Статья на тему «Современный урок — класс-кабинет»
Современный урок, класс-кабинет.
Конкурсная работа.
Если мы будем учить сегодня так,
мы украдём у наших детей завтра.
(Дж. Дьюи)
Современная школа не мыслима без современной учебной базы. Немаловажными факторами организации образовательного процесса являются требования, позволяющие реализовывать здоровьесберегающие, природосообразные, культурологические особенности растущей личности обучающихся.
Учитель в современных условиях идет на урок технически подготовленным и подкованным презентациями, видео уроками, электронными тестами и опросами. Это уже не особенно удивляет детей. Но мотивирующая составляющая все еще присутствует.
Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО, как вытекает из самого названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.
Главная задача их применения — повысить эффективность обучения.
В каждые временной промежуток были свои ТСО, во время моей учебы в школе – показанный диафильм был верхом мечтаний, это в начальной школе, в средних и старших классах – просмотр обучающих фильмов по физике и биологии – тоже воспринималось как нечто особенное, вызывало восхищение и способствовало развитию интереса к предмету.
Современные технические возможности можно сказать безграничны, только бы доступ в сеть интернет был. Но и тут есть опасные места – некорректная, а порой ошибочная информация.
Педагогу важно из многообразия ТСО выбрать для конкретного урока именно те, которые дадут наибольший эффект и будут способствовать повышению качества знаний. А также научить детей избирательно получать информацию из сети интернет. Ведь одно из требований современных стандартов образования – научить своих подопечных (обучающихся) самостоятельной добыче знаний (т.е. научить учиться). Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.
Считаю, что развитие и массовое внедрение в образовательный процесс проектной деятельности в обучении – важный шаг на пути к вершинам социализации современных обучающихся. Использование новых принципов обучения способствуют повышению мотивации, но, лично я, как учитель практик с многолетним стажем, против отбрасывания старых, казалось бы, ненужных методов проведения уроков. Многие говорят, что они изжили себя. Традиционный урок для современных детей не интересен. Опыт работы в школе, наблюдения и сравнительный анализ, опросы родителей показали, что большинство считает образование прошлых лет более эффективным.
Хочется отметить, наряду с высокоскоростным интернетом, высокую загруженность обучающихся, чрезмерную нагрузку на зрение и опорно-двигательный аппарат из-за вынужденного длительного времяпровождения за ноутбуками, планшетами при подготовке к занятиям. Снижается двигательная активность, мышечная масса слабо развивается, отсюда нагрузка на сердце и рост заболеваемости.
Учителю, при подготовке к уроку, важно учитывать соответствие возрастным особенностям детей, разумно дозировать видеоматериалы, систематизировать и методически грамотно включать видеофрагменты в урок с учетом требований САН ПИН.
В своей работе учу детей говорить, а презентация только сопровождает рассказ, учу публичному представлению своих проектов. Всегда напоминаю, что знания, сохранившиеся в памяти (в голове) не сотрешь и их не «съест» вирус, не украдут злоумышленники и т.п.
Следует помнить: чрезмерное применение технических средств в обучении приводит к обратному результату, но тщательно продуманное использование, индивидуальный подход в их использовании помогает обучающимся усвоить новый материал, повысить мотивацию к освоению новых тем, преодолеть трудности на пути к познанию.
Источники:
Сокольникова, Н. Е. Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы / Н. Е. Сокольникова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16325/
Anna
Колышкина Елена Владимировна