12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана591
Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – будто кругом одни чудеса. Альберт Эйнштей Я отношусь к числу людей, для которых, «кругом одни чудеса». А иначе и быть не может, рядом дети!
Россия, Краснодарский край, станица Динская
3

Статья «Обучение в движении - новый подход к проведению уроков с применением сингапурских образовательных структур»

Статья «Обучение в движении - новый подход к проведению уроков с применением сингапурских образовательных структур»

В течение нескольких веков все педагоги упорно добиваются на уроке от детей неподвижности и молчания. Как и большинство коллег, я считала, что в тишине дети лучше усваивают материал, что некоторые дети неуправляемы и есть классы, в которых невозможно установить дисциплину, если дать возможность двигаться на уроке. Что играть уместно  только на перемене, а на уроке надо учиться. Что движение отвлекает ученика от обучения. В то же время как биолог я понимала, что ни одна из функций мозговой деятельности не должна «стоять на паузе» во время урока и знаю о необходимости и пользе участия всего тела ученика в процессе обучения. Лучше усваивается та информация, для усвоения которой задействованы разные системы организма и слух, и зрение, и речь, и движение, а это невозможно в полной тишине. Несомненно, что интуитивный учительский порыв «упорядочить, сковать, утихомирить» постепенно приучает учеников к отсутствию живого активного участия в процессе «образовательного путешествия». Активный приём, как часть урока  – это лучший способ надёжно оставить информацию в голове ученика. Интерес вызывает максимальную концентрацию внимания. Внимание обеспечивает проникновение информации в наше сознание. Без осознанного внимания информация останется за порогом нашего мозга. В то же время программы обучения настолько насыщены, что многие учителя, как и я, уверены: времени на дополнительные перерывы у них просто нет, поэтому и не уделяется должного внимания активным движениям на уроке. Ученые доказали, что среднестатистический ученик, вне зависимости от его возраста, нуждается в короткой серии активных движений в течение урока, а большинство учеников осваивают материал наиболее эффективно, если на занятиях используются активные приёмы раз в 15 минут. Это позволяет сохранить концентрацию, задействовать обе сферы головного мозга, позволить информации перейти в разряд запоминания и предотвратить ощущение перегруженности информацией. Если ученики чувствуют себя физически некомфортно, мозг не способен работать во всю силу. Особенно сложно справиться с заданиями, если они включают что-то с использованием критического мышления, или если нужно соотнести новую информацию с уже раннее изученной, а также задействовать абстрактные теории. История даёт нам немало примеров, как великие люди сочиняли стихи, изобретали, делали уникальные открытия, размышляя на ходу. Важно отметить, что для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Вероятнее всего по этой причине многим людям, а особенно детям, легче мыслить при  двигательной активности. Мне, как биологу, известно, что около 90% кислорода в нашем теле находится в статическом состоянии до того, как мы сделаем глубокий вдох, зевнём, или встанем и совершим какое-либо движение. Недостаток кислорода ведет к состоянию растерянности, снижению концентрации и проблемам с запоминанием. Дав ученикам возможность встать из-за парт, учитель обеспечивает активное поступление кислорода в разные части тела, в том числе и в мозг. Мозг человека потребляет энергии больше, чем другие отдельно взятые органы нашего тела. На его долю приходиться около 20% кислорода, поступающего в легкие, хотя вес мозга составляет всего 2% от общей массы тела.

Добавить движение в урок – это и стало целью моего педагогического опыта, в котором я интегрирую в процесс обучения активные приёмы, не прекращая процесса обучения. Если движение никак не связано с обучением, то оно может отвлекать. Но если сделать движение одной из методических составляющих урока, то ученики будут намного быстрее запоминать, намного радостнее бежать на урок, намного лучше себя чувствовать на уроке физически.

Я прошла курсы «АПГРЕЙД 45 минут или как развивать в учениках навыки и компетенции XXI века на каждом уроке». Сингапурская технология обучения - это обучение в сотрудничестве, с применением огромного разнообразия обучающих структур и мыслительных приемов. В основе обучения командная форма работы, работа в парах и обучение в движении. Все обучающие структуры выполняются чётко по алгоритму, учащиеся отвечают в строго заданном временном промежутке.

Физкультминутки со смыслом включаются на каждом уроке и для всех возрастных категорий. Активные приёмы необходимы в процессе обучения при переходе от одной подтемы к другой, это даёт время и возможность мозгу перефокусироваться: обработать полученную информацию и подготовиться к восприятию новой. После таких активных приёмов ученики чувствуют прилив энергии, который позволяет им активно слушать учителя дальше.

Я разработала цикл уроков биологии с использованием активных сингапурских образовательных структур:

1. КУИЗ – КУИЗ – ТРЭЙД - «ОПРОСИ-ОПРОСИ-ОБМЕНЯЙСЯ»

2. МИКС – ФРИЗ – ГРУПП - «СМЕШАЙТЕСЬ – ЗАМРИТЕ - СГРУППИРУЙТЕСЬ»

3. МИКС-ПЭА-ШЭА - «СМЕШАЙТЕСЬ - НАЙДИТЕ ПАРУ – ПРЕДСТАВЬТЕ ОТВЕТ»

4. ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН - «ВЗЛЁТ – ПОСАДКА»

5. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ - «ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГ»

6. СТЁ ЗЕ КЛАСС - «ПЕРЕМЕШАЙТЕ КЛАСС»

1. КУИЗ – КУИЗ – ТРЭЙД - «ОПРОСИ-ОПРОСИ-ОБМЕНЯЙСЯ» карточками - обучающая структура, в которой учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами по теме. Интерактивное повторение изученного материала.

Алгоритм структуры КУИЗ – КУИЗ – ТРЭЙД:

1. Учитель или ученики создают карточки с вопросами и ответами (количество карточек соответствует количеству учеников в классе) Если карточки создают ученики, то учитель перепроверяет их перед использованием в классе.

2. Ученики встают в пары с ближайшим одноклассником не из своего стола.

3. Ученик А задаёт вопрос, даёт 5-10 секунд для размышления и проверяет ответ своей пары по предложенной модели ПОДСКАЖИ-ПОДСКАЖИ-НАУЧИ-ПЕРЕСПРОСИ-ПОХВАЛИ.

4. Далее ученик Б таким же образом опрашивает свою пару и проверяет его/её ответ.

5. Ученики меняются карточками и благодарят друг друга.

6. Ученики прорабатывают аналогичным образом ещё 5-10 карточек со свойственным им темпом.

Например,

Класс - 9

Тема – Методы биологических исследований.

Карточка:

Вопрос 1: С каким прибором связано изучение клетки?

Ответ 1: Микроскоп.

Карточка:

Вопрос 2: Какие виды микроскопа вы знаете?

Ответ 2: Световой и электронный.

Класс - 9

Тема – Цветение и опыление растений.

Карточка:

Вопрос 1: Что такое опыление?

Ответ 1: Опыление – это перенос пылинок из пыльника тычинки на рыльце пестика.

Карточка:

Вопрос 2: Какие различают два типа опыления?

Ответ 2: Два типа опыления – перекрёстное и самоопыление.

2. МИКС – ФРИЗ – ГРУПП (СМЕШАЙТЕСЬ – ЗАМРИТЕ- СГРУППИРУЙТЕСЬ) - обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, ЗАМИРАЮТ, когда музыка прекращается, и объединяются в ГРУППЫ, количество участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Проверка академических знаний + физкультминутка со смыслом.

Алгоритм структуры МИКС – ФРИЗ – ГРУПП:

1. Учитель включает музыку, а ученики активно смешиваются, передвигаясь по классу под музыку.

2. Учитель останавливает музыку, а ученики замирают и в абсолютной тишине ждут вопрос учителя.

3. Учитель задаёт вопрос по теме (ответом на вопрос должно быть определённое число) и громко считает до трёх перед проверкой ответов. В течение 3 секунд ученики формируют группы с таким количеством человек, которое является ответом на вопрос.

4. Учитель проверяет количество учеников в каждой группе, выявляя правильные и неправильные ответы.

5. Важно проверять не только правильность количественного ответа, но и причины выбора.

Например,

Класс - 10

Тема – Мейоз

Пример 1 вопроса: Сколько стадий мейоза? Перечислите.

Пример 2 вопроса: Сколько периодов в Интерфазе? Перечислите.

Пример 3 вопроса: Сколько последовательных делений в мейозе? Перечислите.

3. МИКС-ПЭА-ШЭА (СМЕШАЙТЕСЬ - НАЙДИТЕ ПАРУ – ПРЕДСТАВЬТЕ ОТВЕТ)обучающая структура, в которой участники СМЕШИВАЮТСЯ под музыку, образуют случайную пару, когда музыка прекращается, и обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (для коротких ответов) и ТАЙМД – ПЭА – ШЭА (для развёрнутых ответов). Развитие навыков презентации.

Алгоритм структуры МИКС-ПЭА-ШЭА:

1. Ученики молча смешиваются, передвигаясь по классу под музыку.

