Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования техники «Сторителлинг»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №4»
Города Сарова Нижегородской области
«Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством использования техники «Сторителлинг».
подготовила
воспитатель
Муравьева Мария Валерьевна
г. Саров, 2020г.
На данный момент очень остро стоит вопрос поиска новых воспитательных, образовательных воздействий, которые помогали бы открыть потенциал ребенка и в то же время не наносить никакого ущерба его личности. И в свете таких гуманистических воззрений нам на помощь приходит такой механизм, который называется «Рассказывание историй» или по-другому «Сторителлинг».
Какова же актуальность проблемы? ФГОС ДО предъявляет нам определенные требования, подводит нас к мысли о том, как должна быть создана индивидуально-личностная основа деятельности у детей, которая позволяла бы удовлетворить запросы конкретных детей и максимально раскрывать потенциал их личности. То есть детям надо показать ценность знаний и замотивировать их на самостоятельный поиск информации. Кроме того, находясь в социуме мы понимаем, что социализация – умение ребенка находиться в обществе не с набором каких-то воспитательных императивов (что так делать нельзя), а ребенок должен понимать, почему так поступать не рекомендуется, и каким образом все-таки можно поступать, чтобы себя как-то проявлять.
Поэтому приходится искать новые воспитательные подходы к реализации детского потенциала. Кроме того, существует социальный заказ: нам нужен человек с активной социальной позицией, который знает, чего он хочет, какие цели перед собой ставит. Также, важное умение, важный навык сейчас – это работа с информацией. Уметь анализировать ее, представлять, обосновывать.
Информация выступает большой ценностью в наше время. Кроме того, сейчас наблюдается изменение отношения к самому ребенку. Ребенок наделяется таким качеством, как субъектность и поэтому многие воспитательные воздействия становятся неприемлемыми. Дети изменились, начали задавать вопросы: «Почему так можно сделать? А так нельзя? Расскажите, как нужно?» Нет уже такого беспрекословного подчинения взрослому.
Поэтому техника рассказывания историй или «Сторителлинг» выступает мощным инструментом для развития личности ребенка, его коммуникативных, регулятивных навыков, а также навыка овладения монологической речи.
Что же такое «сторителлинг»? Оливер Сакс сказал: «Каждый из нас живет в нарративе, и этот нарратив – мы и есть». То есть каждый из нас создает свою собственную историю. Мы все объясняем себе полученные знания, впечатления так как мы их понимаем. Ценность этих впечатлений зависит только от нас. Дети живут по такому же принципу. Мы можем привлекать детей к себе, ко взрослым, с помощью таких историй.
Сторителлинг – способ передачи информации и знаний, а также побуждение к желаемым действиям с помощью поучительных историй. То есть это не просто история, которая рассказывается для увеселения, а для того чтобы достичь определенной цели. И в чем же самый главный секрет вот такого воспитательного воздействия? В том, что сторителлинг затрагивает эмоцию, он вызывает эмоцию. То, что связано с историями, ребенок запоминает лучше, чем факты, пусть даже самые необычные. Рассказ остается в памяти без каких-то усилий. История оставляет отклик в нашей душе. И тем самым мы принимаем решение действовать именно так как поступает герой нашей истории или наоборот, не делать так, как он поступает. Идет добровольное принятие решения, это очень важно для детей.
Ситуаций в саду с детьми каждый день происходит очень много и на каждую ситуацию очень сложно придумать отдельную историю. Их можно типизировать и придерживаться простого правила: один день – одна история. Проанализировать ее с детьми. Эти истории могут накапливаться, и у группы появляется своя история, тем самым у детей возникает чувство солидарности, появляется сплоченность, дружелюбие. Хорошим быть тяжело, но это того стоит – ребенок принимает самостоятельно такое решение.
Какова же цель сторителлинга? Ею является обеспечение необходимой мотивацией для совершения субъектом какого-либо действия.
Кроме цели также нужно определить и задачи сторителлинга. Для себя я выделила из три:
1. Дидактическая: мы хотим донести до детей информацию о чем-либо. Очень важно показать в истории, что герой вышел из какой-то ситуации – ему нужна информация.
2. Развивающая: монологическая речь просто так у детей не возникает. Показываем новые способы взаимодействия с окружающим миром.
