Статья на тему: «Реализация информационно-коммуникационных технологий при организации обучения по предмету «История Отечества»
Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников»
Статья на тему:
«Реализация информационно-коммуникационных технологий
при организации обучения по предмету «История Отечества»
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»
учитель истории Отечества
Бутримова Татьяна Ивановна
Происходящие в настоящее время в российском обществе социально-экономические изменения обусловили необходимость изменений в системе образования. Исключительная роль в этом принадлежит школе как важнейшему фактору гуманизации общественно - экономических отношений. Современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к полноценной жизни. Современное образование призвано формировать у обучающихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность.
Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.
В соответствии с этим возникают трудности социальной адаптации выпускников образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), так как возрастающие требования современного общества порой не всегда посильны для их реализации.
В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача нас – педагогов, состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.
Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса, принятого на вооружение педагогами российской школы, позволяющего оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения, является использование современных педагогических технологий.
Сколько бы лет учитель не преподавал, он все время продолжает учиться сам, ведь старая поговорка гласит: "Пока мы учим - мы учимся". Современный учитель истории следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет.
Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых образовательных технологий, представляющих собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено процессами, происходящими сегодня и позволяющими значительно повысить эффективность обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.
Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные педагогические технологии?
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическая технология - направление педагогики, которое имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.
Наиболее оптимальными для преподавания предмета «История Отечества» в образовательной организации для обучающихся с ОВЗ (ИН) можно считать информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проектные, проблемные, разноуровневые технологии. Все эти технологии интересны, многогранны, достойны изучения и использования на своих уроках учителями, что позволяет совершенствовать процесс познания, делать уроки яркими, запоминающимися, дает возможность учителю и обучающимся работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, формирует у ребёнка желание учиться.
Информационно-коммуникационные технологии
Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». [8, с.267]. Общеизвестно, что преподавание истории невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе истории Отечества, не может наблюдаться обучающимися, поэтому значение наглядности для формирования исторических представлений и понятий очень велико. [2, с. 145].
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. [5, с.4-5].
Эмоционально-волевая сфера этих обучающихся тоже в ряде случаев нарушена, что проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. [55, с. 89]. Во многом нарушена и моторно-двигательная сфера обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии. Но у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря использованию информационных технологий зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются, что ведёт к положительному результату обучения и развития данной категории детей.
Изучение истории Отечества требует широкого использования таких пособий, как исторические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. [9, стр.53-55].
ИКТ предоставляют огромные возможности для визуализации материала на уроках истории Отечества. Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления обучающихся. Оптимальное сочетание компьютерных методов с традиционными определяют эффективность использования информационных технологий в коррекционной работе на уроке.
Действительно, использование мультимедиа позволяет насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче и насыщеннее. [4, с.34].
В свое время были изучены возможности использования новых информационных технологий на уроках истории Отечества в классах со сложной структурой дефекта. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях.
Информационные технологии на уроках истории Отечества можно использовать в следующих вариантах:
1) Мультимедийные презентации.
Мультимедийная учебная презентация – электронное пособие, разработанное с помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления учебного материала и предъявляется обучающимся на мониторе, на специальном экране или интерактивной доске посредством компьютера и мультимедийного проигрывателя. Для создания таких пособий могут использоваться такие электронные программы-инструментарии: PowerPoint и др.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала, сочетаться с работой по карте, по тексту учебника, выполнением упражнений в контурных картах и т.п. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты и т.д.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к обучающимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа будет способствовать выполнению обучающимися самопроверки.
Нарушение последовательности логического высказывания обучающихся с умственной отсталостью приводят к тому, что они не могут воспринимать исторический материал в большом объеме. Поэтому, строя урок и деля его на отдельные смысловые части, целесообразно использовать слайды презентации с уточняющими вопросами и заданиями, сопровождающиеся различными средствами наглядности. Это могут быть фотографии, иллюстрации, опорные схемы, таблицы – т.е. все, то, что оказывает сильное воздействие на память и воображение обучающихся, позволяют погрузить их в изучаемую эпоху, создать иллюзию присутствия. Например, на уроке истории Отечества в 7 классе по теме «Невская битва» используется презентация, в которой представлены не только иллюстрации самого сражения, но и карта, схема битвы, воины противников, их вооружение, используются видео и аудиозапись (отрывки из художественных фильмов). На уроке в 9 классе по теме «Блокада Ленинграда» обучающиеся погружаются в трагическую историю блокадного города путем просмотра фрагментов видеохроники того времени.
