Статья «Применение технологии наставничества в развитии исследовательских навыков студентов и реализации их проектной деятельности»
Применение технологии наставничества в развитии исследовательских навыков студентов и реализации их проектной деятельности
Посеешь поступок — пожнешь привычку,
посеешь привычку — пожнешь характер,
посеешь характер — пожнешь судьбу
Уильям Мейкпис Теккерей
На современном этапе наставничество рассматривается, с одной стороны, как кадровая технология, обеспечивающая передачу посредством планомерной работы знаний, навыков и установок от более опытного сотрудника менее опытному или, с другой стороны, как педагогическая технология, обеспечивающая становление личности будущего специалиста, гармоничного вхождения человека в трудовую деятельность.
Из всего многообразия толкований данного термина мне близко следующее: наставничество — отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции. Опыт и знания наставника, относительно которых строятся отношения наставничества, могут касаться как особой профессиональной тематики, так и широкого круга вопросов личного развития. В словаре синонимов ASIS. В.Н. Тришина синонимами наставничества названы шефство и пастырство.
Другими словами, наставничество – процесс передачи опыта и знаний от старших к младшим членам общества; форма взаимоотношений между учеником и учителем; не только обучение молодого человека профессии, но его политическое и нравственное воспитание.
Наставник, ментор, коуч, тьютор — термины, давно нам знакомые и широко распространены в структуре образовательного пространства.
Сегодня наставничество мы понимаем как универсальную технологию передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
При детальном рассмотрении в понятиях выделяются несколько инвариантных характеристик наставничества:
- планомерная деятельность по передаче знаний, умений от опытного специалиста к начинающему или не имеющему опыта работы в определенном направлении;
- форма передачи опыта, в ходе которой начинающий специалист практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством наставника;
- эффективный способ повышения квалификации, освоения инновационного содержания деятельности и выхода на новый, более высокий уровень профессиональной компетенции.
Наставничество является одной из эффективных форм решения задач, обозначенных федеральными проектами для модернизации системы профессионального образования и обеспечивающих закрепление студента, выпускника в любой сфере жизнедеятельности общества.
Выделяют следующие виды и формы наставничества:
«педагог – педагог»– передача знаний на рабочем месте: может применяться не только к вновь принятым в организацию работникам, молодым специалистам, но и к уже работающим в колледже сотрудникам. Сотрудник получает своевременную помощь на этапе адаптации в колледже, поддержку в профессиональном и карьерном развитии. Эта модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных и коммуникационных технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации, наладить взаимопонимание и дружеские отношения между разными поколениями.
«работодатель — студент» предполагает создание органичной системы взаимодействия организаций среднего специального образования и региональных предприятий с целью получения учениками – актуальных знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самореализации, профессиональной реализации и трудоустройства, а предприятием – подготовленных и мотивированных кадров, в будущем способных стать ключевым элементом обновления производственной и экономической систем. «студент — студент». Вариации ролевых моделей внутри формы «студент – студент» могут различаться в зависимости от потребностей наставляемого и ресурсов наставника. Основными вариантами могут быть:- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», поддержка для достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в течение которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый – креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
«педагог — студент» (группа студентов)» – это практики наставничества без отрыва от учебы для дальнейшей профессиональной и социальной адаптации, связанные с профессиональным и карьерным развитием, передачей знаний, навыков, компетенций. Данная модель наставничества помогает талантливым и амбициозным обучающимся планировать свою карьеру, развивать соответствующие навыки и компетенции. Результаты и социальные эффекты: передача наставником своих профессиональных знаний и практических компетенций через следующие механизмы - поиск и развитие инициатив студентов, стимулирование творческой и профессиональной активности в процессе обучения и участия в творческих мероприятиях (олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах); практики наставничества обучающихся, победителей олимпиад, чемпионатов.Внедрение целевой модели наставничества, в частности формы «педагог — студент» (группа студентов)», направлено на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, а одной из задач является раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержке формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. Следовательно, можно говорить об эффективном применении данной модели в процессе реализации программы по выявлению, поддержке и сопровождению талантливых студентов колледжа, реа лизуемой в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Ключевым звеном программы является реализации концепции проектной и исследовательской деятельности студентов, одним из условий которой является наличие наставников по проектной деятельности, которые технологизируют работу над проектом.
Наставник по проектной деятельности дол жен отвечать следующим характеристикам:
обладать профильными знаниями и компетенциями по тематике проектов;
иметь опыт организации и ведения проектов;
отличаться высокой самоорганизацией и мотивацией;
практиковать креативный подход в работе.
Построение творческой среды и интеграции ее с образовательной средой в единое творческое образовательное пространство должно носить прогностический характер, то есть опережать время, определять перспективы в подготовке специалистов, при этом обеспечивая высокие показатели результата профессиональной подготовки специалиста, придавая ему новые качества.
Метод проектов - компонент подготовки специалистов, обеспечивающий развитие их творческой активности, профессионально значимых качеств личности (мобильность, гибкость, ответственность). Модель проектной деятельности студентов включает мотивационный, когнитивный и практический компоненты и определяет подготовительный, метаморфический этапы и этап самовыражения. Все этапы сводятся к таким формам реализации, как дискуссии, круглые столы, исследования, проекты, подготовка и участие в конкурсах и научных конференциях различных уровней.
Студент под руководством наставника занимается проектной деятельностью в рамках специальности, повышая тем свою познавательную активность. Очень важно на данном этапе дать возможность студенту представить результаты своей проектной деятельности, получить обратную связь, найти дальнейшие перспективы. С этой целью студент участвует в колледжных конференциях и конкурсах, участвует в мероприятиях регионального уровня (успешно представляет свою работу) и повышает свои навыки экспериментальной работы.
Результатом проектной деятельности наставляемого является защита проекта в качестве выпускной квалификационной работы перед представителями бизнеса и производства, а также участие в конкурсных мероприятиях всероссийского и международного уровней, публикации по исследуемой проблеме в различных изданиях.
Эффективность реализации целевой модели наставничества в форме «педагог — студент» в рамках организации проектной деятельности подтверждается высокими результатами участия студентов в значимых федеральных и международных конкурсах проектов и научно-исследовательских работ, количеством и качеством «реальных» дипломных проектов студентов, стабильным увеличением числа студентов, охваченных проектной и научно-исследовательской деятельностью.
В преподавании общетехнических дисциплин и междисциплинарных курсов мной используются способы и методы, обеспечивающие оптимальные условия для развития у студентов способности к самообразованию, творческому самоопределению, самостоятельности и самореализации. При этом моя цель - помочь будущему специалисту выйти в режим развития, поверить в себя. Для достижения этой цели мной применяются нетрадиционные формы проведения занятий, например студенческая научно-практическая конференция, конкурс проектов, конкурс рефератов.
Проведение научно-практической конференции определенного направления или конкурса проектов по изучаемой дисциплине или МДК является одной из эффективных форм стимулирования интереса к изучению предмета, к значимости своей будущей профессии. Готовясь к конференции или конкурсу, студенты развивают и закрепляют навык поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; умение работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством. Проводимые при подготовке исследования (соцопросы, анкетирования, сравнительные анализы информации) и последующее обобщение результатов исследования не только повышают интерес к изучаемой дисциплине, но и формируют умение самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Как основные при подготовке и проведении конкурсов по дисциплинам «Метрология, стандартизация и сертификация», «Материаловедение» были выделены следующие цели и задачи:
Повысить мотивацию изучения дисциплины.
Продемонстрировать значение предмета в жизни современного общества, связь между теорией и практикой.
Способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей студентов.
Подчеркнуть значимость развития ключевых и профессиональных компетенций для самореализации студентов как будущих специалистов.
Реализовать принцип развивающего обучения через применение активных форм обучения.
Участие в научно-практической конференции, конкурсе проектов студентов 2 и 3 курсов в рамках технологии наставничества реализует принцип опережающего обучения («педагог — студент», «равный – равному» ). Л. С. Выготский, исследуя взаимосвязь между развитием и обучением, сформулировал очень важное для педагогической психологии положение о двух уровнях умственного развития ребёнка: это уровень актуального развития (существующий в данный момент уровень подготовленности, характеризующийся состоянием интеллектуального развития, определяемым с помощью задач, которые студент может выполнить самостоятельно) и уровень, определяющий «зону ближайшего развития» (такой уровень психического развития, который достигается в сотрудничестве со педагогом, не путём прямого подражания его действиям, а решением задач, находящихся в зоне интеллектуальных возможностей студента).
Стимулируя студентов к овладению логическим, системным мышлением и оснащая обучающихся формами и методами самостоятельного добывания знаний, педагог создает ситуацию успеха, сообщает личности интеллектуальный и профессиональный динамизм, помогает «разогнаться».
