Преемственность в работе учреждения дошкольного образования и начальной школы по ознакомлению детей с природой

26
3
Материал опубликован 25 January 2021

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по ознакомлению детей с природой

 

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Сформировавшиеся в детском саду многочисленные привычки, навыки, знания составляют необходимый фундамент, на основе которого строится все дальнейшее обучение и воспитание в школе. Они помогают ребенку включиться в новые условия. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность в соответствии с Законом РБ «Об образовании».

Преемственность в общем смысле означает обеспечение направленности воспитания и обучения на решение задач не только данного, но и ближайшего периода жизни ребёнка.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.

Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

В дошкольных учреждениях основными формами ознакомления дошкольников с природой являются занятия, повседневные и целевые прогулки, экскурсии, праздники и развлечения. Особо место отводится специально организованным занятиям. Они проводятся с детьми старшего дошкольного возраста два раза в неделю на протяжении всего учебного года. В начальной школе предмету «Человек и мир» отводится только одно занятие в неделю. Если учесть, что программа по этому предмету включает три блока: «Человек и общество», «Человек и его здоровье», «Человек и природа», то на изучение последнего отводится только третья часть всех уроков отводимых на изучение данной дисциплины.

Необходимо создание непрерывных комплексных программ дошкольного и начального образования либо единым авторским коллективом, либо взаимодействующими коллективами. Примерами такого подхода к решению проблемы являются программы «Школа 2100», «Из детства в отрочество» и «Сообщество».

Педагоги ДОУ знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду с тем, чтобы опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Преемственность между детским садом и начальной школой по ознакомлению детей с природой может иметь самые разные формы. Одной из наиболее распространенных и обязательных является составление планов совместной работы ДОУ и школы. На новый учебный год, как правило, разрабатывается конкретный план мероприятий по осуществлению преемственности с начальной школой. Обязательные мероприятия годового плана предусматривают совместную деятельность педагогического коллектива ДОУ и детей дошкольного и младшего школьного возраста по ознакомлению с природой. Особое внимание уделяется подготовительной к школе группе. Помимо разносторонних представлений в различных областях и способов выполнения учебно-познавательной деятельности, предусматривается необходимость воспитания у детей положительного отношения к школе, к будущим учителям. Планом предусматривается нравственно-волевая подготовка детей к школе, которая осуществляется в процессе всех видов деятельности детей: в игре, в труде, на занятиях, где ставятся задачи воспитания ответственности за порученное дело, самостоятельности, дисциплинированности и уважения к старшим, установления дружеских взаимоотношений.

Общепринятой формой являются взаимные посещения: дети подготовительных групп посещают начальную школу, присутствуют на уроках. Такие экскурсии, как правило, оставляют у детей глубокое впечатление. Свидетельством тому являются игры в «школу», в которых дошкольники точно передают виденное на уроках. В свою очередь младшие школьники приходят на участок ДОУ, чтобы участвовать в совместном труде, праздниках, экскурсиях, наблюдениях, играх, спектаклях. Опыт показывает, что содержательное и эмоционально окрашенное взаимодействие детей разных возрастов способствует созданию теплых, доверительных отношений между детьми и комфортной атмосферы.

Наиболее сложным оказывается установление преемственности в области методов работы по природоведению. В целях выявления методов, используемых в современной практике экологической работы с младшими школьниками, мы провели беседу с учителями начальных классов. Анализ результатов собеседования показал существенное преобладание словесных методов, таких как объяснение нового материала, разъяснение, вопросы. Эти методы широко используются в работе дошкольных учреждений. Но в работе со старшими дошкольниками можно шире использовать вопросы, требующие не просто воспроизведение информации, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать, сравнивать, обосновывать, аргументировать свое мнение, решение. Однако такой вербальный метод как проведение бесед о природе является редким как на уроках в начальной школе, так и во внеурочное время. Именно участие в беседе дает ребенку возможность понять целесообразность выбора того или иного образца поведения в природе, мотивы своего или чужого поступка по отношению к объектам природы.

Процесс формирования осознанного, гуманного отношения ребенка к окружающему достаточно сложен и проблематичен, поскольку он зависит не только от современных нравственных ценностей, содержания образования, но и от реального жизненного опыта. В этой связи остро ощущается противоречие между крайне ограниченным использованием в массовой практике начального образования методов, обеспечивающих ребенку позитивный опыт непосредственного взаимодействия с природой и преобладанием вербальных технологий. Принципиально новым методом в начальной школе является работа с учебной книгой под руководством учителя и самостоятельно. Этот метод дает ребенку возможность самостоятельного приобретения знаний. Однако он не в коей мере не должен исключать важность игр природоведческого и экологического содержания. В дошкольном учреждении широко используются и настольно-печатные, и словесные, и предметные, и подвижные, и с природными материалами игры, и игровые обучающие ситуации. В процессе беседы с учениками начальной школы дети не могли вспомнить ни одной игры, используемой учителем на уроке по природоведению. Также не находит в начальной школе своей преемственной связи такой метод познания природы, как труд в природе. Если в дошкольном учреждении дети приучались к уходу за комнатными растениями и животными уголка природы, участвовали в посеве семян и посадке растений на грядках, выращивали цветы на цветниках, то в начальной школе работа в данном направлении не только не усложняется, а даже и не используется.

В практике дошкольных учреждений сложился определенный опыт связи детского сада и школы. Выделяют две линии, по которым идет установление этой связи: тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы и непосредственное сближение дошкольников и первоклассников.

Воспитатели знакомятся с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, определяя перспективы развития детей и обеспечивая тот его уровень, который требует школа. В свою очередь, учителя получают представление о содержании воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду, чтобы иметь возможность опираться на имеющиеся у детей знания и опыт.

Формы связи между этими педагогическими коллективами разнообразны:

1. Совместное обсуждение и изучение программы 1 класса и программы воспитания в детском саду, глубокое осмысление их преемственности;

2. Ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста; с этой целью целесообразно присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы с отдельными из них, посещение педагогических советов, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;

3. Наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности; посещение педагогических советов в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;

Проведение конференций и педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе, совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и т.д.

4. Взаимосвязь психологических служб детского сада и школы позволяет вырабатывать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение диагностических процедур в связи с записью детей в школу.

5. Использование в начальной школе здоровьесберегающих технологий ДОУ. Проведение совместных с ДОУ оздоровительно-воспитательных мероприятий: «Дней здоровья», праздников», «Открытых уроков» с приглашением родителей» и др.

План совместных экологических мероприятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на учебный год):

Сентябрь. Проведение акции «Прибери свою планету».

Октябрь. Работа по созданию метеоплощадки (написание проекта, оформление).

Ноябрь. Праздник «Золотая осень».

Декабрь. Шефская помощь – изготовление ёлочных украшений для дошкольников в группах продленного дня. Акция «Елочка - зеленая иголочка».

Январь. Акция «Покорми птиц зимой».

Февраль. Конкурс тематических кроссвордов «Растения под охраной».

Март. Стажерская площадка по экологии «Мир комнатных растений: уход, развитие»

Апрель. Работа на экологической тропе (оформление, сбор информации).

Май. Проект «Цветник».

Июнь. Экскурсия: «Прогулка в лес. Знакомство с ежиком».

Июль. Стажерская площадка по экологии «Мир комнатных растений: уход, развитие».

Август. Занятие «Край, в котором мы живём».

Наряду с традиционными формами осуществления преемственности в ходе инновационного движения в образовании появились новые, такие как уроки-практикумы, дни совместного обучения, тренинги и другие.

В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает им установить преемственность в ознакомлении детей с природой.

Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение всего учебного года. Ознакомление дошкольников со школой дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Формы этой работы разнообразны: экскурсии в школу, на природу, посещение школьного музея, библиотеки, уголка природы, проведение совместных занятий, тематических вечеров, организация выставок.

Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность образовательных программ, стандартов дошкольного и школьного образования, диагностических требований к достижениям детей. Планы совместной работы ДОУ и школы по ознакомлению детей с природой включают содержательную и разнообразную деятельность детей, под руководством опытных педагогов. В них содержатся задачи воспитания ребенка в среде сверстников, направленные на развитие самостоятельности, организованности, умение жить в коллективе и считаться с ним. Всё это составляет фундамент, на котором будет формироваться личность будущего ученика и является важным условием подготовки детей к школе.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к систематическому обучению.

 

Список литературы:

 

Атрашкевич, Г. В. Преемственность в работе педагогов учреждений дошкольного образования и первой ступени общего среднего образования : [из опыта работы автора, заместителя заведующего по основной деятельности ясли-сад № 2 г. п. Круглое] / Г. В. Атрашкевич // Пачатковая школа. – 2015. – № 12. – С. 1-8.

Богданец, Т. П. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т. П. Богданец // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 84-87.

Бывшева, М. В. Взаимодействие детского сада и школы как условие преемственности образования периода детства / М. В. Бывшева // Пралеска. – 2015. – № 4. – С. 31-35. 

Голицына, Л. А. Преемственность между дошкольным и начальным образованием / Л. А. Голицына // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 3-6. 

Гришина, Г. Н. Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях современного образовательного пространства / Г. Н. Гришина // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 22-29. 

Давидович, А. О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях : организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты / А. О.Давидович // Пралеска. – 2014. – № 8. – С. 4-10. 

Зборовская, Т. Ю.  Приоритетные направления в осуществлении преемственности дошкольного и начального школьного образования / Т. Ю. Зборовская //  Пачатковае навучанне: сям`я, дзiцячы сад, школа. – 2004. – № 4. – С. 43-47. 

Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М. Д. Маханева. – Москва : АРКТИ, 2004. – 320 с.

Минаева, В. М. Экологическое воспитание в начальных классах / В. М. Минаева, И. А. Шарапова. – Минск : Нар. асвета, 1998. – 96 с.

Миронов, А. В. Игра – средство реализации принципа преемственности дошкольного и начального образования / А. В. Миронов // Начальная школа. – 2013. – № 12. – С. 22-27. 

Миронов, А. В. Преемственность экологического образования между начальным и дошкольным образованием / А.В. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 81-89. 

Саморукова, П. Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / П. Г. Саморукова. – Москва : Просвещение, 1991. – 240 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Екатерина Михайловна, большое спасибо за внимание к моим публикация!!! С праздником Пасхи!!!

2 May 2021

Спасибо! С праздником!

2 May 2021

Благодарю за интересную работу!

2 May 2021

Похожие публикации