2. Учитель останавливает музыку, а ученики сразу встают в пары с ближайшим одноклассником не из своего стола.

3. Учитель задаёт вопрос и даёт 5-10 секунд для размышления. Далее учитель определяет, сколько времени каждый из учеников в паре будет отвечать (например, 40 секунд), и кто начинает первым.

4. Ученики по очереди представляют свои ответы и внимательно слушают ответы друг друга. (ТАЙМД ПЭА ШЭА и РЕЛЛИ РОБИН)

5. Учитель опрашивает несколько учеников о том, что он/она узнал(а) от своей пары.

6. Ученики прощаются и двигаются дальше под музыку, чтобы найти себе другую пару. Таким образом, ученики прорабатывают 3-4 вопроса, а учитель прислушивается к обсуждениям в паре, чтобы сделать мышление учеников видимым.

Например,

Класс - 8

Тема – Общая характеристика птиц. Внешнее строение птиц.

Какую музыку будете использовать – весёлая песня «Птички».

Сколько вопросов зададите – 4

ТАЙМД ПЭА ШЭА - обучающая структура, в которой два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени.

2 вопроса для развернутого ответа (ТАЙМД ПЭА ШЭА):

1. Охарактеризуйте типы перьев и их значение в жизни птиц.

2. Объясните, почему птицы – теплокровные животные.

РЕЛЛИ РОБИН - обучающая структура, в которой два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами, оформленными в виде списка.

2 вопроса для перечисления коротких ответов (РЕЛЛИ РОБИН):

1. Перечислите приспособления птиц к полёту.

2. Назовите сходства покровов птиц и пресмыкающихся.

Фраза для развития социальных навыков после того, как один из учеников поделился своим ответом: Спасибо! У тебя был классный ответ! Благодаря тебе я понял(а) эту тему. Как хорошо, что я с тобой оказался(ась) в паре!

Класс - 8

Тема – Общая характеристика моллюсков.

Какую музыку будете использовать – оркестр Поля Мориа «Жаворонок»

Сколько вопросов зададите – 4

2 вопроса для развернутого ответа (ТАЙМД ПЭА ШЭА):

1. Почему моллюски считаются процветающей группой животных?

2. Почему животные с единым планом строения имеют такое многообразие?

2 вопроса для перечисления коротких ответов (РЕЛЛИ РОБИН):

1. Перечислите моллюсков – обитателей моря.

2. Назовите виды моллюсков, которые обитают в нашей местности.

Фраза для развития социальных навыков после того, как один из учеников поделился своим ответом: Спасибо, что ты был(а) сегодня со мной. Здорово, что я узнал(а) что-то новое благодаря тебе!

4. ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН (ВЗЛЁТ – ПОСАДКА) - «встать - сесть» - обучающая структура для получения информации о классе (кто решил задачу одним способом, двумя, тремя), а также знакомства с классом, аудиторией. (Быстрая проверка академических знаний всех учеников в классе одновременно)

Алгоритм структуры ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН:

1. Ученики отсаживаются от своих парт, чтобы им было комфортно периодически вставать и садиться.

2. Учитель проговаривает утверждение по теме (заведомо верное или ложное).

3. В течение 3 секунд все ученики встают, если они согласны с утверждением, и остаются на своих местах, если они считают, что утверждение ложное.

4. Учитель сканирует класс, выявляет тех, кто уверенно встал/остался на своём месте; встал только потому что встал отличник; встал и сразу сел, потому что большая часть класса не встала и т.д.

5. Аналогичным образом учитель предлагает 3-10 утверждений. После каждого раза ошибки обсуждаются и исправляются учениками.

Например,

Класс – 8

Тема – Общая характеристик рыб.

Утверждение:

1. Температура тела рыб не зависит от окружающей среды (Нет, зависит, рыбы – холоднокровные животные)

2. Большинство рыб – раздельнополые животные (Да, утверждение верно)

3. У рыб сердце двухкамерное (Да, утверждение верно)

Класс – 10

Тема – Вирусы

Утверждение:

1. Вирусы – это особая неклеточная форма жизни, занимающая особое положение между живой и неживой природой (Да, утверждение верно)

2. Вирусы, выращенные на питательных средах, были открыты Н.И.Луниным в 1898 году методом световой микроскопии (Нет, вирусы были открыты Д.И. Ивановским в 1892 году; они не живут на питательных средах и видны только в электронный микроскоп)

3. Бактериофаги используются человеком для лечения бактериальных инфекций и серьёзных осложнений опасных заболеваний (Да, утверждение верно)

Класс – 7

Тема – Особенности строения растительной клетки.

