию проводит ведущий (фасилитатор), который служит «мостиком» между аудиторией и актерами, которые по-прежнему остаются в образе своих героев во время доверительного разговора. Это обсуждение увеличивает опыт участников и способствует их обучению посредством представления большего объема информации, выявления и развенчания мифов, ответа на любые вопросы, которые могли возникнуть у аудитории.

В течение десяти лет Республиканский центр дополнительного образования для детей активно внедряет социальный театр, как форму профилактической работы с подростками и молодежью, в Удмуртской Республике, проводя обучение методике социальных постановок педагогов, руководителей общественных объединений Республики, а также их воспитанников.

Финальным завершением обучающих театральных тренингов-семинаров для педагогов и подростков системы дополнительного образования становятся Республиканские Фестивали социальных театров, которые проводятся один раз в 2 года.

В социально-сложных условиях чрезвычайно важными являются поиск и внедрение эффективных форм и методов педагогической деятельности, в ходе которых происходит активное вовлечение подростков и молодежи в работу по профилактике негативных социальных явлений среди своих сверстников.


Статью подготовила: педагог дополнительного образования БОУДО УР «Республиканский центр дополнительного образования детей» - Лаврова Елена Евгеньевна


Литература:

- «Использование театральных методик в обучении по принципу «равный-равному». Практическое руководство. Издано при финансовой поддержке Фонда ООН в области народонаселения, ЮНФПА. 2009

- «Социальный театр. Спектакль плюс..» Руководство по работе с молодежью. Санкт-Петербург, 2010

3


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации