Статья на тему «Реализация здоровьеразвивающих технологий в практике работы образовательного учреждения»

5
0
Материал опубликован 10 July в группе

Реализация здоровьеразвивающих технологий в практике работы образовательного учреждения

 

Сагатова Анна Сергеевна,

преподаватель-организатор ОБЖ,

высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Иркутская область, г. Братск

Аннотация

В современном мире состояние здоровья детей, подростков и молодежи в России вызывает тревогу не только у работников системы образования и здравоохранения, но и у всего общества в целом.

Основную часть времени дети проводят в школе, и поэтому на образовательное учреждение возлагается ответственность за здоровье учащихся. На сегодняшний день, многими учеными доказано, что одной из причин массового нездоровья учащихся является неправильная организация учебного процесса и школьного пространства, а также очень много негативных факторов, отрицательно влияющих на здоровье учащихся.

I. Здоровьеразвивающие технологии и современная система образования

Понятие «здоровьеразвивающие технологии»:

- «развивающие технологии» - это готовый продукт, который предоставляется ребенку в качестве шаблона действия;

- «здоровьеразвивающие технологии» - это технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Здоровьеразвивающие образовательные технологии, реализуемые на основе личностно-развивающих ситуаций, относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся обретают навыки совместного жития и эффективного взаимодействия. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции, становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей. Под здоровьеразвивающей образовательной технологией понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.

II. Современная школа и здоровье учащихся

Важным показателем благополучия общества и государства – состояние здоровья подрастающего поколения.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно тогда только говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики.

Перед школой всегда стоят вопросы: как помочь ребенку быть физически здоровым; как бороться с имеющими заболеваниями; как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия.

Рост числа заболеваний за последние годы стремительно набирает темпы.

Как показывает статистика, в нашей школе учащиеся имеют разную группу здоровья и физкультурную группу

Таблица 1. Группа здоровья учащихся

 

Наименование

Классы

1-4

5-9

10-11

Численность обучающихся, которые имеют 1 группу здоровья, чел.

18,6%

22,2%

3,6%

Численность обучающихся, которые имеют 2 группу здоровья, чел.

21,8%

22,8%

1,3%

Численность обучающихся, которые имеют 3 группу здоровья, чел.

2,7%

4,7%

0,8%

Численность обучающихся, которые имеют 4 группу здоровья, чел.

0,8%

0,2%

-

Численность обучающихся, которые имеют 5 группу здоровья, чел.

-

0,6%

-

 

Таблица 2. Физкультурная группа здоровья учащихся

 

Наименование

Классы

1-4

5-9

10-11

Численность обучающихся, которые имеют основную группу физической подготовленности, чел.

40,2%

45,9%

4,4%

Численность обучающихся, которые имеют подготовительную группу физической подготовленности, чел.

3,4%

4,6%

1,3%

Численность обучающихся, которые имеют специальную медицинскую группу или ЛФК физической подготовленности, чел.

0,2%

-

-

С каждым годом мы видим, что возрастает рост числа заболеваний у детей. И наша задача, предотвратить этот рост.

III. Планирование работы педагога и школы в сфере охраны здоровья учащихся

«Школа должна быть не только школой знаний, но и школой здоровья».

Наиболее трудная и значимая для современной школы задача – разработка и внедрение здоровьеразвивающих технологий в учебный процесс. Педагогический коллектив нашей школы, понимает, что здоровье всех детей страны, важно и, осознавая свою ответственность перед детьми, ставит перед собой задачу построения здоровьеразвивающей среды обучения.

Данная работа предусматривает комплексный подход к укреплению и сохранению здоровья учащихся и включает в себя ряд мероприятий по следующим направлениям:

1. Здоровьеразвивающая среда образовательного учреждения.

В школе осуществляется оперативный контроль (ОпК) по разным направлениям в области сохранения здоровья всего образовательного процесса:

- ОпК «Соответствие состояния учебных кабинетов требованиям СанПин»;

- ОпК «Организация горячего питания школьников, охват организованным горячим питанием учащихся, питание детей из мало обеспеченных семей, детей–инвалидов и детей с ОВЗ. Качество питания»

- ОпК «Выполнение санитарно-гигиенических условий организации ОП в школе»;

- ОпК «Соблюдение правил техники безопасности на уроках физической культуры и при проведении внеклассных спортивных занятий и мероприятий»;

- ОпК «Работа по оказанию поддержки детям-инвалидам и детям с ОВЗ (социальная защищенность и адаптированность к социальной среде).

По итогам каждого контроля составляется план мероприятий по устранению каких-либо замечаний (если таковы имеются). Педагоги стремятся соблюдать все нормы и правила в вопросах здоровья учащихся, да и самих педагогов.

