Статья на тему: «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Статья на тему: «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Введение. Современное состояние развития общества вынуждает требовать понимания закономерностей поведения личности, особенно в отношении побуждений людей к различным видам деятельности, поэтому необходимо раскрывать связи внутренних мотивационных тенденций действий человека. Основой успешной учебной деятельности каждого ребенка является высокий уровень мотивации к этому виду деятельности. С давнего времени большое значение как отечественной, так и зарубежной психологии и педагогики придавалось мотивации как ведущему фактору любой деятельности. В прошлом ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее развития и механизмы действия.
В современном мире существует огромное количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие явления, как потребность, нужда, мотив, мотивация, интересы, склонности, что часто затрудняет однозначное понимание этого термина.
Мотивация (в широком смысле) - это все, что вызывает активность человека: его желания, эмоции, потребности, инстинкты, отношения, идеалы и т. д.
У детей школьного возраста возрастает стремление к высоким достижениям. Поэтому в этом возрасте основным мотивом учебной деятельности является мотив успеха. Как раз таки в школе ребенок начинает стремиться к совершенству, начинает осознавать свою уникальность и осознает себя как личность.
«Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»
Всю нашу жизнь и деятельность сопровождают разные задачи, действия, новые цели, прилагать усилия к их достижению. Или избегать чего-то, что вызывает дискомфорт, раздражает, угнетает или пцели они мотивируют нас к движениям и шагам предпринимать росто не устраивает.
Что же такое мотивация? Мотивация (от латинского глагола moveo - двигаю) - это широкий спектр явлений, которые мотивируют людей к деятельности. А мотивы в свою очередь это внутренние силы, которые связаны с потребностями человека и побуждают его к деятельности, направленной на их удовлетворение.
Мотивация в обучении
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Мотивация – это ключевой внутренний фактор, определяющий успешность учебной деятельности. При этом проблемы с мотивацией, нежелание учиться и отсутствие к этому интереса создают основные препятствия в современном школьном образовании, с которыми сталкиваются многие педагоги. Учебная мотивация представляет собой системный процесс, обеспечивающий побуждение, направление и регулирование учебной деятельности. Она состоит из системы разного рода мотивов, запускающих и направляющих учебную деятельность, из целей, стратегий самоконтроля, настойчивости, а также из особенностей представлений о средствах достижения целей и их доступности субъекту учения, регулирующих осуществление деятельности и реакции на неудачу. На недостаток учебной мотивации обращают внимание как учителя, так и родители. Ее отсутствие признают и дети. По сути, это проблема номер один в современном образовании.
Что же традиционно мотивирует обучающегося?
Одобрение. Страх. Прогнозы на будущий успех или неудачу в жизни и карьере. Радость познания. Возможность самореализации.
Успех. Поощрение родителей и педагогов. Подарки и бонусы. Перспектива опередить или догнать сверстников.Хорошие оценки.
А также влияют личные качества такие как: Уверенность в себе. Сознательность. Настойчивость.
Виды мотивации
Виды внешней мотивации
Если внутренняя мотивация всегда основывается на личном порыве, то с внешней всё может быть сложнее. Можно разделить её на следующие виды:
От поощрения — когда за действие получаешь что-то извне: премия, похвала, награда, конфетка после обеда за съеденный суп.
От наказания — когда за действие или бездействие могут что-то отобрать. Штраф, выговор, увольнение.
Психологическая и социальная — когда мотивируют эмоции от внешних событий. Зависть, комплексы, иррациональные страхи, жажда признания в коллективе, социальное давление. То есть тут завязка на желании вернуться в состояние комфорта.Формированию мотивации школьников к учебной деятельности, на мой взгляд, способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения.
Внутренняя мотивация — это стремление узнать или получить что-то, что относится в первую очередь к нематериальной ценности. Например, новые компетенции, уверенность в своих силах, удовлетворение от достигнутых результатов, самореализацию — да просто кайф от того, что делаешь и ощущение, что ты не зря коптишь небо.
Пример внутренней мотивации
К становлению мотивации учения приводят и наблюдения за чужой деятельностью, привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений.
В условиях непрерывного образования прямое педагогическое руководство заменяется опосредованным, учение всё более принимает форму самообразования. Единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций образования выступает как принцип педагогической деятельности; нужны специальные усилия педагогов, чтобы его обеспечить.
