12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бутримова Татьяна Ивановна80
Россия
1

Статья на тему: «Реализация здоровьесберегающих технологий при организации обучения по предмету «История Отечества» обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»

Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»



Статья на тему:

«Реализация здоровьесберегающих технологий

при организации обучения по предмету «История Отечества»

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)»



учитель истории Отечества

Бутримова Татьяна Ивановна

Происходящие в настоящее время в российском обществе социально-экономические изменения обусловили необходимость изменений в системе образования. Исключительная роль в этом принадлежит школе как важнейшему фактору гуманизации общественно - экономических отношений. Современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы – подготовить ученика – будущего выпускника - к полноценной жизни. Современное образование призвано формировать у обучающихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность.

Остановить этот процесс невозможно, так как постоянно идущий вперед прогрессивный мир подразумевает постоянное развитие человека, а, соответственно, с каждым днем возрастают требования к нынешнему ученику – будущему члену общества.

В соответствии с этим возникают трудности социальной адаптации выпускников образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), так как возрастающие требования современного общества порой не всегда посильны для их реализации.

В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий обучения и воспитания   детей с ограниченными возможностями здоровья. Задача нас – педагогов, состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях. 

Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса, принятого на вооружение педагогами российской школы, позволяющего оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения, является использование современных педагогических технологий.

Сколько бы лет учитель не преподавал, он все время продолжает учиться сам, ведь старая поговорка гласит: "Пока мы учим - мы учимся". Современный учитель истории следит за развитием исторической науки, учится преподавать свой предмет.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием новых образовательных технологий, представляющих собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено процессами, происходящими сегодня и позволяющими значительно повысить эффективность обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Чтобы узнать педагогические технологии, необходимо познакомиться с ними, изучить их. Так что же такое современные педагогические технологии?

Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.

Педагогическая технология - направление педагогики, которое имеет цель повышения эффективности образовательного процесса, гарантии в достижении запланированных результатов обучения.

Мировая педагогическая наука рассматривает сегодня учителя как менеджера, управляющего активной развивающей деятельностью обучающегося. В этой ситуации преподаватель должен владеть всем инструментарием методов обучения, и роль технологий в достижении современного качества образования в этих условиях значительно возрастает.



К числу современных образовательных технологий можно отнести:

- технологию личностно-ориентированного обучения;

- игровые технологии;

- коррекционно - развивающие технологии;

- коллективную систему обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологию разноуровневого обучения;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии и другие.

Наиболее оптимальными для преподавания предмета «История Отечества» в образовательной организации для обучающихся с ОВЗ (ИН) можно считать информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, игровые, проектные, проблемные, разноуровневые технологии. Все эти технологии интересны, многогранны, достойны изучения и использования на своих уроках учителями, что позволяет совершенствовать процесс познания, делать уроки яркими, запоминающимися, дает возможность учителю и обучающимся работать творчески, способствует развитию любознательности, повышает активность, приносит радость, формирует у ребёнка желание учиться.

Здоровьесберегающие технологии

Одной из главных задач современной школы, в том числе и школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, является создание условий, гарантирующих укрепление здоровья обучающихся, основную часть которых составляют дети с различными психофизиологическими особенностями.

Нарушения эмоционально-волевой сферы, раздражительность, недоразвитие высших психических функций, отставание в развитии двигательной сферы, недостаточно развитая моторика пальцев рук, недоразвитие речи - всё это свойственно детям с интеллектуальными нарушениями. У многих из них повышенная утомляемость, нарушения основных понятий и представлений. Следовательно, для них просто необходимо применение технологий здоровьесбережения и формирование здорового образа жизни не только на уроках, но и во внеурочное время, использование которых в деятельности учителя становятся перспективным средством коррекционной работы с детьми. Здоровьесберегающие технологии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогают достижению максимально возможных результатов в преодолении различных трудностей, а также общего оздоровления школьников, так как оптимизируют процесс коррекции нарушений высших психических функций, речи, поведения детей с ОВЗ и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему образовательного процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время уроков и внеурочных занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах, делая занятия интереснее и разнообразнее.

В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В связи с этим вопрос применения здоровьесберегающих образовательных технологий становится актуальным, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, способствуют его укреплению. Оздоровительные технологии в образовательный процесс должны внедряться в условиях здоровьеразвивающей среды, обеспечивающей благоприятную гигиеническую, психологическую и педагогическую обстановку.

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Обеспечение здоровьесбережения на уроках истории Отечества позволяет школьнику иметь возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни путем рациональной организации уроков, внедрения систем упражнений по профилактике общей утомляемости (физкультминуток), утомляемости рук и глаз, артикуляционных и дыхательных гимнастик, что позволит повысить качество обучения, познавательный интерес, уровень сформированности умений и навыков здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса: обстановка и гигиенические условия в классе, количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности, наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности, место и длительность применения технических средств обучения (в соответствии с гигиеническими нормами), поза обучающегося на уроке, чередование позы, наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления (физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке), наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации, темп окончания урока;

2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников: правильная организация урока, использование всех каналов восприятия, учет зоны работоспособности обучающихся, распределение интенсивности умственной деятельности, уместное и правильное применение физкультпауз;

3. Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках: снятие эмоционального напряжения, создание благоприятного психологического климата на уроке, охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни;

Важное место на уроках истории, учитывая возрастные особенности и потребности в двигательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, занимают физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания.

Это не только разнообразит урок, но и приносит большую пользу. Во-первых – дети переключаются с одной деятельности на другую, во-вторых – необходим небольшой отдых. Чем интересней он будет проведен, тем эффективней будет дальнейшая работа.

Виды физкультминуток могут быть разнообразные, начиная от комплекса общеукрепляющих упражнений, например:

«Великан». Встать на носочки, поднять вверх руки, тянуть туловище вверх.

« Обезьянка». Руки вверх, лезем по канату, считаем до пяти, затем руки встряхиваем.

«Военный на параде». Вытянуть руки по швам, прижать их к телу и маршировать как военный, вытягивая носок прямой ноги. Ногу ставить на всю ступню.

Также на уроках можно использовать «исторические физкультминутки» с подбором текста под тему урока, например, изучая тему «Славянские воины и богатыри» (7 класс), можно использовать физкультминутку исторической направленности, предлагая обучающимся стать богатырями:

Вот мы руки развели

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Ниже, дети, не ленитесь,

Поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо. И ещё, через левое плечо.

Также можно проводить физкультминутки, соединяя их с изучаемым материалом на уроке, например:

1. Задаю детям вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Ребята отвечают определенными движениями: «да» - поднимают руки вверх, «нет» - поворачивают голову влево-вправо (движения могут быть другими), например, называю термины, относящиеся к теме урока «Семибоярщина» (8 класс), и прошу детей – поднять руки вверх, если термин относится к теме урока, повороты головы, если нет).

2. Предлагаю поднять руки-опустить руки (называю разные исторические личности, даю задание - поднимать руки, если данная личность относится к изучаемой теме, опустить – если нет).

Физкультминутки также можно проводить и сидя за партой, например:

«Передай мяч»

Обучающиеся передают на соседнюю парту небольшой мяч, называя слова по изучаемой теме, второй вариант физкультминутки- учитель передает мяч обучающимся по порядку, определяя тему физкультминутки, например: при изучении темы «Героизм тружеников тыла» (9 класс) обучающиеся, передавая поочередно мяч, называют основные термины, изучаемые на уроке- комендантский час, патруль, пенициллин и т.д.

«Радуга знаний»

При изучении темы «Исторические памятники» (7 класс) на карточках одного цвета написаны названия вещественных памятников, другого цвета - письменных, другого - устных.

На доске написаны заголовки: вещественные, письменные, устные. обучающиеся должны разнести свои карточки в соответствующую ячейку, например: вещественные - красный цвет, письменные - зеленый, устные - синий цвет карточки и т.д.

Такие физкультминутки позволяют разнообразить урок, повысить общую работоспособность обучающихся, предотвратить утомляемость, использовать интеллектуальную «привязку» к теме урока.

На уроках также используются элементы дыхательной гимнастики, суть которой заключается в тренировке правильного вдоха и выдоха, что благоприятно сказывается на организм ребенка в целом, насыщая его кислородом, настраивая на позитивный лад, дает возможность успокоиться, сменить вид деятельности на уроке.

Упражнение «Свеча» - ровный медленный выдох, глубоко вдохнуть, остановиться и медленно дуть на воображаемое пламя свечи, постараться дуть так, чтобы пламя «легло», и удержать его в таком положении до конца выдоха; « Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.

Упражнение «Ладошки» - обучающиеся сидят за партами, спина прямая, руки согнуты в локтях, ладошки смотрят вверх. Держать руки нужно перед собой. Делается короткий вдох, ладони ритмично сжимаются, короткий выдох- ладони разжимаются.

Гимнастика для пальцев

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи обучающихся с ОВЗ, переключает их на телесные ощущения, таким образом, успокаивая, усиливая согласованную деятельность речевых зон и способствуя лучшему развитию памяти и воображения обучающегося, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

На уроках истории Отечества вариантов использования гимнастики для кистей и пальцев рук много, вот некоторые из них:

Упражнение 1.

Поочередно каждый палец на руке соприкасается подушечкой с большим пальцем - получается овал. Одновременно обучающиеся называют имена, понятия, города, памятники культуры по определенной теме урока, например, тема «Культура и искусство Древней Руси»- храмы, фрески, иконы, иконописцы, мозаика и т.д.

Упражнение 2.

Подушечками пальцев одной руки дети поочередно касаются подушечек пальцев другой руки, при этом перечисляют названия или слова по указанной теме, например, называя очередность правления первых русских князей.

Упражнение 3 «Игра на гуслях»- при изучении темы «Былины-источник знаний о Древней Руси» (7 класс) обучающиеся представляют себя древними гуслярами, рассказывающими былины, имитируя пальцами игру на гуслях (под музыку)

Использование на уроках гимнастики для глаз позволяет обучающимся снимать усталость и напряжение с глаз, оздоравливает зрительный аппарат обучающихся.

Примеры гимнастики для глаз на уроках истории Отечества:

Гимнастика для глаз по офтальмотренажеру Базарного

Упражнение «ФИЛИН».

Обучающимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3-4 секунды. Широко открыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5-6 секунд.

Упражнение «Рисование носом».

Детям нужно посмотреть на контур границ государства, острова, моря. Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.

Упражнение «Художник»

Представьте белый контур границ территории Древней Руси. Мысленно раскрасьте разным цветом княжества. Раскрашивать не торопясь, не допуская пробелов.

Упражнение «Бег глазами».

Представить большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. При этом можно мысленно называть соседей государства Русь.

Таким образом, использование различных приемов и методов здоровьесбережения на уроках обеспечивает сохранение психического и физического здоровья обучающихся, способствует лучшему овладению ими системой знаний, умений и навыков. Включение в содержание уроков материалов оздоровительной направленности не только повышает заинтересованность учеников, но и заставляет их задуматься о сохранении и укреплении своего здоровья.



Список литературы:

Антипова, Л.П., Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, Л.П.Антипова/Начальная школа.-2011 №8 с. 106-108

Буланова, М.В. – Топоркова, Духовнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Педагогические технологии, Издательский центр «Март», Москва – Ростов-на-Дону, 2004г. С. 29,84-85,89,145

Ильин, Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3.

Ковалько, В.А. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : 1-4 кл.: - М. : ВАКО, 2004 (ГУП Сарат. полигр. комб.). - 295 с.

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28.) URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74993644/ (дата обращения: 21.11.2021).

Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х тт.-М: НИИ Школьных технологий, 2006., с.48-49

Ястребова, Э. Р. Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения / Э. Р. Ястребова. — // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 231-234. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7178/ (дата обращения: 21.11.2021).














Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.