12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Вовк Елена Александровна2480
преподаватель ГБОУ СПО ЛНР Ровеньковский технико-экономический колледж
Россия, Луганская Народная Респ., г. Ровеньки
Материал размещён в группе «Экономическое образование»

Мотивации на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения

Вовк Елена Александровна

преподаватели ГОУ СПО ЛНР

«Ровеньковский технико-экономический колледж

Эффективность учебных занятий предопределяется не только деятельностью преподавателя, но и степенью активности и заинтересованности обучающихся в учебно-познавательном процессе, а также тем, насколько у них выработана положительная установка на учебно-познавательную деятельность вообще и на конкретный учебный предмет в частности.

«Детей нужно не просто учить наукам, а прививать им вкус к ним»

Жан Руссо

Кроме учебных занятий (которые могут быть аудиторными либо самостоятельными), в системе СПО возможно организовывать разноплановые виды внеаудиторной работы. Она не считается обязательной для обучаемых, но при этом процесс участия в ней дает ощутимую пользу в профессиональном становлении и развитии собственной личности будущего специалиста. Помимо этого, подобная внеучебная активность дает возможность сделать жизнь в учебном заведении намного более насыщенной и разнообразной, а также вместе с обязательным курсом позволяет решать практические, образовательные и творческие задачи обучения. Рассмотрим внеаудиторную деятельность как способ мотивации на обучение.

Внеаудиторная деятельность – это педагогически целесообразная организация свободного времени обучаемых, обеспечивающая не только приобретение ими специальных знаний, навыков и умений, которые отвечают характеру профессии, но и способствует развитию их личностных качеств, реализации склонностей и способностей.

В организации внеаудиторной работы равноправными можно считать и роль преподавателя, и роль обучающихся.

Внеаудиторную работу рассматривают как внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся и совместную работу обучающихся и педагогов.

Учитывая специфику внеаудиторной работы к ней предъявляются следующие требования:

1) внеаудиторная работа не должна дублировать занятие;

2) при организации ее надо руководствоваться интересами самих обучающихся;

3) внеаудиторная работа должна быть связана с учебной программой и дополнять ее.

Мы считаем, что через участие во внеаудиторной деятельности познавательная активность будущих специалистов будет развиваться не менее эффективнее, чем на аудиторных занятиях, так как во внеаудиторной работе в отличие от аудиторной обучающиеся участвуют добровольно, она предоставляет им больше возможностей проявить свою самостоятельность, инициативность и творчество; расширяет сферу реализации приобретенных умений и навыков; на нее отводится больше времени, чем на аудиторную работу.

Внеаудиторная деятельность в современном образовании осуществляется через применение активных методов обучения.

Опираясь на опыт работы мы заметили, что обучаемым интересны, как правило, некие конкурсы, а также вечера-турниры, из-за их состязательного характера. Поэтому в нашем учебном заведении широко используются разнообразные формы и методы внеаудиторной работы, такие как: олимпиада, исторический турнир, деловая игра, конференция, конкурс творческих работ и газет, брей-ринги, турнир «Умники и умницы», интеллектуальные игры, аукцион, конкурс Знатоков, конкурс-викторина, КВН, экскурсия и др.

Занятия совместного творчества стали нормой в колледже. В нашем колледже сложилась хорошая практика проведения предметных олимпиад, олимпиадное движение стремительно развивается. Начиная с сентября обучающиеся последовательно участвуют в различных этапах олимпиад. Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности обучающихся и преподавателей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования. Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Основные цели олимпиад – это выявление талантливых студентов, развитие интереса обучающихся к изучению предметов, повышение интеллектуального уровня обучающихся, создание необходимых условий для поддержки одаренных обучающихся.

Главной задачей педагогов при подготовке к олимпиадам является создание такой развивающей творческой образовательной среды, которая бы способствовала максимальной реализации способностей обучающихся. А для этого надо развивать инновационное и критическое мышление у обучающихся.

У подростков и современной молодежи появилась масса новых увлечений: компьютерные игры, приключенческие боевики, экшн- адвенчуры и другие жанровые спецификации. Использование жанра, знакомого и популярного среди обучающихся в виртуальном мире, позволяет не только приобрести массу положительных эмоций и получить интеллектуальный драйв, но и способствует формированию культуры командного взаимодействия, развития навыков общения, самореализации, раскрытия своего потенциала и профессионального самоопределения.

«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) – это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока. Актуальность использования квестов растет. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. Особый интерес представляют «живые» квесты, направленные на выполнение определённого проблемного задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанного с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы.

Преимуществом квест - технологии является использование активных методов обучения. Квест - занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.  Также стоит отметить, что как современная педагогическая технология квест решает следующие задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных обучающихся. Дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста можно создать, предложив обучающимся выбрать роли (например, ученый, журналист, бухгалтер, юрист и т. п.), и действовать в соответствии с ними.

Таким образом, в ходе нашей работы мы изучили теоретические, методические и практические аспекты организации и проведения, внеаудиторных мероприятий с обучающимися, как способ мотивации на обучение. Все вышеизложенное дает нам возможность сделать выводы о том, что подготовка внеаудиторного мероприятия предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и проявления творческого потенциала обучающихся, развивает их воображение, мышление, расширяет знания, полученные на учебных занятиях.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1 Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования. - М.: Гардарика, 2012. - 368 с.

2 Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества [Текст] / В. А. Бухвалов. – Москва.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 44 с.

3 Ведерникова Е.Г. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения и внеаудиторной деятельности через активизацию мышления. - М.: Эксмо, 2012. - 288 с.

4 Задера, М. И. Из опыта организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов СПО [Электронный ресурс] / М. И. Задера // Концепт. – 2016. – Т. 15. – С. 1891–1895. – Режим доступа: http://ekoncept.ru/2016/96297.htm

5Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/42618.html

6 Патрина, З. В. Внеаудиторная работа со студентами [Электронный ресурс] З. В. Патрина. – Режим доступа: .  https://ap47.ru/p82 /

7 Пономарева, Е. В. Методическая разработка внеклассного мероприятия «Мозговой штурм» [Текст] / Е. В. Пономарева // Среднее профессиональное образование. – 2009. – № 5. – С.49-54

8 Федосеева, В. И. Роль внеаудиторной работы в профессиональном самовоспитании самореализации студентов в системе СПО [Электронный ресурс] / В. И. Федосеева. – Режим доступа: https: /e- koncept.ru/2016/76552.htm

9 Хватова, Е. В. Применение интернет-ресурсов и интернет технологий во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] / Е. В. Хватова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/06/18/primenenie-internet-resursov-i-internet-tekhnologiy-vo-vneurochnoy


Опубликовано в группе «Экономическое образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.