3. Воспитательная: приобщение ребенка к общепринятым эталонам поведения.
Поговорим о механизме сторителлинга.
История – безопасная ситуация, которая вроде бы не имеет отношения к ребенку. Базируется на том что произошло. Должна связывать прошлое, настоящее и будущее. Если слушатели узнают себя в этом герое, то делают это самостоятельно, без навязывания.
Истории создают общее пространство общения, синхронизируют рассказчика и слушателя. Рассказчик настраивает на такие же переживания и слушателей. Между рассказчиком и слушателями возникает эмоциональная связь. Для дошкольников самые сильные эмоции – это удивление, радость и страх. И меняя местами эти эмоции в рассказе, можно добиться активного, включенного слушания у дошкольников. Когда они сами будут просить, а что же дальше случилось, и это потрясающий момент, потому что детям можно предложить самим досказать. Таким образом, задействуется развивающая функция сторителлинга.
Благодаря этому истории могут влиять на поведение. Для этого в истории положительного героя, делаем замечательным. Также, истории могут удержать внимание слушателей.
Остановимся на ситуациях применения историй.
1. Для установления норм и правил поведения в группе, в различных ситуациях;
2. Для внедрения новой информации познавательного характера;
3. Для эффективной информации. При неуверенности, если ребенок лениться или не хочет что-либо делать, боязни что ничего не получится;
4. Для создания комфортной обстановки в группе;
5. Для обоснования права ребенком «быть лучшим», создать здоровую конкуренцию, научиться радоваться за других детей.
Выделим правила использования техники «Сторителлинг»:
1. Краткость истории. Дети могут слушать 10-15 мин при условии, что речь рассказчика яркая и убедительная. Когда ведется беседа с детьми, включая интерактивную нотку.
2. Герой должен быть ярким. Понятный и неординарный. Чаще всего, это две полярные личности: либо очень хороший, либо очень плохой. Очень хорошему нужно подвиг совершить, а очень плохой должен превратиться в очень хорошего. Такие истории очень захватывают.
3. История должна иметь отношение к реальности. Истории должны базироваться на тех, которые уже произошли в группе.
4. Событие уже случилось, даже если у истории открытый конец.
5. Не навязывать мнение.
6. Не делать очевидных выводов.
7. Влияйте на эмоции.
8. Для конкретной аудитории.
9. Используйте метафоры.
10. Сделайте слушателя соучастником истории, будьте с детьми.
Чтобы история была правильно начатой и завершенной необходимо обращать внимание на структуру рассказывания истории:
1. Главный герой и его мир. Какой он и какими свойствами он обладает.
2. Проблема
3. Поиск решения проблемы.
4. Решение
Каждый из элементов появляется в строго определенном порядке, который позволяет поддерживать интерес аудитории на протяжении всего рассказа.
Подробнее остановимся на развивающей задаче сторителлинга. Так как воспитательная и дидактическая они идут от нас-педагогов.
Что такое сторителлинг для детей? Мы – воспитатели должны научить детей рассказывать истории, чтобы они могли объяснить свой тот или иной поступок. Мы учим их говорить. Чтобы они сами регулировали свое внутреннее состояние и понимание происходящего.
Таким образом, при составлении ребенком истории, педагог должен обращать внимание на такие моменты как:
1. Содержание историй. Это тот контент, которым мы наполняем наши истории. То, о чем мы хотим рассказать.
2. Организации истории. Это очень сложный момент. Это про планирование. Детям предлагается такая схема: начало, середина и окончание. От прошлого героя к будущему.
3. Оформление истории. Когда мы рассказываем историю, нам нужно ее рассказывать с определенными интонациями, выражениями, и очень важно избегать монотонности. Учим детей театральным, артистичным вещам.
Подробнее остановимся на схеме работы с детьми (обучение рассказыванию историй):
1. Первым этапом обучения является описание реальных предметов/героев: что это за предмет, какими свойствами он обладает.
Например, можно использовать игру «Волшебный мешочек» Наполняем мешочек различными предметами. Основная цель: разговорить участников, обратить внимание на разные стороны одного и того же явления. Далее, когда освоили данный этап, переходим к следующему.
2. Начинаем детей учить формулировать проблему. Задаем следующие вопросы: какие приключения могут быть у…? Какие приключения произойти в…? Здесь нам могут помочь такие простые приспособления. На первый взгляд, мягкие детские кубики. Работаем по такой схеме с детьми с 4 лет. Просим детей бросить кубики, задавая сопутствующие вопросы по выпавшим картинкам. Учим детей разговаривать, ставить перед собой определенную цель.
Также используем карточки с изображением мест обитания и героями. Перемешиваем в две стопки. Совмещаем их, рассказываем о том, что выпало, придумываем историю героя, который попал в определенное место обитания.
3. Далее формируем умение составления рассказа по опорным картинкам: отработка навыка рассказывания по плану (герой-проблема-решение проблемы).
Основные правила данного этапа: уникальность и краткость истории. Данная схема представляет собой ряд кубиков. Бросая кубики одновременно, мы учим детей последовательно составлять историю, используя те подсказки, которые выпадают на кубиках. В работе есть непосредственно такие кубики на грани которого наклеено шесть картинок и каждая картинка отражает какое-то общее понятие. Например, герои, событие. В зависимости от комбинации выпавших картинок, мы сочиняем историю. Описываем героя, описываем его соперников, тем самым получается целостная законченная история, но составленная пока на основании этих реалистичных изображений. Здесь есть очень важный методологический аспект: многие дети увлекаются каким-то одним аспектом: например, мальчикам выпадает меч. И многие мальчики начинают рассказывать какой это замечательный меч, он может рубить, что угодно. И вся история крутится вокруг этого меча. Мы, как педагоги, должны все-таки объяснить ребенку, что это предмет, который создан для чего-то, а главный герой этим предметом владеет. Учим детей не застревать на каких-то аспектах, видеть суть нашей истории. Учить отходить от начала и уходить до конца истории.
4. На следующем этапе способствуем составлению рассказа детьми по пиктограммам: дети самостоятельно определяют героя, проблему, решение, выводы. Это более широкое поле фантазирования. Здесь нет заранее определенных шагов. Символы помогают переходить к новому уровню мышления: от образа к более абстрактному.
Все истории, которые дети рассказывают, они должны быть уникальными, нельзя повторять ранее услышанный текст. У многих детей есть такое желание – копировать. Мы детей стимулируем к тому, что герои могут совершать большое количество разнообразных поступков. И истории должны быть короткими. Многие дети любят получать большое количество внимания, но мы должны дать понять, что есть и другие дети, которые хотят быть услышанными.
5. Составление истории с помощью заранее созданного плана: самый сложный этап, т.к. ребенку нужно в памяти удерживать план, а также придерживаться его. После составления такой истории целесообразно просить детей придумать название к их рассказам. Название позволяет обобщить всю информацию, которую выдали дети и это придает истории законченный вид, итог работы. Название придумывают и слушатели, и сочинители.
Этот процесс является развитием монологической речи детей, с помощью сочинения истории. Нужно понимать, что это очень трудоемкая работа, требующая много времени и энергии от педагога. Самое главное, требующая большой включенности в жизнь детей.
Сторителлинг хорошо организует ход мыслей (как у детей, так и у себя). Есть схема, которой необходимо придерживаться. Тем самым, дети становятся увереннее во время устных ответов. Это очень важно для их дальнейшей школьной жизни. Нужно понимать, что это будет одним из ключевых моментов их обучения.
Таким образом, в завершении можно сделать вывод, что, используя технику рассказывания историй в работе с детьми можно научиться взаимопониманию. Подчеркну, что создается общее поле, которое позволяет как детям понимать нас взрослых, так и нам их понимать. Техника «Сторителлинг» помогает овладеть навыком монологической речи, развивает ораторские способности. Когда ребенок владеет речью, он понимает, что, зачем и каким образом он хочет сказать. Тем самым он научиться анализировать и структурировать информацию.
Список использованной литературы
Федорова С. В., Барчева А. А. Использование техники сторителлинг в работе с детьми дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №16. — С. 515-518.
Симмонс А. Сторителлинг. Как использовать силу историй. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 177 с.
Русакова А.С. Ключи к детской душе. Как рассказывать и сочинять истории и сказки. - М.: Обруч, 2015. -192 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1998. - 355 с. Пастернак Н.
Сказки нужны ребенку как воздух // Дошкольное образование. — 2008. - №8. - С. 23-35.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://1sept.ru/