Утверждение:

1. Растительная клетка имеет клеточную оболочку, в состав которой входит целлюлоза (Да, утверждение верно)

2. У растительных клеток отсутствует ядро (Нет, у растительных клеток есть оформленное ядро)

3. Особенностью клеток растений является наличие вакуоли с клеточным соком (Да, утверждение верно)

5. ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ - «ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ КРУГ» - обучающая структура, в которой ученики формируют внутренний и внешний круги и делятся своими мнениями с разными партнерами. Эффективное закрепление темы в парах.

Алгоритм структуры ИНСАЙД-АУТСАЙД СЁКЛ:

1. Ученики образуют два круга по периметру кабинета. Ученики во внутреннем круге смотрят наружу, лицом к своей паре во внешнем круге.

2. Ученики находят себе новую пару (поворачиваются налево, идут по кругу, отсчитывая заданное учителем количество учеников, хлопая в ладоши).

3. Учитель задаёт вопрос и делает 5-10 секунд для размышления. Далее учитель определяет, сколько времени каждый из учеников будет отвечать, (например, 40 секунд), и кто начинает первым.

4. Ученики по очереди представляют свои ответы и внимательно слушают ответы своей пары.

5. Учитель опрашивает несколько учеников о том, что он/она узнал(а) от своей пары.

6. Ученики прощаются, двигаются дальше по кругу, чтобы найти себе другую пару. Таким образом, они прорабатывают 3-4 вопроса, а учитель прислушивается к обсуждениям, чтобы сделать мышление учеников видимым.

Например,

Класс - 7

Тема – Корень, его строение и значение.

Вопрос 1 на развёрнутый ответ:

1. Расскажите о значении корня в жизни растения.

Вопрос 2 на перечисление коротких ответов:

1. Перечислите виды корней.

По какому принципу мои ученики будут двигаться по кругу, чтобы найти новую пару?

Столько раз, сколько зон корня (при переходе перечисляют зоны, начиная с верхушки корня: деления, роста, всасывания, проведения).

Класс - 7

Тема – Семейство Крестоцветные

Вопрос 1 на развёрнутый ответ:

1. Чем крестоцветные отличаются от других семейств?

Вопрос 2 на перечисление коротких ответов:

1. Перечислите известные вам виды растений семейства Крестоцветные.

По какому принципу мои ученики будут двигаться по кругу, чтобы найти новую пару?

Столько раз, сколько частей в световом микроскопе (при переходе перечисляют части микроскопа, начиная сверху: окуляр, тубус, объектив, предметный столик, зеркало, штатив)

6. СТЁ ЗЕ КЛАСС - «ПЕРЕМЕШАЙТЕ КЛАСС» - обучающая структура, в которой учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. Структурированный письменный мозговой штурм всем классом.

Алгоритм структуры СТЁ ЗЕ КЛАСС:

1. Учитель задаёт вопрос, а ученики в течение 30 секунд записывают в своей тетради максимальное количество ответов в виде столбика.

2. Ученики чертят линию после последнего ответа. Далее они двигаются по классу и работают в разных парах, чтобы увеличить список ответов в течение 3-5 минут (Дети самостоятельно создают пары с учениками не из своего стола)

3. Повторяющиеся идеи отмечаются галочкой (не переговариваясь, списывают идеи своих одноклассников, с которыми они согласны, но которые не пришли им в голову, каждый раз отмечают галочкой повторяющиеся ответы)

4. Далее всем классом определяем финальный самый полный список, исправляя возможные ошибки. Затем итог, например, классификация ответов.

Например,

Класс - 7

Тема – Вегетативное размножение растений

Вопрос для мозгового штурма: Способы вегетативного размножения у цветковых растений.

Время на запись ответов: 30 секунд

Варианты ответа на вопрос: корневищем, клубнями, луковицами, ползучими побегами, усами, корневыми отпрысками, черенкованием, прививкой и т.д.

Работа в парах по увеличению списка ответов.

Итоговый вопрос: выберите из списка, что относится к размножению цветковых растений при помощи видоизменённых побегов.

Итак, активные приёмы, используемые в процессе обучения, не нарушают дисциплину, так как они структурированные, а позволяют повысить вовлеченность учащихся. Когда ученикам нравится находиться на занятиях, это положительно отражается на успеваемости, информация воспринимается лучше и многократных повторений не требуется. Поэтому если ученики устали, сидя за партой, самое время предложить им встать и передохнуть при этом, не прекращая процесса обучения.




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.