При подготовке и проведении олимпиады по МДК 01.05. Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей для студентов 3 курса специальности 23.02.07 Техническое облуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей ставились следующие цели:
развитие интереса к будущей профессиональной, познавательной, творческой, научно-исследовательской деятельности;
развитие у обучающихся логического мышления, умения интегрировать знания и применять их для решения нестандартных задач
создание оптимальных условий для выявления одаренных студентов, их интеллектуального развития и профессиональной подготовки
стимулирование интереса молодежи к общественно-значимой деятельности, к инновациям в области профессиональной деятельности, к развитию научно-технического прогресса;
создание условий для реализации инновационного потенциала молодежи;
повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов.
Проектная деятельность в рамках специальности повышает познавательную активность, развивает умение самостоятельно определять задачи на будущее развитие и самообразование. Полученные навыки способствуют успешному освоению профессиональных и общих компетенций, выполнению курсовых и дипломных проектов
При работе над курсовыми проектами вместе со студентами мы постарались так организовать учебно-пространственную среду, чтоб наша совместная деятельность при подготовке к конкурсу учитывала субъективный опыт обучаемых и создавала условия для их общего и профессионального развития.
Конкурс курсовых проектов проводится как показательная защита обучающимися своих работ с мультимедиапрезентациями проектов, является завершающим этапом в освоении профессионального модуля. Цель конкурса - выявить уровень овладения обучающимися видами профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе выполнения курсового проекта по модулю. Курсовой проект состоит из пояснительной записки, выполняемой обучающимися в текстовом редакторе Word, и графической части, выполняемой в графическом редакторе КОМПАС-3D.
При презентации своего проекта студенты демонстрируют уровень теоретической подготовки; умение пользоваться справочной литературой и нормативными документами; умение применять теоретическую информацию для выполнения конкретной практической задачи – разработки проекта участка по проведению ТО и ТР парка машин и оборудования с расчетами, описаниями и пояснениями; способность работать с учетно-отчетной документацией по техническому обслуживанию и ремонту подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования; уровень владения и использования информационно-коммуникационных технологий.
В процессе общения и взаимодействия на занятиях применение основных принципов наставничества проявляется в том, что преподаватель и студенты организовывают совместную учебную деятельность, создают и поддерживают деловую доброжелательную атмосферу, ситуацию успеха. Преподаватель, учитывая жизненный опыт и уровень развития студентов при освоении новой информации, развивает в них привычку анализировать и сравнивать, умение и желание высказывать и обосновывать свое мнение, ставить и добиваться цели, оценивать свои действия и действия команды, и т.д. Результатом сотрудничества «преподаватель – студент» должен быть не только определенный уровень усвоения информации, но и возрастающий интерес студента к самому себе, к своей жизни, уверенность в своих способностях, в своей уникальности.
Таким образом, очевидно, что наставничество — это универсальная технология, сформированная самой сущностью человека: во взаимодействии передавать опыт, сохранять ценности, осваивать новое. Наставничество позволяет не ждать перемен к лучшему в своей жизни, а формировать прекрасное будущее здесь и сейчас.
Список источников
Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного наставничества. — М.: Новая реальность, 2011. — 176 c.
Вагин И. О. Наставничество. — М. : Ардис, 2014. — 692 c.
Максвелл Дж. Наставничество. — Минск : Попур ри, 2009. — 160 c.
Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3. – Текст: электронный.
Беляева, С. С. Роль и значение наставничества в профессиональной деятельности педагога // Наставничество для профессионалов будущего: сб. матер I всерос. науч-практ. конф. (Томск, 21-22 авг. 2020 г.). - Томск: ООО «Интегральный переплет», 2020. – Текст: электронный.
Крылова, Н. Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель. - 2000. - № 3. – Текст: электронный.
Калягина, И.В. Особенности наставничества в среднем профессиональном образовании// Педагогическое сообщество УРОК. РФ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://урок.рф/library/osobennosti_nastavnichestva_v_srednem_professional_071034.html, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.
Материалы XXVII Областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования: современные формы наставничества», Челябинск, 2020г.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.
Ферафонтова, М.А. Наставничество в среднем профессиональном образовании// Педагогическое сообщество УРОК. РФ. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/npo-spo/morskaya-tekhnika/library/2020/09/15/nastavnichestvo-v-srednem-professionalnom-obrazovanii, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.
Наставничество как ресурс профессионального развития педагога / Е.А. Ганаева, С.В. Масловская, А.А. Муратова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 5 (228). – С. 91-98. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-resurs-professionalnogo-razvitiya-pedagoga/viewer, Загл. с экрана. – (Дата обращения: свободный доступ). – Текст: электронный.