Личностный смысл учения можно определить, как внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание», если можно так выразиться, школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Понимание смысла учения, осознание его личностной значимости не происходит автоматически в процессе усвоения знаний. В ходе обучения необходимо формировать у школьников активное внутреннее стремление к знаниям, к способам их приобретения. Личностный смысл учения в разные школьные возрасты различен. Соответственно содержание обучения и его методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они личностным смыслам учения школьников данного возраста.Смысл учения для каждого ученика определяется системой его идеалов, ценностей, которые он заимствует из своего окружения (семьи, друзей, соучеников). Благодаря этому уже до начала обучения у ребёнка складывается определенное представление об учебной деятельности. Однако в ходе обучения в средней школе эти представления могут существенно меняться. Смысл учения включает в себя следующие моменты: осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка; понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев. Поскольку все эти аспекты в ходе обучения находятся в процессе развития, то и сам смысл учения по мере развития учебной деятельности может изменяться качественно. Психологические исследования показывают, что при осознании смысла учения у школьников успехи в учебной деятельности возрастают (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и приемы приобретения знаний), легче усваивается и становится более доступным учебный материал, эффективнее происходит его запоминание, активно концентрируется внимание учащихся, улучшается их работоспособность. Смысл учения, его значимость являются основной мотивационной составляющей личности учащегося. Существуют различные системы организации образования: индивидуальное образование., классно-урочная система, лекционно-семинарская система, предметно-курсовая система обучения и др. Каждая из них использует характерные организационные формы обучения (групповые, коллективные и др.), способствует созданию специфических условий образования, воспитания и развития учащихся.образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
Обучение это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование. Понятие «Обучения» многозначно. Свойство обучаться принадлежит к числу фундам. свойств всех живых систем. Гл. составляющие процесса Обучения – преподавание и учение.. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактич. отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения. Управляющая роль в этом взаимодействии принадлежит учителю.
Высокие результаты в спорте тесно связаны с мотивационной сферой человека. Мотивация является не только стержневой характеристикой личности спортсмена и ведет его к поставленной цели, но и оказывает влияние на характер всех процессов, протекающих в организме в ходе деятельности. Недооценка роли мотивационных факторов, учета динамики изменения мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами часто приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности.
Психологически обоснованными, позволяющими поддержать мотивацию и готовность проявлять усилия являются следующие правила.
1. Оптимальная похвала – ясная, конкретная. Она имеет прямое отношение к данной работе, без ожиданий на будущее. Учащийся должен ясно понимать, за что его хвалят, что именно обрадовало учителя, чем он впечатлен. Например: «Лера, ты просто великолепно проанализировала это стихотворение Лермонтова! Ты очень правильно связала события из жизни автора с историей, которую он нам рассказал».
2. Стоит хвалить за усилия, усердие, возрастание числа попыток, упорство и настойчивость, готовность работать над ошибками и не сдаваться, за достижение конкретных целей. Похвала за решение относительно простой задачи может подорвать мотивацию, потому что она как бы говорит ученику, что он недостаточно способен, чтобы справиться с более трудной задачей.
3. Будьте осторожны и воздержитесь от преждевременной похвалы, если есть основания думать, что результаты могли быть основаны на списывании, помощи других людей и пр.
4. Старайтесь давать индивидуально ориентированную похвалу, отражающую текущие достижения ребенка по отношению к нему же вчерашнему, без оценок и сравнений с другими (ср. «Ты молодец, но твой старший брат учился значительно лучше»).
5. Хорошая похвала возникает спонтанно и отличается искренностью. Вам должны поверить – интонации, энтузиазм в голосе, мимика и жесты здесь очень важны. Если учитель говорит, что ему понравился рисунок, а вид у него при этом хмурый, то ребенок, скорее всего, не поверит словам.
6. Поддерживайте у ребенка позитивное отношение к учению и интерес к разным учебным темам. Постарайтесь сами найти в школьной программе что-то интересное.
7. Хвалите искренне, точно описывая, что было сделано хорошо. Вместо «ты молодец» лучше скажите ребенку: «Здорово! Ух ты! Вот это да! Какое замечательное решение задачи! Рада за тебя, ты сам(-а) с этим справился(-лась)! Мне понравилось, как ты нарисовал(-а) море, этот оттенок синего и бирюзового. Как ты это сделал(-а)?
8. Если ребенку трудно и что-то не дается, поддержите его. Будьте осторожны с критикой и негативной обратной связью, проверяя домашние задания. Под давлением (криком) ребенок может сделать домашнее задание и даже несколько раз переписать упражнение / плохо написанную задачу, но учеба будет все больше ассоциироваться с чем-то неприятным и неинтересным.
9. Помните, что кроме оценок есть еще два важных результата – любовь к учебе и хорошее настроение (психологическое благополучие). Если ребенку скучно или он часто о чем-то переживает, стоит обратить внимание прежде всего на это, а не на оценки. А хорошее настроение во многом зависит от отношений доверия, тепла и уважения между вами и ребенком.
Заключение.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной педагогики. Одним из эффективных способов формирования и сохранения мотивации у младших является создание ситуаций успеха. Чтобы каждый ребёнок смог стать успешным, необходимо подчёркивать даже самый малый успех, продвижение вперёд. Положительная мотивация к учебной деятельности сохраняется и развивается, если школьник реализует свой потенциал, получает реальные результаты собственного труда. С этой целью можно использовать творческие задания: составление загадок, ребусов, кроссвордов, сказок, издание книжек, создание мультфильмов. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных форм и приёмов формирования учебной мотивации у детей школьного возраста усиливает желание школьников овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к многообразию изучаемых предметов.
Список источников:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b819c620a8c698de35861ad4c9d9696ee0c3ee7a/
https://vbudushee.ru/upload/iblock/rlp/RLP_posobie_motiv_shkolnik.pdf
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003.
Подготовила Бурлаченко А.А.
10