2. Организация физкультурно-оздоровительной работы.

В данном направлении созданы и реализуются программы специальных курсов внеурочной деятельности, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни:

- «Лыжная подготовка» (5-6 классы);

- «Подвижные игры» (1-4 классы);

- «Здоровье» (занятия со специальной медицинской группой).

2.1. Уроки физической культуры являются основной формой обеспечения необходимой двигательной активности «Каждый урок – урок здоровья» (организация полноценной и эффективной работы с учащимися всех групп здоровья).

2.2. Подвижные перемены

Для сохранения, укрепления и стимулирования здоровья, в школе организуются оздоровительные перемены (для предотвращения травматизма). Перемены строятся на основе самостоятельной деятельности учащихся. Контроль за такими переменами осуществляют классный руководитель и дежурный учитель.

При проведении перемен, интересной находкой стала «Утренняя зарядка по ПДД», учащиеся одновременно проявляют двигательную активность и вспоминают правила дорожного движения), используя песни, в которых есть упоминания о тематике ПДД.

2.3.Физкультурные минутки и динамические паузы

На уроках проводятся физ. минутки, как необходимый кратковременный отдых. Самые востребовательные у учащихся, это «чип и дэйл»; «хомка»; «барбарики»; «рыбки», «дерево», «шар». При проведении физ. минуток, у учащихся развивается двигательная активность. Учащиеся активно принимают участие в проведении таких минуток.

Большой популярностью пользуется среди учащихся нашей школы «королевская осанка» (направленная на сокращение заболеваний опорно-двигательной системы).

Регулярно проводятся в рамках школы спортивные мероприятия (день здоровья, конкурсы, соревнования). Образовательное учреждение активно принимает участие в городских спортивных мероприятиях.

      3. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленна на формирование ценности здоровья и воспитание здорового образа жизни.

Задача школы по защите здоровья учащихся, проводить информационно-просветительскую работу с учащимися. Повышать их уровень грамотности в вопросах здоровья, так как у учащихся отсутствует понимание «мода на здоровье».

В образовательном учреждении реализуются учебно-воспитательные технологии, которые включают программы специальных курсов внеурочной деятельности:

- «Все цвета, кроме черного» для 7-9 классов;

- «Все, что тебя касается» для 7-9 классов;

- «В жизнь по безопасной дороге» для 5-9 классов;

- «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1-4 классов;

- «Я – пешеход и пассажир» для 1-4 классов.

Педагоги проводят открытые уроки, классные часы по вопросам здоровья.

В школе здоровая и безопасная образовательная среда включает в себя комплекс мероприятий:

- выставки плакатов, буклетов, рисунков;

- «Уроки здоровья»;

- организация перемен (каждый вторник «Утренняя зарядка», каждый четверг «Танцевальный флешмоб»)

- «Дни здоровья» - в рамках Всемирного Дня здоровья (в начальных классах в форме Квест-игры «Медицинский осмотр учащихся школы»);

- «Правильное питание» в столовой проводятся дни «кухни народов».

- недели безопасности «Мое здоровье – здоровье нации»;

- месячник безопасности «Внимание дети!», «Безопасность в сети Интернет», «Мы знаем, что такое безопасность» и многое другое.

Сохранение здоровья и повышение адаптивных свойств организма обучающихся очень важная задача образовательного процесса.

4. Организация просветительской и методической работы с педагогами и родителями.

В рамках работы школьного методического объединения проводятся с педагогами: заседания, семинары, конкурсы, творческие мастерские (работа педагогического коллектива по вопросам здоровья).

Активно ведется в школе и работа с родителями. Проводятся родительские собрания, лектории, общешкольные родительские конференции, консультации по вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на здоровье учащихся.

Привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению мероприятий по воспитанию здорового образа жизни.

   5. Профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья: мониторинг состояния здоровья учащихся; диагностирование учащихся в вопросах здорового образа жизни; медицинские осмотры учащихся, педагогов.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что здоровье подрастающего поколения – самая злободневная проблема: педагогическая, психологическая, медицинская. И решать эту проблему надо общими усилиями.

Комплексное использование здоровьеразвивающих технологий в учебном и воспитательном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья.  

На современном этапе актуальной становится задача обеспечения образования без потерь здоровья учащихся. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно преподаватель может сделать для учащихся в плане сохранения здоровья больше, чем врачи. Но для этого необходимо обучиться здоровьеразвивающим технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, как на уроках, так и в общей программе работы учебного заведения.

 

Литература

Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход/Школа здоровья. 2012. Т. 7. №2

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации