12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чалая Мария Владимировна56
Россия, Ярославская обл., Ярославль

Статья на тему:

«Способы и методы, помогающие повысить мотивацию на занятиях».

Одной из наиглавнейших и наисложнейших проблем современного дошкольного образования является вопрос о формировании мотивации дошкольников к образовательной деятельности. Указанная проблема также усугубляется тем, что зачастую в дошкольных образовательных организациях работают либо очень молодые специалисты, либо педагоги преклонного возраста.

Любая педагогическая деятельность (образовательная, развлекательная, коррекционная) имеет одну единственную цель – всестороннее развитие ребенка, однако это развитие может быть, возможно, только в одном единственном случае, если новые знания, умения, навыки которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.

Как известно, мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели [2].

В контексте дошкольного образования, одной из главной целью обучения и воспитания является эффективное использование способов и методов, позволяющих обеспечить возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.

В современной педагогической литературе ученые выделяют следующие виды мотивации [2]:

1. Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

А. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.

Б. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.

В. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.

Г. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.

Д. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.

При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

2. Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:

А. Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.

Б. Каждому ребёнку даётся посильное задание.

В. В конце подчеркиваете, что результат был, достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

3. Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.

Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.

Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.

По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

4. Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для себя или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.

Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.

Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.

Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач, например - использовать игрового персонажа.

На любых занятиях с детьми нам не обойтись без использования игровых персонажей. Игровые и сказочные персонажи – многофункциональны, они могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований. Игрушки или игровые персонажи:

должны соответствовать возрасту детей;

должны быть эстетичными,

должны быть безопасными для здоровья ребёнка,

должны иметь обучающую ценность,

должны быть реалистичными;

не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.

игровых персонажей не должно быть много [6].

Любой персонаж должен быть ярким и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом.

Также одним из эффективных методов мотивации является использование информационных компьютерных технологий, как средства повышения мотивации к образовательной деятельности. В настоящий момент компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе и в ВУЗах, но и детском саду.

Воспитанники групп имеют разный уровень развития познавательных процессов. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.

С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшилось бы обучение детей, значительно возросла бы мотивация, заинтересованность детей на занятиях. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)

обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.

обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.

действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения [2].

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.


Литература:


Баршай, В. М. Активные игры для детей: Учебное пособие/ В. М. Баршай. - Ростов–на– Дону «Феникс», 2001.

Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 3- 4 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе

«Радуга» Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 2004.

Доронова Т. М., Гербова В. В., Гризик Т. И., Воспитание, образование и развитие детей 6- 7 лет в детском саду: Метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе

«Радуга / Т. М. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик. – М. Просвещение, 1997.

Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

Кравченко, И. В. Долгова, Т. Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие / И. В. Кравченко, Т. Л. Долгова. - Москва: ТЦ Сфера, 2009.

Краснощекова, Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. - Ростов–на–Дону «Феникс», 2008.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.