Бедность словарного запаса у данной категории обучающихся и трудности усвоения ими исторических терминов требуют работы на уроке над понятиями: теоретико-практическое пояснение, многократное использование на уроке, проговаривание. Для проведения словарной работы хорошо использовать слайды не только с самим словарным словом и его пояснением, но и подбирать ситуативную картинку. Например, урок в 8 классе «Начало правления Петра I» подразумевает работу с такими словарными словами, как верфь, струг. На слайде презентации выводятся понятия данных слов, а рядом со словарным словом размещается иллюстрация по данной теме.
Трудности в запоминании хронологического материала объясняются нарушениями пространственно-временных представлений у обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому использование в презентации хронологических таблиц и ленты времени в связке с изображением того или иного события дают возможность усилить внимание обучающихся на конкретизации данного факта или события, на установление причинно-следственных связей.
Во время рассказа учителя на уроке в 9 классе по теме, например, «Сталинградская битва», заполняется таблица. Таблица по содержанию большая, на обычной доске занимает много места. Используя презентацию, таблица заполняется постепенно, обучающиеся выполняют запись последовательно, именно в тот момент, когда это необходимо, всегда могут проверить свой результат работы в тетради с образцом на слайде, в конце урока видят результат своей деятельности.
2) Кроме презентаций, свое место на уроке находят видеофрагменты хроники тех или иных событий, фрагменты учебных фильмов по истории. Они позволяют наглядно увидеть то или иное событие, представить происходящее, окунуться в эпоху. Особенно полезны видеофрагменты на уроках истории при изучении военных сражений, битв, так как они наглядно позволяют обучающимся увидеть расположение сил противников перед битвой, ход сражения и его итоги. Например, при изучении тем раздела «СССР в годы Великой Отечественной войны» в 9 классе уместно использовать на уроках видео всех значительных битв и военных операций того времени: битва за Москву, блокада Ленинграда, битва на Курской дуге, Сталинградская битва, Берлинская операция и т.д., тем самым давая обучающимся возможностью воочию увидеть ход военных событий тех времен.
3) Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках учителя истории часто применяют различного рода тесты, составленные в программах Word или Power Point. Тесты могут быть простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов ответа, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы.
Анализ уроков истории с использованием ИКТ показывают высокий уровень познавательной активности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет стимулировать познавательный интерес к истории, способствует развитию их информационной компетенции, индивидуализирует процесс обучения.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю более эффективно строить процесс познания, повышает мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала обучающимися;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на уроке;
• повышение интереса к изучению истории и успеваемости;
• идет более полное усвоение теоретического материала;
• формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
• повышается производительность труда учителя и обучающихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но тем не менее важны современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто "вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся, применить необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации процесса обучения и воспитания.
Список использованной литературы
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984., с. 57
Буланова, М.В. – Топоркова, Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии, Издательский центр «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2004г. С. 29,84-85,89,145
Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех. - М.:Центр «Педагогический поиск», 2009. – 230 с., с. 87-88
Князева, Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4, с.34
Петрова, В.Г. «Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2004, с.4-5,89
Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М., 2001, с. 37-41
Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт.-М: НИИ Школьных технологий, 2006., с.48-49
Собрание сочинений / К.Д. Ушинский ; Ред. коллегия: А.М. Еголин (глав. ред.), Е.Н. Медынский и В.Я. Струминский ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т теории и истории педагогики. - Москва ; Ленинград : Акад. пед. наук РСФСР, 1948-1952 (М. : Образцовая тип.). - 3 т., с. 267
Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 21.11.2021).